Ворог Пальма салю гало| зака| ла||к жел 12 глава
Логопед раздает ученикам фигурки животных, сам берет фигурку человечка. На столе раскладывает картинку с изображением дорожки, ставит на нее дерево или навес, сделанные из деталей детского конструктора. Передвигая фигурку по дорожке, логопед просит детей составить предложение (Человек идет по дорожке) и выделить предлог. После ответа детей логопед вывешивает на доску карточку с предлогом по. Затем логопед помещает фигурку под дерево или под навес. Ученики составляют следующее предложение (Человек стоит под деревом) и называют предлог под. Логопед вешает на доску карточку с предлогом под. Затем ученики читают эти предлоги, сравнивают их по звучанию и написанию. Затем ученики по просьбе логопеда помещают свои фигурки под различные предметы или передвигают их по поверхности различных предметов и составляют предложения, выделяя голосом предлог по или под. Логопед следит за правильным употреблением и произнесением предлогов. Примерные виды заданий 1. Рассмотрите картинки. Составьте по ним предложения. Поставьте картинку под соответствующий предлог. Оборудование: картинки, по которым можно составить предложения с предлогами по и под, например: Мальчик идет по дороге; Собака лежит под крыльцом; карточки с предлогами по и под, расположенные на фланелеграфе. Методические рекомендации. Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание. Логопед следит за четким проговариванием предлогов и окончаний имен существительных. 2. Прослушайте словосочетания. Вставьте предлог по или под. Повторите словосочетание целиком. прячется... стул идет... тропинке потекла... земле поставили... кровать разлили... полу встали... крышу живет... землей пробирается... крыше
вырос... березкой бежит... дороге 3. Прослушайте словосочетания. Изобразите их графически, впишите в схему предлог по или под.
4. Прослушайте предложение. Назовите предлог и слово, с которым он «дружит». Катится Колобок по дорожке. Под окном сидит старушка. Бродит медведь по лесу. Скачут кони по лугу. Села Аленушка под яблоньку. Туча по небу идет. Бочка по морю плывет. Под елью валялись шишки. Ласточка свила гнездо под крышей. 5. Из данных слов составьте словосочетания, правильно изменяя слова. ползет, ветка, по бродили, по, лес под, поселился, куст спрятался, шкаф, под юркнула, под, листик скользили, лед, по 6. Придумайте предложения с данными словами и предлогом по или под. ложка, стол автобус, улица заяц, поле жук, ветка скамейка, рябина шарик, шкаф 7. Прослушайте словосочетание. Отвечая на вопрос, вставьте слово-признак. Повторите получившееся словосочетание. Начертите его графическую схему. Образец: едет по пыльной дороге. едет по (какой?) дороге вырос под (какой?) осиной бродит по (какому?) лесу сидит под (каким?) кустом плывут по (какому?) небу бегали под (каким?) деревом
8. Прослушайте начало предложения. Закончите его по схеме. Произнесите предложение целиком. Змея ползет Полочку прибили Зайчик бежал Путники уселись 9. Придумайте предложения с предлогами по и под. Начертите в тетрадях схемы составленных предложений. 10. Прослушайте предложения. Рассмотрите схемы. Все ли правильно в схемах? Исправьте ошибки.
Методические рекомендации. Можно использовать лексический материал задания 2. Логопед называет словосочетание, не опуская предлог. Стр. 142
Листья летят по ветру.
По небу плывет облако. Кот сидит под столом. Под дубом лежат желуди. Лодка плывет по реке. 11. Внимательно прослушайте предложения. Все ли правильно в предложениях? Исправьте ошибки. Жук ползет под траве. Рыбы живут под водой.
Книга упала по стол. По землей живет крот. Лена идет по дороге. Под реке плывет лодка. Предлог над Начиная работу над этим предлогом, логопед предлагает ученикам положить карандаш на стол. Когда ученики выполнят это, логопед задает вопрос, можно ли положить карандаш над столом. Дети говорят, что нельзя, поскольку предлог над обозначает положение предмета в воздухе, значит, карандаш можно только держать над столом. Стр.143 Затем логопед дает ученикам разные задания: держать карандаш над книгой, над пеналом, над тетрадью, над полом, над головой и т. п.— и каждый раз спрашивает: Где} Ученики отвечают: над книгой, над пеналом и т. д. После этого логопед молча помещает предмет, например, мяч, над различными предметами и спрашивает учеников: Где мяч? Ученики отвечают: мяч над столом, мяч над стулом и т. д. Примерные. виды заданий 1. Игра «Что над чем?». Оборудование: на столе у логопеда различные небольшие предметы или игрушки, например, кубик, пирамидка, мяч, карандаш. Описание игры. Логопед поочередно вызывает учеников к столу, дает задание: Держи кубик над мячом — и спрашивает: Где кубик? (Кубик над мячом.) Затем: Держи мяч над кубиком. Где мяч? (Мяч над кубиком.) И т. д. 2. Рассмотрите картинку, скажите: что над чем? Примерный перечень картинок: самолет над лесом, гуси над озером, солнце над лесом и т. п. Образец ответа: Самолет над лесом. Гуси над озером. 3. Прослушайте словосочетания. Дополните их словами, обозначающими действие. Произнесите предложения целиком. Начертите схемы предложений. Стр.144
Образец: висит. Лампа висит над столом.
Лампа... над столом. Над головой... шары. Картина... над диваном. Над озером... утки. Чайки... над морем. Над крышей... голуби. Самолет... над лесом. Над нами... комары. 4. Прослушайте словосочетание. Назовите предлог и слово, которое к нему относится. Изобразите это графически. Образец: над цветами. Бабочки над цветами. Над лесом туча. Комары над болотом. Ласточка над гнездом. Ковер над кроватью. Над лугом шмели. 5. Прослушайте предложение. Назовите предлог и слово, с которым он «дружит». Начертите схему. Над лесом показалось солнце. Пчелы кружились над ульем. Над березами кружили грачи. Над нами вилась мошкара. Коля живет над Милой. Над селом пролетел вертолет.
6. Составьте словосочетание из данных слов. Назовите предлог. река, мост двери, провода земля, туман крыша, флаг лампа, стол цветы, пчелы стрекозы, река дерево, жуки ковер, диван 7. Игра «Наряжаем елку». Оборудование: полиэтиленовая елка и мелкие игрушки. Описание игры. Логопед говорит детям, что сегодня они будут наряжать елку, и на нижние ветки вешает 4—5 игрушек. Затем логопед вызывает поочередно детей и предлагает им повесить названную игрушку над той, которая уже висит, например, шишку над хлопушкой, и спрашивает ребенка, куда он повесил шишку (Я повесил шишку над хлопушкой): Игра продолжается до тех пор, пока дети не развесят все игрушки. После этого логопед предлагает детям полюбоваться нарядной елочкой и сказать, что над чем висит. Дети называют по одному или два предложения, например: Снежинка висит над шариком. Рыбка висит над грибком и т. д. Каждый ребенок, правильно составивший предложение, получает маленький приз. 8. Прослушайте словосочетание. Назовите, сколько в нем слов. Вставьте еще слово, которое обозначает признак. Произнесите получившееся словосочетание. Начертите его схему. Образец: над пестрыми цветами. над цветами, над рекой, над крышей, над лесом, над землей, над травой, над книгой, над столом, над прудом 9. Прослушайте предложение. Подсчитайте в нем количество слов. Какое место по счету занимает предлог, назовите его и слово, с которым он «дружит». Стр.145
4. Прослушайте словосочетание. Повторите предлог и слово, с которым он «дружит». Изобразите их в тетрадях. над Методические рекомендации. По ходу работы логопед обращает внимание учеников на изменение окончания существительного в зависимости от предлога. 5. В данные словосочетания вставьте предлог на или над. Произнесите словосочетание целиком, выделяя голосом предлог. 6. Прослушайте предложение. Повторите предлог и слово, с которым оно «дружит». Запишите их по образцу. Образец: на Белка спустилась на землю. Над ромашками порхали бабочки. Встает над лесом солнышко. Утки опустились на берег. Небо над лесом посветлело.
7. Прослушайте предложение. Сосчитайте количество слов в предложении. Каким по счету стоит предлог? Назовите его. Над полем летают грачи. Комбайны работают на поле. Прокатился над лесом гром. Стрекозы летают над озером. Лоси вышли на дорогу. На стол поставили вазу. Вьются над головой комары. Над рекой поднимается туман. 8. Прослушайте предложение. Рассмотрите его схему. Какого слова нет в услышанном предложении? Придумайте его. Произнесите предложение по схеме, повторите предлог и слово, с которым оно «дружит». 9. Рассмотрите схемы. Придумайте по ним предложения с предлогом на или над. Повторите предлог и слово, с которым он «дружит». Листва шумела над головой. Над цветущими яблонями жужжали пчелы. Голуби летали над крышей. Вика склонилась над интересной книгой. Над лесом нависли темные тучи. Над горизонтом показался месяц. 10. Прослушайте предложения. Найдите и исправьте ошибку. Произнесите предложения правильно. Ивы склонились над (реке). Шары висели над (флажки). Над (Вася) живет Алеша. Над (цветы) жужжали пчелы. Мама склонилась над (сына). Жуки летели над (деревья). Над (палуба) кричали чайки. Миша трудился над (задачи). 11. Прослушайте слова. Составьте из них предложения. Назовите предлог. звонок, над, висеть, дверью врач, больным, над, склонился деревней, журавли, летели, над, вертолет, лесом, пролетел болотом, над, туман, поднимался над, чайки, волной, летали Предлоги на, над При дифференциации предлогов на и над необходимо следить за тем, чтобы ученики четко проговаривали эти предлоги. В начале работы целесообразно пользоваться табличками с написанными на них предлогами на и над. Примерные виды заданий 1. Ответьте на вопрос где?, называя только предлог. а) Положите карандаш на стол. Положите карандаш на руку. Держите карандаш над столом. Держите карандаш над рукой. б) Положите карандаш на стол, а ручку держите над столом. Положите карандаш на руку, а ручку держите над рукой. 2. Рассмотрите картинки. Отберите только те, по которым можно составить предложение с предлогом на. Подумайте, с каким предлогом можно составить предложения по оставшимся картинкам. Примерный перечень картинок: на столе стоит стакан, над лесом летит самолет, девочка сидит на скамейке, лампа висит над столом и т. п. 3. Рассмотрите картинки. Скажите, что на что можно положить. Что над чем можно поместить?- Перечень картинок: птица, дерево, бабочка, цветок, лампа, стол. Образец ответа: Птица на дереве. Птица над деревом. Стр.146
Образец схемы: лежит на окне висит над окном сидит на крыше летит над крышей
над лезет... дерево спит... кровати валяется... полу катается... коньках
Майка сушится на веревке. Облака плывут над городом. Сливы лежат на тарелке.
растет на земле кружит над землей плавает на озере летит над озером порхает... цветком висит... дверью машет... головой поднялся... рекой Роса блестит на траве. Ворона кружит над гнездом. Солнце встает над лесом.
10. Прослушайте предложение. Найдите и исправьте ошибку. Методические рекомендации. При затруднении логопед обращает внимание детей на правильный выбор предлога на или над. Пчелы летели на лугом. Бабочка села над ромашку. На озером светила луна. На вареньем летали мухи. Белье повесили над веревку. Над скатерти было пятно. 11. Прослушайте предложение. Найдите и исправьте ошибку. Методические рекомендации. Логопед обращает внимание детей на окончание имени существительного. Котенок спал на ковриком. На яблоня висели румяные яблоки. Над болоте летели журавли. На клумбой расцвели цветы. Над чайник поднимался пар. Ива склонилась над река. 12. Прослушайте предложение. Найдите и исправьте ошибку. Лена положила платье над стулом. На трубе вьется дымок. Дети загорали над берегом моря. На городе кружился снег. На двери повесили звонок. 13. Прослушайте предложение. Рассмотрите его схему. Найдите ошибку в схеме и исправьте ее. Вова сидит на стуле. Шмели летали над полем. Лена едет на санках. Гуси летели над озером. Коля катался на коньках. Ива склонилась над водой. Закрепление предлогов 1. Прослушайте предложение. Подсчитайте количество слов. Каким по счету стоит предлог? Назовите его. Муравей спрятался под листиком. Над морем кружатся чайки. Сережа достал из кармана перочинный ножик. К вечеру буря утихла. Из густых кустов выскочил зайчик. С еловой ветки упала шишка. Рак жил под старой корягой. Ушла рыбка в синее море. 2. Прослушайте предложение. Вставьте пропущенный предлог. Лягушки прыгали... кочкам.... реке плеснула большая рыба. Лошади выбежали... конюшни. Тракторы вышли... поля.... Москвой светят Кремлевские звезды. Красна девица сидит... темнице, коса... улице. (Морковка.)... елками лежит мешок... иголками. (Ежик.)... бородой, а не старик,... рогами, а не бык. (Коза.)
3. Из данных слов составьте предложения. Назовите предлог. птичка, ветка, на, сидит снегу, по, бежал, зверек полянках, росли, на, подснежники деревьях, на, листочки, первые, появились шила, Вера, платье, синей, из, ткани дедушка, чай, с, вареньем, вишневым, пил 4. Прослушайте предложение. Начертите его схему. Впишите в схему предлог. Овощи лежат в корзине. Саша приехал из деревни. Рыба живет под водой. На грядке выросли огурцы. Мальчик бежал по тропинке. Над лесом сгущались тучи. Работа над слого-звуковым составом слова К концу второй четверти учащиеся 1-х (III) классов знакомятся со всеми буквами алфавита, заканчивают изучение букваря и овладевают элементарными навыками письма. Как показывает практика, у детей, имеющих общее недоразвитие речи, именно в этот период появляются дисграфические ошибки на письме, такие, как пропуски букв и слогов, наращивание слова буквами и слогами, искажение слов, перестановка букв и слогов и т. п. Поэтому переходим к работе над слого-звуковым и звуко-буквенным составом слова. В начале работы над слоговым составом слова логопед уточняет представление детей о способах образования звуков, о гласных и согласных звуках, подчеркивает отличие гласных звуков от согласных (при произнесении согласных звуков во рту есть преграда для воздушной струи, а при произнесении гласных эта преграда отсутствует). Ученики выполняют несколько заданий на различение гласных и согласных звуков. Примерные виды заданий 1. Игра «Светофор». Оборудование: у каждого ученика по одному кружку синего и красного цвета. Описание игры. Логопед называет попеременно гласные и согласные звуки, ученики поднимают соответственно красный или синий кружок. Один из учеников объясняет, почему услышанный звук гласный или согласный (во рту есть преграда для воздуха или ее нет). 2. Прослушайте ряд звуков. Назовите сначала только гласные, потом только согласные. Методические рекомендации. Логопед называет первый ряд из 5—6 звуков, в котором гласных и согласных примерно поровну, и просит детей выполнить задание. Затем он произносит следующий ряд звуков, и работа продолжается.
Стр.148
3. Запишите гласные буквы красным цветом, согласные — синим. Методические рекомендации. Логопед в медленном темпе называет вперемешку гласные и согласные звуки и следит за правильностью выполнения задания, исправляя ошибки детей по ходу работы. 4. Спишите буквы в две строчки: в первую — гласные, во вторую — согласные. Оборудование: 15 карточек с буквами, среди которых все шесть гласных. Уточнив различие между гласными и согласными звуками, логопед переходит к формированию у учеников навыка правильного деления слов на слоги с одновременным выделением гласных. Наиболее распространенной дисграфической ошибкой является пропуск букв, часто пропуск именно гласных. Поэтому выделение гласных из слов является очень важным этапом коррекционной работы. Стр.149 Выделение гласных преследует две цели: во-первых, предупреждение и исправление одной из самых распространенных дисграфических ошибок, во-вторых, уточнение понимания слогообразующей роли гласных. При выделении гласных из слога и слова логопеду следует помнить, что в работу включаются только гласные звуки (буквы) а, о, у, ы, э, и. Примерные виды заданий 1. Прослушайте слово. Определите количество гласных и слогов в слове. Изобразите слово графически. Надпишите гласные над слогом. Методические рекомендации. Логопед произносит слово, выделяя голосом гласные. о. ы» э Образец: ' ' кот, дом, бык, мак, сок, сын, дуб, кит рыба, ноги, руки, мыло, кони, липа, рама 2. Рассмотрите и назовите картинки. Начертите графические схемы слов. Впишите в схемы гласные. Примерный перечень картинок: стол, куст, кран, лист, сыр, рыба, фрукты, шапка, луна, крыша, труба. 3. Спишите слова. Разделите их на слоги. Образец: ры-ба, сум-ка, ко-мар.
сани санки шарик губы палка рукав ваза мосты кусок 4. Прослушайте слова. Определите количество гласных и слогов в слове. Начертите его схему, впишите в схему гласные. Стр.150
Методические рекомендации. Логопед произносит слова так, как они пишутся, слегка протягивая гласные. При графическом изображении слова логопед требует послогового проговаривания. Выделять гласные можно двумя способами: 1) при проговаривании слога ребенок сразу выделяет гласную и пишет ее над соответствующим слогом; 2) сначала ребенок чертит схему, проговаривая слоги, затем произносит по порядку каждый слог, выделяет гласную и надписывает ее над соответствующими слогами. рыбаки, лимоны, сапоги, машина, пироги, лопухи, комары 5. Спишите слова, деля их на слоги, подчеркните гласные. ра-бо-та кар-ти-на ро-маш-ка по-ми-дор га-ло-ши кол-ба-са ма-шин-ка ко-ри-дор са-по-ги сол-да-ты по-душ-ка са-мо-вар шап-... мыш-... 6. Спишите слова по слогам, добавив слог ка. Подчеркните гласные. ...-ток...-ша ру-...-ва за-...-зы 7. К данному слогу подберите из скобок слоги так, чтобы получилось слово. Напишите слова, подчеркните гласные. за... (бор, вод, кон, мок) ку... (ры, сок, лак, лик) ры... (ба, си, бак, нок) 8. Игра «Составь слово». Оборудование: слоги, из которых можно составить двухсложные слова. Описание игры. Половину подобранных слогов логопед раздает детям. Оставшиеся слоги поочередно выставляет на фланелеграф и предлагает детям подобрать слог так, чтобы получилось слово. Ребенок ставит свой слог и читает получившееся слово. 9. Игра «Получилось слово или не получилось?..». Оборудование: слоги, из которых можно составить двухсложное слово. Описание игры. Логопед выставляет вперемешку все подобранные им слоги на фланелеграф. Затем показывает указкой на два слога, предлагает детям прочитать их и сказать, получилось слово или не получилось. 10. Игра в домино «Составь слово. стр.151
Описание игры. Логопед ставит на фланелеграф первую карточку, остальные раздает детям. Ученики подбирают слоги и составляют слова, после чего все слова прочитывают. 11. Рассмотрите и назовите картинки, из данных слогов составьте названия картинок, запишите их. Перечень картинок: мыши, жуки, коза, лимон, забор, комар, школа, слоны, круги, кустик, балкон, карман. ши, мы мон, ли ла, шко тик, кус ки, жу бор, за ны, ело кон, бал за, ко мар, ко кру, ги кар, ман 12. Рассмотрите и назовите картинки. Из данных слогов составьте названия картинок, запишите их по слогам. Оборудование: предметные картинки, на которых изображены малина, голова, сорока, корова, сапоги, молоко; под картинками написаны вперемешку слоги, из которых состоят названия картинки. 13. Прослушайте слова. Определите в них количество слогов. В первый столбик начертите схемы односложных слов, во второй двухсложных. Вписывайте в схемы гласные. раки, мак, суп, травы, утки, кран, стул, листик, дуб, брат, грачи, крыса, слон 14. Прослушайте слова. Определите в них количество слогов. В первый столбик начертите схемы двухсложных слов, во второй — трехсложных. Вписывайте в схемы гласные. Методические рекомендации. Трехсложные слова логопед произносит так, как они пишутся. банка, крупа, бабушка, ложка, катушка, рубашка, сливы, сахар, бусы, корзина 15. Графический диктант. Методические рекомендации. Логопед диктует вперемешку слова, состоящие из одного, двух или трех слогов. Дети чертят их схемы, вписывают в схемы гласные. Можно использовать лексический материал предыдущих заданий. Научив детей выделять гласные звуки в слове и делить слова на слоги, целесообразно перейти к практическому усвоению ударения. Основной целью этой работы является формирование у детей навыка слышать и выделять сначала ударный слог, а затем ударную гласную. — Ученикам предлагаются те же задания, которые давались ученикам шестилетнего возраста в предыдущей главе. В работе можно использовать сказку «Братья — звуковые мастера». «Жили-были братья — звуковые мастера Л, О, У. У каждого мастера был звуковой молоточек. Ударит мастер А молоточком по звуку а, и тот зазвучит долго и громко. Мастер О бил моло- Стр.152
точкой по звуку о, мастер У — по звуку у. У мастеров много работы, ведь без ударения ни одного слова не произнесешь. А слов" так много, что втроем не справиться. К тому же братья-мастера были большие спорщики. Как встретят слово, так и начинают спорить, кому ударить молоточком. "Однажды братья пошли на скотный двор. (Логопед выставляет картинки, на которых изображены корова, кони, овцы, козы, коза, баран, собака.) «Ой, да тут все слова мои»,— сказал мастер О. «Нет,— сказал мастер А,— и для меня тут работа есть!» (Логопед предлагает детям подумать, по каким словам ударит своим молоточком мастер О, а по каким — мастер А.) Пригорюнился мастер У: «Нет для меня здесь работы!» Пошли братья на птичий двор. А там гуляют петух, курица, гуси, утки. (Как вы думаете, ребята, для какого брата-мастера здесь найдется работа?) Вдруг прилетели голуби. (Как вы думаете, ударит мастер У по этому слову?) Для какого мастера эта работа? А потом все братья пошли в магазин. (Кто из них выберет вафли, кто сушки, кто соки? Кому достанется пастила?) Захотелось им купить еще вишни и дыню. Собрались вокруг и спорят, кому ударить по ним молоточком. Ударил братец О, получилось вошни, доня. Ударил братец А. Что получилось? (Вашни, Даня.) Ударил братец У. Что получилось? (Вушни, дуня.) Как же быть? Кто поможет? Надо позвать еще двоих братцев-мастеров — И и Ы. С другими братцами — звуковыми мастерами мы познакомимся позднее». Далее начинается работа над гласными второго ряда. Логопед может использовать сказку об образовании гласных второго ряда, приведенную в предыдущей главе. После того как дети познакомятся с образованием гласных второго ряда, в таблицу гласных, висящую на доске, добавляются соответствующие буквы. Примерные виды заданий 1. Прослушайте слова. Какую букву вы напишите в начале слов? Запишите эту букву. яблоня, ягода, якорь, яма, яркий, ярмарка, ядерный ежик, елочка, ершик, елочный, екнуло, емкий юг, южный, юный, юноша, юла, юбка, Юля ем, ели, ельник, ездить, ель Слова для объяснения: ершик, ядерный, екнуло, емкий, юный, ельник. 2. Прослушайте слова. Запишите первые буквы этих слов. Методические рекомендации. Логопед называет слова, данные в задании 1, вперемешку и следит за правильным выполнением задания. 3. Прослушайте слова. Начертите их графические схемы. Надпишите гласные второго ряда над соответствующим слогом. Стр.153
яма, края, рояль, друзья, ярмарка, приятель, Яша, Ульяна водоем, елка, льет, пьет, поем, Соловьев знаю, пью, уютный, каюта, вьюга, приют, Южный кроет, плавает, приехал, ель, ехал Слова для объяснения: приятель, водоем, уютный, приют. 4. Прослушайте слова. Запишите первую букву. якорь, август, адрес, яблоко, азбука, ябеда, аист, ягода ежик, около, елка, облако, обнял, общий, ершик, емкий узкий, юбка, узел, юноша, угол, удочка, южный, юный, утка ельник, экран, если, эскимо, эстрада, ездить, эхо, ели, эти, это МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ Работая над формированием понятия о твердости и мягкости согласных и двух способах смягчения согласных, важно научить детей различать на слух твердые и мягкие согласные и соотносить твердость и мягкость согласного с последующей гласной буквой или мягким знаком. В процессе работы можно использовать сказку «Том и Тим». «Жили-были два брата. Одного звали Том. Он был худым, высоким и таким же твердым, как звук т, с которого начинается его имя. Он всегда выбирал себе то, что начинается с твердых звуков. Он не ел тянучек, но очень любил томатный сок. Он носил пальто и никогда не надевал пиджак. Он не брал в руки мяч, но с удовольствием пускал мыльные пузыри и игр в морской бой. А второй брат, которого звали Тим, был мягкий, кругленький и пухлый. Он любил все то, что Начинается с мягких звуков, как его имя: тефтели, леденцы, пирожное, кисель. Братья очень дружили. Когда Тим рисует, Том — раскрашивает. Если Том берет в руки дудочку, Тим сразу начинает дирижировать. Они никогда не выбирали одни и те же вещи, поэтому никогда не ссорились. Им ведь не приходилось выхватывать друг у друга игрушки и сласти. Вот однажды Тим и Том решили отправиться в путешествие. (Давайте поможем им собраться. Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки, назвать их, подумать, какие предметы должен выбрать Том и какие Тим. Кто выберет: рюкзак, а кто возьмет ранец? Что положит в рюкзак Тим, а что возьмёт Том? (Картинки: котелок, миска, вилки, ложки, ножик, пакет с молоком, бутылка с кефиром, колбаса, ветчина.) Кто обуется в кеды, а кто в кроссовки? У кого из братьев на голове будет шапочка, а у кого берет?) Вещи и продукты собраны, можно отправляться в путь. Но по какой дороге? Одна ведет в лес, а другая на луг. По какой дороге захочет пойти Тим, а по какой Том? Но Тим и Том — друзья. Они решили пойти по самой опушке леса. Здесь бывает много Стр.154
грибов. (Кто будет собирать лисички, маслята, сыроежки, белые, рыжики?) А вот и речка. В ней можно наловить рыбы. В речке много разной рыбы. (Кому на удочку попадется сом, пескарь, лещ, плотва, линь?) Пора устраивать привал. Тим и Том разводят костер и делают шалаш. (Кто принес ветки для шалаша, а кто валежник для костра?) Обед готов. (Кому придется по вкусу рис, а кому рыба? Кто будет пить кисель, а кто компот?) После обеда Тим и Том укладываются спать. (Кому приснится сон про Тампарама, а кому про Тимпи-рима?) Когда Тим и Том проснулись, они решили поиграть в свою любимую игру: «Твердое и мягкое». В этой игре Том называет слог, который начинается с твердого согласного звука. А Тим называет слог, который начинается с мягкого согласного звука. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру. Вариант 1. Логопед выставляет на фланелеграф карточки со слогами, например, пи, пы, ту, тю, ри, ры, ло, лё, там, тям, вол, вёл, риш, рыш и т. д. Делит учеников на две команды: одна команда Тома, другая — Тима. Ученики из команды Тома поочередно выбирают соответствующие слоги и помещают их в один столбик. Ученики из команды Тима помещают слоги в другой столбик. Вариант 2. Ученик из команды Тома выбирает карточку, на которой написан слог с твердым согласным, и ставит ее на доску. Ученик из команды Тима выбирает слог с мягким первым звуком. Если ученик подобрал слог правильно, то ему предоставляется право выбрать любой слог с мягким согласным впереди, т. е. продолжить игру. Ученик из команды Тома подбирает к нему парный. И т. д. В конце игры можно предложить детям следующее задание: Что возьмет себе мягкий Тим, а что твердый Том? (Вату, кирпич, пух, дерево, подушку, металл, снег, лед.) Если при ответе ученики не будут ориентироваться на твердость и мягкость самих предметов, т. е. их свойства, значит, у них сформировалось понятие о твердых и мягких звуках и они уже не смешивают звуковую форму с их лексическим значением. Выполняя предлагаемые далее задания, логопед может пользоваться этими образами — Тима и Тома, вводить элементы игры, используя уже знакомые образы из сказки «Том и Тим». Примерные виды заданий 1. Прочитайте слоги. Скажите, как звучит согласный в слогах первой строчки и в слогах второй строчки. Какие гласные написаны после твердых согласных, какие — после мягких?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|