Ворог Пальма салю гало| зака| ла||к жел 13 глава
са, со, су, сы ма, мо, му, мы ся, сё, сю, си, се мя, мё, мю, ми, ме стр.155
2. Прочитайте слоги. Скажите, как звучат согласные в этих слогах. Спишите Твердые согласные подчеркните синим цветом, мягкие — зеленым. а) са ло ра ну фо пы ма ку зы б) ля мё ню ря ве дё ти лю вё в) по лю се те пы зи зы сю ву 3. Спишите слоги. Твердые согласные подчеркните синим цветом, мягкие — зеленым. кап сём так бул. ляп кон пил вен зак 4. Спишите слова. Твердую согласную в начале слова подчеркните вместе с гласной синим цветом, мягкую с гласной — зеленым. лук — люк воз — вёз рад — ряд был — бил мал — мял мыл — мил 5. Игра «Помогите Торопыжка». Описание игры. На доске написаны парами слова из задания 4. Логопед говорит детям, что Торопыжка придумал предложение с этими словами. Но так как Торопыжка всегда торопится, то он сначала говорит, а потом думает. А как надо? (Сначала подумать, а потом сказать.) Затем дети слушают предложения и находят ошибки. На грядке растет зеленый люк. Рабочие забыли закрыть лук. Дети встали в рад друг за другом. Алеша был ряд подарку. Миша был мял ростом. Скульптор мал в руках глину. Вова бил очень смелый. Нападающий был по мячу. Костя мил руки с мылом. Медвежонок был очень мыл. 6. Спишите слова. Подчеркните ручкой синего цвета твердые согласные вместе с гласной. руки, пуля, Люба, купи, пилы, липы, киты, вилы, Катюша, лимоны, билеты, рукава 7. Спишите слова. Подчеркните ручкой зеленого цвета мягкие согласные вместе с гласной. лиса, лисята, берега, зима, лето, газета, рыба, река, пироги, билет 8. Спишите слова. Твердые согласные подчеркните ручкой синего цвета, мягкие — ручкой зеленого цвета. Валя, Таня, Зина, липы, были, козел, полет, минус, полил
9. Спишите слова. Вставьте в них гласные: а) а или я; б) о или ё; в) у или ю; г) ы или и. а) л.пы, р.но, н.ня, р.мка, реб.та, сал.т б) м.ре, в.дра, к.ни, п.ле, коз.л, кот.нок в) к.ры, т.лень, т.фли, емка, Л.ба, кл.ква г) з.ма, м.ши, т.ква, л.мон, мал.на, зар.л 10. Спишите слова. Вставьте нужные гласные. л^жа, сл-^ва, гр-^ша, шл-^-па, кл-^-в в—-лосы е гус-^нок, стр.156
Когда дети научатся различать на слух твердые и мягкие согласные и писать после них гласные первого или второго ряда, продолжается работа над закреплением навыка различения согласных по твердости и мягкости и обозначения мягкости согласного буквой ь. В работе можно использовать сказку «Про букву ь». «Ходили в лесную школу Волчонок, Слоненок, Лосенок и детеныши других зверей. Они учились там читать и писать. Очень хотелось зверятам поскорее вырасти. Однажды учитель Филин говорит им: «Кто сумеет правильно [назвать себя и правильно написать это слово, тот быстрее станет взрослым». Стали детеныши писать. Первым написал Слоненок слово слон — и получил «пять». Потом написал Волчонок: волк — и тоже получил «пять». Дошла очередь до Олененка и Лосенка. Один написал олень, а другой написал лос. «Разве ты олень?» — спросил учитель Филин Олененка. «Разве ты лос?» — спросил он у Лосенка. «Нет, я олень»,— говорит Олененок. «А я лось,— говорит Лосенок.— Ведь в словах олень и лось последний согласный звук звучит мягко, вот послушайте: оленя, оленю, оленем, лося, лосю, лосем». Стали все снова читать написанные слова и снова прочитали: олень, лос. Обиделись Олененок и Лосенок и побежали к царице Грамматике. «Почему в словах олень и лос никто не хочет последнюю согласную читать мягко, ведь звук мягкий? Послушайте: оленю, оленя, оленем, лося, лосю, лосем». А царица Грамматика им отвечает: «В этих словах после букв «ил пишутся гласные второго ряда, и они звучат мягко, а в словах олень и лос гласных второго ряда после «и с нет». Огорчились Олененок и Лосенок: «Значит, мы никогда не вырастем, не станем взрослыми?!» — «Не огорчайтесь,— говорит им царица Грамматика,— я вашему горю помогу».
И придумала царица Грамматика для них новую букву ь. Эта буква не произносится, а только пишется, но все согласные буквы рядом с ней звучат мягко. Обрадовались Олененок и Лосенок, подхватили новую букву и помчались обратно в школу. Написали они на доске слова олень и лось с новой буквой на конце, и все прочитали их правильно. С тех пор после мягких согласных в конце слова всегда пишется буква ь. А кто забывает об этом, никогда не станет взрослым». Примерные виды заданий 1. Прочитайте слова. Выделите голосом последний согласный. Как он звучит (твердо или мягко)? ель, семь, день, конь, лось, рысь, пень, пять, лень, соль 2. Прочитайте слова. Скажите, как звучит последний согласный. Спишите слова, подчеркните мягкие согласные на конце слов. Стр.157
угол — уголь брат — брать стал — сталь жар — жарь удар — ударь хор — хорь 3. Прослушайте предложение. Вставьте подходящее по смыслу слово. Методические рекомендации. На доске написаны парами слова из предыдущего задания. Веник поставили в.... Грузовик везет.... Витя... вежливым. Сталевары варят.... Футболист пробил штрафной по мячу сильнее. Катин... пошел в школу. Портфель надо... домой. От печки идет сильный.... Быстрее... картошку. Выступает... мальчиков....— хищный зверек. 4. Спишите слова. Вставьте, где надо, букву ь. Нос, сем., кон., огон., шар., слон., звер., окун., двер., шарф., стол., пен., бол., пят., сом. 5. а) Спишите слова парами, подчеркните мягкие согласные на конце слов вместе с буквой 6. б) Прослушайте предложения, вставьте подходящие по смыслу слова из пункта а. а) носит — носить б) Витя... воду. Воду тяжело.... красит — красить Папа... стену. Надо быстро.... возит — возить Трактор... сено. Далеко ему.... говорит — говорить Ира... по телефону.... долго нельзя. 6. Спишите словосочетания. Поставьте, где надо, букву ь. Подчеркните мягкие согласные на конце слова вместе с буквой ь. белый гус, теплый ден., густой лес, серый волк., красивый лос, новый буквар., старый пен., синий шар. 7. Проверочный слуховой диктант. Методические рекомендации. После окончания работы дети читают написанные слова, четко выделяя голосом твердые и мягкие согласные на конце слова.
нос, конь, день, букет, рыбак, кусок, пень, боль 8. Проверочный зрительный диктант. Оборудование: предметные картинки, на которых изображены кот, цифры пять и семь, тень, мак, сук, рысь, соль. Методические рекомендации. Логопед выставляет картинки, просит детей назвать их. Затем снимает картинки и начинает показывать их по одной. Дети записывают название. После того как дети научились обозначать мягкость согласного при помощи буквы ь в конце слова, начинаем учить обозначать мягкость согласных при помощи буквы ь в середине слова. Начать эту работу логопед может со сказки. «Жил Мягкий знак на конце слов и не тужил. Согласные, которые стояли рядышком, были добрые, ласковые и дружили с ним. Стр.158
Одно было плохо: холодновато с краешку стоять. Как ветер — так в шейку дует, как снег — так спинку сечет. И однажды Мягкий ишак простудился и заболел. Пошли слова с мягким согласным на конце к царице Грамматике за помощью. Как Мягкий знак вылечить? Долго они судили да рядили, и, наконец, царица Грамматика дала им совет: «А спрячьте-ка вы Мягкий знак в серединку слова, пусть он согреется. Для хорошего друга и измениться можно». Согласились слова, чего для друга не сделаешь! Стали они изменяться так, что Мягкий знак оказался в серединке. Согрелся он и поправился. И так ему в серединке понравилось, что до сих пор он в некоторых словах остался в серединке навсегда». Примерные виды заданий 1. Игра «Спрячем мягкий знак в серединку». Описание игры. Логопед предлагает детям спрятать мягкий знак в серединку слова, «полечить» его. Для этого надо изменить слова. Затем он называет и пишет на доске слово пень. Ученики изменяют это слово: пеньки. Логопед записывает слово пеньки рядом со словом пень. Аналогично ведется работа с другими словами. После чего дети списывают слова в тетради парами и подчеркивают согласные с буквой ь. пень —... окунь —... зверь —... день —... огонь —... куль —... 2. Измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос какая} Спишите слова
парами, подчеркните мягкие согласные вместе с буквой ь. Методические рекомендации. Сначала ученики устно образуют новые слова, логопед записывает их на доске. Затем дети списывают слова в тетради. Образец: уголь — угольная. пыль —... боль —... сталь —... даль —... 3. Измените слова так, чтобы с ними можно было обратиться к взрослому человеку. Спишите слова парами, подчеркните мягкие согласные вместе с буквой ь. Образец: встань — встаньте. кинь —... залезь —... сядь —... брось —... 4. Прочитайте слова. Вставьте в середину мягкий знак. Произнесите получившееся слово. Что изменилось в этих словах? Спишите слова парами, подчеркните мягкую согласную вместе с буквой ь. Методические рекомендации. При затруднении логопед обращает внимание детей на то, что изменится не только написание слова, но и его смысл. Образец: банка — банька. полка —... пенки —... уголки —... галка —... 5. Ответьте на вопросы. Стр.159
Образец ответа: Надо вставить мягкий знак, превратить банку в баньку. Что надо сделать, чтобы в банке можно было мыться и париться? Что надо сделать с уголками, чтобы ими можно было рисовать? Что надо сделать с полькой, чтобы на нее можно было поставить книги? Что надо сделать с пеньками, чтобы с ними можно было пить молоко? Что надо сделать, чтобы галька летала? 6. Спишите слова, вставьте, где надо, букву ь. Подчеркните мягкие согласные вместе с буквой ь. кон.ки, ден.ги, весна, ал.бом, нор.ка, фил.мы, бел.ка, пал.то, гор.ка 7. Проверочный слуховой диктант. санки, Васька, долька, тапки, полка, мыльный, зорька 8. Проверочный зрительный диктант. Методические рекомендации. Логопед пишет на доске слово. Ученики прочитывают его, и затем оно стирается. Дети пишут это слово по памяти. письмо, серьги, ветка, кошка, палка, львы, фильм, горький Звуко-буквенный анализ слова На данном этапе работы формируем у детей представление о количестве и последовательности звуков (букв) в слове. Представляется нецелесообразным на начальном этапе работы требовать от детей характеристики звуков в слове и вводить цветовое обозначение звуков в Звуко-буквенный схеме. Учитывая, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развиты такие психические процессы, как переключаемость, устойчивость внимания, фонетическая характеристика звуков отвлечет их от основной цели работы — определения количества и последовательности звуков (букв) в слове. Анализируя звуковой состав слова, можно использовать обозначение звуков в слове точками или кружочками одного цвета. Цветовое обозначение звуков вводится на более поздних этапах работы.
Работа строится следующим образом. Сначала ученики проговаривают слово, выделяя голосом каждый последующий звук, например: сссом, сооом, соммм. Таким образом дети учатся воспринимать каждый звук, входящий в слово, на слух. Затем ученики проговаривают слово, выделяя голосом каждый звук и одновременно обозначая его точкой или кружочком, и подсчитывают количество звуков в слове. Такой метод позволяет подключить к слуховому восприятию кинестетические ощущения. После этого дети под схемой пишут само слово, проговаривая каждый звук, и соотносят Стр.160
количество звуков (точек) с количеством букв. Поскольку все внимание ребенка должно быть сконцентрировано на восприятии звукового состава слова, не следует требовать изображения полной звуко-буквенной схемы: Достаточно только точек.... Лексический материал на данном этапе работы состоит из односложных слов, различных по своей звуковой структуре, и подбирается в следующей последовательности: 1) слова типа мак, кот, дом; 2) слова типа мост, куст, танк; 3) слова типа стол, стул, кран; 4) слова типа встал, строй, ствол. Предлагаемый метод обусловлен тем, что фонетический анализ слова любой слоговой структуры по сути своей строится на анализе слогов, входящих в состав слова. Поэтому, если мы обучим ребенка правильно делать звуковой анализ односложных слов, для него не составит труда проанализировать любое многосложное слово. После того как ученики овладеют умением определять количество и последовательность звуков (букв) в односложных слонах, можно переходить к полному фонетическому анализу с цветовым обозначением звуков. В дальнейшем переходим к работе над фонетическим анализом двусложных и трехсложных слов различной звуковой структуры, опираясь на ранее сформированные навыки слого-звукового анализа (деление слова на слоги с выделением гласных, различение гласных и согласных, различение твердых и мягких согласных и фонетический анализ слога). Примерные виды заданий 1. Рассмотрите и назовите картинки. Повторите слова, выделяя голосом каждый последующий звук. Обозначьте звуки в словах точками. Запишите слова. Перечень предметных картинок: сом, мак, кот, мох. 2. Отгадайте загадки. Начертите звуковую схему слов-отгадок. Напишите их, проговаривая каждый звук. Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает. Почему же он не тает? (Пух.) Мягкие лапки, А в лапках царапки. (Кот.) Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук.) Я на ветке сижу Букву ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. Стр.161 (Жук.)
3. Рассмотрите и назовите картинки. Спишите слова, добавляя недостающие буквы и проговаривая каждый звук. Перечень картинок: волк, лист, шарф, куст, тигр, мост, зонт. вол., лис, шар., кус, тиг., мое, зон. 4. Прослушайте, а затем прочитайте слово. Скажите, какой буквы не хватает в написанном слове. Напишите слова правильно, проговаривая каждый звук. Подчеркните вставленные буквы. Методические рекомендации. Логопед произносит слово целиком, не искажая его. На доске написаны слова с пропущенной третьей буквой. во.к, ли.т, ша.ф, ку.т, тир, мо.т, зо.т 5. Спишите слова, вставляя пропущенные гласные буквы. р.ст, п.ск, т.рт, т.нк, п.рт, т.гр, ш.рф, л.фт, м.рс 6. Прочитайте столбики слов, вставьте пропущенные буквы. Из вставленных букв составьте слово и запишите его. .орт.ирк.оск.орт.инт т.рт ц.рк в.ск ерт в.нт то.т ци.к во.к со.т ви.т тор. цир. вое сор. вин. 7. Слуховой диктант. Методические рекомендации. Логопед требует, чтобы дети писали слова, обязательно проговаривая каждый звук. рост, полк, бант, шарф, куст, бинт, зонт, писк, морс 8. Присоедините букву с к данным словам. Прочитайте получившиеся слова. Напишите их, проговаривая каждый звук.
9. Вставьте вместо точек букву к. Прочитайте получившиеся слова. Напишите их, проговаривая каждый звук. вас,.рот,.ран,.рай,.лык, лок,.люв,.лён 10. Вставьте вместо точек букву в. Прочитайте получившиеся слова. Напишите их, проговаривая каждый звук. .рач,.ход,.кус,.нёс,.лил,.вёл 11. Прочитайте слова Вставьте пропущенные буквы. Из вставленных букв составьте и напишите слово. .лон.вет.рик.рос.рут сон сет к.ик т.ос п.ут сл.н св.т кр.к тр.с пр.т ело. све. кри. тро. пру. 12. Проверочный слуховой диктант. Методические рекомендации. Логопед следит за тем, чтобы дети при письме проговаривали каждый звук в слове. стул, брат, квас, блин, стук, звон, смыл, стер, шрам стр.162
13. Проверочный зрительный диктант с опорой на картинки. Перечень картинок, на которых изображены стол, кран, шкаф, слон, врач торт, шарф, лифт. Методические рекомендации. Логопед ставит четыре картинки, под ними пишет их названия. Ученики читают слова, после чего слова стираются. Затем логопед предлагает ученикам изобразить слова графически и написать их под схемами. Аналогично ведется работа с остальными картинками. 14. Прочитайте слова. Посчитайте количество букв в каждом слове. Изобразите их графически, проговаривая каждый звук. Под схемами напишите слова. Подчеркните три первые согласные. встал, скрыл, сплёл, страх, ствол, строй, спрос 15. Прочитайте столбики слов. Вставьте пропущенные буквы. Из вставленных букв составьте слова, напишите их.
.триж трах.твол.трои Сриж ерах с.вол срой ст.иж ст. ах ст.ол ст.ой стр.ж стр.х ств.л стр.й стри. стра. ство. стро. Последующие задания направлены на формирование умения соотносить количество звуков и букв в слове. Ученикам предлагаются слова, в которых согласные смягчаются буквой ь. В лексический материал не рекомендуется вводить слова с дифтонгами, так как практика показывает, что деление йотированных гласных на звуки может спровоцировать ошибки типа «йама», «йула», т. е. ученики механически переносят на письмо звуковой состав слова. Кроме того, что дети тренируются в соотнесении количества звуков и букв в слове, эти задания дают возможность повторить ранее сформированные навыки и умения обозначать мягкость согласных буквой ь. Примерные виды заданий 1. Прослушайте слова. Сосчитайте количество звуков в каждом слове. Напишите эти слова, сосчитайте количество букв. Почему количество звуков не совпадает с количеством букв? конь, день, пень, соль, пыль, шаль, гусь 2. Прослушайте слово. Сосчитайте количество звуков в нем. Прочитайте это слово. Почему количество звуков не совпадает с количеством букв? Методические рекомендации. После того как дети назовут количество звуков в слове, логопед пишет его на доске. сталь, дверь, кость, плеть, брось 3. Прочитайте слова. Выпишите только те, в которых количество букв соответствует количеству звуков. рысь, рис, хор, кран, плеть, хорь, плот, стал, сталь стр.163
4. Прочитайте слова. Выпишите только те, в которых букв больше, чем звуков. конь, плот, плыть, сеть, сел, петь, лить, куст, крик 5. Из данных букв составьте слова. Напишите их. н, с, о о, т, р с, и, р ш, р, а ы, м, д. р, о, х 6. Из данных букв составьте названия картинок. Напишите слова. Оборудование: предметные картинки: тигр, зонт, торт, квас; буквы, из которых можно составить названия этих картинок. Методические рекомендации. Логопед ставит на доску картинки, пишет под ними вперемешку буквы. Дети выполняют задание молча, не произнося вслух название картинки. После окончания работы ученики читают написанные в тетрадях слова. После того как дети научатся вслушиваться в слова, определять количество букв и звуков в слове, их последовательность, повторять мягкие и твердые согласные, гласные, можно переходить к полному звуковому анализу односложных слов. Логопед может использовать игру «Дом звуков». На доску выставляется изображение домика, в котором три этажа, по три окошка в каждом. Логопед говорит детям, что в этом домике живут звуки, каждый звук в своей комнатке. На первом этаже живет слово кот. Какой звук живет в первой комнате? (звук к, согласный, твердый.) Логопед закрывает окно синей фишкой. Аналогично анализируются другие звуки, окошки закрываются фишками красного и синего цвета. На втором этаже живет слово пёс. Ученики проговаривают это слово, протягивая каждый звук, дают характеристику каждому звуку и закрывают окошки фишками соответствующих цветов (зеленой, красной и синей). Логопед следит за тем, чтобы дети мягко произносили первый звук п. На третьем этаже живет слово конь. Аналогично делается анализ слова, и окошки закрываются синей, красной и зеленой фишками. Затем логопед спрашивает учеников, на каком этаже могут поселиться слова сом, лось, кит. Ученики расселяют слова, опираясь на звуковой состав. Можно предложить ученикам вопрос-провокацию: на каком этаже поселится слово пень? (Ни на каком, потому что обе согласные мягкие.) Для дальнейшей работы логопед может предложить детям различные варианты подобного домика для звукового анализа слов различной структуры, состоящих из четырех, пяти и более звуков. Более сложный вариант подобного домика — многоэтажный дом с разным количеством окошек на каждом этаже, многоэтажный дом с одинаковым количеством окошек, но одно из них закрашено (ударная гласная) и т. д.'. 1 Подобного рода игры описаны в книге «Чтение без принуждения» Е. А. Бугри-менко, Г. А. Цукерман из серии «Народный университет. Педагогический факультет» (М.: Знание, 1987.—№ 3).
Работа над звуко-буквенным анализом продолжается на словах другой слого-звуковой структуры. Примерные виды заданий 1. Игра «Вот что с буквами случилось». Оборудование: предметные картинки, на которых изображены автомашина «Победа», медведь, заяц, аист, баран; буквы разрезной азбуки п, о, б, е, д, а. Методические рекомендации. Логопед раздает ученикам картинки. Затем начинает читать сказку С. Погорелова «Вот что с буквами случилось»: «Нарисовал Карандаш лужайку, а на ней машину «Победа», под ней написал печатными буквами победа. (Ребенок, у которого картинка с изображением машины, выходит к доске, ставит картинку и выкладывает из букв слово победа.) Заглянул на лужайку ежик. Понравилась ежику буква п. «Поставлю,— думает,— ее перед своим домом. Хорошие ворота будут». Взял букву и унес. (Ученик, у которого картинка, с изображением ежа, снимает с доски букву п и оставляет у себя.) Пришел хмурый медведь, жаловаться стал: «Нет у меня сегодня...» — «Обеда»,— подсказали буквы. «Верно,— рявкнул медведь.— Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти. Вот, кстати, и обруч для кадки». Взял он букву о под мышку и потащил на пасеку. (Ученик, у которого картинка с изображением медведя, снимает букву о.) На лужайку выпрыгнул зайчик. Дрожит, озирается. Он увидел страшное слово беда. «Ой, где беда?» — заметался зайчик. Налетел с перепугу на букву б. Отскочила она, за рябину упала, а зайчик в лес убежал. (Следующий ученик снимает букву б.) Прилетел аист. Увидел вкусное слово еда. А в траве и верно еда: лягушек — сколько хочешь! Приделал аист к букве е палочку, получилась вилка. Поел аист и унес вилку с собой. (Ученик, у которого картинка с изображением аиста, снимает букву е.) Тут пришел баран. Заблеял обиженно: «Неправду говорят, что я глупый. Разве я глуп?» И видит он слово да. Разозлился баран. Разбежался, ударил букву д рогами. Она и рассыпалась на кусочки. (Ученик, у которого картинка с изображением барана, снимает букву д.) Осталась последняя буква а. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей сказать может? Только горько плакать: «А-а-а!» Логопед предлагает ученикам утешить букву а, вернуть ей друзей. Дети восстанавливают слово, добавляя по одной букве, каждый раз читают получившееся слово и записывают его в тетради: а, да, еда, беда, обеда, победа. 2. Игра «Флот помог». Методические рекомендации. Логопед пишет на доске в столбик слова пена, шар, бор, метр, вписывая каждую букву в клеточку, последнюю клетку оставляет пустой, затем говорит ученикам:
Стр.165
«Однажды последние буквы в этих словах поссорились со всеми остальными буквами и решили жить отдельно. Собрались они вместе, посовещались, составили слово флот. (Логопед в стороне пишет слово флот.) Отправились они в дальнее плавание. Долго они плавали, путешествовали и ужасно соскучились по дому. Но когда они вернулись, то оказалось, что они забыли, в каких словах жили: «Помогите, ребята, каждой букве отыскать родное слово». (Ученики подставляют в конец каждого слова буквы из слова флот так, чтобы получились слова пенал, шарф, борт, метро) 3. Спишите слова парами. Подчеркните букву, которая появилась во втором слове. рот — крот урок — сурок Аня — Таня лен — клён еда — беда Оля — Коля мех — смех утки — шутки Ася — Вася мель — шмель ушки — пушки Аля — Галя 4. Напишите слова. Какое получится слово, если убрать первую букву? Напишите это слово рядом. Образец: росы — осы. росы —... Ваня —... сток —... грот —... Толя —... зверь —... укол —... Кира —... стук —... 5. Напишите слова. Какое получится слово, если убрать последнюю букву? Напишите это слово рядом. Образец: сорт — сор. сорт —... волк —... рост — борт —... полк —... брат —... парк —... шарф —... стон —... 6. Внимательно прочитайте снова. Найдите другие слова, которые в них «спрятались*. Напишите слова парами. Образец: хлев — лев. хлев, столб, щель, укол, коса, полк, волк, восемь, гроза, рыбак, шутки, вокруг, победа, листочки 7. Отгадайте загадки. Впишите слова отгадки в клеточки. Зимой и летом одним цветом. Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, на Новый год я главная. Что же это за девица, не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? о стр.166
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке — летом. Маленькие зверьки, серенькие шубки, Длинные хвосты, остренькие зубки. РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ Работа над формированием связной речи учеников 1-х (III) классов заключается в том, что логопед учит их умению передавать содержание услышанного, а также составлять небольшие устные рассказы. Для пересказов используются тексты повествовательного, описательного и описательно-повествовательного характера. Работа над связной речью строится поэтапно. Сначала учим детей полному последовательному пересказу, затем выборочному и краткому, т. е. тезисному изложению услышанного текста. При работе над устными сочинениями учим детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по началу и концу рассказа, а также по одной сюжетной картинке. Но прежде чем потребовать от детей пересказа или рассказа, следует научить их понимать и использовать вспомогательные средства (опоры), такие, как вопросы, составленные в последовательности описания картинки. Последовательный пересказ 1. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы. Перескажите рассказ, как запомнили. Слон-няня. В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, а с ребенком оставляла слона. Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за ребенком. Иногда ребенок уползал далеко от дома. Слон нежно брал его хоботом и переносил к дому. А когда ребенок плакал, слон хоботом играл с ним. Хоботом он отгонял от ребенка мух, когда ребенок спал. Малыш любил свою огромную няню. Няня любила ребенка. Стр.167
Вопросы: Какую няню имела индийская семья? Как няня ухаживала за ребенком? Как относился ребенок к своей няне? Как няня относилась к малышу? Методические рекомендации. После того как дети перескажут текст, логопед спрашивает, какие другие животные помогают ухаживать за детьми. Затем рассказывает детям о собаках-колли, которые тоже бывают хорошими няньками: никогда не оставляют ребенка одного, сидят с ним, пока не придут родители. 2. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы. Перескажите рассказ, как запомнили. Кит. Кит — самое большое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов. Раньше на китов охотились и почти истребили их. Теперь охота на китов запрещена. Вопросы: Какое животное самое большое на свете? Где могут жить киты? Почему китов нет в зоопарке? Почему охота на китов запрещена? Методические рекомендации. Логопед может показать детям картинку, изображающую кита, чтобы дети имели представление об этом морском животном. 3. Прослушайте рассказ. Назовите слова-действия в каждом предложении. Запомните их. Перескажите рассказ с помощью слов-действий. Кот Васька. Кот Васька заметил на сосне гнездо дрозда. Быстро влез Васька на дерево. Но дрозд увидел злодея. Он клюнул кота Ваську а лоб. Васька фыркнул и спрыгнул на землю. Методические рекомендации. Логопед читает текст целиком, объясняет ученикам слова: злодей, фыркнул. Затем еще раз читает рассказ по предложениям и предлагает ученикам назвать слова, обозначающие действия (заметил, влез, увидел, клюнул, фыркнул, спрыгнул), и записывает их на доске. После чего логопед предлагает детям повторить по порядку все слова, обозначающие действия, и восстановить предложения с каждым глаголом. Затем ученики передают содержание рассказа целиком. Следует помнить, что от детей не нужно требовать дословного пересказа. Важно, чтобы они не нарушали последовательность изложения. 4. Прослушайте рассказ. Назовите слова-действия в каждом предложении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|