Текущий контроль успеваемости
По итогам изучения дисциплины студент получает оценку согласно следующей таблице.
Если студент набрал менее 50% возможных баллов, он сдает экзамен в установленном порядке. Экзамен проводится в форме устного собеседования по 1–3 вопросам из перечня вопросов для подготовки к экзамену. Ответ студента на экзамене оценивается в процентах с учетом шкалы соответствия рейтинговых оценок пятибалльным оценкам. В зачетную ведомость и зачетную книжку выставляются оценки и рейтинговые оценки в процентах. При получении студентом на экзамене неудовлетворительной оценки в ведомость выставляется «не удовлетворительно» и рейтинговая оценка в процентах (<50%), соответствующая фактическим знаниям (ответу) студента. Вопросы к зачету 1. Образовательная система: понятие, виды, характеристика. 2..Образовательная система как разновидность социальной системы. 3. Педагогическая сущность проектирования. 4. Становление и развитие педагогики как науки. 5. Функции, виды, уровни, принципы проектной деятельности 6. Логика организации проектной деятельности. 7. Оценка проектной деятельности в сфере образования. 8. Сущность и структура образовательного процесса. 9. Движущие силы и закономерности образовательного процесса. 10. Цели образовательного процесса. Педагогические цели и образовательный стандарт. 11. Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы формирования содержания образования.
12. Функции компонентов содержания образования и основные методы их реализации. Принципы отбора содержания образования. 13. Государственный образовательный стандарт. Назначение и структура 14. Методы осуществления образовательного процесса, их классификация. Выбор методов осуществления образовательного процесса. 15. Формы организации образовательного процесса. 16. Процесс обучения как система. Структура процесса обучения. 17. Сущность, содержание и структура учения. 18. Дидактические концепции. Современные теории обучения. 19. Учебное занятие как целостная педагогическая система. 20. Экспертиза дидактических систем. 21. Понятие воспитательной системы, ее признаки. 22. Развитие воспитательной системы: этапы становления, условия. 23. Развитие ученического коллектива. Роль педагога на каждом этапе. 24. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся. 25. Экспертиза воспитательных систем. 26. Управление образовательным процессом на разных уровнях. 27. Управление развитием воспитательной системы. 28. Управление учением как самостоятельной системой. 29. Управление качеством образовательных систем. 30. Критерии оценки качества образовательных систем. 31. Образовательные технологии в педагогике: понятие, классификации, принципы выбора. 32. Сущность и структура педагогической диагностики. 33. Функции педагогической диагностики. 34. Этапы педагогической диагностики. 35. Требования к педагогическому диагностированию. 36. Педагогическое прогнозирование. Контрольные работы Контрольные точки по дисциплине:
Методические рекомендации для преподавателей Конспекты лекций по дисциплине «Проектирование и экспертиза образовательных программ» Лекция 1. Образовательные системы В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия "система". При этом выделяются два основных подхода к ее формулированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними. В.А.Якунин обосновывает несостоятельность второго подхода. Эта несостоятельность заключается в том, что имеется принципиальное отличие множества от системы: при формировании множества исходными являются элементы, а для системы генетически первичным является признак целостности. Для системы элементы заранее не задаются, они выбираются самим исследователем. Причем каждый объект допускает возможность различных его сечений в соответствии с определенными критериями. Вместе с тем в обоих подходах просматривается инвариантный признак, а именно: идея взаимодействия множества частей, элементов и интеграция их в целое.
Прежде чем привести определение понятия "система", предлагаем рассмотреть основные признаки объектов, которые можно отнести к системам. Ведущий отечественный теоретик-системщик В.Г.Афанасьев выделяет следующие признаки системы. Наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент - это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в ее рамках. Минимально допустимое число элементов в системе - два. Наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между элементами. Связь - это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. В свою очередь меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между отдельными компонентами и между компонентом и всей системой в целом. Способ связи между элементами определяет структуру системы. Наличие интегративных качеств (системность), т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему. Интегративность - это результат, получаемый от взаимодействия элементов. Наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов. Целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы. Следует отметить, что данное свойство является специфичным для биологических и особенно социальных систем. Наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах:
Наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах. Наличие управления. Этот признак, так же как и целеустремленность, является специфическим для систем биологического и социального происхождения. Существует ряд других признаков. Среди перечисленных признаков выделяются те, что определяют уровень целостности (качество) системы, который зависит от: а) целеустремленности, т.е. связи всех элементов с целью; б) полноты набора компонентов; в) тесноты взаимосвязи и числа связей между элементами системы; г) полноты функционирования всех элементов системы. Перечисленные (прежде всего - главные) признаки являются основанием для формулирования понятия "система". Итак, под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой. Кроме того, в психологической и педагогической литературе появилось понятие "процессная система". По мнению В.С.Лазарева, процесс-ная система - совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи. Графически процессная система представлена на схеме 1. "Вход" определяется совокупностью элементов, благодаря соединению которых протекает процесс и которые в этом процессе претерпевают изменения. "Выходом" называется результат (продукт) процесса. "Выход" делится на основной и побочный. "Процесс" определяется отношением между входом и выходом. В любой системе можно выделить три вида процессов: основной, обеспечивающие и управления. Основной процесс преобразует вход системы в основной выход. Обеспечивающие процессы преобразуют входы системы во входы основного процесса, или выходы основного процесса во входы последующих систем. Управление (обратная связь) обеспечивает соответствие между фактическим и желаемым выходом путем изменения входа. Ограничение определяется совокупностью норм и правил, устанавливающих требования большей системы к выходу данной системы. В соответствии с представленным пониманием системы системный подход есть направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. В настоящее время системный подход претендует на выделение в особую теоретическую науку - "системологию", или "общую теорию систем".
Среди многих видов социальных систем имеются педагогические системы. Одним из первых системный подход в педагогике стал использовать Ф.Ф.Королев. По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами. Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы. Следует отметить и их динамичность, проявляющуюся в постоянной изменчивости. Под педагогической системой понимается "социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности". Образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система. В нем можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой образовательную систему. Процесс обучения, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, также рассматривается как образовательная система. Учебное занятие - подсистема процесса обучения и в свою очередь представляет собой сложную образовательную систему.
Социальная система – это сложно упорядоченное и сложно организованное целое, включающее отдельных индивидов и соц-ые общности, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями. Основной связующий элемент социальной системы – человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. Cуществует много различных значений термина “общество”, в том числе и в социологии. В отечественной науке сложились несколько подходов к пониманию того, что такое общество. Общество – система, так как это – совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующая единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Эта система социальная, так как связанна с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, духовную и т.д. подсистемы, называемые социальными системами. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и т.д. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким образом существуют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие системы.
Эффективность системы образования в России в значительной степени обусловлена эффективностью ее составляющих – региональных (под регионом здесь и далее понимается субъект Федерации), субрегиональных, территориальных, межмуниципальных и муниципальных образовательных систем (ОС), а также образовательных учреждений (ОУ). Необходимость их развития (совершенствования, оптимизации и т.д.) признается всеми безоговорочно, однако относительно того, что следует изменять и как изменять единое мнение отсутствует. Поэтому возникает задача единообразного описания образовательных систем и формулировки единых подходов к постановке и решению задач управления ими. Для описания системы управления необходимо, в первую очередь, выделить субъект управления (управляющий орган) и объект управления (управляемую систему). В рассматриваемом случае управляемые системы (объекты управления) целесообразно разделить на две: - система образования (по формулировке Закона РФ «Об образовании»). Она управляется государством в лице Правительства РФ, Федерального собрания и т.д. и состоит, в свою очередь, из органов управления образованием, инфраструктуры системы образования (научно-методические центры, ресурсные центры, ремонтные, снабженческие службы и т.д.), и образовательных систем; - образовательная система (ОС) – совокупность образовательных учреждений (ОУ) и реализуемых ими образовательных программ (ОП). Таким образом, для системы образования в целом управляющим органом являются государство и общество, для образовательной системы – органы управления образованием, для образовательного учреждения – директор/заведующий/ректор. Итак, под образовательной системой предложено понимать совокупность образовательных учреждений (ОУ), реализующих преемственные образовательные программы (ОП) различного уровня и направленности. В более широком понимании ОС включает не только ОУ и ОП, но и инфраструктуру (учебно-методические кабинеты, ресурсные центры и т.д.), а также ОУО соответствующего уровня. Подчеркнем, что в рамках такого определения «минимальной» образовательной системой является отдельное образовательное учреждение. Система «учитель – ученик» (то есть, образовательный процесс) под это определение не подпадает и в качестве образовательной системы не рассматривается. В соответствии с существующей в ЛНР структурой исполнительной власти можно выделить шесть «административных» уровней образовательных систем. Образовательная система может рассматриваться как: - педагогическая система, в которой реализуется процесс обучения и воспитания. Исследованием соответствующих проблем занимаются такие разделы науки как педагогика и психология; - экономическая система – исследованием соответствующих проблем занимается экономика; - социальная система, в которой участники – люди, их группы и коллективы – вступают в социальные отношения друг с другом и с окружающей средой. Исследованием соответствующих проблем занимаются социология и социальная психология и др.; - организационная система – исследованием соответствующих проблем занимаются теория управления и менеджмент. Мы в настоящей работе с точки зрения управления рассматриваем образовательные системы, в значительной степени, как организационные системы. Если взять в качестве основания направленность человеческой деятельности: «человек – природа – общество – производство», то соответственно, можно выделить: – организационные системы (человек); – экологические системы (природа); – социальные системы (общество); – экономические системы (производство). На «стыке» этих четырех классов систем возникают следующие попарные комбинации – системы междисциплинарной природы: · организационно-экономические системы; · социально-экономические системы; · эколого-экономические системы; · нормативно-ценностные системы; · ноосферные системы; · социально-экологические системы. Образовательная система также является системой междисциплинарной природы – если рассматривать образовательный процесс как «производство» (причем как духовное производство - производство услуг, производство информации и знаний, «производство» квалификаций, компетенций и т.д.). Этот подход реализуется ниже в рамках потоковой модели ОС, которая «преобразует» «входной» поток абитуриентов в «выходной» поток выпускников.
Педагогическая (образовательная) система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно при соответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем достигнутых результатов. Отражая диалектическую природу педагогических явлений, их целостный характер, компоненты педагогической системы должны быть, представлены как необходимые и достаточные для ее оптимального функционирования. На этом основании школа как педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных компонентов.Системообразующие факторы представлены факторами целей и результатов; условия функционирования — социально-педагогическими и временными условиями; структурные компоненты — управляющей (педагогический коллектив) и управляемой (ученический коллектив) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональные компоненты — педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием. Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы. В таком случае управление позволяет сохранять целесообразность педагогической системы и продуктивно влиять на обновление составляющих ее компонентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|