Характеристика особенностей математического развития детей старшего дошкольного возраста
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Формирование элементарных математических представлений Посредством досуговой деятельности
Выполнила: Иванова Мария Константиновна Специальность 050704 – Дошкольное образование Курс 4, группа 411 Форма обучения: очная
Руководитель: Оленина Марина Николаевна, преподаватель методики математического развития
Рецензент: Борисова Елена Серафимовна, Зам. Директора по УР, преподаватель математики
Москва, 2013 год Содержание
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста 6 1.1. Характеристика особенностей математического развития детей старшего дошкольного возраста. 6 1.2. Содержание, формы, методы и средства работы по формированию элементарных математических представлений у детей. 12 1.3. Досуговая деятельность с математическим содержанием как средство формирования математических представлений. 18 Выводы по первой главе. 24
Глава II. Диагностика и формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. 26 2.1. Диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. 26 2.2. Формирование элементарных математических представлений с помощью досуговой деятельности. 37 2.3. Методические рекомендации к проведению досугов в детском саду. 40 Выводы по второй главе: 43
Заключение. 44 Список литературы.. 46 Приложения. 49
ВВЕДЕНИЕ
Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Современный уровень дошкольного образования предъявляет ряд достаточно серьезных требований к воспитанию и обучению детей, в том числе к их математическому развитию. Проблема формирования элементарных математических представлений у детей остается чрезвычайно актуальной на протяжении нескольких веков. Начиная с XVII века, Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтессори и другие видные педагоги и психологи на основе своего опыта пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки дошкольников. Формирование у ребенка элементарных математических представлений о форме, величине, количестве, времени и пространстве позволяет ему не только в дальнейшем успешно изучать математические дисциплины, но и непосредственно влияет на его «картину мира», помогает лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом. Одной из задач воспитателя является обучение детей определенным математическим знаниям, доступным в их возрасте и установленным Программой воспитания и обучения в детском саду. Однако механическое заучивание нередко приводит к потере у ребенка интереса к математике. По этой причине в систему дошкольного образования включаются досугово-познавательные формы учебной деятельности. Современными педагогами-исследователями отмечено, что организация досуговой деятельности придает процессу обучения творческий характер, повышает уровень усвоения знаний, способствует развитию познавательной активности детей. Правильно организованная досуговая деятельность позволяет сделать процесс познания интересным и увлекательным, так как обучение происходит незаметно и ненавязчиво, принимает форму игры. В рамках данной работы рассматривается математическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе проведения досуговой деятельности на примере старшей группы ДОУ № 1642 г. Москвы (дети в возрасте 5‑6 лет), при этом инструментом формирования математических представлений являются дидактические игры.
Теоретическую основу работы составили труды Ф.Н. Блехер, М.А. Васильевой, Т.И. Ерофеевой, Е.И. Игнатьева, А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной, П.Г. Федосеевой. Объект исследования: математическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: досуговая деятельность с математическим содержанием как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявить влияние досуговой деятельности с математическим содержанием на усвоение и закрепление математических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. На основе изучения педагогической литературы выявить особенности математического развития детей дошкольного возраста. 2. На основе изучения методической литературы определить содержание, формы, методы и средства работы по формированию элементарных математических представлений у детей. 3. Обосновать роль досуговой деятельности в формировании математических представлений у старших дошкольников. 4. Подобрать и апробировать диагностику уровня математического развития детей. 5. Организовать проведение досуговой деятельности с математическим содержанием. 6. Подготовить методические рекомендации для организации и проведения досуга в детском саду. Методы исследования 1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и математической литературы по проблеме формирования математических представлений у дошкольников. 2. Эмпирические: наблюдение, опрос, диагностика. 3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов. Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав по 3 параграфа, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения. Объем выпускной квалификационной работы составляет 49 листов полного текста, 8 таблиц, список литературы в количестве 30 наименований и приложение, где представлены конспекты досуговой деятельности и фотоматериалы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Характеристика особенностей математического развития детей старшего дошкольного возраста
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков [6], [20]. Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций – сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации [10]. Математические представления сводятся к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство, их свойствам и отношениям [25, с7]. Формирование математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие личности. Программные требования – требования, предъявляемые Программой детского сада к воспитанию и обучению детей определенной возрастной группы. Впервые Программа была разработана и издана Наркомпросом в 1932 г. Действующая Программа под редакцией М.А. Васильевой допущена Министерством образования и науки РФ. Развитие дошкольника происходит благодаря его участию в соответствующих возрасту видах деятельности. Березина Р.Л. утверждает, что все математические представления, доступные ребенку, он извлекает из жизни, в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. Такие понятия, как форма и величина, время суток и направление движения, являются наглядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные представления требуют методичного обучения [4,31].
По мнении. Т.И. Ерофеевой, условием полноценного математического развития является создание развивающей среды. Для формирования элементарных математических представлений требуются целенаправленные занятия и постоянное привлечение внимания ребенка к окружающим его предметам и явлениям [11;22]. Применение наглядности при обучении детей искусству счета является психологически необходимым правилом для быстрого усвоения новых знаний. Картинки также должны быть одним из наглядных пособий, хотя и важным, но не главным при обучении арифметике. Главным наглядным пособием по-прежнему остаются действительные, вещественные предметы, ведь они, как подлежащие осязанию, могут быть действительно отнимаемы и прибавляемы по одному и по группам, чего нельзя сказать про картинки, где подобные действия можно производить только мысленно, в воображении [23]. В 50-60 гг. XX в. А.М. Леушина разработала научно-обоснованную дидактическую систему формирования элементарных математических представлений у дошкольников [18], включающую: § теоретическую и методическую концепцию формирования количественных представлений в дошкольном возрасте, определение объема знаний и умений в области познания множеств и чисел у детей 2-7 лет; § занятия как ведущую форму организации работы педагога с детьми; § использование повседневной жизни детей в качестве источника формирования элементарных математических представлений; § определение места и роли игр в формировании математических представлений и развитии личности ребенка; § дидактический материал как одно из средств формирования математических представлений. Современные педагоги (например, Т.И. Ерофеева) выделяют следующие условия обучения математике в дошкольном возрасте [11;41]: § образование должно соответствовать установленным требованиям, при этом объективные достижения появляются у ребенка, если обучение строится с учетом его возрастных особенностей и индивидуального темпа развития (личностно-ориентированный подход); § для более эффективного математического развития ребенка в условиях дошкольного учреждения желательно взаимодействие педагога с родителями. § важно, чтобы учебно-познавательное общение строилось как диалог взрослого и ребенка. Взрослый не должен делать беседу односторонней. Нравоучения и назидательный тон нередко превращают диалог в монолог и приводят к «интеллектуальному иждивенчеству» – ребенок ожидает, что взрослые все расскажут и пояснят. Необходимо постепенно приучать ребенка мыслить самостоятельно, делиться своими мыслями, слушать партнера, принимать его точку зрения или аргументировано возражать. Интерес собеседников друг к другу – основа познавательного общения;
§ необходимо поддерживать познавательный интерес и активность ребенка. Учеными подмечено, что в словаре пяти-шестилетнего ребенка наиболее употребляемое слово – «почему». С этого начинается открытие мира. Размышляя над увиденным, ребенок стремится объяснить его. Иногда логика в детских рассуждениях наивна, но она показывает, что малыш пытается связать разрозненные факты и осмыслить их, используя свой небольшой жизненный опыт. Как писал К.И. Чуковский, ребенок пытается применить результаты жизненного опыта, добытые в других областях, к пониманию новых для него явлений. Необходимо тактично относиться к высказываниям и вопросам ребенка, не иронизировать, не навязывать набор готовых знаний и суждений, так как грубое вмешательство взрослого может резко затормозить мыслительную активность ребенка; § ребенок должен усваивать математические закономерности, позволяющие применять полученные знания в различных ситуациях, а не просто запоминать информацию. Знакомство с цифрами, умение считать, складывать и вычитать на деле нередко выливается для ребенка в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10, но в школе при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения выручают недолго. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность математических представлений приводит к появлению «проблем с математикой». Способность ориентироваться в «нулях» на денежных купюрах и отвлеченно считать, называя числительные до ста, тысячи, миллиона, не является показателем математического развития. Отличить механическое запоминание от действительного понимания можно по тому, способен ли ребенок применить полученные знания в аналогичных ситуациях. Истинное же развитие происходит, если дошкольник использует накопленные знания в новых, нестандартных, незнакомых ему ситуациях; § знания не являются самоцелью обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, качественные позитивные сдвиги в нем (Д.Б. Эльконин). При решении математических задач не столь важно помочь ребенку найти ответ, как обнаружить разнообразные пути решения. Необходимо научить дошкольника рассуждать, доказывать, не бояться ошибок и проявлять упорство при преодолении трудностей; § при обучении математике необходимо использовать разнообразные формы познавательной деятельности и методические приемы, обогащать игровое общение, обеспечивать партнерские взаимоотношения, стимулировать самостоятельность, при этом важна активность самого дошкольника – собственные действия ребенка нельзя заменить рассматриванием иллюстраций или слушанием педагога. На уровень внимания ребенка к изучаемой теме заметно влияет качество передаваемой информации: доступность изложения, структурированность и логичность, насыщенность иллюстрациями и пояснительными примерами, связь с ранее изученным материалом, соответствие уровню развития дошкольников, учет их психофизиологических особенностей. К возрастным психофизиологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста (дети 5-6 лет) относятся следующие [7], [9]: ü физиологические особенности – костная система ребенка находится в стадии формирования, в ней много хрящевой ткани, процесс окостенения кисти и пальцев не закончен, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны; ü психические особенности – дошкольники отличаются импульсивностью, они склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных побуждений (импульсов), не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при слабости волевой регуляции поведения. Общая недостаточность воли является возрастной особенностью дошкольника: ребенок ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы; ü особенности внимания – возрастной особенностью внимания дошкольников является слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания в этом возрасте ограничены. Произвольное внимание ребенка требует так называемой близкой мотивации – если у взрослых произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то дошкольник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии перспективы получить поощрение, заслужить похвалу, лучше всех справиться с заданием. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание детей, без всяких усилий с их стороны; ü особенности памяти – в этом возрасте дети лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица и предметы, чем определения, описания и объяснения. Следует учитывать, что дошкольники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала; ü особенности мышления – в этот период под влиянием обучения развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, мышление начинает отражать свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения; ü особенности восприятия – дошкольники очень эмоциональны: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Ярко выраженная эмоциональность восприятия – это характерная особенность детей. Другая особенность восприятия дошкольников – его тесная связь с действием. На этом уровне психического развития воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, изменять его, взять его, потрогать его. Формирование интереса к приобретению знаний связано с переживанием ребенком чувства удовлетворения от своих достижений. Это чувство подкрепляется одобрением, похвалой взрослого, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Дети испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда их хвалят. Подводя итог вышеперечисленному, можно сделать следующие выводы. Для ребенка дошкольного возраста в нормальных условиях ведущей деятельностью является игра. Наблюдая окружающий его вещественный мир, ребенок постепенно и незаметно для себя увеличивает запас своих знаний – он учится. Таким образом, основной путь развития дошкольника – накопление своего собственного опыта (эмпирическое обобщение), поэтому для ребенка содержание обучения должно быть чувственно воспринимаемо. Чтобы добиться наиболее эффективного усвоения знаний, необходимо использовать «занимательный материал в занимательной форме». Поэтому Программа воспитания в детском саду рекомендует организовывать досуговую деятельность, цель которой – вызвать радостные эмоции у детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме преподать необходимые сведения, в том числе, по математике. Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений в дошкольном периоде – не только подготовка к успешному овладению математикой, но и залог разностороннего развития личности. Математические представления сводятся к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство, их свойствам и отношениям. Такие понятия, как форма, величина, время суток и направление движения, являются наглядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные представления требуют методичного обучения. Современная теоретическая и методическая концепция формирования математических представлений в дошкольном возрасте учитывает возрастные особенности детей (личностно-ориентированный подход) и обеспечивает организацию полноценного математического развития.
Содержание, формы, методы и средства работы по
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|