Формирование элементарных математических представлений с помощью досуговой деятельности
Результаты констатирующего среза позволили определить содержание и формы организации досуговой деятельности, в рамках которой осуществлялось формирование математических представлений. По окончанию констатирующего этапа был проведен формирующий, целью которого было проведение серии мероприятий, бесед, различных игр с дошкольниками, направленных на формирование количественных представлений. Задачи формирующего этапа: 1. Определить принципы педагогической работы, направленной на формирование математических представлений дошкольников. 2. Определить содержание и формы досуговой деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений. Для решения этих задач были отобраны следующие принципы: ü принцип гуманистического подхода – на первое место ставятся общечеловеческие ценности и сохранение здоровья человека. Принцип гуманистического подхода способствовал лучшему формированию у дошкольников математических представлений, так как при обучении учитывались индивидуальные особенности и интересы ребенка, что существенно облегчало детям процесс восприятия и осмысления информации; ü принцип сознательности и активности позволил выявить уровень собственной познавательной активности дошкольника, который является важным фактором при формировании элементарных математических представлений. Для успешного усвоения математических понятий требуется не только выполнять инструкции воспитателя, но и проявлять активность. Принцип позволил детям проявлять самостоятельность в действиях; ü принцип связи с жизнью позволил проверить действенность полученных математических представлений, использовался в различных упражнениях на занятиях и прогулках, а также в вечерах развлечений и празднике (перечислить части тела, которых по одной, парные части тела, сосчитать, сколько птиц сидит на дереве, сколько игрушек для песка взяли на прогулку).
ü принцип последовательности заключается в планировании содержания, каждое новое математическое понятие опирается на предыдущее и следует из него, принцип последовательности основывается на имеющихся знаниях, которые дети получили ранее. Предлагаемый материал увеличивался по объему от одного занятия к другому, усложнялся по содержанию, поэтому, планируя различные занятия, опирались именно на этот принцип; ü принцип доступности определяется возрастными особенностями дошкольников и зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Организация обучения должна выстраиваться так, чтобы дошкольники не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. При подготовке к проведению различных занятий учитывался контингент детей, их возрастные особенности, их способности. Математические представления, которые формировали у детей, выстраивали «от легкого к трудному» (от простейших знаний к более углубленным) и от «неизвестного к известному». Одним из условий реализации формирования у детей элементарных математических представлений является перспективное планирование.
Таблица 8 – План формирования математических представлений
Для организации подготовительного и основного этапа формирования математических представлений использовались следующие методы: словесные (беседа, объяснение, инструкция, рассказ), наглядные (показ способов действий, демонстрация), практические (дидактические игры, упражнения). На основном этапе использовались вечера развлечений, праздник и работа с родителями. Задания для вечеров развлечения разрабатывались с использованием материалов А. Белошистой [2]. Вечера развлечения связаны общей тематикой: оформлены как путешествие в сказочную страну. Специальной подготовки детей к вечерам развлечения не было. Проводились, в соответствии с планом, во вторую половину дня в четверг и пятницу. Работа с родителями включала в себя анкетирование по теме «Математика в жизни дошкольника», консультацию в виде папки-передвижки «математические игры» и оформление стенда «Организация математического досуга ребенка». Анкетирование позволило выявить, что родители ответственно подходят к воспитанию детей. Многие из них дома играют с ребенком и рассказывают ему что-то новое, а не просто выполняют задания, оставленные дефектологом. Данные работы прилагаю. Математический праздник был разработан, но не реализован в связи с ограниченностью времени прохождения государственной практики. Описание проводимых в рамках формирующего этапа мероприятий (сюжетно-ролевая игра, дидактические игры и упражнения, сценарии проведения бесед, вечеров развлечений и математического праздника) приведены в приложении.
По мере реализации намеченных целей формирующего этапа можно сделать следующий вывод: дети стали активно проявлять себя в выполнении различных заданий, если в начале они стеснялись и немного побаивались, то к концу этапа дошкольники уверено отвечали на вопросы, сами предлагали поиграть в ту или иную игру. В ходе проведения досугов дети были активны и внимательны, что существенно увеличило качество полученных знаний. Также важным аспектом формирующего этапа выступило взаимодействие с родителями. Анкетирование помогло установить контакт с родителями, что существенно помогло при подготовке и представлении консультаций. В результате уровень математического развития детей данной группы повысился и можно считать, что математические досуги являются эффективным средством формирования элементарных математических представлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|