Методические рекомендации к проведению досугов в детском саду
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В детском саду ребенок получает разностороннее развитие. В процессе разнообразной деятельности под руководством педагогов он развивается умственно, воспитывается эстетически, физически, нравственно. При этом очень важно, чтобы все, что ребенок узнает, все, чем он овладевает, было эмоционально окрашено. Поэтому целесообразно использовать досуговую деятельность как средство формирования элементарных математических представлений. При проведении досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют различные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на математическом занятии. Эта раскованность позволяет им более естественно использовать те навыки и умения, которыми они уже прочно овладели. Организация досуговой деятельности осуществляется по следующим этапам: 1. Подготовительный этап: - изучение методических пособий по данному вопросу. Необходимо уточнить, какие математические представления и в каком объеме должны быть сформированы в данной возрастной группе. Узнать это можно в программе, по которой работает детский сад (например, программа воспитания и обучения под редакцией Н.Е. Веракса). - определить уровень сформированности математических представлений в данной возрастной группе. Это можно сделать с помощью различных диагностических заданий (например, диагностические задания А.В. Белошистой). - определить программное содержание математического досуга (образовательные, развивающие и воспитательные задачи). - продумать содержание математического досуга (если есть математический досуг, подходящий по теме, можно взять его из методической литературы или из электронных приложений).
- продумать и подготовить материал для проведения. Можно подготовить материал самостоятельно, а можно привлечь к его изготовлению детей и родителей. - подготовка детей к математическому досугу по мере необходимости (заучивание стихотворений, подготовка какого-либо театрализованного представления, разучивание определенной роли в зависимости от сценария). - необходимо сообщить о времени и дне проведения досуга заранее, чтобы это событие было желанно и долгожданно. Это поддержит интерес детей. - если досуг предусматривает присутствие родителей, то необходимо подготовить и раздать приглашения (можно совместно с детьми). 2. Проведение математического досуга: - перед досугом по мере необходимости повторить с детьми их роли или стихотворения. - во вводной части может использоваться музыка, какой-либо сюрпризный момент (например, письмо от бабушки). - в основной части дети выполняют различные задания, читают стихотворения, представляют различные сценки. В старшем дошкольном возрасте в ход проведения досуга могут быть включены игры соревновательного характера. Такие игры могут быть как подгрупповые, так и индивидуальные. - в заключительной части рекомендуется давать детям поощрительные призы. Призы могут быть сладкие или какие-то игрушки. При этом необходимо учитывать индивидуальность ребенка и общие интересы. Со сладкими призами нужно быть особенно осторожными, так как у некоторых детей бывает аллергия. - нельзя ругать ребенка за то, что во время досуга у него что-то не получилось – это может привести к потере интереса к занятиям и досуговой деятельности в детском саду. Таким образом, по проведении формирующего этапа были разработаны следующие рекомендации к проведению досугов: подготовка досуга: продумывание сценария, подготовка детей к досугу по мере необходимости, изготовление приглашений, изготовление необходимых атрибутов, определение места и времени в режимном процессе и проведение досуга: включает вводную часть (сюрпризный момент), основную часть (выполнение заданий), заключительную часть (вручение призов).Данные методические рекомендации помогут сделать досуг не только полезным и эффективным для реализации поставленных задач, но и интересным и познавательным для дошкольников. Также досуг поможет развить их индивидуальность и творческие способности. В результате дети с легкостью освоят программный материал и будут точно и своевременно оперировать полученными знаниями.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Формирование элементарных математических представлений – важная задача умственного развития дошкольников, так как эти знания не только необходимы для дальнейшего обучения, но и полезны для повседневной жизни. Практическая работа была направлена на выявление уровня сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста, уточнение и дополнение знаний и умений, полученных дошкольниками на занятиях. Для выявления уровня сформрованности математических представлений на основе методик А. Белошистой и Т.И.Ерофеевой был подобран ряд диагностических заданий, в результате проведения которых были выделены следующие результаты: 36% детей имеют высокий, 50% средний, 14% низкий уровень сформированности элементарных математических представлений. В соответствии с полученными данными с учетом общедидактических принципов и индивидуальных особенностей детей были подготовлены два вечера развлечений. Праздник также был разработан, но не реализован в связи с нехваткой времени. По мере реализации намеченных целей формирующего этапа дети стали активно участвовать в различных видах математической деятельности, к концу этапа их ответы стали более уверенными и полными. В связи с этим можно сделать вывод о целесообразности использования досугов в педагогическом процессе. После проведения досуговой деятельности были разработаны практические рекомендации, что поможет сделать досуг полезным, интересным и познавательным для дошкольников, а также поможет развить их индивидуальность и творческие способности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования математических представлений у дошкольников в досуговой деятельности исследовалась многими учеными и педагогами на протяжении несколько веков и остается актуальной по сей день. Анализ научной литературы позволил выявить возрастные особенности детей (как физиологические, так и психологические). С помощью методической литературы, в частности программы воспитания и обучения в детском саду, было определено содержание обучения детей математике по следующим разделам: количество и счет, величина, форма, временные и пространственные представления. Формой организации досуговой деятельности является деятельность, совместная с воспитателем. Ведущим методом обучения является практический. Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам, и приемам, формам организации работы по математической подготовке дошкольников. Роль досуговой деятельности в формировании математических представлений весьма существенна. Досуг помогает сохранить интерес ребенка к математике, формирует самостоятельность и дает возможность творчески развиваться. Принципы планирования и проведения досуговой деятельности, рассмотренные в данной работе, позволяют выявить «пробелы» в знаниях дошкольников и направить досуговую деятельность на их устранение, что позволяет воспитателю гибко реагировать на фактически существующий уровень сформированности элементарных математических представлений у детей. Опытно-практическая работа была направлена на выявление уровня сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста, уточнение и дополнение знаний и умений, полученных дошкольниками на занятиях. Работа по формированию математических представлений у дошкольников проводилась на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы в два последовательных, взаимосвязанных подэтапа:
§ подготовительный, назначением которого являлось повторение материала, полученного на занятиях и необходимого для дальнейшей работы; § основной, на котором была проведена серия мероприятий, направленных на закрепление и углубление полученных знаний. В ходе выполнения диагностических заданий были получены следующие результаты: 5 детей имеют высокий, 7 – средний, 2 – низкий уровень сформированности элементарных математических представлений. В ходе проведения работы было также отмечено, что по мере реализации намеченных целей формирующего этапа дети стали активнее проявлять себя: если в начале они стеснялись и немного побаивались отвечать на вопросы, то к концу этапа дошкольники уверено отвечали на вопросы, активно работали, самостоятельно играли в математические игры. После проведения формирующего этапа были разработаны методические рекомендации, которые помогут сделать досуг интересным и познавательным. Данная работа не решает все проблемы формирования математических представлений у дошкольников, так как требует дальнейшего изучения проблема комплексного подхода к решению означенной задачи. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белошистая, А. Диагностика математического развития // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 5. – с. 23. 2. Белошистая, А. Задания, развивающие образное мышление // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 4. – с. 44. 3. Белошистая, А. О диагностике математического развития // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3. – с. 11. 4. Березина, Р.Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студ. пед. институтов / Р.Л. Березина под редакцией А.А. Столяра. – М.: Просвещение. – 1988. – 303 с. 5. Волина, В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): книга для учителей и родителей / В. Волина. – М.: Знание. – 1994. – 336 с. 6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз. – 1997. – 224 с. 7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет». – 2007. – 336 с. 8. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. – 1986. – 415 с. 9. Дьяченко, О.М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Чистые пруды. – 2007. – 30 с. 10. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику / Т.И. Ерофеева – М.: Просвещение. – 2005. – 112 с. 11. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Т.И Ерофеева,– М.: Просвещение. – 1992. – 191 с.
12. Зацепина, М. Праздники и развлечения в детском саду / М. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез. – 2008. – 144 с. 13. 3вонкин, А. Малыш и математика, непохожая на математику / А. Звонкин. – М.: МЦНМО, МИОО. – 2006 – 240 с. 14. Игнатьев, Е.И. В царстве смекалки / Е.И. Игнатьев под редакцией М.К. Потапова. – М.: Наука. – 1982. – 208 с. 15. Касабуцкий, Н.И. Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.И. Касабуцкий под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение. – 1991 – 80 с. 16. Курочкина, Н. Этикет проведения праздника в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7. – с. 68. 17. Лаптева, Г. Развлечения для дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 1. – с. 77. 18. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учебное пособие для педагогических институтов / А.М. Леушина. – М.: Просвещение. – 1974. – 366 c. 19. Метлина, Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение. – 1984. – 225 с. 20. Монтессори, М. Дом ребёнка / М. Монтессори. – М.: Задруга. – 1920. – 236 с. 21. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения [Электронный ресурс] / Г.М. Муртазин. – http://www.periodika.websib.ru/murtazin. 22. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие / Е.А. Носова. – СПб: «Акцидент». – 1996. – 79 с. 23. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения / И.Г. Песталоцци. – М.: Педагогика. – 1981. – 306 с. 24. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез. – 2005. – 208 с. 25. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. – с. 6. 26. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева – М.: Просвещение. – 1987. – 97 c. 27. Усова, А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова под ред. А.В. Запорожца, испр. – М.: Просвещение. – 1981. – 174 с. 28. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждены 23 ноября 2009 г. приказом № 655 Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] / http://www.edu.ru. 29. Фидлер, М. Математика уже в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / М. Фидлер – М.: Просвещение. – 1981. – 160 с. 30. Шевелев, К.В. Дошкольная математика в играх: формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез. – 2004. – 274 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Сюжетно-ролевые и дидактические игры 2. Протоколы наблюдения диагностических заданий 3. Вечер развлечений «Машенька у бабы Яги» 4. Вечер развлечений «В гости к бабушке и дедушке» 5. Консультации для родителей 6. Математический праздник
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|