Формированию элементарных математических представлений у детей
Требования к содержанию математического обучения детей старшего дошкольного возраста отражаются в разделе «Развитие элементарных математических представлений» Программы воспитания и обучения в детском саду [24, С 140-142]: § количество и счет – обучение счету ведется на наглядной основе. Ребенок учится составлять множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (разного цвета, размера, формы, материала); устанавливать отношения между целым множеством и его отдельными частями; понимать, что множество больше каждой своей части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному и определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учится количественному и порядковому счету до 10; последовательно знакомится с образованием каждого числа в пределах 5-10; различает вопросы «Сколько?», «Какой по счету?» и правильно отвечает на них. Учится отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10); сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет. Упражняется в счете звуков, в счете на ощупь, в счете и воспроизведении заданного количества движений по образцу и названному числу (в пределах 10). Продолжается работа по формированию представлений о равенстве. Ребенок учится определять равное количество разных предметов в группах, правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп. Уточняется понимание независимости числа от величины предметов и их формы, расстояния между предметами, их расположения и направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета). Ребенок знакомится с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: «Пять – это один, еще один, еще один, еще один и еще один». Формируется понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
§ величина – ребенок учится устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины, высоты, ширины или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи отношения между предметами по величине: «Розовая лента – самая широкая, фиолетовая немного уже, красная еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент – она самая узкая». Учится сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего, равного одному из сравниваемых предметов (условной меры). Развивает глазомер, умеет находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. § форма – дети знакомятся с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Определяют, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивается умение анализировать форму знакомых предметов, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книга, картина, крышка стола – прямоугольные; поднос и блюдо – овальные; тарелка, часы, крышка кастрюли – круглые. § ориентировка в пространстве – закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. Ребенок учится ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине); обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками-указателями маршрута (вперед, назад, налево, направо); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади Кати, перед Наташей, около Юры».
§ ориентировка во времени – ребенок получает представление о том, что утро, день, вечер и ночь составляют сутки, учить устанавливать последовательность различных событий на конкретных примерах: что было раньше, что позже; учить определять, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. К концу года дети старшего дошкольного возраста должны уметь: ü выделять составные части группы предметов; определять различие и сходство, сравнивать части на основе составления пар и счета; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого); ü считать (отсчитывать) в пределах 10; ü правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»; ü сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаляя и добавляя единицу); ü сравнивать предметы различной величины (до 10), размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины); ü различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную; ü обозначать словом свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому; ü называть последовательно части суток; ü называть текущий день недели. Как считают О. Скоролупова и Н. Федина, определение перечня основных образовательных задач по развитию элементарных математических представлений в общеобразовательной программе направлено на упорядочивание образовательного процесса в современном вариативном дошкольном образовании и обеспечение права каждого ребенка на получение равноценного дошкольного образования. Содержание данного раздела помогает избежать грубых «перекосов» при реализации программы воспитания и обучения [25;6].
Организация работы по развитию дошкольников строится с учетом общедидактических принципов (Леушина А.М.): научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям [18]. Согласно ФГТ, большое значение при организации развития ребенка имеет принцип интеграции, так как он имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Так, В.В. Давыдов говорил, что прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения. Занятия по развитию элементарных математических представлений рекомендуется соединять с другими видами деятельности: игровой, продуктивной. Это способствует улучшению концентрации внимания дошкольников и, соответственно, лучшему усвоению программы [28]. Формой организации работы по развитию ребенка являются [27]: § занятия; § деятельность, совместная с воспитателем; § самостоятельная деятельность детей. В данной работе рассматривается досуговая деятельность, относящаяся к виду деятельности, совместной с воспитателем. Математическое развитие осуществляется посредством приобщения ребенка к специальным видам математической деятельности, которые можно разделить на две группы. К первой относятся ведущие виды математической деятельности: счет, измерение, простейшие вычисления, связанные с выполнением арифметических действий. Ко второй группе относятся доматематические виды деятельности: сравнение предметов путем наложения или приложения (А.М. Леушина), уравнение и комплектование (В.В. Давыдов), сопоставление и уравнивание (Н.И. Непомнящая). К методам формирования элементарных математических представлений относятся: игровой, практический, наглядный, словесный. Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом. Ведущим является практический метод, так как он в наибольшей степени соответствует возрастным возможностям дошкольников: большое значение в обучении детей старшего дошкольного возраста имеет активное включение в работу разных анализаторов. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами (изображениями, моделями), на базе которых возникают элементарные математические представления. Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Постепенно дошкольники овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются [18], [8].
При формировании элементарных математических представлений используются следующие приемы (А.А. Столяр): § демонстрация воспитателем способа действия в сочетании с объяснением; § инструкция по выполнению самостоятельных заданий; § пояснения, разъяснения, указания в процессе деятельности; § вопросы к детям; § словесные отчеты детей; § контроль и оценка; § сравнение, анализ, синтез; § моделирование. Все эти приемы применяются в тесной взаимосвязи друг с другом. Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств [29]: § методические пособия для воспитателя детского сада (конспекты); § сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений (специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, шашки, шахматы, палочки Х. Кюзенера, кубики с цифрами и знаками, счетный материал); § учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи; § демонстрационный материал (магнитная доска с комплектом геометрических фигур, модели, карточки и таблицы, оборудование для проведения дидактических игр, приборы, логические блоки); § раздаточный материал (карточки, наборы геометрических фигур, счетные палочки); § занимательный материал (стихи, считали, задачи в стихотворной форме, игрушки-головоломки из геометрических тел, геометрические конструкторы). Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам, приемам и формам организации работы по математической подготовке дошкольников [19].
Таким образом, подводя итог вышеперечисленному, работа по развитию элементарных математических представлений ведется по следующим направлениям: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Требования к содержанию математического обучения детей отражаются в программе воспитания и обучения в детском саду. Организация работы по развитию дошкольников строится с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям. Формой организации досуговой деятельности является деятельность, совместная с воспитателем. Ведущим методом обучения является практический, так как он в наибольшей степени соответствует возрастным возможностям дошкольников. Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам, приемам и формам организации работы по математической подготовке дошкольников.
1.3. Досуговая деятельность с математическим содержанием как средство формирования математических представлений
Педагоги отмечают, что ребенок быстро теряет интерес к приобретению знаний, если этот процесс лишен самостоятельной творческой работы. Досуговая деятельность с математическим содержанием – превосходный инструмент для формирования математических представлений, который позволяет избежать отношения к математике как к сухой, неинтересной и далекой от жизни детей науке. Согласно ФГТ, важной задачей при этом является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни. Реализация этого условия требует от педагогов умения организовывать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, весёлым и радостным для каждого ребёнка. По мнению А. Звонкина, с целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения, снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так. Поэтому на развлечениях должны преобладать не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого [28], [13,87]. Преимущество досуговой деятельности в том, что она предоставляет ребенку возможность активной деятельности, необходимой в его возрасте, вызывают стабильный интерес, обеспечивают концентрацию внимания, что приводит к лучшему усвоению материала. Использование досуговой деятельности придает процессу обучения творческий характер, обуславливает его многомерность и повышает качество. К тому же досуговая деятельность удовлетворяет потребность детей в общении (в том числе оказывает влияние на развитие речи), учит взаимодействию для достижения цели, вследствие чего происходит социализация ребенка, позволяет ему почувствовать себя успешным. В результате досуговой деятельности дошкольники не только совершенствуют счётную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач. Задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки используются не только для развлечения, но и – в большей мере – для обучения. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения[22] При планировании досуговой деятельности воспитатель относительно свободен в выборе содержания, что позволяет ему гибко реагировать на сложившуюся ситуацию, учитывать интересы детей, устранять обнаруженные пробелы в знаниях, развивать их инициативность и самостоятельность[17]. Формами организации досуговой деятельности по формированию элементарных математических представлений являются: [21] § вечера развлечений; § математические праздники. Календарный план проведения занятий с детьми старшей группы предусматривает проведение вечеров развлечений с математическим содержанием один раз в неделю, преимущественно в середине недели. Считается целесообразным проводить развлечения именно во второй половине дня и желательно выбрать определенный день недели, чтобы вокруг этого дня с самого утра царила атмосфера таинственности и ощущение предстоящего сюрприза [16]. Особое место отводится математическим праздникам как одному из эффективных путей опосредованного обучения. Праздник строится на игровых видах познавательной деятельности и использовании информационно-развлекательного содержания. Главное в их организации – совместная неформальная деятельность детей и взрослых. Важно, чтобы взрослые (педагоги и родители) не проявляли излишнего дидактизма, умели найти непринуждённый тон в общении с детьми, не боялись неожиданно возникающих непредвиденных ситуаций [15]. Главной дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность каждой подгруппы детей (команды) позволит им внести свой «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответов раскрывают перед детьми возможность интеллектуально-познавательного общения и показывают его привлекательность. Значительность события усиливается сюрпризностью и новизной обстановки [5]. Проведение досуговой деятельности предполагает четыре этапа [5]: § 1-й этап – диагностико-информационный – сбор данных с целью выявления интересов, желаний и потребностей детей, пробелов в их обучении, определение желаемых результатов проведения досуговой деятельности; § 2-й этап – организационный – разработка сценария досуговой деятельности, создание условий и выбор средств для проведения работы; § 3-й этап – образовательно - воспитательный – проведение досуговой деятельности; § 4-й этап – итогово - результативный – оценка результатов работы и их соответствия запланированным, отчет о проделанной работе, выработка рекомендаций и определение дальнейших направлений досуговой деятельности. Первый и второй этапы могут быть объединены в один этап подготовки к проведению досуговой деятельности, где выбираются критерии для определения существующего уровня математических знаний у детей старшего дошкольного возраста, осуществляется диагностика в соответствии с выбранными критериями, разрабатывается сценарий досуговой деятельности для повышения уровня математического развития, закрепления полученных знаний. В сценарии последовательно излагается все, что должно происходить, раскрывается тема, приводятся переходы от одной части действия к другой, предусматриваются методы повышения активности участников, а также учитывается оформление помещения, где происходит действие. Работу над сценарием обычно следует начинать с определения его темы и идеи. Тема обычно задается с самого начала, а к идее педагог должен подвести участников и зрителей всем ходом этого представления. Сюжетная линия сценария должна последовательно раскрывать ход действия. Избрав сюжет, нужно так организовать художественный материал сценария, чтобы он развивался от события к событию. Этому будет способствовать продумывание композиции (организация действия) и соответствующее расположение материала. В сценарии нужен ввод в действие, короткий рассказ о событиях, явлениях, лежащих в его основе. Затем выстраивается действие, развитие которого подчиняется следующим законам: § каждый предыдущий эпизод сценария должен быть связан по смыслу с последующим; § заданное действие развивается по нарастающей линии, нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым, это ведет к снижению внимания; § каждый эпизод обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен прежде, чем начнется другой. Такой эпизод должен как бы повторять в миниатюре по своему построению весь сценарий; § действие обязательно должно быть подведено к кульминации, в которой отражается идея всего сценария; § заключительная часть – это проявление активности всех участников. Одна из особенностей сценария состоит в том, что при его написании необходимо одновременно думать и о реальных средствах воплощения замысла: об использовании литературных произведений, музыки и песен, инсценировок. Эти рекомендации помогают составить яркие сценарии досуговой деятельности в детском саду, при этом следует всегда учитывать местные условия и возможности детей, так как организация досуговой деятельности предполагает индивидуальную работу с ребенком, психолого-педагогическую поддержку дошкольника с учетом его возрастных, индивидуальных и психологических особенностей. Для достижения наибольшего эффекта от проведения досуговой деятельности необходимо комплексное использование всех методов формирования элементарных математических представлений: словесного, наглядного, практического и игрового в разнообразных комбинациях друг с другом [30]. Роль игры в организации досуговой деятельности отмечают многие педагоги-исследователи, называя ее одним из главных средств воспитания. Игра является активной формой деятельности ребенка, способствует его творческому развитию; коллективная игра, к тому же, включает его в общение с другими детьми, приучает к соблюдению правил, является важным условием социальной адаптации. При проведении досуговой деятельности применяются разнообразные виды игр: подвижные, хороводные, конструктивные, дидактические, игры-соревнования, игры-драматизации и другие [14]. Прослеживается стабильный интерес детей к участию в различного рода конкурсах и соревнованиях, поэтому в плане проведения досуговой деятельности целесообразно использовать подобную форму. При участии в командных состязаниях дети учатся взаимодействию, объединению совместных усилий для достижения общей цели. Художественное слово также способно обогатить математическое образование дошкольников. Воспитатель самостоятельно определяет объём и степень включения в досуговую деятельность стихов, считалок, загадок. Первоначальное знакомство со стихотворением или считалкой может произойти на занятии по математике или в свободное от занятий время. Считалки и стихи используются в различных ситуациях: они делают фронтальную и подгрупповую работу с детьми более разнообразной; их целесообразно применять и в повседневной жизни в свободной игровой деятельности. Загадки используются в зависимости от целей познавательного общения. Взрослый подводит детей к размышлению над загадкой, руководит и направляет поисковую деятельность, наталкивает их на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа [12]. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми как одна из форм организации досуга – это уникальная возможность в рамках образовательного процесса повлиять на микросоциальный фактор развития ребенка, которая позволяет, помимо своей основной цели, повысить психоэмоциональную устойчивость детей. Рядом исследователей отмечено, что проведение досуговой деятельности способствует [26]: § развитию познавательной активности детей; § формированию самостоятельности у дошкольников; § творческому саморазвитию личности ребенка. Социологические исследования доказывают, что досуговая деятельность не только развивает способности, интересы и культурные потребности детей, но и формирует активную жизненную позицию. Таким образом, досуговая деятельность помогает сохранить интерес дошкольников к математической деятельности, так как дети принимают активное творческое участие в ее организации и проведении, при этом важно создать условия для эмоционального отдыха детей. Формами организации досуговой деятельности по формированию элементарных математических представлений являются вечера развлечений и математические праздники. Преимущество досуговой деятельности в том, что она предоставляет ребенку возможность активной деятельности, необходимой в его возрасте, вызывает стабильный интерес, обеспечивает концентрацию внимания, что приводит к лучшему усвоению материала. Социологические исследования доказывают, что досуговая деятельность не только развивает способности, интересы и культурные потребности детей, но и формирует активную жизненную позицию.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Формирование математических представлений в дошкольном периоде являются залогом разностороннего развития личности. Математические представления имеют следующие категории: количество, величина, форма, время, пространство, их свойства и отношения. Дети легче усваивают понятия формы, величины, времени суток и направления движения, так как они являются наглядными, а количественные представления требуют специального обучения. Современная теоретическая и методическая концепция формирования математических представлений в дошкольном возрасте учитывает возрастные особенности детей и обеспечивает организацию полноценного математического развития. Работа по развитию элементарных математических представлений ведется по следующим разделам программы воспитания и обучения: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Организация работы по развитию дошкольников строится с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям, интеграции. Формой организации досуговой деятельности является деятельность, совместная с воспитателем. Ведущим методом обучения является практический. Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам, и приемам, формам организации работы по математической подготовке дошкольников. Досуговая деятельность помогает сохранить интерес дошкольников к математической деятельности, так как дети принимают активное творческое участие в ее организации и проведении. Формами организации досуговой деятельности по формированию элементарных математических представлений являются вечера развлечений и математические праздники. Преимущество досуговой деятельности в том, что она предоставляет ребенку возможность активной деятельности, необходимой в его возрасте, вызывает стабильный интерес, обеспечивает концентрацию внимания, что приводит к лучшему усвоению материала. Социологические исследования доказывают, что досуговая деятельность не только развивает способности, интересы и культурные потребности детей, но и формирует активную жизненную позицию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|