Часть первая. Соло на ундервуде 13 глава
* * *
Вышел я из больницы. Вроде бы поправился. Но врачи запретили мне пить и курить. А настоятельно рекомендовали ограничивать себя в пище. Я пожаловался на все это одному знакомому. В конце и говорю: — Что мне в жизни еще остается? Только книжки читать?! Знакомый отвечает: — Ну, это пока зрение хорошее…
* * *
Диссидентский романс:
«В оппозицию девушка провожала бойца…»
* * *
Волков начинал как скрипач. Даже возглавил струнный квартет. Как-то обратился в Союз писателей: — Мы хотели бы выступить перед Ахматовой. Как это сделать? Чиновники удивились: — Почему же именно Ахматова? Есть более уважаемые писатели — Мирошниченко, Саянов, Кетлинская… Волков решил действовать самостоятельно. Поехал с товарищами к Ахматовой на дачу. Исполнил новый квартет Шостаковича. Ахматова выслушала и сказала: — Я боялась только, что это когда-нибудь закончится… Прошло несколько месяцев. Ахматова выехала на Запад. Получила в Англии докторат. Встречалась с местной интеллигенцией. Англичане задавали ей разные вопросы — литература, живопись, музыка. Ахматова сказала: — Недавно я слушала потрясающий опус Шостаковича. Ко мне на дачу специально приезжал инструментальный ансамбль. Англичане поразились: — Неужели в России так уважают писателей? Ахматова подумала и говорит: — В общем, да…
* * *
Миши Юпп сказал издателю Поляку: — У меня есть неизвестная фотография Ахматовой. Поляк заволновался: — Что за фотография? — Я же сказал — фото Ахматовой. — Какого года? — Что — какого года? — Какого года фотография? — Ну, семьдесят четвертого. А может, семьдесят шестого. Я не помню. — Задолго до этого она умерла.
— Ну и что? — спросил Юпп. — Так что же запечатлено на этой фотографии? — Там запечатлен я, — сказал Юпп, — там запечатлен я на могиле Ахматовой в Комарове.
* * *
Миша Юпп говорил своему приятелю: — Ко мне довольно часто являются за пожертвованиями. Но выход есть. В этих случаях я перехожу на ломаный английский. Приятель заметил: — Так уж не старайся.
* * *
Гриша Поляк был в гостях. Довольно много ел. Какая-то женщина стала говорить ему: — Как вам не стыдно! Вы толстый! Вам надо прекратить есть жирное, мучное и сладкое. В особенности сладкое. Гриша ответил: — Я, в принципе, сладкого не ем. Только с чаем.
* * *
Блюмин рассказывал, как старая эмигрантка жаловалась мужу: — Где моя былая грация? Где моя былая грация? Муж отвечал: — Сушится, Фенечка, сушится.
* * *
К нам зачастили советские гости. Иногда — не очень близкие знакомые. В том числе и малосимпатичные. Все это стало мне надоедать. Мама бодро посоветовала: — Объясни им — мать при смерти. Лена возражала: — В этом случае они тем более заедут — попрощаться.
* * *
Эмигрантка в Форест-Хиллсе: — Лелик, если мама говорит «ноу», то это значит — «ноу»!
* * *
В Ленинград приехала делегация американских конгрессменов. Встречал их первый секретарь Ленинградского обкома Толстиков. Тут же состоялась беседа. Один из конгрессменов среди прочего заинтересовался: — Каковы показатели смертности в Ленинграде? Толстиков уверенно и коротко ответил: — В Ленинграде нет смертности!
* * *
Беседовал я с одним эмигрантом. Он говорил среди прочего: — Если б вы знали, как я люблю телячий студень! И шашлыки на ребрышках! И кремовые пирожные! И харчо! — Почему же, — спрашиваю, — вы такой худой? — Так ведь я кушаю. Но и меня кушают!
* * *
Самый короткий рассказ: «Стройная шатенка в кофточке от «Гучи» заявила полной блондинке в кофточке от «Лорда Тейлора»:
— Надька, сука ты позорная!»
* * *
Зашла к нашей матери приятельница. Стала жаловаться на Америку. Американцы, мол, холодные, черствые, невнимательные, глупые… Мать ей говорит: — Но у тебя же все хорошо. Ты сыта, одета, более-менее здорова. Ты даже английский язык умудрилась выучить. А гостья отвечает: — Еще бы! С волками жить…
* * *
Произошло это в грузинском ресторане. Скончался у молоденькой официантки дед. Хозяин отпустил ее на похороны. Час официантки нет, два, три. Хозяин ресторана нервничает — куда, мол, она могла подевалась?! Некому, понимаешь, работать… Наконец официантка вернулась. Хозяин ей сердито говорит: — Где ты пропадала, слушай? Та ему в ответ: — Да ты же знаешь, Гоги, я была на похоронах. Это же целый ритуал, и все требует времени. Хозяин еще больше рассердился: — Что я, похороны не знаю?! Зашел, поздравил и ушел!
* * *
Моя жена училась водить автомобиль. Приобрела минимум технических знаний. Усвоила некоторое количество терминов. И особенно ей полюбился термин «wheel alignment» (выравнивание колес, центровка). Она с удовольствием произносила: — Надо бы сделать вил элаймент… Вил элаймент — это главное… Как-то раз мы вспомнили одного человека. Я сказал: — У него бельмо на глазу. Моя жена возразила: — Это не бельмо. Это что-то другое. Короче, ему надо сделать вил элаймент.
* * *
Бахчанян сообщил мне новость: — Лимонов перерезал себе вены электрической бритвой!
* * *
Сложное в литературе доступнее простого.
* * *
Романс диетолога:
«И всюду сласти роковые, И от жиров защиты нет…»
* * *
Романс охранника:
«В бананово-лимонном Сыктывкаре…»
* * *
Серманы были в Пушкинском театре. Показывали «Бег» с Черкасовым. Руфь Александровна страшно переживала. Особенно ее потряс Черкасов в роли генерала Хлудова. Она говорила мужу: — Что с ним будет? Что с ним будет? Илья Захарович ответил: — А что с ним будет? Дадут очередную сталинскую премию.
* * *
Сорок девятый год. Серман ожидает приговора. Беседует в камере с проворовавшимся евреем. Спрашивает его: — Зачем вы столько крали? Есть ли смысл? Еврей отвечает: — Лучше умереть от страха, чем от голода!
* * *
Томашевский и Серман гуляли в Крыму. Томашевский рассказывал: «В тридцатые годы здесь была кипарисовая аллея. Приехал Сталин. Охрана решила, что за кипарисами могут спрятаться диверсанты. Кипарисовую аллею вырубили. Начали сажать эвкалиптовые деревья. К сожалению, они не прижились…» — И что же в результате? Томашевский ответил: — Начали сажать агрономов…
* * *
У Аксенова заболели почки. Саша Перуанский рассказывал: — Я решил позвонить Васе. Подошла Майя. Я начал очень деликатно: «Вася еще подходит к телефону?» Подошел Вася. Я говорю ему: «Не падай духом, старик. У меня был рак почки. Доктор сказал, что года не протяну. В результате почку мне удалили. Я стал импотентом. Но прожил уже четыре года…» Перуанский закончил: — Вася так приободрился!
* * *
У советского композитора Покрасса был родственник — американский композитор Темкин. Покрасс сочинял кавалерийские марши. Темкин — музыку к голливудским фильмам. Известно, что Сталин очень любил кино. И вот был однажды кремлевский прием. И Сталин обратился к Дмитрию Покрассу: — Правда, что ваш брат за границей? Покрасс испугался, но честно ответил: — Правда. — Это он сочинил песенки к «Трем мушкетерам»? — Он. — Значит, это его песня — «Вар-вар-вар-вара…»? — Его. Сталин подумал и говорит: — Лучше бы он жил здесь. А вы — там.
* * *
Блок отличался крайней необщительностью. Достаточно сказать, что его ближайший друг носил фамилию — Иванов.
* * *
Меркантилизм — это замаскированная бездарность. Я, мол, пишу ради денег, халтурю и так далее. В действительности халтуры не существует. Существует, увы, наше творческое бессилие.
* * *
Один эмигрант вывез из Союза прах нелюбимой тещи. Объяснил это своим принципиальным антибольшевизмом. Прямо так и выразился: — Чтобы не досталась большевикам!
* * *
Все интересуются, что там будет после смерти? После смерти начинается — история.
На литературные темы
Уроки чтения
Был чей-то день рождения, не помню… Собрались писатели, художники, так называемая вторая культурная действительность. Хозяин в шутку предложил:
— Давайте объявим конкурс на лучшее… постановление. Художник Енин[1]голосом знаменитого диктора Левитана произнес: — Отмечая шестидесятилетний юбилей Советского государства, ленинский Центральный Комитет выносит постановление: «НЕЛЬЗЯ!..» Слово взял поэт Антипов: — Ленинский Центральный Комитет постановляет также: «За успехи в деле многократного награждения товарища Брежнева орденом Ленина — наградить орден Ленина орденом Ленина!» Высказался и прозаик Машков: — В целях дальнейшего усиления конспирации групком инакомыслящих постановляет… Машков дождался полной тишины, оглядел собравшихся и хмуро закончил: — Именовать журнал «Континент» журналом «КонтинГент»… Кто-то рассмеялся. Я задумался. Действительно, конспираторы мы неважные. Звонит приятель: — У тебя есть… ну, этот… «Дед Архип и Ленька»? Достань. Можешь достать? — Да зачем тебе? Ты что, Горького перечитываешь? — Какой ты, ей-богу!.. Да «Архипелаг» мне нужен, «Архипелаг ГУЛАГ», по-нашему — «Архип»… Ведь знаем, что телефонные разговоры прослушиваются. Ведь обыски были у знакомых. Кто-то работы лишился, а кто-то и сидит… Вот уже третий год я читаю одну нелегальщину. К обычной литературе начисто вкус потерял. Даже Фолкнера не перечитываю. Линда Сноупс, мулы, кукуруза… Замечательно, гениально, но все это так далеко… Снабжает меня книгами, в основном, писатель Ефимов. То и дело звоню ему: — Можно зайти? Долг хочу вернуть… Наконец Ефимов рассердился: — Мне тридцать человек ежедневно звонят, долги возвращают… Меня же из-за вас посадят как ростовщика… Придумайте что-нибудь более оригинальное… В «Континенте» появляется мой рассказ. Об этом знают все. Да я и не скрываю. В борьбе тщеславия с осторожностью побеждает тщеславие. Заглянул на книжный рынок. Хожу, присматриваюсь. Мелькнула глянцевая обложка «Континента». Так и есть, одиннадцатый номер. Мой. С моим бессмертным творением. — Сколько? — интересуюсь. Маклак, оглядываясь, шепчет: — Тридцать… Затем, нахально усмехнувшись, добавляет: — А с автора — вдвойне!.. «Континент» в Ленинграде популярен необычайно. Любым свиданием, любым мероприятием, любой культурно-алкогольной идеей готов пренебречь достойный человек ради свежего номера. Хотя бы до утра, хотя бы на час, хотя бы вот здесь перелистать… Вспоминается несколько занятных историй. И даже в каком-то смысле показательных. «Континент» стал печатать записки Лосева. В одной из глав был упомянут редактор детского журнала Сахарнов, функционер и приспособленец. (В Ленинграде шутили: «Почти однофамилец», «НО» мешает…») В записках говорится, как редактор журнала наедине с Лосевым превозносил Солженицына. Печатая, естественно, в своем журнале разных там Никольских и Козловых…
Как-то захожу в редакцию. Навстречу Сахарнов. — Привет, — говорит, — есть разговор. Заходим к нему, садимся. — «Континент», где обо мне написано, читали? — Нет, — солгал я. — Читали, читали… Я же знаю… В коридоре Пожидаевой рассказывали… Редактор вздохнул, снял трубку, положил на кучу гранок. — Как вы думаете, может у нас что-то измениться? — Где, в редакции? — Да не в редакции, а в государстве. — Вряд ли, — уныло сказал я. Тут же опомнился и добавил с большим подъемом: — Никогда. — А я не исключаю, — задумчиво произнес Сахарнов, — не исключаю… Экономика гибнет, сельское хозяйство загнивает… Не исключаю, не исключаю… Я этот номер «Континента» буду хранить… Я у Лосева справку возьму… — Какую справку? — Что я восхищался Солженицыным. Вы полагаете, не даст мне Лосев такой справки? Даст. Он честный, непременно даст. И буду я по-прежнему редактировать журнал. А вы — короткими рецензиями перебиваться, — закончил Сахарнов. Помню, меня его цинизм даже развеселил. Был у меня знакомый юрист. В последние годы — социолог. Выгнали из коллегии адвокатов. Кого-то не того рвался защищать. Хороший человек, однако пьющий. Назовем его Григоровичем. Взял у меня однажды Григорович номер «Континента». — Домой, — спрашиваю, — едешь? — Домой, прямым ходом, не беспокойся… — Смотри, поосторожнее… По дороге Григорович встретил знакомого. Заглянули в рюмочную — понравилось. Потом зашли в шашлычную. Потом на лавочке в сквере расположились… Очнулся Григорович в вытрезвителе. Состояние — как будто проглотил ондатровую шапку. Портфель отсутствует. А в портфеле — номер «Континента»… Слышит: «Григорович, на выход!» Выходит из камеры. Небольшой зал. Портрет Дзержинского, естественно. За столом капитан в форме. Что-то перелистывает. Батюшки, «Континент» перелистывает… Григорович испугался. Стоит в одних трусах… — Присаживайтесь, — говорит капитан. Григорович повиновался. Сиденье было холодное… — Давайте оформляться, Григорович. Получите одежду, документы… Шесть рублей с мелочью… Портфель… А журнальчик… — Книга не моя, — перебил Григорович. — Да ваша, ваша, — зашептал капитан, — из вашего портфеля… — Провокация, — тихо выкрикнул обнаженный социолог. — Слушайте, бросьте! — обиделся капитан. — Я же по-человечески говорю. Журнальчик дочитаю и отдам. Уж больно интересно. А главное — все правда, как есть… Все натурально изложено… В газете писали: «антисоветский листок…» Разве ж это листок? И бумага хорошая… — Там нет плохой бумаги, — сказал Григорович, — откуда ей взяться? Зачем? — Действительно, — поддакнул капитан, — действительно… Значит, можно оставить денька на три? Хотите, я вас так отпущу? Без штрафа, без ничего? — Хочу, — уверенно произнес Григорович. — А журнал верну, не беспокойтесь. — Журнал не мой. — Да как же не ваш?! — Не мой. Моего друга… — Так я же верну, послезавтра верну… — Слово офицера? — При чем тут — офицера, не офицера… Сказал, верну, значит, верну. И сынок мой интересуется. Ты, говорит, батя, конфискуй чего-нибудь поинтереснее… Солженицына там или еще чего… Короче, запиши мой телефон. А я твой запишу… Что, нет телефона? Можно поговорить с одним человеком. Я поговорю. И вообще, если будешь под этим делом и начнут тебя прихватывать, говори: «Везите к Лапину на улицу Чкалова!» А уж мы тут разберемся. Ну, до скорого… Так они и дружат. Случай, конечно, не типичный. Но подлинный…
Дело было в шестидесятом году. Жил в Ленинграде талантливый писатель Успенский. Не Глеб и не Лев, а Кирилл Владимирович. И жил в Ленинграде талантливый поэт Горбовский. Его как раз звали Глебом. Что, впрочем, несущественно… Был тогда Горбовский мятежником, хулиганом и забулдыгой. А Кирилл Владимирович — очернителем советской действительности. В прозе и устно. (Над столом его висел транспарант: «Осторожнее. В этом доме аукнется — в Большом доме откликнется!») Однажды Горбовский попросил у Кирилла Владимировича машинку. Отпечатать поэму с жизнеутверждающим названием «Морг». Успенский машинку дал. Неделя проходит, другая. И тут Кирилла Владимировича арестовывают по семидесятой. И дают ему пять строгого в разгар либерализма. Отсидел, вышел. Как-то встречает Горбовского: — Глеб, я недавно освободился. Кое-что пишу. Верни машинку. — Кирилл! — восклицает Горбовский. — Плюнь мне в рожу! Пропил я твою машинку! Все пропил! Детские счеты пропил! Обои пропил! Ободрал и пропил, не веришь?! — Верю, — сказал Успенский, — тогда отдай деньги. А то я в стесненных обстоятельствах. — Кирилл! Ты мне веришь! Ты мне единственный веришь! Дай я тебя поцелую! Хочешь, на колени рухну?! — Глеб, отдай деньги, — сказал Успенский. — Отдам! Все отдам! Хочешь — возьми мои единственные брюки! Хочешь последнюю рубаху! А главное — плюнь в меня!.. Прошло десять лет. Горбовский разбогател, обрюзг. Благоразумно ограничил свой талант до уровня явных литературных способностей. Стал, что называется, поэтом-текстовиком. Штампует эстрадные песни. Как-то раз Успенский позвонил ему и говорит: — Глеб! Раньше ты был нищим. Сейчас ты богач. И к тому же не пьешь. У тебя полкуска авторских ежемесячно. Верни деньги за машинку. Хотя бы рублей сто. — Верну, — хмуро сказал Горбовский. Прошло еще два года. Терпенью наступил конец. Успенский снял трубку и отчеканил: — Глеб! У меня в архиве около двухсот твоих ранних стихотворений. Среди них есть весьма талантливые, дерзкие и, мягко говоря, аполитичные. Не привезешь деньги — я отправлю стихи в «Континент». Уверяю тебя, их сразу же опубликуют. За последствия не отвечаю… Через полчаса Глеб привез деньги. Мрачно попрощался и уехал на какой-то юбилей. Его талантливые стихи все еще не опубликованы. Ждут своего часа. Дождутся ли… Сентябрь. Вена. Гостиница «Адмирал». На тумбочке моей стопка книг и журналов. (Первые дни, уходя, механически соображал, куда бы запрятать. Не дай бог, горничная увидит. Вот до чего сознание исковеркано.) Есть и последний номер «Континента». Через неделю он поедет в Ленинград со знакомым иностранцем. В Ленинграде его очень ждут.
Сентябрь 1978 года Вена
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|