Часть первая. Соло на ундервуде 10 глава
— Ого, — сказал Толстой, — а если бы здесь находился глаз?!
* * *
Умер Алексей Толстой. Коллеги собрались на похороны. Моя тетка спросила писателя Чумандрина: — Миша, вы идете на похороны Толстого? Чумандрин ответил: — Я так прикинул. Допустим, умер не Толстой, а я, Чумандрин. Явился бы Толстой на мои похороны? Вряд ли. Вот и я не пойду.
* * *
Писатель Чумандрин страдал запорами. В своей уборной он повесил транспарант:
«Трудно — не означает: невозможно!»
* * *
Мейлах работал в ленинградском Доме кино. Вернее, подрабатывал. Занимался синхронным переводом. И вот как-то раз он переводил американский фильм. Действие там переносилось из Америки во Францию. И обратно. Причем в картине была использована несложная эмблема. А именно, если герои оказывались в Париже, то мелькала Эйфелева башня. А если в Нью-Йорке, то Бруклинский мост. Каждый раз добросовестный Мейлах произносит: — Нью-Йорк… Париж… Нью-Йорк… Париж… Наконец это показалось ему утомительным и глупым. Мейлах замолчал. И тут в зале раздался голос с кавказским акцентом: — Какая там следующая остановка? Мейлах слегка растерялся и говорит: — Нью-Йорк. Тот же голос произнес: — Стоп! Я выхожу.
* * *
У одного знаменитого режиссера был инфаркт. Слегка оправившись, режиссер вновь начал ухаживать за молодыми женщинами. Одна из них деликатно спросила: — Разве вам ЭТО можно? Режиссер ответил: — Можно… Но плавно…
* * *
У Хрущева был верный соратник Подгорный. Когда-то он был нашим президентом. Через месяц после снятия все его забыли. Хотя формально он много лет был главой правительства. Впрочем, речь не об этом. В 63 году он посетил легендарный крейсер «Аврора». Долго его осматривал. Беседовал с экипажем. Оставил запись в книге почетных гостей. Написал дословно следующее:
«Посетил боевой корабль. Произвел неизгладимое впечатление!»
* * *
Одного нашего знакомого спросили: — Что ты больше любишь водку или спирт? Тот ответил: — Ой, даже не знаю. И то и другое настолько вкусно!..
* * *
Академик Козырев сидел лет десять. Обвиняли его в попытке угнать реку Волгу. То есть буквально угнать из России — на Запад. Козырев потом рассказывал: — Я уже был тогда грамотным физиком. Поэтому, когда сформулировали обвинение, я рассмеялся. Зато, когда объявили приговор, мне было не до смеха.
* * *
По Ленинградскому телевидению демонстрировался боксерский матч. Негр, черный как вакса, дрался с белокурым поляком. Диктор пояснил: — Негритянского боксера вы можете отличить по светло-голубой полоске на трусах.
* * *
Борис Раевский сочинил повесть из дореволюционной жизни. В ней была такая фраза (речь шла о горничной): «… Чудесные светлые локоны выбивались из-под ее кружевного ФАРТУКА…»
* * *
Псевдонимы: Михаил Юрьевич Вермутов, Шолохов-Алейхем.
* * *
В Тбилиси проходила конференция на тему «Оптимизм советской литературы». Было множество выступающих. В том числе — Наровчатов, который говорил про оптимизм советской литературы. Вслед за ним поднялся на трибуну грузинский литературовед Кемоклидзе: — Вопрос предыдущему оратору. — Пожалуйста. — Я относительно Байрона. Он был молодой? — Что? — удивился Наровчатов. — Байрон? Джордж Байрон? Да, он погиб сравнительно молодым человеком. А что? — Ничего особенного. Еще один вопрос про Байрона. Он был красивый? — Кто, Байрон? Да, Байрон, как известно, обладал весьма эффектной наружностью. А что? В чем дело? — Да, так. Еще один вопрос. Он был зажиточный? — Кто, Байрон? Ну, разумеется. Он был лорд. У него был замок. Он был вполне зажиточный. И даже богатый. Это общеизвестно.
— И последний вопрос. Он был талантливый? — Байрон? Джордж Байрон? Байрон — величайший поэт Англии! Я не понимаю в чем дело?! — Сейчас поймешь. Вот смотри. Джордж Байрон! Он был молодой, красивый, богатый и талантливый. Он был — пессимист! А ты — старый, нищий, уродливый и бездарный! И ты — оптимист!
* * *
В Ленинграде есть комиссия по работе с молодыми авторами. Вызвали на заседание этой комиссии моего приятеля и спрашивают: — Как вам помочь? Что нужно сделать? Что нужно сделать в первую очередь? Приятель ответил грассируя: — В пегвую очегедь? Отгезать мосты, захватить телефон и почтамт!.. Члены комиссии вздрогнули и переглянулись.
* * *
Марамзин говорил: — Если дать рукописи Брежневу, он скажет: «Мне-то нравится. А вот что подумают наверху?!.»
* * *
У меня был родственник — Аптекман. И вот он тяжело заболел. Его увозила в больницу «скорая помощь». Он сказал врачу: — Доктор, вы фронтовик? — Да, я фронтовик. — Могу я о чем-то спросить вас как фронтовик фронтовика? — Конечно. — Долго ли я пролежу в больнице? Врач ответил: — При благоприятном стечении обстоятельств — месяц. — А при неблагоприятном, — спросил Аптекман, — как я догадываюсь, значительно меньше?
* * *
У директора Ленфильма Киселева был излюбленный собирательный образ. А именно — Дунька Распердяева. Если директор был недоволен кем-то из сотрудников Ленфильма, он говорил: — Ты ведешь себя как Дунька Распердяева… Или: — Монтаж плохой. Дунька Распердяева и та смонтировала бы лучше… Или: — На кого рассчитан фильм? На Дуньку Распердяеву?!. И так далее… Как-то раз на Ленфильм приехала Фурцева. Шло собрание в актовом зале. Киселев произносил речь. В этой речи были нотки самокритики. В частности, директор сказал: — У нас еще много пустых, бессодержательных картин. Например, «Человек ниоткуда». Можно подумать, что его снимала Дунька… И тут директор запнулся. В президиуме сидит министр культуры Фурцева. Звучит не очень-то прилично. Кроме всего прочего — дама. И тут вдруг — Дунька Распердяева. Звучит не очень-то прилично. Киселев решил смягчить формулировку. — Можно подумать, что его снимала Дунька… Раздолбаева, — закончил он.
И тут долетел из рядов чей-то бесхитростный возглас: — А что, товарищ Киселев, никак Дунька Распердяева замуж вышла?!
* * *
Случилось это в Пушкинских Горах. Шел я мимо почтового отделения. Слышу женский голос — барышня разговаривает по междугородному телефону: — Клара! Ты меня слышишь?! Ехать не советую! Тут абсолютно нет мужиков! Многие девушки уезжают так и не отдохнув!
* * *
Указ:
«За успехи в деле многократного награждения товарища Брежнева орденом Ленина наградить орден Ленина — орденом Ленина!»
* * *
Самое большое несчастье моей жизни — гибель Анны Карениной!
Часть вторая. Соло на IBM (Нью-Йорк. 1979–1990)
Бегаю по инстанциям. Собираю документы. На каком-то этапе попадается мне абсолютно бестолковая старуха. Кого-то временно замещает. Об эмиграции слышит впервые. Брезгливый испуг на лице. Я ей что-то объясняю, втолковываю. Ссылаюсь на правила ОВИРа. ОВИР, мол, требует, ОВИР настаивает. ОВИР считает целесообразным… Наконец получаю требуемую бумагу. Выхожу на лестницу. Перечитываю. Все по форме. Традиционный канцелярский финал:
«Справка дана /Ф.И.О./ выезжающему…»
И неожиданная концовка:
«…на постоянное место жительства — в ОВИР».
* * *
Самолет приближался к Нью-Йорку. Из репродуктора доносилось: «Идем на посадку. Застегните ремни!» Пассажир обратился к жене: — Идем на посадку. Шестилетняя девочка обернулась к матери. — Мама! Они все идут на посадку! А мы?
* * *
Был у меня в Одессе знакомый поэт и спортсмен Леня Мак. И вот он решил бежать за границу. Переплыть Черное море и сдаться турецкому командованию. Мак очень серьезно готовился к побегу. Купил презервативы. Наполнил их шоколадом. Взял грелку с питьевой водой. И вот приходит он на берег моря. Снимает футболку и джинсы. Плывет. Удаляется от берега. Милю проплыл, вторую… Потом мне рассказывал: — Я вдруг подумал: джинсы жалко! Я ведь за них сто шестьдесят рублей уплатил. Хоть бы подарил кому-нибудь… Плыву и все об этом думаю. Наконец повернул обратно. А через год уехал по израильскому вызову.
* * *
Загадка Фолкнера. Смесь красноречия и недоговоренности.
* * *
Цинизм предполагает общее наличие идеалов. Преступление — общее наличие законов. Богохульство — общее наличие веры. И так далее. А что предполагает убожество? Ничего.
* * *
Он изъяснялся в стиле форчен-кукис: «Главное в жизни — труд! Берегите свое здоровье!» И так далее. Истины на розовых бумажках. Да еще и запеченные в тесте
* * *
Хасидская колония. Черно-белый фильм в мире цветного кинематографа.
* * *
В советских фильмах, я заметил, очень много лишнего шума. Радио орет, транспорт грохочет, дети плачут, собаки лают, воробьи чирикают. Не слышно, что там произносят герои. Довольно странное предрасположение к шуму. Что-то подобное я ощущал в ресторанах на Брайтоне. Где больше шума, там и собирается народ. Может, в шуме легче быть никем?
* * *
Чем дольше я занимаюсь литературой, тем яснее ощущаю ее физиологическую подоплеку. Чтобы родить (младенца или книгу), надо прежде всего зачать. Еще раньше — сойтись, влюбиться. Что такое вдохновение? Я думаю, оно гораздо ближе к влюбленности, чем принято считать.
* * *
Рассуждения Гессе о Достоевском. Гессе считает, что все темное, бессознательное, неразборчивое и хаотическое — это Азия. Наоборот, самосознание, культура, ответственность, ясное разделение дозволенного и запрещенного — это Европа. Короче, бессознательное — это Азия, зло. А все сознательное — Европа и благо. Гессе был наивным человеком прошлого столетия. Ему и в голову не приходило, что зло может быть абсолютно сознательным. И даже — принципиальным.
* * *
Всякая литературная материя делится на три сферы: 1. То, что автор хотел выразить. 2. То, что он сумел выразить. 3. То, что он выразил, сам этого не желая. Третья сфера — наиболее интересная. У Генри Миллера, например, самое захватывающее — драматический, выстраданный оптимизм.
* * *
США: Все, что не запрещено — разрешено. СССР: Все, что не разрешено — запрещено.
* * *
Рассказчик действует на уровне голоса и слуха. Прозаик — на уровне сердца, ума и души. Писатель — на космическом уровне. Рассказчик говорит о том, как живут люди. Прозаик — о том, как должны жить люди. Писатель — о том, ради чего живут люди.
* * *
Сильные чувства — безнациональны. Уже одно это говорит в пользу интернационализма. Радость, горе, страх, болезнь — лишены национальной окраски. Не абсурдно ли звучит: «Он разрыдался как типичный немец».
* * *
В Америке больше религиозных людей, чем у нас. При этом здешние верующие способны рассуждать о накопительстве. Или, допустим, о биржевых махинациях. В России такого быть не может. Это потому, что наша религия всегда была облагорожена литературой. Западный верующий, причем истинно верующий, может быть эгоистом, делягой. Он не читал Достоевского. А если и читал, то не «жил им».
* * *
Двое писателей. Один преуспевающий, другой — не слишком. Который не слишком задает преуспевающему вопрос: — Как вы могли продаться советской власти? — А вы когда-нибудь продавались? — Никогда — был ответ. Преуспевающий еще с минуту думал. Затем поинтересовался: — А вас когда-нибудь покупали?
* * *
«Соединенные Штаты Армении…»
* * *
Окружающие любят не честных, а добрых. Не смелых, а чутких. Не принципиальных, а снисходительных. Иначе говоря — беспринципных.
* * *
Россия — единственная в мире страна, где литератору платят за объем написанного. Не за количество проданных экземпляров. И тем более — не за качество. А за объем. В этом тайная, бессознательная причина нашего катастрофического российского многословья. Допустим, автор хочет вычеркнуть какую-нибудь фразу. А внутренний голос ему подсказывает: «Ненормальный! Это же пять рублей! Кило говядины на рынке…»
* * *
После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов.
* * *
Мучаюсь от своей неуверенности. Ненавижу свою готовность расстраиваться из-за пустяков. Изнемогаю от страха перед жизнью. А ведь это единственное, что дает мне надежду. Единственное, за что я должен благодарить судьбу. Потому, что результат всего этого — литература.
* * *
Персонажи неизменно выше своего творца. Хотя бы уже потому, что не он ими распоряжается. Наоборот, они им командуют.
* * *
Вариант рекламного плаката — «Летайте самолетами Аэрофлота!». И в центре — портрет невозвращенца Барышникова.
* * *
Было это еще в Союзе. Еду я в электричке. Билет купить не успел. Заходит контролер: — Ваш билет? Документы?! Документов у меня при себе не оказалось. — Идемте в пикет, — говорит контролер, — для установления личности. Я говорю: — Зачем же в пикет?! Я и так сообщу вам фамилию, место работы, адрес. — Так я вам и поверил! — Зачем же, — говорю, — мне врать? Я — Альтшуллер Лазарь Самуилович. Работаю в Ленкниготорге, Садовая, шесть. Живу на улице Марата, четырнадцать, квартира девять. Все это было чистейшей ложью. Но контролер сразу же мне поверил. И расчет мой был абсолютно прост. Я заранее вычислил реакцию контролера на мои слова. Он явно подумал: «Что угодно может выдумать человек. Но добровольно стать Альтшуллером — уж извините! Этого не может быть! Значит, этот тип сказал правду». И меня благополучно отпустили.
* * *
Каково было в раю до Христа?
* * *
Семья — это если по звуку угадываешь, кто именно моется в душе.
* * *
Возраст у меня такой, что покупая обувь, я каждый раз задумываюсь: «Не в этих ли штиблетах меня будут хоронить?»
* * *
Любить кого-то сильнее, чем его любит Бог. Это и есть сентиментальность. Кажется об этом писал Сэлинджер.
* * *
Желание командовать в посторонней для себя области — есть тирания.
* * *
Вышел из печати том статей Наврозова. Открываю первую страницу:
«Пердисловие».
* * *
Реклама:
«Если это отсутствует у нас, Значит, этого нет в природе!» «Если это отсутствует у нас, Значит, это вам не требуется!»
И наконец,
«Если это отсутствует у нас, Значит вам пора менять очки!»
* * *
Благородство — это готовность действовать наперекор собственным интересам.
* * *
Любой выпускник Академии имени Баумана знает о природе не меньше, чем Дарвин. И все-таки Дарвин — гений. А выпускник, как правило, рядовой отечественный служащий. Значит, дело в нравственном порыве. Зэк машет лопатой иначе, чем ученый, раскапывающий Трою.
* * *
Балерина — Калория Федичева.
* * *
В Америке колоссальным успехом пользовались мемуары знаменитого банкира Нельсона Рокфеллера. Неплохо бы перевести их на русский язык. Заглавие можно дать такое:
«Иду ва-банк!»
* * *
Умер наш знакомый в Бруклине. Мы с женой заехали проведать его дочку и вдову. Сидит дочь, хозяйка продовольственного магазина. Я для приличия спрашиваю: — Сколько лет было Мише? Дочка отвечает: — Сколько лет было папе? Лет семьдесят шесть. А может, семьдесят восемь. А может, даже семьдесят пять… Ей-богу, не помню. Такая страшная путаница в голове — цены, даты…
* * *
У соседей были похороны. Сутки не смолкала жизнерадостная музыка. Доносились возгласы, хохот. Мать зашла туда и говорит: — Как вам не стыдно! Ведь Григорий Михайлович умер. Гости отвечают: — Так мы же за него и пьем!
* * *
Владимир Максимов побывал как-то раз на званном обеде. Давал его великий князь Чавчавадзе. Среди гостей присутствовала Аллилуева. Максимов потом рассказывал: — Сидим, выпиваем, беседуем. Слева — Аллилуева. Справа — великий князь. Она — дочь Сталина. Он — потомок государя. А между ними — я. То есть народ. Тот самый, который они не поделили.
* * *
Главный конфликт нашей эпохи — между личностью и пятном.
* * *
Гений враждебен не толпе, а посредственности.
* * *
Гений — это бессмертный вариант простого человека.
* * *
Когда мы что-то смутно ощущаем, писать, вроде бы, рановато. А когда нам все ясно, остается только молчать. Так что нет для литературы подходящего момента. Она всегда некстати.
* * *
Бог дал мне то, о чем я всю жизнь просил. Он сделал меня рядовым литератором. Став им, я убедился, что претендую на большее. Но было поздно. У Бога добавки не просят.
* * *
Звонит моей жене приятельница: — Когда у твоего сына день рождения? И какой у него размер обуви? Жена говорит: — Что это ты придумала?! Ни в коем случае! В Америке такая дорогая обувь! Приятельница в ответ: — При чем тут обувь? Я ему носки хотела подарить.
* * *
В искусстве нет прогресса. Есть спираль. Поразительно, что это утверждали такие разные люди, как Бурлюк и Ходасевич. Есть люди настоящего, прошлого и будущего. В зависимости от фокуса жизни.
* * *
В «Кавказском», ресторане на Брайтоне, обделывались темные дела. Известный гангстер Шалико просил руководителя оркестра: — Играй погромче. У меня сегодня важный разговор!
* * *
Человек эпической низости.
* * *
Мой отец — человек поразительного жизнелюбия. Смотрели мы, помню, телевизор. Показывали 80-летнего Боба Хоупа. Я сказал: — Какой развязный старик! Отец меня поправил: — Почему старик? Примерно моего возраста.
* * *
Человек звонит из Нью-Йорка в Тинек: — Простите, у вас сегодня льготный тариф? — Да. — В таком случае — здравствуйте! Поздравляю вас с Новым годом!
* * *
Противоположность любви — не отвращение. И даже не равнодушие. А ложь. Соответственно, антитеза ненависти — правда.
* * *
Встретил я экономиста Фельдмана. Он говорит: — Вашу жену зовут Софа? — Нет, — говорю, — Лена. — Знаю. Я пошутил. У вас нет чувства юмора. Вы, наверное, латыш? — Почему латыш? — Да я же пошутил. У вас совершенно отсутствует чувство юмора. Может, к логопеду обратитесь? — Почему к логопеду? — Шучу, шучу. Где ваше чувство юмора?
* * *
Туризм — жизнедеятельность праздных.
* * *
Мы не лучше коренных американцев. И уж, конечно, не умнее. Мы всего лишь побывали на конечной остановке уходящего троллейбуса.
* * *
Логика эмигрантского бизнеса. Начинается он, как правило, в русском шалмане. Заканчивается — в американском суде.
* * *
Любая подпись хочет, чтобы ее считали автографом.
* * *
— Доктор, как моя теща? Что с ней? — Обширный инфаркт. Состояние очень тяжелое. — Могу я надеяться? — Смотря на что.
* * *
Известный диссидент угрожал сотруднику госбезопасности: — Я требую вернуть мне конфискованные рукописи. Иначе я организую публичное самосожжение моей жены Галины!
* * *
Он ложился рано. Она до часу ночи смотрела телевизор. Он просыпался в шесть. Она — в двенадцать. Через месяц они развелись. И это так естественно.
* * *
В каждом районе есть хоть один человек с лицом, покрытым незаживающими царапинами.
* * *
Талант — это как похоть. Трудно утаить. Еще труднее — симулировать.
* * *
Самые яркие персонажи в литературе — неудавшиеся отрицательные герои. (Митя Карамазов.) Самые тусклые — неудавшиеся положительные. (Олег Кошевой.)
* * *
«Натюрморт из женского тела…»
* * *
Есть люди, склонные клятвенно заверять окружающих в разных пустяках: — Сам я из Гомеля. Клянусь честью, из Гомеля!.. Меня зовут Арон, жена не даст соврать!..
* * *
Критика — часть литературы. Филология — косвенный продукт ее. Критик смотрит на литературу изнутри. Филолог — с ближайшей колокольни.
* * *
В Ленинград прилетел иностранный государственный деятель. В аэропорту звучала музыка. Раздавался голос Аллы Пугачевой. Динамики были включены на полную мощность:
«Жениться по любви, Жениться по любви Не может ни один, Ни один король…»
Приезжий государственный деятель был король Швеции. Его сопровождала молодая красивая жена.
* * *
Ленинград. Гигантская очередь. Люди стоят вместе часов десять. Естественно, ведутся разговоры. Кто-то говорит: — А город Жданов скоро обратно переименуют в Мариуполь. Другой: — А Киров станет Вяткой. Третий: — А Ворошиловград — Луганском. Какой-то мужчина восклицает: — Нам, ленинградцам, в этом отношении мало что светит. Кто-то возражает ему: — А вы бы хотели — Санкт-Петербург? Как при царе батюшке? В ответ раздается: — Зачем Санкт-Петербург? Хотя бы Петроград. Или даже — Питер. И все обсуждают тему. А ведь пять лет назад за такие разговоры могли и убить человека. Причем не «органы», а толпа.
* * *
В Ленинград приехал знаменитый американский кинорежиссер Майлстоун. Он же — Леня Мильштейн из Одессы. Встретил на Ленфильме друга своей молодости Герберта Раппопорта. Когда-то они жили в Германии. Затем пришел к власти Гитлер. Мильштейн эмигрировал в Америку. Раппопорт — в СССР. Оба стали видными кинодеятелями. Один — в Голливуде, другой — на Ленфильме. Где они наконец и встретились. Пошли в кафе. Сидят, беседуют. И происходит между ними такой разговор. Леонард Майлстоун: — Я почти разорен. Последний фильм дал миллионные убытки. Вилла на Адриатическом море требует ремонта. Автомобильный парк не обновлялся четыре года. Налоги достигли семизначных цифр… Герберт Раппопорт: — А у меня как раз все хорошо. Последнему фильму дали высшую категорию. Лето я провел в Доме творчества Союза кинематографистов. У меня «Жигули». Занял очередь на кооператив. Налоги составляют шесть рублей в месяц…
* * *
Сосед наш Альперович говорил: — Мы с женой решили помочь армянам. Собрали вещи. Отвезли в АРМЯНСКУЮ СИНАГОГУ.
* * *
Моя жена говорила нашей взрослой дочери: — Мой день кончается вечером. А твой — утром.
* * *
Спортивный комментатор Озеров ехал по Москве в автомобиле. Увидел на бульваре старика Ворошилова. Подъехал: — Разрешите, — говорит, — отвезу вас домой. — Спасибо, я уже почти дома. Озеров стал настаивать. Ворошилов кивнул. Сел в машину. Подъехали к дому. Попрощались. Озеров уже развернулся. Неожиданно старик возвращается и говорит, запыхавшись: — Внуки мне не простят, если узнают… Скажут — ну и дед! С Озеровым в машине ехал и автографа не попросил… Так что распишитесь вот здесь, пожалуйста.
* * *
Один глубочайший старик рассказывал мне такую поучительную историю: «Было мне лет двадцать. И познакомился я с одной начинающей актрисой. Звали эту женщину Нинель. Я увлекся. Был роман. Мы ходили в кинематограф. Катались на лодке. Однако так и не поженились. И остался я вольным, как птица. Проходит двадцать лет. Раздается телефонный звонок. «Вы меня не узнаете? Я Нинель. Моя дочь поступает в театральный институт. Не могли бы вы, известный режиссер, ее проконсультировать?» Я говорю: «Заходите». И вот она приходит. Страшно постаревшая. Гляжу и думаю: как хорошо, что мы не поженились! Она — старуха! Я все еще молод. А рядом — юная очаровательная дочь по имени Эстер. Мы посидели, выпили чаю. Я назначил время для консультации. Мы встретились, позанимались. Я увлекся. Был роман. Мы ходили в кинематограф. Катались на лодке. Однако так и не поженились. И остался я вольным, как птица. Проходит двадцать лет. Раздается телефонный звонок. «Вы меня не узнаете? Я Эстер. Моя дочь поступает в театральный институт. Не могли бы вы, известный режиссер, ее проконсультировать?» Я говорю: «Заходите». И вот она приходит. Страшно постаревшая. Гляжу и думаю: как хорошо, что мы не поженились! Она — старуха. Я все еще молод. А рядом — юная, очаровательная дочь по имени Юдифь. Мы посидели, выпили чаю. Я назначил время для консультации. Мы встретились, позанимались. Я увлекся. Был роман. Мы ходили в кинематограф. Она катала меня на лодке. Однако так мы и не поженились. И остался я, — заключил старик, глухо кашляя, — вольным, как птица».
* * *
Один наш приятель всю жизнь мечтал стать землевладельцем. Он восклицал:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|