Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подсмысл «Национально-гражданские традиции»

 

Конструирование данного подсмысла в американском политическом дискурсе имеет целью выражение необходимости возрождения национальных ценностей, которые, по мнению субъекта дискурса, должны быть положены в основу деятельности каждого гражданина. Цель определяет выбор соответствующих средств текстопостроения, среди которых в данном случае наибольшей частотностью обладают метафоры, аллюзии, аналогии, метонимии, служащие созданию особой дискурсивной реальности, в которой эти национальные ценности предстают актуализированными в настоящее время.

Пример 1: I ask you to trust that American spirit which knows no ethnic, religious, social, political, regional or economic boundaries; the spirit that burned with zeal in the hearts of millions of immigrants from every corner of the earth who came here in search of freedom (R. Regan 1980);

Пример 2: There are no words to express the extraordinary strength and character of this breed of people we call Americans<…> They are the kind of men and women Tom Paine had in mind when he wrote, during the darkest days of the American Revolution, “We have it in our power to begin the world over again” (R. Reagan 1980).

Так, в приведенных высказываниях, использование абстрактных существительных (spirit) вместо названия конкретного субъекта действия (нация) обусловливает осуществление метонимического переноса, «оживляющего» устойчивую семантическую связь между понятием нации и ее менталитетом и присущими ей качествами. Замена понятий способствует проведению обобщений, вследствие которых характеристики, перечисляемые при помощи нисходящего ряда эпитетов, в свою очередь, служащих введению дополнительных признаков, полагаются субъектом присущими американской нации. Априорность этих характеристик подтверждается и эксплицируется развертываемой во второй части высказывания метафорой, структурно основанной на подхвате (spirit that burned with zeal in the hearts of immigrants), а также аллюзией, используемой далее в тексте (пример 2) и гиперболизировано представляющей безграничность возможностей американской нации (we have it in our power to begin the world over again).

В этом смысле возрождение национальных ценностей соотносится субъектом с надеждой на возрождение качеств национального характера, наличие которых у его предшественников во многом определило ход развития исторических событий и выдвижение Америки на роль «царицы наций». Средства метафоризации при этом, проявляя свои креативные и фасцинативные свойства, способствуют утверждению реальности выполнения поставленной задачи, вследствие косвенной актуализации качеств, полагаемых субъектом присущими американской нации, как то: смелость, трудолюбие, сила духа, внутренняя свобода, лабильность, политическая, национальная и религиозная терпимость.

Рассмотрение специфики использования средств метафоризации для построения смысла «Идеальный гражданин» приводит нас к заключению о схожести способов конструирования смыслов «Идеальный политик» и «Идеальный гражданин». Так в обоих случаях наибольшее значение придается тропеическим (метафора, эпитет, персонификация, аналогия, гипербола, метонимия, перифраз) средствам текстопостроения, из группы лексических средств пробуждения рефлексии отмечается преобладающее обращение к антитезе, нарастанию и литоте, синтаксические средства, как правило, используются в качестве второстепенных, дополнительных средств акцентуации смысла, конструируемого при помощи тропеических и лексических средств смыслообразования.

Единство способов построения смыслов «Идеальный политик» и «Идеальный гражданин» также выявляется в аспекте анализа цели обращения к средствам метафоризации, определяющей их функциональное назначение в тексте. Специфика функционирования метафорических средств текстопостроения при конструировании смысла «Идеальный гражданин» заключается в выделении дополнительной функции избежания категоричности, которая особенно ярко проявляется в рамках формирования подсмысла «Гражданский патриотизм».

Сопоставление собственно смыслов «Идеальный политик» и «Идеальный гражданин» обнаруживает также схожесть их импликаций, в рамках выявления которых становится возможным формулирование основных характеристик политика и гражданина (для последнего такие характеристики представлены вместе с соответствующими подсмыслами в табл. 2), а также единство тенденции их преимущественного построения в конце XIX – начале XX века, что позволяет рассматривать данный период как период установления базовых ориентиров и ценностей, определяющих деятельность граждан данного государства на долгое время вперед. Формулирование в дискурсе таких ориентиров, вероятно, отвечает потребностям подведения итогов и постановки новых задач, актуализации которых способствует нахождение субъекта на рубеже веков.


Таблица 2.

Смысл «Идеальный гражданин»

Подсмыслы Характеристики

Культурно-смысловая доминанта «Сила-Слабость»

Подсмысл «Гражданский патриотизм» Забота о семье, честность, верность и преданность, смелость, доброта, отзывчивость, здравомыслие.
Подсмысл «Гражданская активность» Активность, трудолюбие, настойчивость в достижении целей.

Культурно-смысловая доминанта «Добро-Зло»

Подсмысл «Гражданская критика» Справедливость, беспристрастность.

Культурно-смысловая доминанта «Прошлое-Настоящее»

Подсмысл Национально-гражданские традиции» Сила духа, внутренняя свобода, лабильность, политическая, национальная и религиозная терпимость.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...