Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); связанные с обучением. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д. ). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов. РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Приёмы работы с примечаниями к тексту. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Соотношение частей прочитанного или прослушанного текста: установление причинно- следственных отношений этих частей, логических связей между абзацами текста. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление первоначального и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Изучение родного языка (русского) на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини- исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. 1 КЛАСС К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: — распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; — использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; — понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; — осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; — произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); — осознавать смыслоразличительную роль ударения; — соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); — выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; — различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; — уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и др. ); — владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; — использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; — владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; — анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты. 2 КЛАСС К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: — осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего народа; — осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа; — распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; — использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; — понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; — понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; — произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); — осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; — соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; — проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; — пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; — пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными словарями синонимов и антонимов для уточнения значения слов и выражений; — пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; — различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; — владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; — использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; — использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; — владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; — анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; — строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника; — создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; — создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: — осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка; — распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты); — распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; — использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; — понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; — понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; — соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); — произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); — использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; — выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; — проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; — правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных; — выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; — пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; — пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; — различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; — владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; — использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; — выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения; — владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; — анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; — проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п. ), определять языковые особенностей текстов; — выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; — создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; — создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации; — оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; — редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: — распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); — распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значение эпитетов и сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; — осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи; — использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; — понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; — понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; — соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); — соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); — произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); — выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; — проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; — заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; — выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); — редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок; — соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи собственного текста (в рамках изученного); — пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; — пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; — пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова; — различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; — владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; — использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; — выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения; — строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; — владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; — владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; — анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; — соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно- следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; — составлять план текста, не разделённого на абзацы; — приводить объяснения заголовка текста; — владеть приёмами работы с примечаниями к тексту; — владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказывать текст с изменением лица; — создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; — создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщение в письменной форме и представлять его в устной форме; — оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; — редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; — редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять первоначальный и отредактированный тексты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|