№ п/п
| Наименование разделов и тем программы
| Количество часов
| Виды деятельности, воспитательный компонент
| Электронные образовательные ресурсы
|
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
|
1. 1.
| Что и как слова могут рассказывать об отношениях между людьми. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми, например, правда - ложь, друг - недруг, брат - братство - побратим. Синонимы. Антонимы. Оттенки значений. Слова с суффиксами оценки. Гнезда слов с корнями -брат-, -друг-. Жизнь слова (на примере слова дружина): что обозначало в разные времена, почему сохранилось? Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми.
|
| Практическая работа: подобрать синонимы, антонимы; восстановить деформированные (с пропусками ключевых слов) высказывания на основе анализа контекста и значения слова; объяснить значение редких слов (например, содруг, другиня) на основе морфемного анализа;
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
| РЭШ
|
1. 2.
| Что и как могут рассказать слова о природе. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения, например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений. " Говорящие" слова: названия дождя, снега, ветра; названия растений. Диалектные слова: почему одно явление получает разные названия? Лексическая сочетаемость слов. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены природные явления.
|
| Работа с таблицей: сравнить словарное и художественное описание;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
| РЭШ
|
1. 3.
| Что и как могут рассказать слова о занятиях людей и профессиях. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей, например, плотник, столяр, врач, ямщик, извозчик, коробейник. Способы толкования значения слова: с помощью родственных слов, с помощью синонимов. Устаревшие слова. Жизнь слова: отражение занятий людей в фамилиях, названиях улиц.
|
| Самостоятельная работа: познакомиться с историей и значением слов и выражений на основе материалов рубрик «Из истории языка и культуры» и «Толковый словарь» (извозчик, ямщик, коробейник);
| РЭШ
|
1. 4.
| Что и как могут рассказать слова о занятиях людей. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты, например, гудок, рожок, балалайка, гусли, гармонь. " Говорящие" слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова. Жизнь слова: изменение значения слова (на примере слов гудеть, гармошка и т. п. )
|
| Самостоятельная работа: познакомиться с историей и значением слов и выражений на основе материалов рубрик «Из истории языка и культуры» и «Толковый словарь» (например, гудок, гусли, скоморохи, гармонь);
| РЭШ
|
1. 5.
| Названия старинных русских городов, происхождение названий. История городов, сохранившаяся в названиях улиц и площадей.
|
| Работа в группах: анализ названий, говорящих о том, что данное имя принадлежит именно городу (-бург, -поль, -град, -город), или в которых содержится информация о географическом расположении города;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края
| РЭШ
|
1. 6.
| Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения, например, Снегурочка, дубравка, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
|
| Практическая работа: составление словосочетаний с постоянными эпитетами (например, красна девица, добрый молодец, сине море, ясный сокол и т. п. ); восстановление предложений, в которых пропущены словосочетания с постоянными эпитетами, устойчивыми сочетаниями; выбрать эпитеты, конкретизирующие основные признаки фольклорных образов (например, дуб — сила, мощь: могучий, величественный, грозный, богатырский, подоблачный, величавый и т. п. );
| РЭШ
|
Итого по разделу:
|
|
|
Раздел 2. Язык в действии
|
2. 1.
| Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка.
|
| Работа в парах: анализ употребления слов с суффиксами оценки в разных текстах, представление результатов и обсуждение, общий вывод;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края
| РЭШ
|
2. 2.
| Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке.
|
| Практическая работа: определение рода существительного с опорой на словарь (чтение грамматических помет в словарной статье), с опорой на контекст (на род согласованных с существительным прилагательных или глаголов в прошедшем времени, на местоимение), с опорой на формы словоизменения; Работа с текстом: чтение лингвистического текста о роде имен существительных в разных языках и о возникающих трудностях перевода;
| РЭШ
|
2. 3.
2. 4.
| Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.
Практическое овладение нормами употребления форм имен существительных (родительный падеж множественного числа).
|
| Наблюдение: обнаружение существительных, не образующих форму множественного числа; обнаружение существительных, не образующих форму единственного числа; обнаружение существительных, не изменяющихся по числам только в одном из значений;
Упражнение в постановке слов в форму множественного числа Р. п.
уважение к своему и другим народам
| РЭШ
|
2. 5.
| Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных.
|
| Наблюдение за изменением формы существительного при замене предлога (например, Кошка бежит по дорожке к дому — Кошка бежит по дорожке от дома — Кошка бежит по дорожке между домами), установление связи между предлогом и падежной формой существительного;
| РЭШ
|
Итого по разделу:
|
|
|
Раздел 3. Секреты речи и текста
|
3. 1.
3. 5.
| Особенности устного выступления.
|
| Представление проектных заданий и результатов мини-исследований
признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
| РЭШ
|
3. 2.
| Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
|
| Учебный диалог «Что такое рассуждение? »;
| РЭШ
|
3. 3.
| Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
|
| Редактирование текстов
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
| РЭШ
|
3. 4.
| Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
|
| Творческая работа: составление текстов
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
| РЭШ
|
Итого по разделу:
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
|
|
|