Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее




3 КЛАСС

№ п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Виды деятельности, воспитательный компонент Электронные образовательные ресурсы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

1. 1. Что и как слова могут рассказывать об отношениях между людьми. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми, например, правда - ложь, друг - недруг, брат - братство - побратим. Синонимы. Антонимы. Оттенки значений. Слова с суффиксами оценки. Гнезда слов с корнями -брат-, -друг-. Жизнь слова (на примере слова дружина): что обозначало в разные времена, почему сохранилось? Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми. Практическая работа: подобрать синонимы, антонимы; восстановить деформированные (с пропусками ключевых слов) высказывания на основе анализа контекста и значения слова; объяснить значение редких слов (например, содруг, другиня) на основе морфемного анализа; становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны; РЭШ
1. 2. Что и как могут рассказать слова о природе. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения, например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений. " Говорящие" слова: названия дождя, снега, ветра; названия растений. Диалектные слова: почему одно явление получает разные названия? Лексическая сочетаемость слов. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены природные явления. Работа с таблицей: сравнить словарное и художественное описание; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка РЭШ
1. 3. Что и как могут рассказать слова о занятиях людей и профессиях. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей, например, плотник, столяр, врач, ямщик, извозчик, коробейник. Способы толкования значения слова: с помощью родственных слов, с помощью синонимов. Устаревшие слова. Жизнь слова: отражение занятий людей в фамилиях, названиях улиц. Самостоятельная работа: познакомиться с историей и значением слов и выражений на основе материалов рубрик «Из истории языка и культуры» и «Толковый словарь» (извозчик, ямщик, коробейник); РЭШ
1. 4. Что и как могут рассказать слова о занятиях людей. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты, например, гудок, рожок, балалайка, гусли, гармонь. " Говорящие" слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова. Жизнь слова: изменение значения слова (на примере слов гудеть, гармошка и т. п. ) Самостоятельная работа: познакомиться с историей и значением слов и выражений на основе материалов рубрик «Из истории языка и культуры» и «Толковый словарь» (например, гудок, гусли, скоморохи, гармонь); РЭШ
1. 5. Названия старинных русских городов, происхождение названий. История городов, сохранившаяся в названиях улиц и площадей. Работа в группах: анализ названий, говорящих о том, что данное имя принадлежит именно городу (-бург, -поль, -град, -город), или в которых содержится информация о географическом расположении города; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края РЭШ
1. 6. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения, например, Снегурочка, дубравка, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Практическая работа: составление словосочетаний с постоянными эпитетами (например, красна девица, добрый молодец, сине море, ясный сокол и т. п. ); восстановление предложений, в которых пропущены словосочетания с постоянными эпитетами, устойчивыми сочетаниями; выбрать эпитеты, конкретизирующие основные признаки фольклорных образов (например, дуб — сила, мощь: могучий, величественный, грозный, богатырский, подоблачный, величавый и т. п. ); РЭШ

Итого по разделу:

 

Раздел 2. Язык в действии

2. 1. Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка. Работа в парах: анализ употребления слов с суффиксами оценки в разных текстах, представление результатов и обсуждение, общий вывод; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края РЭШ
2. 2. Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке. Практическая работа: определение рода существительного с опорой на словарь (чтение грамматических помет в словарной статье), с опорой на контекст (на род согласованных с существительным прилагательных или глаголов в прошедшем времени, на местоимение), с опорой на формы словоизменения; Работа с текстом: чтение лингвистического текста о роде имен существительных в разных языках и о возникающих трудностях перевода; РЭШ
2. 3. 2. 4. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. Практическое овладение нормами употребления форм имен существительных (родительный падеж множественного числа). Наблюдение: обнаружение существительных, не образующих форму множественного числа; обнаружение существительных, не образующих форму единственного числа; обнаружение существительных, не изменяющихся по числам только в одном из значений; Упражнение в постановке слов в форму множественного числа Р. п. уважение к своему и другим народам РЭШ
2. 5. Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Наблюдение за изменением формы существительного при замене предлога (например, Кошка бежит по дорожке к дому — Кошка бежит по дорожке от дома — Кошка бежит по дорожке между домами), установление связи между предлогом и падежной формой существительного; РЭШ

Итого по разделу:

 

Раздел 3. Секреты речи и текста

3. 1. 3. 5. Особенности устного выступления. Представление проектных заданий и результатов мини-исследований признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; РЭШ
3. 2. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Учебный диалог «Что такое рассуждение? »; РЭШ
3. 3. Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Редактирование текстов стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, РЭШ
3. 4. Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Творческая работа: составление текстов стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, РЭШ

Итого по разделу:

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...