№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
| Количество часов
| Виды деятельности, воспитательный компонент
| Электронные образовательные ресурсы
|
Раздел 1. Секреты речи и текста
|
1. 1.
| Общение. Устная и письменная речь.
|
| Учебный диалог на основе анализа иллюстраций и текста учебника, в ходе которого учащиеся определяют, когда, с какой целью, в каких ситуациях люди пользуются речью;
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
| РЭШ
|
1. 2.
| Стандартные обороты речи для участия в диалоге: Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить? Этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
|
| Анализ речевых ситуаций с точки зрения употребления формул речевого этикета; беседа о значении вежливых слов
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых
средств для выражения своего состояния и чувств;
| РЭШ
|
1. 3.
1. 4.
| Правила корректного речевого поведения в ходе диалога; использование в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации общения. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Имена в малых жанрах фольклора
|
| Организация дискуссии, побуждающей учащихся к размышлению о важности внимательного, вдумчивого отношения к слову;
Беседа о том, зачем людям нужны имена Рассказ учащихся об именах членов своей семьи;
| РЭШ
|
1. 5.
| Цели и виды вопросов: вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание.
|
| Беседа «Почему мы задаём друг другу вопросы? »;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека
| РЭШ
|
Итого по разделу:
|
|
|
|
Раздел 2. Язык в действии
|
2. 1.
| Роль логического ударения.
|
| Наблюдение за возможностью произносить предложения, выделяя с помощью логического ударения различные слова;
| РЭШ
|
2. 2.
| Звукопись в стихотворном художественном тексте.
|
| Наблюдение за текстами стихотворений: задача «услышать» звук стихотворения, который поэты создают, используя звукопись; Рассказ учителя о том, что такое звукопись, что лежит в ее основе и для чего писатели прибегают к этому приему;
| РЭШ
|
2. 3.
| Как нельзя произносить слова: пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов. Смыслоразличительная роль ударения.
|
| Практическая работа: отработка произнесения с правильным ударением слов, в которых часто допускаются ошибки;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании
| РЭШ
|
2. 4.
| Наблюдение за сочетаемостью слов: пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов.
|
| Наблюдение над омографами, анализ значений слов в омонимических парах, обсуждение роли контекста в различении слов-омонимов;
| РЭШ
|
Итого по разделу:
|
|
|
|
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее
|
3. 1.
| Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Значение устаревших слов данной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с письменностью. Различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Различные приёмы слушания научно- познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
|
| Рассказ учителя (с опорой на иллюстрации учебника) о том, как писали в старину;
Практическая работа: оформление буквиц и заставок;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края
| РЭШ
|
3. 2.
| Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д. ). Значение устаревших слов указанной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с жилищем. Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Различные приемы научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
|
| Уточнение значения слов, обозначающих жилища людей, с помощью словарной статьи наглядного словаря учебника; Знакомство с лексическим значением слов, обозначающих части домов;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края
| РЭШ
|
3. 3.
| Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д. ). Значение устаревших слов указанной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с одеждой. Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
|
| Использование словарных статей учебника для определения лексического значения слова; Коллективное формулирование вывода о причинах устаревания слов, называющих одежду;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края
| РЭШ
|
Итого по разделу:
|
|
|
|
Секреты речи и текста
|
4. 1.
| Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности. Составление текстов. Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: выделение в нем наиболее существенных фактов.
|
| Наблюдение за использованием слов и выражений для описания различных явлений природы в текстах;
| РЭШ
|
| | | | | |