№ п/п
| Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов
| Виды деятельности, воспитательный компонент
| Электронные образовательные ресурсы
|
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
|
1. 1.
| Что и как могут рассказать слова об одежде. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие одежду. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: одежда.
|
| Работа с рисунками и подписями к ним: понимать значение слова с опорой на рисунок; Творческое задание: описать то, что изображено на рисунке;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края
| РЭШ
|
1. 2.
| Что и как могут рассказать слова о еде. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: русская кухня. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: еда.
|
| Работа со словарём в картинках: на основе изображений предметов и подписей к ним познакомиться со значением слов калач, бублик, баранки, ватрушка, сушки, каравай, просо, овёс, пшеница, рис, гречиха, ячмень;
| РЭШ
|
1. 3.
| Что и как могут рассказать слова о детских забавах. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: детские забавы, игры и игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: детские игры, забавы.
|
| Работа с рисунками и подписями к ним: выделить признаки, по которым названы предметы;
Работа с таблицей: классифицировать игры по выделенным признакам;
| РЭШ
|
1. 4.
| Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: домашняя утварь.
|
| Работа с рисунками: сравнить изображения созвездий и предметов домашней утвари, определить признак, по которому они сравниваются;
становление ценностного отношения к своей Родине — Рос-
сии, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
| РЭШ
|
1. 5.
| Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: традиция чаепития.
|
| Творческое задание: подготовить короткий устный рассказ на заданную тему;
| РЭШ
|
Итого по разделу:
|
|
|
Раздел 2. Язык в действии
|
2. 1.
| Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи. Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
|
| Соблюдение отрабатываемых орфоэпических норм в речи;
Наблюдение за местом ударения и произношением слов-омографов;
| РЭШ
|
2. 2.
| Синонимы и антонимы.
|
| Практическая работа: найти синонимы в тексте, определить их роль; подобрать синонимы к словам (современным, устаревшим, иноязычным и т. п. );
Практическая работа: выписать антонимы из текста; подобрать антонимы к словам, к каждой паре антонимов подобрать слово, к которому они относятся;
| РЭШ
|
2. 3.
| Происхождение пословиц и фразеологизмов.
|
| Объяснение учителя: особенности жанра пословиц;
Рассказ учителя о фразеологизмах;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том
числе на основе примеров из художественных произведений;
| РЭШ
|
2. 4.
| Разные способы толкования значения слов.
|
| Работа в паре: восстановить слово по его толкованию, проверить друг друга; объяснить значение слов с помощью синонимов; объяснить значение слова, подобрав родственное слово;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
| РЭШ
|
2. 5.
| Учимся читать стихи и сказки.
|
| Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением»;
| РЭШ
|
Итого по разделу:
|
|
|
Раздел 3. Секреты речи и текста
|
3. 1.
| Диалог. Приемы общения. Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращений ты и вы.
|
| Работа в группе: каждому участнику группы нужно прочитать диалог, найти ошибки, обсудить, как их исправить, с другими участниками группы;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
| РЭШ
|
3. 2.
| Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: отличение главных фактов от второстепенных; выделение наиболее существенных фактов; установление логической связи между фактами. Создание текста: развернутое толкование значения слова.
|
| Творческое задание: используя подчёркнутые в тексте слова, написать развёрнутое толкование значения незнакомого слова;
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
| РЭШ
|
3. 3.
3. 5.
| Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.
|
| Наблюдение: прочитать текст, заменить местоимение и слово-синоним, связывающие два соседних предложения в тексте, словом из предыдущего предложения, сравнить исходный и «экспериментальный» тексты, сделать вывод о роли слов, связывающих предложения в тексте;
Работа в группе: подготовить устное сообщение о результатах выполнения проектного задания, оценить сообщения участников группы по заранее согласованным критериям;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
| РЭШ
|
3. 4.
| Создание текстов инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев: повествование об участии в народных праздниках.
|
| Творческая работа: прочитать текст, сопоставить информацию из текста и иллюстрации к нему, выделить в тексте информацию, которая понадобится для инструкции, написать черновик инструкции, как сделать ёлочную игрушку; на основе инструкции и предложенного плана написать небольшой текст-повествование по заданной теме;
| РЭШ
|
Итого по разделу:
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
|
|
|
| | | | | |