Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представители данной школы исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, анализ можно совершенствовать большинство операций ручного труда и добиться более эффективного их выполнения.




То есть они посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Школы занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.

Т.о., вклад данной школы в развитие научного менеджмента, используемый и в России, можно свести к следующему:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения и обеспечения их обучения;

3. Использование материального стимулирования для повышения производительности труда;

Разграничение исполнительского и управленческого труда.

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организацией в целом представителями административной школы.

2. Административная или классическая школа управления. Наибольший вклад в её развитие внес французский ученый Анри Файоль.

Представители этой школы пытались определить общие характеристики и закономерности организаций.

Их целью было создание универсальных принципов управления, применение которых обеспечит успех деятельности организации.

В соответствии с учением Файоля весь процесс управления подразделяется на 5 основных функций, которые мы до сих пор используем в управление организации: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация и контроль.

На базе учения Файоля было сформулировано понятие организационной структуры, элементы которой представляют систему непрерывных взаимосвязанных действий – функций управлений, которыми мы и сейчас пользуемся при проектировании структур.

Из других представителей административной школы можно выделить Г. Эмерсона, который обосновал необходимость комплексного подхода к решению сложных практических задач управления организацией, немецкого социолога Макса Вебера, который разработал теорию бюрократического построения организации и системы управления. При этом считалось, что бюрократия – это порядок, устанавливаемый правилами, который обеспечивает определенность и предсказуемость в организации.

В качестве вклада данной школы в развитие науки можно выделить следующие положения:

1. Разработка административной теории;

2. Научный подход к принципам управления;

3. Описание функций управления;

Комплексный подход к управлению всей организацией.

Основные рекомендации школы использовались и используются и в России.

В 30-е годы определенный прорыв в области менеджмента был сделан школой “человеческих отношений”.

В её основу были положены достижения психологии и социологии. Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточить внимание на работнике, а не на его задании. Представители данной школы утверждали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности.

Дальнейшим развитием данной школы явилась поведенческая концепция, которая изучала поведение работников в процессе деятельности как реакцию на воздействие среды.

Основные представители данной школы:

· Э. Мейо – родоначальник школы,

· Бернард,

· Друкер,

· Мак Грегор и др.

Таким образом, основными научными направлениями и ключевыми положениями данной школы были:

· коллектив как особая социальная группа;

· межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работающего;

· прикладная мотивация;

· исследование поведения людей в организации;

· отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам.

Всё это применяется и в российской науке и практике управления.

И, наконец, четвертой школой управления была школа управления или математическая школа.

Эта школа характеризуется развитием количественных методов обоснования решений путем внедрения в науку управления аппарата точных наук – математики, статистики, инженерских наук и компьютеров.

Ключевой характеристикой науки управления является замена сложных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

Развитию положений этой школы способствовало появление кибернетики и исследование операций. В дальнейшем в этой школе появилось самостоятельная научная дисциплина – теория управленческих решений, которая занималась методами математического моделирования процессов выработки управленческих решений.

В настоящее время математические методы используются на всех направлениях управленческой науки.

Вклад данной школы в развитие научного менеджмента можно определить следующими положениями:

Использование количественных измерений при принятии решений

2. Использование информационных систем управления и вычислительной техники. В условиях России разработки данной школы широко используются. Кроме рассмотренных, существовали и другие школы управления:

· эмпирическая школа, которая основное внимание уделяла практике управления, изучению содержания труда и функций менеджеров;

· школа социальных систем, которая исследовала социальные производственные отношения.

Но вклад этих школ в развитие науки управления был невелик, поэтому мы их не рассматриваем.

Таким образом, можно сделать вывод, что зарождение и развитие научного менеджмента происходило как взаимное переплетение 3-х философий:

· классической (т. е. научной и административной школы),

· философии человеческих отношений и поведенческого направления и математической школы.

Современные научные подходы к менеджменту

За пределами рассмотренных выше школ управления происходит дальнейшее развитие теории и практики менеджмента.

В качестве современных научных подходов к менеджменту можно выделить следующие:

Системный подход,

Ситуационный подход,

Процессный подход.

Недостатком школ управления было то, что они сосредоточивали своё внимание на одном каком-то элементе управления, хотя достаточно и важном.

Например, научная школа управления – на рационализации труда, административная школа - на управленческой деятельности, школа человеческих отношений – на социально – психологических аспектах управления и. т. д.

Но они не учитывали, что эффективность управления является результатом действия многих факторов.

В этом принципиальное отличие современного подхода к управлению. Новый второй подход, который получил название системного, является результатом появления научной дисциплины – теории систем.

Применение положений этой теории в практику управления и составило содержание системного подхода. Системный подход – это не набор каких – либо принципов для менеджеров. Он представляет собой способ мышления, методологию исследований, сущность которой состоит в том, что любой изучаемый объект рассматривается как целостная система, состоящая из подсистем и элементов, связанных между собой и внешней средой.

Основным понятием системного подхода является понятие “ системы ”. Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Все организации являются системами.

Крупные составляющие сложных систем образуют подсистемы.

Каждая система состоит из нескольких подсистем, имеющих свои функции и назначение.

Например, организация может включить такие подсистемы:

· производственную, которая осуществляет выпуск продукции;

· плановую, которая разрабатывает стратегию и тактику развития организации;

· маркетинговую,

· кадровую

· учета и анализа и др.

Все подсистемы взаимосвязаны, поэтому неправильное функционирование одной подсистемы может негативно повлиять на функционирование другой.

Связи в системе – это обмен результатами деятельности, которые могут быть материальными (материалы, изделия и др.) и нематериальные (сведения, решения, идеи, знания).

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, её действия независимы от среды, окружающей системы.

Открытая система характеризуется взаимосвязью с внешней средой.

Любая открытая система характеризуется тремя аспектами: (см. рис. 3)

· входом в систему (поступающие ресурсы);

· процессом преобразования ресурсов в продукт (услугу);

· выходом из системы (продукт, услуги).

Входы и выходы системы – это то, чем система и внешняя среда взаимодействуют между собой.

Таким образом, основная заслуга системного подхода состоит в том, что он объединил в процессе управления отдельные части в единую систему, в качестве которой и выступает организация. При системном подходе руководители должны управлять не только отдельными подсистемами, но и организацией в целом, учитывая взаимосвязи внутри системы и её взаимоотношение с внешней средой.

 

 

 

 


Рис. 3 Система и внешняя среда

 

В современных условиях в России системный подход применяется как научная методология решения сложных производственно – хозяйственных проблем в условиях неопределенности поведения системы и неполноты информации о ней.

Но системный подход сам по себе еще не говорит руководителям, какие именно элементы организации как системы наиболее важны в данных условиях, какие факторы внешней среды могут повлиять на результаты деятельности организации.

Чтобы применить теорию систем к процессу управления, руководители должны знать характеристики внешней среды и основных элементов организации.

Определение характеристик внешней среды и внутренней среды и их влияния на деятельность организации является основным содержанием следующего, третьего подходаситуационного.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...