Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок № 1. Русский язык среди других языков мира




Урок № 1. Русский язык среди других языков мира

Курс 9 класса завершается экзаменом, который проводится в форме ОГЭ. Одна из основных наших задач на этот год — серьезная подготовка к экзамену.

Каково же место русского языка в мировом сообществе? От чего зависит это место? В чем особенности русского языка в сравнении с другими языками мира? Попробуем ответить на эти и другие вопросы вместе.

 

В мире насчитывается более двух с половиной тысяч языков. Русский — в числе самых распространенных, на нем говорит примерно четверть миллиарда человек, это один из шести официальных языков ООН (Организации Объединенных Наций), а значит, он используется для написания различных международных соглашений, договоров, деклараций.

Достижения ученых в различных областях науки и техники, опубликованные на русском языке, также получили международное признание.

Непререкаемый авторитет русского языка во многом объясняется выдающимся вкладом классической русской литературы в мировую художественную культуру.

Справка: среди шести официальных языков ООН английский, французский, испанский, китайский, японский и русский.

Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, то есть он имеет один общий праязыке другими языками этой группы (в основном, это европейские языки). Из-за общности происхождения в этих языках есть много общего в грамматическом строе, существует пласт одинаковых слов, отличающихся друг от друга фонетически (это слова, обозначающие членов семьи, глаголы, обозначающие простейшие действия и т. д. ).

 

 

 

Русский язык входит в славянскую группу языков, которая делится на восточную, западную и южную подгруппы. Русский язык, принадлежащий к восточной подгруппе, в которую также входят украинский и белорусский языки, находится с этими языками в ближайшем родстве.

 

На протяжении всей своей истории русский язык существовал не автономно, а вступал в контакты с другими языками, которые оставляли в нем свои отпечатки.

В VII-XII веках в русский язык заимствовал слова из скандинавских языков, это были слова, связанные с морским промыслом (якорь, крюк) и имена собственные (Ольга, Игорь).

Из-за тесных экономических и культурных связей (принятие христианства) на русский язык оказал большое влияние греческий язык (огурец, фонарь, алтарь, демон).

В годы татаро-монгольского ига в речь активно проникали слова из тюркского языка.

В XVIII веке на русский язык активно влиял французский язык, который считался языком аристократии (буфет, абажур, манеж).

В последние пятнадцать-двадцать лет в русский язык активно проникают слова из английского языка. Иногда использование слов английского происхождения излишне: иноязычные слова, которые иногда даже не всем понятны, заменяют более привычные слова. Это портит речь, нарушает такие ее качества, как чистота и правильность.

Но не только другие языки влияют на русский язык, но и наоборот. Так, в середине XX века после запуска первых спутников и космических кораблей во всех языках мира появились такие слова, как «космонавт» или «спутник».

 

Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Старославянский язык сначала начали использовать западные славяне, а в X веке он стал языком и восточных славян. Именно на этот язык переводились с греческого христианские тексты. Этот язык сначала был только книжным, но потом он и разговорный язык начали влиять друг на друга, в русских летописях часто эти родственные языки смешивались.

Влияние старославянского языка сделало наш язык более выразительным и гибким. Так, например, стали использоваться слова, обозначающие отвлеченные понятия (для них еще не было своих названий).

Многие слова, пришедшие из старославянского языка, не воспринимаются нами как заимствованные: они полностью обрусели (одежда, чрезвычайный); другие же воспринимаются нами как устаревшие или поэтические (перст, ладья, рыбарь).

 

Задание

Познакомиться с учебником русского языка для 9 класса: с его легендой (условными обозначениями) и структурой. Выполнить упражнение 5.

 

        

Урок 2. Повторение. Фонетика, графика, орфография.

 

 

 

1. Вопросы на повторение теории фонетики.

 

А. Назовите самую малую единицу языка.

Б. Какой раздел лингвистики изучает звуки речи?

В. На какие группы делятся звука речи?

Г. В чем различие между звуками и буквами?

Д. Сколько звуков в русском языке?

Е. Сколько букв в русском алфавите?

 

Ответы:

 а-звук,

 б-фонетика,

 в- гласные/согласные, ударные/безударные, твердые/мягкие, глухие/звонкие;

г -(Буквы — это знаки, графически изображающие звуки, подобно тому как цифры — это знаки, с помощью которых изображаются числа. )

д -(Вопрос некорректный: количество звуков подсчитать невозможно, мы имеем дело с основными звуками, обладающими общими чертами. На самом же деле живые звуки имеют множество оттенков, вариантов: не случайно мы узнаем человека по голосу, по только ему присущим особенностям произношения. )

е - 33

 

2. Практические задания.

 

1. Сделать фонетический разбор слов счастье, дождь, чувство, сберечь.

Обратите внимание, что произношение слова дождь имеет два варианта: на конце может быть [шт’] и [щ].

При подсчете количества звуков и букв следует учитывать также двойную роль Е, Ё, Ю Я, вспомогательную функцию Ъ и Ь, позиции, при которых согласные звуки не произносятся.

Подчеркнем, как важно слушать звучание слова, уметь отключаться от графического облика слова.

 

2. Занимательная лингвистика.

В чем заключается необычность стихотворения В. Я. Брюсова?

 

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.

 

                                

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...