Урок 5. Морфемика и словообразование.
Урок 5. Морфемика и словообразование.
1. Вопросы на повторение теории.
— Что изучает словообразование?
Этот раздел языкознания изучает возникновение новых слов и состав слов, уже имеющихся в языке. По-другому: изучает морфемный состав слов и способы их образования. Из каких частей (морфем) состоит слово? — Что называется основой слова?
— В чем заключается особое положение окончания по сравнению с основой? (Основа состоит из значимых частей: корня, приставки, суффикса, окончание же играет вспомогательную роль — служит для связи слов в предложении, несет на себе грамматическую нагрузку — определяет род, число, падеж, лицо. Окончание может быть нулевым. Некоторые части речи и их формы не имеют окончаний, поэтому речь о нулевом окончании не идет. Например: следуя — деепричастие; надолго — наречие, оба слова состоят только из основы. )
2. Практические задания.
Определите, какое из перечисленных слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания, выделите части слов (по вариантам): подбор, подгорный, подиум, подробно (Подгорный. ) 3. Занимательная лингвистика. «Третий лишний»: какое слово здесь лишнее? а) прервать, премия, премудрый (премия — нет приставки, в остальных случаях — приставка пре-).
б) исходный, испуганный, известный
(известный — приставка из-, в остальных случаях — ис-).
Урок 6. Морфемика и словообразование. Проверьте себя. Выполните тест №2 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) лягте (на пол) 2) их работа 3) горячие супы 4) шестистами учениками
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) любимые профессора 2) наиболее решительнее 3) в двухстах метрах 4) на их территории
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) больше шестиста рублей 2) нет мест 3) проиграв вступление 4) в двух метрах
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) несколько ножниц 2) умелые повара 3) двое подружек 4) в полутора часах
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) несколько яблок 2) лежит на шкафе 3) до тысяча восемьсот двенадцатого года 4) богатейший выбор
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) пара туфлей 2) выправь текст 3) несколько полотенец 4) старые профессора
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) мокла под дождём 2) косвенных падежов 3) чудеснейшим образом 4) здоровые дёсны
8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) ихние письма 2) в обеих руках 3) до тысяча девятьсот пятого года 4) уважаемые директора
9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) дешевле 2) об аэропорте 3) по их указанию 4) едь побыстрее
10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) шестьюстами учебниками 2) поезжай вперёд 3)спелых абрикос 4) жёстче дерева
Ответы: Урок 7. Правописание приставок «пре»/»при».
Некоторые приставки совпадают по произношению, но различаются на письме. К таким относятся приставки ПРЕ и ПРИ.
Правописание приставок пре – и при – связано со значением, которое они придают слову.
1. Приставка пре – имеет значения:
(в этом случае она синонимична словам очень, весьма): презабавный, премудрый, преуменьшать;
б) то же, что и приставка пере–: преобразовать, преграда, преступление.
2. Приставка при – имеет значения:
пришкольный, прибрежный, пригородный;
б) прибавления, присоединения или приближения: привести, пристройка, приклеить;
приоткрыть, прилечь, приподняться;
г) законченности действия: приучить, приземлиться, привыкнуть;
припрятать, приберечь, приукрасить.
Обрати внимание! Следует различать близкие по звучанию, но разные по значению слова: предать — придать; презренный — призренный; преходящий — приходящий; претерпеть — притерпеться, приёмник — преемник и др. Иногда значение приставок пре– и при – можно установить только с помощью этимологического анализа, поэтому написание таких слов нужно запомнить: прибаутка, прилежный, препоны, преставиться и др.
Написание слов иноязычного происхождения с начальными пре– и при – проверяется по орфографическому словарю: префектура, препарат, превентивный, престиж; приватизация, примитивный, привилегия и др.
Урок 8. Правописание приставок на з-/с
Вспомните, в каких приставках происходит чередование согласных? Приведите примеры. (В приставках с согласными з-с на конце. Перед звонкими согласными пишем з: размах, безмолвный, возможность, чрезмерный, изгиб, низвергаться, перед глухими — с : распахнуть, бесполезный, восхищаться, чересчур, исподтишка, ниспадать).
Список приставок, которые имеют варианты написания:
· перед звонким согласным (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) или гласным пишется З: безбородый, низменный, разузнать;
· перед глухим согласным (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) пишется с: · вскрывать, чересчур, воссоздать. Сложные случаи правописания приставок на -з/-с 1. Приставки з - не существует, поэтому независимо от следующей после приставки буквы приставка с- остаётся неизменной: сгореть, сзади.
2. В словах здание, здоровье, здесь буква з входит в состав корня.
2. Приставки нес- (нез-) не существует
в словах несгораемый, несделанный и т. д. выделяют две приставки — отрицательную не - и неизменяемую с-.
3. Приставка обычно пишется в начале слова, потому что её законное место — перед корнем, однако в сложных словах приставка может оказаться в середине слова, т. к. будет стоять перед вторым корнем: мировоззрение, мировосприятие. 4. Приставки раз- (рас-) — роз- (рос-) Без ударения пишется А: развали'ть, рассы'пать; под ударением пишется буква О: ро'звальни, ро'спись. Исключением является слово розыскно'й (от ро'зыск).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|