Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 5. Морфемика и словообразование.




Урок 5. Морфемика и словообразование.

 

 

1. Вопросы на повторение теории.

 

— Что изучает словообразование?

 

 Этот раздел языкознания изучает возникновение новых слов и состав слов, уже имеющихся в языке. По-другому: изучает морфемный состав слов и способы их образования.

Из каких частей (морфем) состоит слово?

— Что называется основой слова?

 

— В чем заключается особое положение окончания по сравнению с основой? (Основа состоит из значимых частей: корня, приставки, суффикса, окончание же играет вспомогательную роль — служит для связи слов в предложении, несет на себе грамматическую нагрузку — определяет род, число, падеж, лицо. Окончание может быть нулевым. Некоторые части речи и их формы не имеют окончаний, поэтому речь о нулевом окончании не идет. Например: следуя — деепричастие; надолго — наречие, оба слова состоят только из основы. )

 

2. Практические задания.

 

Определите, какое из перечисленных слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания, выделите части слов (по вариантам):

подбор, подгорный, подиум, подробно (Подгорный. )

3. Занимательная лингвистика.

 «Третий лишний»: какое слово здесь лишнее?

а) прервать, премия, премудрый

 (премия — нет приставки, в остальных случаях — приставка пре-).

 

б) исходный, испуганный, известный

 

(известный — приставка из-, в остальных случаях — ис-).

 

Урок 6. Морфемика и словообразование.

Проверьте себя. Выполните тест №2

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) лягте (на пол) 2) их работа 3) горячие супы 4) шестистами учениками

 

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1) любимые профессора 2) наиболее решительнее 3) в двухстах метрах 4) на их территории

 

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1) больше шестиста рублей 2) нет мест 3) проиграв вступление 4) в двух метрах

 

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) несколько ножниц 2) умелые повара 3) двое подружек 4) в полутора часах

 

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1) несколько яблок 2) лежит на шкафе 3) до тысяча восемьсот двенадцатого года 4) богатейший выбор

 

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) пара туфлей 2) выправь текст 3) несколько полотенец 4) старые профессора

 

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) мокла под дождём 2) косвенных падежов 3) чудеснейшим образом 4) здоровые дёсны

 

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1) ихние письма 2) в обеих руках 3) до тысяча девятьсот пятого года 4) уважаемые директора

 

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1) дешевле 2) об аэропорте 3) по их указанию 4) едь побыстрее

 

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) шестьюстами учебниками 2) поезжай вперёд 3)спелых абрикос 4) жёстче дерева

 

Ответы:

                   

Урок 7. Правописание приставок «пре»/»при».

 

Некоторые приставки совпадают по произношению, но различаются на письме. К таким относятся приставки ПРЕ и ПРИ.

 

 

Правописание приставок пре – и при – связано со значением, которое они придают слову.

 

1. Приставка пре – имеет значения:


а) высокой степени качества или действия

(в этом случае она синонимична словам очень, весьма):

презабавный, премудрый, преуменьшать;

 

б) то же, что и приставка пере–:

преобразовать, преграда, преступление.

 

2. Приставка при – имеет значения:


а) пространственной близости, смежности:

пришкольный, прибрежный, пригородный;

 

б) прибавления, присоединения или приближения:

привести, пристройка, приклеить;


в) неполноты действия:

приоткрыть, прилечь, приподняться;

 

г) законченности действия:

приучить, приземлиться, привыкнуть;


д) совершения действия в чьих-то интересах:

припрятать, приберечь, приукрасить.

 

Обрати внимание!

Следует различать близкие по звучанию, но разные по значению слова: предать — придать; презренный — призренный; преходящий — приходящий; претерпеть — притерпеться, приёмник — преемник и др.

Иногда значение приставок пре– и при – можно установить только с помощью этимологического анализа, поэтому написание таких слов нужно запомнить: прибаутка, прилежный, препоны, преставиться и др.

 

Написание слов иноязычного происхождения с начальными пре– и при – проверяется по орфографическому словарю: префектура, препарат, превентивный, престиж; приватизация, примитивный, привилегия и др.

 

Урок 8. Правописание приставок на з-/с

 

Вспомните, в каких приставках происходит чередование согласных? Приведите примеры.

 (В приставках с согласными з-с на конце. Перед звонкими согласными пишем з: размах, безмолвный, возможность, чрезмерный, изгиб, низвергаться, перед глухими — с : распахнуть, бесполезный, восхищаться, чересчур, исподтишка, ниспадать).

 

Список приставок, которые имеют варианты написания:

без-/бес- воз-/вос- вз-/вс- из-/ис- низ-/нис- обез-/обес- раз-/рас- роз-/рос- через-/черес- чрез-/чрес-

· перед звонким согласным (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) или гласным пишется З:          безбородый, низменный, разузнать;

 

· перед глухим согласным (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) пишется с:

· вскрывать, чересчур, воссоздать.

Сложные случаи правописания приставок на -з/-с

1. Приставки з - не существует,

поэтому независимо от следующей после приставки буквы приставка с- остаётся неизменной: сгореть, сзади.

 

2. В словах здание, здоровье, здесь буква з входит в состав корня.

 

2. Приставки нес- (нез-) не существует

в словах несгораемый, несделанный и т. д. выделяют две приставки — отрицательную не - и неизменяемую с-.

 

3. Приставка обычно пишется в начале слова, потому что её законное место — перед корнем, однако в сложных словах приставка может оказаться в середине слова, т. к. будет стоять перед вторым корнем: мировоззрение, мировосприятие.

4.

Приставки раз- (рас-) — роз- (рос-)

Без ударения пишется А: развали'ть, рассы'пать; под ударением пишется буква О: ро'звальни, ро'спись. Исключением является слово розыскно'й (от ро'зыск).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...