Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 15. Изложение. Тема и основная мысль текста.




Пример 3

Замените словосочетание «доказывать с упрямством», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание

1. находим главное слово. Это управление? Значит, главное слово глагол. В нашем примере - «доказывать».

2. Главное слово не изменяем.

3. Нам нужно получить словосочетание глагола и какого-то неизменяемого слова. Это будет наречие, однокоренное со словом «упрямство».

 Выделяем корень – упрям-

Получаем наречие «упрямо»

 Правильный ответ «доказывать упрямо»  

 

 

А теперь проверьте себя и решите ТЕСТ №3

 

 

1. Замените словосочетание ТРЕНИРОВАТЬСЯ С УПОРСТВОМ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.  

2. Замените словосочетание ФЛОТСКИЕ МАКАРОНЫ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

3. Замените словосочетание МАГАЗИН ЦВЕТОВ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование..

4. Замените словосочетание ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ БАССЕЙН, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. .

5. Замените словосочетание ГОВОРИТ С УВЕРЕННОСТЬЮ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание..

6. Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. .

7. Замените словосочетание ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. .

8. Замените словосочетание ВОПРОС ПО ЛИТЕРАТУРЕ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. .

9. Замените словосочетание СНЕЖНЫЙ КОМ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. .

10. Замените словосочетание ДЕЛАЛ СПОКОЙНО, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. .

 

 

Урок 15. Изложение. Тема и основная мысль текста.

 

Для начала давайте уточним, как мы понимаем слова «тема», «основная мысль», «текст».

Вспомните определение слова «текст».

(Текст): несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

(Тема): круг жизненных явлений, отобранный и освещенный автором в художественных произведениях с определенных идейно-политических позиций (это то, что автор изображает).

(Идея): проблема, поставленная автором в тексте и освещенная им на определенном жизненном материале. (Как он оценивает изображаемое? Что хочет сказать автор нарисованными им картинами жизни в произведении? )

- Что обозначало слово «текст» в переводе с латинского языка?

(«ткань»).

А что сегодня оно обозначает?

(«связь», «соединение»).

 

 

 Задание №1: прочитайте набор предложений.

(1) Любить Отечество невозможно заставить декретом. (2) Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (3) Любовь надо воспитать. (4) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и начали. (В. М. Песков)

- Можно из них составить текст?  

- Определите мысль, которая объединяет эти предложения.

 

4. Знакомство с правилами составления текста

«Собирая» текст из предложений, следует руководствоваться следующими правилами:

1. В качестве начального выбрать такое предложение, которое, во-первых, логически содержало бы первую посылку, из которой вытекали бы следующие высказывания. Во - вторых, в этом предложении не должно содержаться местоимений, местоименных наречий, которые указывали бы на предметы и признаки, названные в других предложениях, а также сочинительных союзов, свидетельствующих о присоединении данного предложения к «левому контексту». С точки зрения содержания и структуры первое предложение текста должно быть максимально независимым.

 

2. Следующие предложения должны присоединяться к первому с учетом логики развития мысли и тех средств связи, которые в них присутствуют, прежде всего - логических средств.

 

 

3. Последнее предложение текста должно логически завершать фрагмент и не оставлять ощущения недосказанности (данные правила должны быть учтены и при создании собственного текста).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...