Позиции участников общения: модель Э. Берна
Согласно трансактной теории общения, разработанной известным психотерапевтом Э. Берном, каждый человек «един в трех лицах». Имеется в виду человек психически нормальный, не страдающий раздвоением личности. Иными словами, в процессе взаимодействия с окружающими (интеракции) он может занимать одну из трех возможных позиций, или эго-состояний: «Взрослого», «Родителя» или «Ребенка», по формулировке Р.Дилтса, соответственно, «реалиста», «критика» и «мечтателя» (Дилтс Р., 2002). Опишем вкратце характеристики каждого из трех состояний. Коммуникативные характеристики состояния «Родитель» — это ответственность, критика и самокритика, противодействие внешней критике и агрессии. Характерна приверженность стереотипам, соответствие социальным стандартам «не высовываться» и морально-этическим нормам. Вспомним детские стихи Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» В общении — раздражительность, претензии на доминирование, командные интонации, предъявление завышенных требований к собеседнику. Ведущий мотив покупки — соответствовать стереотипам: быть как все, поступать правильно, поддерживать установленный порядок, неукоснительно соблюдать общепринятые нормы поведения, традиции. Последнее особенно справедливо в сфере личной гигиены. Именно на «родительское» ролевое состояние потенциального потребителя рассчитаны рекламные призывы, сочетающие в себе дошкольно-воспитательные и санитарно-гигиенические сентенции типа «мойте руки перед едой...». Речь «Родителя» (Зарайский Д. А., 1997) отличается категоричностью и автоматизмом (раз и навсегда заруби на носу), оценочными критическими высказываниями (глупо, чепуха), деонтическими воспитательными суждениями (надо, нельзя, должен), уменьшительно-ласкательными формами слов.
Коммуникативные характеристики состояния «Взрослый» — это практичность, оперирование цифрами и фактами, здравый смысл, профессиональная компетентность. В общении проявляются уравновешенность, сдержанность, отстраненность, закрытость. Мотив покупки — разумное соотношение цены и качества, обоснованная и взвешенная потребность. Коммуникативные характеристики состояния «Ребенок» — непосредственность, общительность, обаятельность, эмоциональ- ность. Позитивной стороной данного состояния является интерес ко всему новому, креативность, способность к поиску неожиданных решений, нестандартных выходов из проблемных ситуаций. Здесь проявляются открытость, легкость вхождения в контакт, раскрепощенность, общение без комплексов, эмоциональная насыщенность, индуцирующая, «заводящая» окружающих по механизму эмоционального «заражения». Речь «Ребенка» характеризуется восклицаниями, эпитетами и сравнениями в превосходной степени (самый лучший, лучше всех), беззлобными порицаниями и прозвищами (Зарайский Д. А., 1997). Мотив покупки — сиюминутное желание, любопытство (новая игрушка), поиск новых ощущений. В состоянии «Ребенка» человек является удобным потребителем досугово-развлекательных услуг, туристических поездок, сладостей, игрушек и безделушек. Ведь если ребенку доверить распоряжаться деньгами, он быстро растратит их на всяческие пустяки. На самом деле, представьте поведение ребенка в магазине: если бы он мог, то купил бы все, что ему нравится, не думая о целесообразности и финансовых ограничениях. То же самое относится и к ребенку внутри нас, если его выпустить наружу и предоставить полную свободу принятия решений, свободу от контроля взрослой части личности. Таким образом, заключение коммерческой сделки (особенно в розничной продаже) облегчается, когда покупатель находится в процессе общения в позиции «Ребенка» или «Родителя». Переходу собеседника в эти эго-состояния способствуют следующие приемы коммуникации (отчасти манипулятивные, тем не менее часто используемые) — позиции «Ребенка» и «Взрослого».
Переходу в позицию «ребенка» способствуют: - апелляцию к нормам морали, этики, которые якобы нарушаются собеседником (по Г. В. Бороздиной — ставка на ложный стыд): «Как вы можете так говорить?»; - ссылка на внешний авторитет, мнение которого противоречит утверждениям собеседника; - оценка высказываний собеседника как наивных или детских, безответственных, намеки на неосведомленность, недостаточную информированность, «детскую неопытность» покупателя: «Как, разве вы не знаете, что...»; - похвала или откровенная лесть: «Как вам идет эта вещь! У вас очень хороший вкус, раз вы ее выбрали»; - резкая смена темы разговора (если собеседник принимает подобное отклонение от основной темы), эффект неожиданности (по Эриксону): «Кстати, должен обратить ваше внимание на...»; - пробуждение внутреннего «Ребенка» (в сочетании с опорой на стяжательский, «хватательный» инстинкт) посредством такого приема продажи, как соревнование покупателей. Особенно популярен он у риэлторов: «Давайте договоримся насчет просмотра квартиры завтра вечером в полвосьмого... Нет, именно в такое время — как раз должны подойти еще два покупателя на эту квартиру...» Позиция «Родителя» стимулируется: - ссылкой на внешний авторитет, мнение которого совпадает с мнением собеседника (прием «знакомые имена», по А. Бары-шевой); - упоминанием о групповых нормах, стандартах поведения: «В этом сезоне все носят...»; - подчеркиванием противоречий между теорией и практикой, словом и делом: «Конечно, в рекламе вы можете услышать... Но на самом деле...»; - апелляцией к чувству ответственности: «Как серьезный клиент вы должны понимать...»; - аргументацией с точки зрения взрослого прагматизма (конкретной практической пользы или вреда), особенно когда речь идет об экономии или удобстве пользования: «Хотя цена холодильников класса «А» несколько дороже, но их экономичное энергопотребление позволяет уменьшить затраты...»;
- интерпретацией поведения собеседника как защиты групповых интересов: «Вас заставляют так думать интересы вашей фирмы...». При личных продажах наиболее эффективна такая стратегия общения, которая способствует переводу покупателя в «крайние» состояния, связанные с внушаемостью, с когнитивной уязвимостью. Для активизации желаемых эго-состояний собеседника в процессе диалога могут быть использованы следующие вопросы (Огнев А. С, 2003). С позиции «Родителя»: - Какие правила нужно использовать для определения оптимальных путей решения данной проблемы? - О чем следует позаботиться в первую очередь? - Что должно быть предпринято для защиты ваших интересов? С позиции «Взрослого»: - Какие расчеты, в какие сроки должны быть произведены для оценки..? - Какая последовательность действий приведет к результату кратчайшим путем? С позиции «Ребенка»: - Что вы желаете получить в итоге? - О чем вы мечтаете? - Как вы будете праздновать успех? К переходу собеседника в крайние состояния (агрессивный или обороняющийся «Родитель», капризный или подавленный «Ребенок») могут также приводить различные приемы психологического давления, выводящие собеседника из равновесия. Такое поведение коммуникатора подчеркивает собственное превосход ство и унижает чувство собственного достоинства собеседника, когда произносятся обидные и унизительные замечания, собеседника прерывают на полуслове, самоуверенная или агрессивная интонация на повышенных тонах завершает картину. Подобные неэтичные приемы манипуляции ни в коем случае не могут быть рекомендованы для использования в качестве инструмента общения, однако о них необходимо постоянно помнить, чтобы в свою очередь не оказаться жертвой манипуляторов. В результате в зависимости от используемой коммуникатором трансактной подстройки или обращения к различным эго-состо-яниям собеседника складываются разные формы организации общения (или структурирования времени, по Э. Берну). Наиболее эффективной из них является искренность (интимность), или пра-вополушарное общение, в основе которого лежит глубокая убежденность коммуникатора в правильности информации, передаваемой им собеседнику, и действительный, искренний интерес к реальным потребностям последнего (табл. 6).
Использование крайних, более податливых для совершения сделки эго-состояний возможно не только при непосредственном общении с клиентом (личные продажи, переговоры), но и при проведении рекламных кампаний, продвижении на рынок определенных групп товаров. Это направление психологии коммерции, построенное на базе постпсихоанализа, получило название анализа мотивов. Не менее важен подобный подход для конструктивного разрешения возникающих в процессе делового общения конфликтов. Понимание того, что инициатор конфликта обычно находится в «детском» психоэмоциональном состоянии (в качестве которого может выступать любое из крайних эго-состояний — как серди- Таблица 6. Формы организации общения в зависимости от обращения к различным эго-состояниям
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|