Перцептивная сторона общения
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Перцепция — процесс восприятия нами партнеров в процессе общения, на основе которого формируется отношение к ним. Известные факторы перцепции, такие как собственное превосходство, привлекательность для нас и отношение к нам, соотносятся с такими универсальными механизмами психотерапевтического воздействия, как сравнение, аттракция и проекция, и могут быть диагностированы по их проявлениям в речи (табл. 7). От их баланса, особенно соотношения факторов «превосходство» и «отношение к нам», зависит выбор собеседником ролевого состояния «родителя» или «ребенка». Фактор привлекательности — основной для делового общения, так как именно с ним связан утилитарный подход, ответ на вопросы: «Зачем мне нужен этот человек? Как я могу использовать общение с ним?» Оппонент может выступать при этом как в роли покупателя, так и делового партнера. Обсуждая технику активного слушания, мы уже упоминали о безусловном положительном отношении к клиенту. Эта перцептивная установка исключительно важна для успешного делового общения. Иными словами, в отношении любого потенциального клиента фактор привлекательности приобретает позитивное значение автоматически, выражаясь компьютерным языком — по умолчанию. Таблица 7. Факторы перцепции, их отражение в речи и связь с образом «Я»
Факторы перцепции и их психологические механизмы таковы: - рефлексия (когнитивный, направленный на себя механизм); - интерпретация (когнитивный, направленный на окружающих механизм); - эмпатия (эмоциональный механизм); - идентификация (поведенческий — связан с подражанием — механизм). При кодировании описанных факторов в виде бинарных альтернатив (позитивный или негативный выбор), в зависимости от их сочетания, возможно 8 позиций в общении, занимаемых относительно собеседника. В зависимости от значения фактора превосходства эти позиции могут быть ведущими или подчиненными (табл. 8). Причем факторы превосходства и привлекательности (для нас) срабатывают во многом автоматически, инстинктивно (можно сослаться на опыты зоопсихологов, изучавших поведение животных, в котором отчетливо прослеживается проявление подобных факторов). Фактор же «отношения к нам» работает на уровне сознательном; отсюда между перечисленными факторами возможны несоответствия, а следовательно — проблемы в общении вследствие несовпадения перцептивных позиций собеседников. Перцептивные позиции, связанные с фактором превосходства, находятся в тесном контакте с базовыми позициями личности в психотерапевтической модели Э. Берна. Как отмечают Ю. Н. Миртов и А. А. Крымов (Крымов А. А., 1995), при общении люди сообщают друг другу свое мнение о расположении себя относительно другого на шкале самоуважения. Соответственно общение может Таблица 8. Перцептивные позиции
протекать со стороны коммуникатора в разных вариантах: очевидно, что в деловом общении (будь то вариант «продавец-покупатель» или партнеры за столом переговоров) коммуникатор должен придерживаться позиции — я весьма уважаю вас, равно как уважаю и себя. В конфликтных ситуациях для продавца возможен некоторый сдвиг в позицию — вас я уважаю больше, чем себя; в переговорной практике, но только как ответная реакция для противодействия психологическому давлению противоположной стороны, используется вариант — вас я уважаю меньше, чем себя. Вариант — вас я не уважаю, равно как и не уважаю себя, — практического применения не имеет
Рефлексия Рефлексия — это осознание (или логическое представление) человеком в процессе общения того, как он воспринимается партнером по общению. Иными словами, — взгляд на себя со стороны. В понятие рефлексии включается и интроспекция (самопознание) — мысли человека о самом себе, осознание им собственных психических процессов. На самооценку и взаимодействие с партнерами по общению влияют оценки, которые нам «выставляют» партнеры. Увидев себя в другом человеке, как в зеркале, поняв, как по принципу обратной связи нас воспринимает партнер, мы можем корректировать процесс общения. В психологии принято различать три составляющие рефлексии, или три компонента образа «Я» (К. Роджерс): «Я — реальное», «Я — идеальное» (происходящее из понятия идеала, по А. Адлеру) и «Я — социальное», которое результирует взаимодействие реального и идеального «Я», и также связано с самооценкой. В процессе общения вследствие интеракции к этому добавляется четвертая составляющая, или реальное впечатление собеседника. Тем самым рефлективная самооценка может быть разделена на четыре части (табл. 9) Таблица 9. Структура рефлективного образа «Я»
Таблица 10. Схемы самооценивания
Точно так же и социальное «Я», или представление собственного «Я» для окружающих, разделяется на две части: каким я хочу казаться и каким, по моему мнению, меня воспринимает собеседник. От соотношения (соответствия, конгруэнтности) этих составляющих рефлективного образа «Я» зависит предпочитаемая человеком позиция в общении, стиль его поведения, степень уверенности в себе (ассертивность). Чрезмерно большое расстояние между реальным и идеальным «Я», делающее последнее недостижимым, порождает заниженную самооценку (недовольство собой, комплекс неполноценности). Напротив, чрезмерное сближение (или даже слияние) реального и идеального «Я» приводит к неадекватно завышенной самооценке (нарциссизм). Негармоничное соотношение реальной и идеальной составляющих социального «Я» приводит в одном из крайних случаев к «закомплексованности» в общении, боязни публичных выступлений (социофобия), другая же крайность — эгоистичное, антисоциальное поведение. М.К.Лассен и Ч.Элиот приводят следующую расширенную схему рефлексии — самоосознания, самооценивания и самопозиционирования (см. табл. 10). Она удобна отделением адекватных схем самооценки, помогающих адаптивному поведению, от неадекватных схем (которые могут быть как негативными, так и позитивными) (Лассен М. К., Элиот У., 2002). Идентификация Под идентификацией в контексте общения понимается соотношение поведения собеседника с уже известным поведением из прежнего опыта (в отличие от психотерапии, где под идентификацией понимается самоидентификация, или отождествление себя с окружающими). Это механизм, необходимый нам для понимания поведения других людей. Интерпретация поведения окружающих осуществляется на основе идентификации как: - знание на основе предшествующего личного опыта (аналогия); - приписывание объяснения (атрибуция) в случае отсутствия аналогичного опыта — это конструирование объяснения или рационализация с точки зрения психологической защиты. При этом приписывание контроля поведения человека, своего рода психологическое делегирование ответственности (каузальная атрибуция, по Г. Келли) отдается: ему самому (личностная атрибуция); другим людям (объектная атрибуция); внешним обстоятельствам (обстоятельственная атрибуция).
Этот важный психологический механизм приписывания ответственности срабатывает и тогда, когда покупатель приписывает ответственность за качество товара продавцу. И тогда, когда продавец приписывает ее не зависящим от него обстоятельствам. И тогда, когда пациент обращается за чудодейственным исцелением к экстрасенсу, возлагая на него последнюю надежду (персонализация). А тот переадресует ответственность высшим силам, опираясь на наивное, магическое мышление страждущего. Эффект персонализации в рекламе проявляется, в частности, как эффект «первого лица», хозяина фирмы-производителя, с которым ассоциируется качество производимого товара. В качестве примера приведем текст рекламного ролика (в кадре крупным планом — сам пивовар): «За качество Я отвечаю». В психологии менеджмента приписывание ответственности представляет собой постоянный источник конфликтов руководителя и подчиненных. В самом деле, с точки зрения подчиненных, являющихся рядовыми исполнителями, т. е. непосредственными участниками некой проблемной ситуации, ответственность в случае неблагоприятного ее исхода приписывается обстоятельствам. Для руководителя же, наблюдающего за ситуацией со стороны, представляется оправданным приписать ответственность лично действующим лицам, т. е. подчиненным. На восприятие человека влияет также прошлый опыт общения, психологические механизмы переноса: -установка — перенос на личность человека при первом общении с ним «заочной» информации; -эффект ореола, или первого впечатления, которое является наиболее сильным. Именно оно ассоциируется с образом данного человека и вспоминается впоследствии, оказывая влияние на восприятие этого человека при повторном общении (например, эффект «розовых очков»). Отсюда вытекает такая важнейшая рекомендация для профессиональных коммуникаторов-коммерсантов, как правило первого контакта, в формулировке С.Адамса: «У вас есть только один шанс, чтобы оставить о себе хорошее впечатление». Первое впечатление складывается из суммы внешнего восприятия и внутреннего содержания прямо по пословице: «Встречают по одежке, а провожают по уму»; -эффект стереотипизации: при длительном общении с хорошо знакомым человеком формируется стереотип — мы воспринимаем его не таким, какой он есть в данный момент, а таким, каким мы его привыкли видеть. Вывод для коммуникаторов: в начале встречи с постоянным клиентом ведите себя стереотипно, согласно его ожиданиям; -эффект новизны: на фоне стереотипизации бросаются в глаза явные, непредсказуемые изменения, — и только они. Остальное пропускается мимо ушей. 3.3.3. Эмпатия Понятие эмпатии в психологии было внесено Э.Титченером. Это не что иное, как процесс «вчувствования» в собеседника, сопереживания и эмоционального резонанса. Эмпатия является исключительно важной для установления психологического контакта, доверительных отношений, взаимопонимания. Эмоциональная связь партнеров по общению является исключительно важным невербальным каналом передачи информации, показывающим важность словесных сообщений, их правдивость. Психофизиологически в основе эмпатии лежит отражение, «отзеркаливание» телесных ощущений, вызванных (индуцированных) эмоциями. Как считает Т. Купер, общение — это процесс восприятия и воздействия на другого человека через множество едва различимых биологических сигналов, оттенков и нюансов, которые формируют наш телесный опыт. Этот процесс постоянного резонанса с другими людьми является организующим фактором, влияющим на качество и природу наших социальных контактов, хотя для многих людей он остается неосознанным. Тем самым телесный опыт (или индуцированные, «наведенные» в процессе общения телесные ощущения) рассматривается как основа эмпатии, как механизм бессловесного, доразумного общения и единения (Дольник В. Р., 2003). Отсюда важнейший принцип эффективного делового общения — помимо логики изложения информации использовать для убеждения собеседника механизм эмпатии. Найти общий язык с клиентом на уровне эмоций, уровне ощущений, как гласит реклама мобильных телефонов Nokia, «контакт на уровне чувств». В живом общении с клиентом эмпатия представляется не только как отражение его эмоций продавцом, но и как обратное воздействие, как управление собственным эмоциональным состоянием, перевод его из негатива в позитив. Это управляемые переживания (Ребрик С, 2003) — необходимость излучать оптимизм, уверенность и благожелательность. Для этого нужна эмпатическая саморегуляция, или саморегуляция в телесном смысле, — умение сознательно воспроизводить связанные с эмоциями телесные ощущения. Создавать те эмоции, которые сближают. В некотором смысле нужно «полюбить» покупателя (хотя и временно) как близкого, почти как родного человека. Настроить себя правильным образом, чтобы сформировать безусловное положительное отношение к клиенту (по К. Роджерсу). Сошлемся на мнение Н. Б. Энкельманна, который, обсуждая рецепт убеждающего воздействия продавца на покупателя, пишет: «Люди открываются для внушения только тогда, когда оно исходит из чувства всеобщей человеческой любви» (Энкельманн Н. Б., 2003). Важно, чтобы в этом профессиональном сочувствии не было ни одной капли неискренности или фальши, иначе эффект окажется прямо противоположным желаемому. Рецепт подобной кли-ент-центрированной эмпатии, подсказанный психотерапевтическим подходом (метод Ретри), парадоксален. Это воображаемый возврат в детство. Иными словами, нужно мысленно посмотреть на клиента, на зрелого человека, как на ребенка. И относиться к нему соответственно. Для неуверенных, не определившихся с покупкой клиентов это отношение родительски-воспи-тующее, принимающее часть делегированной клиентом ответственности за выбор решения (функция продавца как лидера). Для требовательных, дотошных покупателей — отношение родительски-авторитетное (функция продавца как консультанта, эксперта). Для конфликтных, недовольных — отношение родительски-сочувствующее и утешающее. В этом заключен одновременно и рецепт убеждения, и рецепт снятия напряженности, сглаживания конфликтов с клиентами. Еще одна задача управляемой эмпатии — эмоциональное заражение клиента, усиливающее его желание приобрести товар. Вспомним поэтическую фразу: «В груди горит огонь желаний». Задача коммуникатора с точки зрения телесной эмпатии — возбудить этот огонь, создать соответствующее телесное ощущение. Именно телесный опыт является основой подобной саморегуляции в процессе общения. Это происходит тогда, когда эмпатия становится осознанной, когда человек целенаправленно тренирует навык наблюдения за телесными ощущениями и управления собственным эмоциональным состоянием через ощущения. Опора на определенные телесные ощущения, помогающие буквально держать себя в руках (рассматриваемые как внутренние ресурсы, отработанные в процессе работы над собой), становится фоновой деятельностью, совмещаемой с ведением диалога. Но этим дело не ограничивается: телесный психологический «инструмент» осознанной эмпатии помогает как контролировать собственные эмоции, так и лучше чувствовать собеседника и устанавливать с ним доверительный контакт. В то же время эмпатия является, образно говоря, обоюдоострым оружием. Помимо установления доверительного психологи ческого контакта (раппорта) с собеседником и эффективного воздействия на последнего эмпатия может создавать проблемы для самого коммуникатора. Оборотной стороной медали является эмоциональный рикошет, или обостренное переживание, направленных на коммуникатора негативных эмоций собеседника. Частое повторение подобных реакций приводит к профессиональному заболеванию коммуникатора — так называемому эмоциональному выгоранию. Способом же защиты от этих проблем служит эмоциональная компетентность, или техника безопасности для обращения с собственными эмоциями с помощью процедур антистрессовой психологической саморегуляции (подробнее см. в главе, посвященной стрессам). Подытожим составляющие эффективного общения коммерсанта, его профессиональной коммуникативной компетентности с точки зрения психотерапевтического подхода: - доведенное до автоматизма умение словесно и невербально «подстраиваться» под собеседника; - способность тонко чувствовать эмоции собеседника, «отражать» их (телесная эмпатия); - осознанность эмпатии, умение использовать ее как рабочий инструмент; - «распараллеленность» внимания, наблюдение за телесными ощущениями параллельно разговору. Для совмещения этих двух видов деятельности текст должен быть отработан: по выражению успешного коммуникатора — в определенные моменты необходимо включать стандартные заготовки текста. Наработку этих заготовок нельзя пускать на самотек. Для этого предназначены соответстующие тренинги персонала (тренинги продаж).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|