Общее устройство трансмиссии трактора и автомобиля. Сцепление
МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ Цель занятия. Изучение составных частей шасси. Изучение принципа работы сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, карданной передачи. Приобретение знаний и умений оценивать основные показатели и назначение сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, карданной передачи по их технической характеристике и общему устройству. Материалы и оборудование. Плакаты и макеты по устройству тракторов, их узлов и деталей. Натуральные образцы тракторов МТЗ-82, ДТ-75М, их узлы и детали. Содержание работы 1. Назначение, принцип работы и классификация муфт сцепления. 2. Ведущие части муфты сцепления. 3. Ведомые части муфты сцепления. 4. Привод управления сцеплением. 5. Неисправности, техническое обслуживание и регулировки.
Порядок выполнения работы
1. Назначение, принцип работы и классификация муфт сцепления. Шасси трактора включает в себя трансмиссию, ходовую часть и механизм управления. Трансмиссия состоит из агрегатов (рисунок 1), передающих вращающий момент от двигателя ведущим колесам и изменяющих этот момент и частоту их вращения как по величине, гак и по направлению. В трансмиссию входят сцепление I, коробка передач 2 и ведущий (задний) мост. Для передачи вращения и вращающего момента между агрегатами используют промежуточное соединение 10 или карданную передачу 8. Задний мост колесноготрактора включает в себя, главную передачу.5, дифференциал 4 и конечные передачи 5. У колесного трактора со всеми ведущими колесами 6 дополнительно имеются передний ведущий мост со своей главной передачей 3 и дифференциалом 4.
1 - сцепление; 2 - коробка передач;3, 5, 8 - соответственно главная, конечная и карданная передачи;4 - дифференциал; 6 - ведущее колесо (звездочка); 7 - раздаточная коробка; 9 - гусеница; 10 - промежуточное соединение; 12 - механизм поворота
Рисунок 1 - Схемы составных частей трансмиссии колесного (а)и гусеничного (б) тракторов
В заднем мосту гусеничного трактора, кроме главной и конечных передач, установлены механизмы поворота 1 I. Для смазывания вращающихся деталей коробки передач (без гидравлического управления), как и других деталей трансмиссии, применяют масло трансмиссионное ТМ-3-18, ТАп-15в или ТСп-15к (ГОСТ 23652). Для коробок передач с гидроуправлением используют моторное масло.
2. Схема работы и устройство сцепления. Сцепление служит для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и плавного их соединения при трогании трактора с места. На тракторах применяется фрикционное сцепление. Его работа основана на использовании сил трения. Трущимися поверхностями служат диски, изготовленные из материала с высоким коэффициентом трения. В зависимости от передаваемого крутящего момента необходимо применять разное число трущихся элементов, поэтому сцепление может быть одно- или двухдисковым. Ведущий (нажимной) диск 1 (рисунок 2) соединен с маховиком 4, а ведомый 3 установлен на валу 8 сцепления. Маховик выполняет одновременно функцию ведущего диска. 1,3- ведущий и ведомый; диски; 2 - пружина; 4 - маховик; 5 - отжимной рычажок; 6 – выжимной подшипник; 7 - педаль; 8 - вал сцепления; 9 – кожух Рисунок 2 - Принципиальная схема сцепления
Между нажимным диском 1 и кожухом 9 по окружности размещены пружины 2, зажимающие ведомый диск между нажимным диском и маховиком. Под действием возникающей между ними силы трения крутящий момент передается от двигателя на кал сцепления. Сцеплением управляет механизм выключения. Выжимной подшипник 6 перемещается с помощью вилки и тяги от педали 7. Подшипник нажимает на внутренние концы рычажков 5. их наружные концы отводят нажимной диск от ведомого, и сцепление выключается. Когда педаль отпускают, нажимной диск под действием пружин 2 прижимает ведомый диск к маховику сцепление включается. Плавность включения обеспечивается за счет начального проскальзывания дисков до момента полного прижатия одного к другому.
Сцепление описанного типа называют сухим, постоянно замкнутым. Одподисковое сцепление состоит из ведущих и ведомых частей и механизма выключения. В ведущую часть сцепления входят маховик 1 (рисунок 3) двигателя и нажимной диск 10, в ведомую ведомый диск 8 и вал 15. 1 - маховик; 2 - пружина; 3 - шланг масленки; 4 - ступица ведомого диска; 5 - демпферная пружина; 6 - отжимной рычажок; 7 - опорный диск (кожух); 8, 10- ведомый и нажимной (ведущий) диски; 9 - палец (болт); 11 - регулировочный винт; 12 - выжимной подшипник (отводка); 13 — ведущий вал привода ВОМ; 14 - вилка тормозка; 15 - вал трансмиссии; 16 - рычаг включения понижающего редуктора; 1 7 - зубчатая муфта; 18 - вал привода ВОМ; 19 - ведущая шестерня понижающего редуктора; 20, 21 - ведущий и скользящий диски тормозка; 22 - вилка включения ВОМ; 23 - соединительная муфта; 24, 25 - шестерни привода ВОМ второй и первой ступеней; 26 - вилка выключения сцепления Рисунок 3 - Однодисковое сцепление трактора МТЗ-80
Нажимной диск гремя выступами входи 1 в пазы опорною диска (кожуха) I, закрепленного на маховике болтами 9. На выступах нажимного диска осями крепятся отжимные рычажки 6. Между опорным и нажимным дисками установлены в стаканах двенадцать пружин 2, которые через ведущий диск прижимают ведомый диск к маховику. Ведомый диск состоит из ступицы 4, стального диска, двух приклепанных к нему фрикционных накладок и демпферных пружин, гасящих крутильные колебания. Ведомый диск демпферными пружинами соединен со ступицей 4, внутри которой нарезаны шлицы. Ступица надевается на шлицы вала 15 трансмиссии и вращается вместе с ним. Вращение ведомому диску передается под действием силы трения между маховиком и нажимным диском. При выключении сцепления ведомый диск с валом останавливается. Для быстрой остановки вала сцепление снабжено тормозном, который уменьшает торцевое изнашивание зубьев шестерен коробки передач при их переключении. Ведущий диск 20 тормозка с приклеенной фрикционной накладкой жестко установлен на валу трансмиссии. Скользящий диск 21 тормозка размещен на шлицах неподвижного кронштейна. Управление тормозком сблокировано с управлением сцепления. При его выключении скользящий диск тормозка под действием вилки 14 прижимается к ведущему диску и затормаживает вал.
В шлицах ступицы опорного диска 7 установлен трубчатый ведущий вал 13 независимого привода ВОМ. Он выполнен совместно с двумя шестернями, поэтому на тракторе две скорости ВОМ. Механизм привода ВОМ расположен в нижней части корпуса сцепления. Двухдисковое сцепление (рисунок 4) в отличие от однодиско-вого имеет два ведомых (2 и 4) и два ведущих диска 3. Сцепление, показанное на рисунке 4, двухпоточное (комби ипрованное). Оно передает крутящий момент от коленчатою вала двигателя одновременно ведущему валу коробки передач и ВОМ. Последний включается и выключается независимо от положения главного сцепления. Двухпоточное сцепление представляет собой сочетание двух однодисковых сцеплений, на каждом из которых размещены ведомые и ведущие диски. 1 - ведомый вал; 2, 4 - ведомые диски; 3 - ведущие нажимные диски; 5 - отжимной рычажок; 6 - педаль сцепления трансмиссии; 7 - педаль сцепления ВОМ; 8 - шестерня привода ВОМ; 9 - выжимные подшипники сцепления трансмиссии и ВОМ; 11 - пружина; 12 – маховик Рисунок 4 - Схема двухдискового сцепления трактора ЛТЗ-55
Оба сцепления имеют отдельные валы (один расположен внутри другого) и независимо действующие механизмы выключения. Механизм выключения. Механизм выключения сцепления изучаемых тракторов оснащен механическим приводом. Его основные элементы - педаль, выжимной подшипник, вилки выключения сцепления и включения тормозка, рычаги вилок и тяг. При нажатии на педаль 1 (рисунок 5) выжимной подшипник 6 с помощью тяги 11, рычага 10 и вилки перемещается вперед, давит на внутренние концы отжимных рычажков 5, которые наружными концами отводят нажимной диск 3 от маховика, освобождая ведомый диск 2, и сцепление выключается. Движение от рычага 10 передается через тягу 9 на рычаг 7 тормозка, который прижимает диски 8 один к другому, и вал трансмиссии останавливается.
Для включения сцепления педаль отпускают, отжимные рычажки с выжимным подшипником отходят назад, а нажимной диск под действием пружин прижимает ведомый диск к маховику. При включенном сцеплении между выжимным подшипником и отжимными рычажками должен быть зазор, который соответствует свободному ходу педали 40...45 мм. При задействовании педали сцепления ее перемещение должно быть плавным. Для снижения усилия, прикладываемого трактористом к педали, механизмы выключения многих тракторов снабжены усилителями. В качестве усилителя рассматриваемого сцепления применен механический сервоусилитель. Он состоит из пружины и кронштейна с упорным болтом 12. В начале хода педали сцепления пружина сжимается, а затем, разжимаясь, полностью отключает сцепление.Механизм выключения сцепления трактора ЛТЗ-55 также механический. В отличие от механизма сцепления трактора МТ1-80 в него входит еще педаль сцепления 7 (см. рисунок 4) для включения ВОМ.
1- педаль; 2 - ведомый диск; 3 ведущий (нажимной) диск; 4 - регулировочный винт; 5 - отжимной рычажок; 6 - выжимной подшипник; 7 - рычаг тормозка; 8 - диски тормозка; 9 - тяга тормозка; 10 -- рычаг сцепления; II - тяга сцепления; 12 упорный болт пружины Рисунок 5 - Схема механизма выключения сцепления трактора МТЗ-80
Техническое обслуживание Работоспособное состояние сцепления зависит от надежности и плавности соединения ведущей и ведомой частей при включении и полноты разьединения при выключении. Следует правильно пользоваться сцеплением. Выключать его нужно быстро, а включать плавно и без задержки в полувыключенном положении. При ТО-2 проверяют работу сцепления и при необходимости регулируют. Во время эксплуатации трактора накладки ведомых дисков изнашиваются. В связи с этим нарушается начальная регулировка сцепления. Это можно обнаружить по уменьшению свободного хода педали. Ему соответствует определенный зазор между отжимными рычажками и выжимным подшипником. Необходимый зазор (свободный ход педали) устанавливают изменением длины тяги 11 (см. рисунок 5) сцепления. Перед регулировкой сцепления предварительно снимают тягу 9 тормозка и освобождают педаль I от воздействия пружины сервоусилителя, ввернув в кронштейн до упора болт 12. Отрегулировав сцепление, регулируют тормозок изменением длины тяги 9 тормозка. При правильной регулировке тормозок должен срабатывать после полного выключения сцепления. Для этого педаль сцепления выжимают до конца, рычагом 7 сводят вплотную диски тормозка и устанавливают на место тягу 9 тормозка, отрегулировав ее длину.
При неодинаковом зазоре между всеми рычажками и выжимным подшипником могут возникнуть перекос нажимного диска и ненормальная работа сцепления (неполное выключение или включение рывками). Равномерность зазора регулируют отвертыванием или ввертыванием регулировочных винтов 4 при отпущенных контргайках. При сборке сцепления регулировочными винтами устанавливают определенное расстояние между отжимными рычажками 5 и ступицей кожуха сцепления.
Контрольные вопросы
Практическое занятие № 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|