Ведущие мосты и промежуточные передачи
Цель занятия. Ознакомиться с устройством ведущих мостов колесных и гусеничных тракторов. Изучить принцип работы ведущих мостов колесных и гусеничных тракторов. Научиться и уметь оценивать основные показатели и таи. назначение ведущих мостов по их технической характеристике и общему устройству. Материалы и оборудование. Плакаты и макеты по устройству тракторов, их узлов и деталей. Натуральные образцы тракторов МТЗ-82, ДТ-75М, их узлы и детали. Содержание работы 1. Конструкция и работа карданной передачи. 2. Конструкция и работа промежуточных соединений. 3. Конструкция и работа главных передач. 4. Конструкция и работа дифференциалов. Блокировка дифференциалов. 5. Конструкция и работа конечных передач. 6. Неисправности, техническое обслуживание и регулировки ведущих мостов.
Порядок выполнения работы
1. Конструкция и работа карданной передачи. Задний ведущий мост колесного трактора. Ведущим называют мост, механизмы которого передают крутящий момент от КП колесам. Он включает в себя корпус (картер), главную передачу, дифференциал и полуоси. Главная передача - это механизм трансмиссии, увеличивающий крутящий момент после КП. У трактора МТЗ-80 крутящий момент передается под прямым утлом. Ведущая коническая шестерня б (рисунок 12, а, б) выполнена как единое целое с валом или является съемной. Ведомая шестерня 5 изготовлена в виде съемного венца, прикрепляемого болтами или заклепками к корпусу дифференциала. Для обеспечения бесшумной работы конические шестерни имеют спиральные зубья. Во время движения трактора коническая шестерня ведущего вала приводит во вращение ведомую коническую шестерню.
а - детали; б - схемы работы при прямолинейном движении и повороте; 1 - полуосевые шестерни; 2 - сателлит; 3 - крестовина; 4 - левая полуось; 5 - ведомая шестерня главной передачи; 6 - ведущая коническая шестерня; 7 - правая полуось; 8 - наружное ведущее колесо; Рисунок 1 – Дифференциал
Дифференциал распределяет подводимый к нему крутящий монет между полуосями 4 и 7 ведущих колес и способствует их вращению с различными скоростями. Он состоит из крестовины 3, малых конических шестерен-сателлитов 2 и полуосевых конических шестерен I. На цилиндрические пальцы крестовины свободно посажены сателлиты, которые вместе с крестовиной закреплены в корпусе (чашке) дифференциала и находятся в постоянном зацеплении с шестернями правой и левой полуосей. Когда трактор движется прямо по ровной сухой дороге, на оба ведущих колеса действуют одинаковые сопротивления качению и нагрузки. Ведомая шестерня 5 (рисунок 12, а) главной передачи вращает вокруг своей оси корпус дифференциала с крестовиной и сателлитами. Сателлиты, находясь в зацеплении с правой и левой полуосевыми шестернями, приводят их во вращение с одинаковой частотой. В этом случае сателлиты вокруг собственной оси не врашаются. Мри повороте (рисунок 1, б) колеса трактора проходят разную ляпну пути. Вращение внутреннего колеса замедляется, а наружного - ускоряется. Сателлиты, вращаясь вместе с корпусом, своими зубьями упираются в зубья полуосевой шестерни, замеддлившей вращение, и сообщают дополнительную скорость другой полуосевой шестерне. В результате этого наружное колесо 8, проходя больший путь, вращается быстрее. Корпус 4 дифференциала (рисунок 2) выполнен разъемным, к нему прикреплен венец ведомой шестерни 5. Корпус вращается в двух конических роликовых подшипниках. Полуосевые шестерни 19 шлицевыми отверстиями насажены на шлицы хвостовиков ведущих шестерен 6 конечной передачи.
Конечные передачи расположены по обеим сторонам заднего моста. Каждая конечная передача состоит из пары цилиндрических шестерен с прямыми зубьями. Ведущая шестерня вращается и роликовых цилиндрических подшипниках. Ведомая шестерня к несколько раз больше, чем ведущая. Ступица ведомой шестерни имеет шлицевое отверстие, которым она установлена на внутренний шлицевый конец полуоси 9. Масляная ванна корпуса заднего моста общая с К11 и задним отсеком корпуса сцепления. Механизмы заднего моста смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в его корпусе. Масло заливают через отверстие в крышке корпуса до уровня контрольного отверстия, расположенного на правой стенке корпуса КП. 1,5- ведущая и ведомая шестерни главной передачи; 2 - сателлит; 3,18- регулировочные прокладки; 4 — корпус дифференциала; 6, 7 - ведущая и ведомая шестерни конечной передачи; 8 - рукав полуоси; 9 - полуось ведущего колеса; 10 - корпус муфты блокировки дифференциала; 11 - ведущие диски с фрикционными накладками; 12 - штуцер для маслопровода; 13 - диафрагма; 14 - блокировочный вал с диском; 15 - нажимной диск; 16 - левый тормоз; 17 - стакан подшипника; 19 - левая полуосевая шестерня; 20 - крестовина дифференциала; 2 I - корпус заднего моста; 22 - корпус КП; Рисунок 2 - Задний мост трактора МТЗ-80
Механизм блокировки дифференциала необходим для устранения буксования одного из ведущих задних колес. Дифференциал иногда может ухудшить тяговые качества трактора. Например, если сцепление с почвой одного из колес недостаточно, оно бук-сует, а другое стоит на месте. Для выключения дифференциала достаточно жестко соединить одну из полуосевых шестерен с корпусом дифференциала. На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 механизм блокировки дифференциала действует автоматически. Дифференциал заднего моста блокируется фрикционной муфтой с гидроприводом от гидроусилителя рулевого управления. Автоматическая блокировка дифференциала (АБД) состоит из исполнительного механизма, установленного в кожухе левого тормаза 16, и датчика (управляющего блокировкой), который на-ходится в гидроусилителе. Исполнительный механизм представляет собой фрикционную муфту. Ведущие (соединительные) 11 и ведомые диски муфты соединены соответственно со шлицами наружного конца хвостовика.юной шестерни 6 конечной передачи и пазами корпуса 10 муфты блокировки. С корпусом муфты жестко связан блокировочный вал 14, который проходит через отверстие ведущей шес-1срнм конечной передачи; шлицевым концом он соединен с крестовиной дифференциале.
При выключенной АБД диски муфты разжаты под действием пружин, и дифференциал работает как обычно. При включенной АБД и движении трактора в прямолинейном направлении масло от гидроусилителя рулевого управления подается в полость меж-ду крышкой и диафрагмой 13. Давление масла через нажимной диск передается на фрикционные диски муфты. За счет сил тре-ния сжатые между собой диски объединяют в одно целое левую ведущую шестерню 6 конечной передачи, связанную с ней левую понуосевую шестерню 19 дифференциала, блокировочный вал 14 и крестовину 20. В результате этого дифференциал блокируется, так как сателлиты не могут проворачиваться относительно левой полуосевой шестерни. На рисунке 14 показаны составные части трансмиссии трак-юра ЛТЗ-55А. 1 - муфта включения реверса; 2 - каретка пятой и шестой передач; 3 - каретка второй и третьей передач; 4 - ось промежуточной шестерни замедленной передачи; 5 - блок шестерен заднего хода и замедленной передачи; 6 - первичный вал КП; 7 - каретка четвертой передачи и передачи заднего хода; 8 - вторичный вал; 9 - каретка первой и замедленной передач; 10 - барабан тормоза правого ведущего колеса; 11 - полуось с фланцем крепления диска заднего колеса; 12 - муфта блокировки дифференциала; 13 - приводной шкив; 14 - хвостовик ВОМ; 15 - коническая шестерня синхронного привода ВОМ; 16 - шестерня привода переднего ведущего моста; 17 — шестерня независимого привода ВОМ; I 8 - вал главного сцепления; 19 - вал- раздаточной коробки привода переднего ведущего моста; 1 - раздаточная коробка привода переднего ведущего моста; II - коробка передач; III - главная передача; IV -дифференциал; V - конечная передача; VI - привод ВОМ и шкива; Рисунок 3 - Кинематическая схема трансмиссии трактора ЛТЗ-55А
Корпус раздаточной коробки 1 прикреплен к нижней стенке корпуса сцепления. На тракторах ЛТЗ-55 механизм блокировки дифференциала включают принудительно педалью. Специальная зубчатая муфта 12 жестко соединяет между собой полуоси привода ведущих колес. Задние мосты этих тракторов имеют общий корпус с КП, а конечные передачи заключены в отдельные корпуса 2 (рисунок 15. а). Между корпусами заднего моста и конечной передачи находится рукав 4 полуоси. Корпус конечной передачи зафиксирован относительно фланца рукава установочными штифтами и закреплен болтами. а - устройство; б - схема перестановки; 1 - вал ведущего колеса; 2 - корпус (картер); 3, 11 - ведущая и ведомая шестерни; 4 - рукав; 5 шкив тормоза; 6 - лента тормоза; 7 - тяга тормоза; 8 - полуось; 9 - регулировочная гайка тормоза; 10-рычаг-тормоза: 12-поддон Рисунок 4 - Конечная передача трактора ЛТЗ-55
Агротехнический просвет регулируют изменением положения конечной передачи и поворотом фланца осевой цапфы переднего колеса. В зависимости от положения корпуса конечной передачи образуется основной или увеличенный просвет. При основном просвете корпус конечной передачи повернут назад (рисунок 4, б), и его ось симметрии составляет с горизонтальной плоскостью угол, равный 7°. При увеличенном просвете корпус конечной передачи наклонен вниз под углом 36° к горизонтальной плоскости. Передний ведущий мост. Тракторы повышенной проходимости снабжены передним ведущим мостом. Трактор МТЗ-82, имеющий четыре ведущих колеса, изготовлен на базе трактора МТЗ-80. Так как все колеса трактора ведущие, для сцепления с почвой используют всю массу трактора. Следовательно, трактор МТЗ-82 обладает повышенными тягово-сцепными свойствами. Привод переднего моста состоит из раздаточной коробки 7 (рисунок 16) и карданного привода 6. 1 - коробка передач; 2 - конечная передача; 3 - дифференциал;4 - передний ведущий мост; 5 - главная передача; 6 - карданныйпривод; 7 - раздаточная коробка Рисунок 5 - Схема переднего ведущего моста с приводом
Карданный привод передает крутящий момент от раздаточной коробки к переднему ведущему мосту и включает в себя два одинаковых карданных вала (промежуточный и передний) и промежуточную опору. Передний ведущий мост состоит и:} главной передачи 5. дифференциала 3 и конечных передач. Главная передача представляет собой пару конических шестерен со спиральными зубьями. Ведущая шестерня 10 (рисунок 6), изготовленная как единое целое с валом, вращается на двух роликовых конических подшипниках, установленных в стакане. Стакан крепится к корпусу переднего моста. Между фланцем стакана и корпусом установлены прокладки I, регулирующие зацепление шестерен главной передачи.
1,3- регулировочные прокладки; 2,10- ведомая и ведущая шестерни главной передачи; 4 - корпус (коробка) дифференциала; 5 - фрикционные муфты; 6 - полуосевая шестерня; 7 - полуось; 8 - нажимная чашка; 9 - ось сателлитов; Рисунок 6 - Передний ведущий мост трактора МТЗ-82
Ведомая шестерня 2 внутренним зубчатым венцом надета на зубчатый поясок корпуса 4 дифференциала и через распорную втулку притянута специальной гайкой к уступу корпуса. Между ведомой шестерней и корпусом дифференциала установлены регулировочные прокладки, которые регулируют зацепление конических шестерен главной передачи. Дифференциал конический самоблокирующийся с плавающей крестовиной, Разъемный корпус 4 дифференциала представляет собой коробку, вращающуюся на двух роликовых конических подшипниках, установленных в корпусе и крышке переднего моста. Внутри коробки имеются четыре сателлита, размещенные попарно на двух осях, расположенных под прямым углом. При включении переднего моста оси могут смещаться в противоположные стороны, гак как они не закреплены в коробке. Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с двумя полуосевыми шестернями 6. Между полуосевыми шестернями и коробкой дифференциала установлены нажимные чашки, соединенные шлицами с полуосевыми шестернями. В пространстве между чашками и коробкой предусмотрены фрикционные блокирующие муфты 5, состоящие из стальных дисков. Ведущие диски заходят выступами в шлицы коробки, а ведомые с помощью пазов располагаются на шлицах полуосевых шестерен. При передаче крутящего момента от коробки полуосевыми шестернями сателлиты начинают вращаться на осях. При этом оси сдвигаются в пазах корпусов дифференциала, и усилие, передаваемое цилиндрическими поверхностями сателлитов через чашку на фрикционные диски, увеличивается для отстающей полуоси и уменьшается для обгоняющей. Вследствие этого исключается раздельное буксование колес. Чем выше сопротивление на колесах, тем сильнее сжимаются диски и больше степень блокирования. Если трактор движется без буксования, то передний мост автоматически отключается и крутящий момент от двигателя не передается дифференциалу. Конечная передача представляет собой колесный редуктор, который служит для увеличения крутящего момента, передаваемого главной передачей передним ведущим колесам, и выполнения их поворота. Колесный редуктор состоит из двух пар конических шестерен: верхней 5 (рисунок 18) и нижней 12. Корпуса 6 верхних конических пар телескопически входят в рукава корпуса 8 ведущего моста, что важно для изменения колеи передних колес. Бесступенчатую регулировку колеи передних колес проводят с помощью червячного механизма 7. Ведущая шестерня нижней конической пары вращается на двух шариковых подшипниках. За счет подвижного соединения ведущей шестерни с вертикальным калом можно подрессоривать передний мост. а - устройство; б - схема; 1 - крышка корпуса; 2 - регулировочные прокладки; 3 - ведомый вал; 4 -диск колеса; 5, 12 - верхняя и нижняя пары конических шестерен; 6 - выдвижной корпус; 7 - червячный механизм; 8 корпус ведущего моста; 9 — опора пружины; 10 — пружинная рессора; 11 — корпус редуктора; Рисунок 7 - Колесный редуктор переднего ведущего моста трактора МТЗ-82 Ведомая шестерня нижней конической нары расположена на шлицевом конце ведомого вала 3. к фланцу которого прикреплен диск 4 колеса. Ведомый вал вращается на двух роликовых конических подшипниках. Их зазор регулируют прокладками 2, устанавливаемыми под фланец стакана подшипников. Для смазывания трущихся деталей применяют трансмиссионное масло, заливаемое в корпуса переднего моста, верхней конической пары и колесного редуктора. Для предотвращения вытекания масла из корпусов служат самоподжимные сальники и резиновые кольца. Ведущий мост гусеничного трактора. У гусеничного трактора ведущий мост обычно называют задним. Он состоит из главной передачи: планетарных механизмов и конечных передач. Механизмы заднего моста (рисунок 19) размещены в корпусе, разделенном перегородками на три отсека. В средней части расположены главная передача и редукторы планетарных механизмов поворота, в двух других - остановочные тормоза и тормоза солнечных шестерен. Конечные передачи выполнены в отдельных корпусах. 1 - солнечные шестерни; 2 - стакан подшипника; 3 - регулировочные прокладки; 4 - ведомая шестерня главной передачи; 5 - коронная шестерня; 6 - шкив тормоза; 7 - крышка; 8 - корпус; 9 - шкив остановочного тормоза; 10 - ведущая шестерня конечной передачи; 11 - полуось (вал); 12 - уплотнительное устройство; 13 - маслоуспокоитель; 14 - пробка сливного отверстия Рисунок 8 - Задний мост гусеничных тракторов ДТ-75МЛ и ДТ-75Д (правая часть)
Главная передача включает в себя пару конических шестерен. Ведущая (малая) шестерня изготовлена заодно с вторичным валом КП. Ведомая (большая) шестерня 4 (см. рисунок 8) выполнена в виде венца и привернута болтами к фланцу коронной шестерни 5. Последняя представляет собой барабан с нарезными зубьями внутри. Между ведомой шестерней и фланцем коронной шестерни установлены стальные прокладки 3, которыми регулируют зазор между зубьями конических шестерен. Для удобства снятия и установки прокладки выполнены в виде полуколец с открытыми внутри пазами под крепежные болты. Коронная шестерня 5 опирается на два шариковых подшипника, запрессованных наружными обоймами в расточки этой шестерни. Внутренние обоймы подшипников установлены на стаканах 2. Их фланцы прикреплены к перегородкам болтами. Планетарный механизм поворота состоит из планетарного редуктора и двух тормозов: остановочного и тормоза солнечной шестерни. С помощью планетарного механизма можно замедлить или прекратить передачу вращения к одной из гусениц, и трактор будет поворачиваться. Редуктор смонтирован внутри коронной шестерни. Он включает в себя подвижный корпус - водило I 7 (рисунок 20, а), три сателлита 15 и солнечную шестерню 16. Водило представляет собой стальную отливку из двух фланцев треугольной формы, соединенных литыми перемычками. К центру водила прилита ступица с внутренними шлицами. В шлицы ступицы входит шлицевый конец полуоси 14. Другой ее конец входит во внутренние шлицы ведущей шестерни 1 конечной передачи. На наружный шлицевый хвостовик ведущей шестерни, выходящий в отсек тормозных устройств заднего моста, установлен шкив постановочного тормоза. Сателлиты свободно вращаются на игольчатых подшипниках. Их зубья находятся в постоянном зацеплении с коронной и солнечной шестернями. Шестерня 16 представляет собой стакан, на одном конце которого нарезаны зубья, а на другом имеется фланец с резьбовыми отверстиями. К фланцу привернут шкив 12 тормоза солнечной шестерни. Все шкивы охватываются тормозными лептами, которые состоят из двух половин, соединенных шарниром. При такой конструкции лент их можно заменить без снятия тормозных шкивов. а - устройство; б - схема; в, г- взаимодействие шестерен при прямолинейном движении и повороте трактора, 1,19- ведущие шестерни конечной и главной передач; 2 - регулировочные гайки; 3 - пальцы; 4 - тормозная лента остановочного тормоза; 5 - рычаг остановочного тормоза; 6 - шкив остановочного тормоза; 7 - рычаги тормоза солнечной шестерни; 8, 10 -тяги управления остановочным тормозом и тормозом солнечной шестерни; 9 - шток-указатель регулировки тормоза солнечной шестерни, 11, 22 - пружины; 12 - шкив тормоза солнечной шестерни;13 - тормозная лента солнечной шестерни; 14 - полуось (вал): 15 - сателлит: 16 - солнечная шестерня: 17 - водило; 18 - коронная шестерня: 20 - регулировочные винты; 21 - корпус заднего моста Рисунок 9 - Планетарный механизм поворота тракторов ДТ-75Д и ДТ-75МЛ
Планетарные механизмы работают следующим образом (рисунок 20, б). При движении трактора по прямой шкивы солнечных шестерен полностью заторможены лентами, а шкивы полуосей находятся в свободном состоянии. Вращение от главной передачи передается коронной шестерне 18, которая приводит в движение сателлиты 15. Вращаясь вокруг осей, они одновременно обкатываются вокруг солнечных шестерен 16 (рисунок 20, в), увлекая во вращательное движение водила и связанные с ними полуоси 14, а также ведущие колеса (звездочки) трактора. Частота вращения коронной шестерни уменьшается в 1,4 раза, и соответственно увеличивается вращающий момент. Для плавного поворота трактора водитель должен потянуть на себя рычаг тормоза солнечной шестерни с той стороны, в которую совершается поворот. Стяжная пружина тормозной ленты сжимается. Лента отходит от шкива, солнечная шестерня растормаживается и свободно вращается сателлитами (рисунок 20, г). Соответствующая гусеница отключается от передачи крутящего момента, и ее движение замедляется из-за сопротивления качению. Трактор плавно поворачивается в сторону отстающей гусеницы. При крутом повороте трактора после отведения на себя рычага управления дополнительно нажимают на педаль, затормаживая шкив 6 остановочного тормоза с той стороны, в которую совершается поворот. В этом случае движение гусеницы прекращается, и трактор круто поворачивается в сторону остановленной гусеницы. Все тормозные ленты стальные. К внутренней поверхности тормозных лент солнечных шестерен приклепаны фрикционные накладки, а на ленты остановочных тормозов монтируют комплект колодок из твердого фрикционного материала. Каждая лента в свободном состоянии должна иметь форму окружности. Между шкивами и лентами в свободном состоянии зазор 1.5...1,8 мм. Для его равномерного распределения служа! оттяжные пружины 22 (см. рисунок 20, а), а также регулировочные винты 20, ввернутые в резьбовые отверстия корпуса заднего моста. На верхних концах тормозных лент закреплены регулировочные винты, на концах которых навернуты регулировочные гайки 2. К другим концам лент приклепаны петли из полосовой стали. В петлях имеются прорези. В них входят серый, соединяющие оси петель с пальцами 3 кронштейнов. Пальцы через серьги соединены с рычагами 5 или 7 тормозов. Рычаг 5 остановочного тормоза тягой 8 связан с тормозной педалью, а рычаг 7 тормоза солнечной шестерни - с рычагом управления. В одно из плеч рычага 7 упирается стяжная пружина 11. Она стремится повернуть рычаги тормоза солнечной шестерни назад против хода часовой стрелки (если смотреть справа). Усилие пружины передается через двуплечий рычаг и серьги на тормозную ленту, которая плотно и с большой силой прижимается к шкиву 12. Шестерни планетарных механизмов и главной передачи смазывают маслом, заливаемым в центральный отсек заднего моста до верхней метки на стержне, закрепленном в пробке заливной горловины. Чтобы предотвратить протекание масла в отсеке тормозов, в ступицах солнечных шестерен установлены уплотнительные устройства. Масло, проникшее в отсек тормозов через уплотнение, удаляют через закрываемые пробками резьбовые отверстия в нижней части корпуса. Механизм управления гусеничным трактором включает в себя рычаги, педали и тяги, с помощью которых управляют трактором из кабины (см. приложение). На рисунке 21 показаны рычаги и педали управления левыми и правыми тормозами. Рычаг 1 через тягу 5 воздействует на ленту тормоза солнечной шестерни, а педаль 2 через тягу 4 - па ленту остановочного тормоза. Перед торможением оба пальца 6 тормозной ленты находятся посредине вырезов кронштейна 8 и рычаг 9 не имеет определенного центра поворота. В начале поворота рычаг 9 лишь стягивает концы ленты. Как только тормозная лента коснется шкива, она сдвинется вслед за шкивом и один из пальцев 6 прижмется к стенке выреза кронштейна. Далее рычаг 9 будет поворачиваться относительно этого пальца, затягивая ленту на шкиве. Если последний вращается в противоположном направлении, то рычаг 9 будет поворачиваться относительно другого пальца, тоже затягивая ленту. Такие шкивные тормоза, тормозящие всей лентой при любом направлении вращения шкива, называют тормозами с плавающими лентами. 1 - рычаг управления тормозом солнечной шестерни; 2,3 – педали управления остановочным тормозом и сцеплением; 4, 5 - тяги остановочного тормоза и тормоза солнечной шестерни; 6 - пальцы; 7. 10 - регулировочные гайки остановочного тормоза и тормоза солнечной шестерни; 8 - кронштейн; 9 - рычаг; 11 - тяга; 12 - проушина; 13 - контрольный шток; 14 – рычаги Рисунок 10 - Механизм управления трактором ДГ-75Д
Для удобства рычаги управления снабжены пластмассовыми рукоятками, а педали - упорными подушками. Рычаги управления и педали установлены в керамических втулках на осях, которые плотно входят в отверстия литых чугунных кронштейнов, закрепленных на раме трактора. Втулки рычагов педали смазывают через масленки, ввернутые в торцы осей. Конечные передачи передают вращение от полуосей заднего моста ведущим звездочкам гусеничных цепей. На тракторе установлены две конечные передачи, расположенные по обеим сторонам заднего моста. Каждая передача состоит из пары цилиндрических шестерен, заключенных в отдельный литой чугунный корпус 1 (рисунок 11). 1 - корпус; 2 - ведущая звездочка; 3 - вал ведущей звездочки;4 - уплотнение; 5, 9 - корпуса уплотнений; 6 - ведущая шестерня;7 - венец ведомой шестерни; 8 - накладка; 10 - полуось (вал) заднегомоста; 11 - опора; 12 - бугель; 13 - крышка корпуса Рисунок 11 - Конечная передача гусеничных тракторов ДТ-75Д и ДТ-75МЛ
Ведущая шестерня 6 вращается на двух роликовых подшипниках, установленных в расточках корпуса. Внутри ведущей шестерни находятся шлицы, в которые входит шлицевый конец полуоси 10 заднего моста. Венец 7 ведомой шестерни изготовлен из высококачественной стали и закреплен точно обработанными болтами на ступице, которая посажена на конические шлицы вала 3 ведущей звездочки. Вал звездочки установлен в расточках корпуса на шариковом и роликовом подшипниках. К фланцу вала шестью болтами прикреплена ведущая звездочка 2. Вытекание масла из конечной передачи предотвращается самоподжимным уплотнением 4. Корпус конечной передачи прикрепляют болтами к боковым стенкам заднего моста. Опора 11 корпуса прикреплена с помощью бугеля к заднему мосту. Собранные с задним мостом конечные передачи устанавливают средними шейками опор в расточки задних кронштейнов рамы трактора и закрепляют в них. Таким образом, усилие, развиваемое ведущими звездочками при работе трактора, передается через опоры на раму трактора. В верхней части конечной передачи закреплена стальная накладка 8, предохраняющая корпус от протирания гусеницей. К нижней части корпуса конечной передачи, открытой для монтажа ведомой шестерни, прикреплена стальная крышка 13. В ней расположены отверстия для контроля уровня и слива масла, закрываемые пробками. Масло заливают через горловину, расположенную в верхней части корпуса. В пробке горловины смонтирован сапун. 4.4. Техническое обслуживание. Работоспособность ведущих мостов определяют по умеренным шуму и нагреву, отсутствию утечек масла. У колесных пропашных тракторов должна надежно действовать блокировка дифференциала и своевременно включаться и выключаться передний ведущий мост. Гусеничные тракторы должны сохранять прямолинейное движение без воздействия на рычаги управления и свободно поворачиваться при воздействии на них. В главной передаче регулируют следующие зазоры: зазор в конических подшипниках ведущего вала - изменением числа прокладок 3 (см. рисунок 13), устанавливаемых под фланец стакана подшипников; зазор между зубьями конических шестерен - перестановкой прокладок 18 с одной стороны заднего моста на другую. Для удобства регулировки прокладки выполнены разрезными. Чтобы освободить прокладки, стаканы подшипников выпрес-совывают с помощью демонтажных болтов, ввертываемых во фланцы стаканов. Если переложить регулировочную прокладку с левой стороны на правую, то зазор между зубьями шестерен главной передачи увеличится. Если удалить с обеих сторон равные по толщине регулировочные прокладки и закрепить стаканы подшипников, но при неизменном зазоре в зацеплении шестерен главной передачи зазор в конических подшипниках дифференциала уменьшится. Нормальный свободный ход рычагов управления гусеничного трактора 80... 100 мм соответствует зазору 6...8 мм между пальцами тяги 5 (см. рисунок 21) и рычагом тормоза солнечной шестерни. Эту регулировку выполняют изменением длины тяг 5. Зазор между лентой и шкивом остановочного тормоза регулируют гайкой 7. При правильной регулировке зазора шкив полностью заторможен при положении зуба правой педали тормоза на первой защелке, если на секторе имеется две впадины, или на второй защелке, если три. Необходимый зазор между тормозными лентами и шкивами в нижней части регулируют винтами 20 (см. рисунок 20). Для этого в подобных конструкциях следует знать шаг резьбы регулировочного винта. При регулировке зазоров контргайку ослабляют, винт завертывают до упора и отвертывают на один оборот (если шаг резьбы равен требуемому зазору), после чего контргайку затягивают. Силу затяжки ленты тормоза солнечной шестерни, зависящую от предварительного сжатия пружин, устанавливают регулировочной гайкой 10 (см. рисунок 21). При сборке ее завинчивают так, чтобы проточка на контрольном штоке 13 совместилась с кромкой проушины 12. Замасленные прокладки лент тормозов обычно промывают сразу после остановки трактора, когда они нагреты и с них легче.смыть масло. Накладки промывают при отпущенных тормозах керосином с помощью нагнетателя. После промывки керосин смывают через отпускные отверстия отсеков в приготовленную емкость и оставляют тормоза отпущенными до полного обсыхания накладок.
2. Устройство карданных передач. Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента между валами агрегатов, оси которых могут смещаться при движении. Ее применяют в основном на колесных тракторах для соединения с валами раздаточной коробки и переднего ведущею моста. Простая карданная передача состоит из карданных шарниров и вала. Карданные шарниры обеспечивают угловое перемещение карданного вала (до 24°), а свободные шлицевые соединения вилок карданного шарнира с валом - изменение расстояния между шарнирами (рисунок 4). По числу шарниров на валу различают одинарные и двойные карданные передачи (с карданными шарнирами на обоих концах). 1, 5- вилки; 2 - крестовина; 3 масленка; 4 – стакан с игольчатыми подшипниками; 6 - чехол: 7 - карданный вал Рисунок 4 - Карданная передача фактора М'1 3-82
Валы карданной передачи изготовлены из тонкостенных стальных труб. К их концам приварены вилки карданных шарниров (или с одной стороны - вилка, с другой - шлицевая втулка). Наибольшее распространение получила карданная передача с жесткими карданными шарнирами. Такой шарнир состоит из закрепленных на валах двух вилок - 5 и 7, а также шарнирно соединяющей их крестовины 2, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках. На шлифованные шипы крестовины ' надевают подшипники и закрепляют в проушинах вилок стопорными пластинами или кольцами. Сальниковое уплотнение препятствует вытеканию из подшипников масла, которое нагнетают через масленку 3 и каналы в крестовине. Избыточное количество масла выходит наружу через предохранительный клапан. Шлицы средних вилок защищены от загрязнения чехлом 6.
Контрольные вопросы
Практическое занятие № 12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|