Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведущие мосты и промежуточные передачи




Цель занятия. Ознакомиться с устройством ведущих мостов колесных и гусеничных тракторов. Изучить принцип работы ведущих мостов колесных и гусеничных тракторов. Научиться и уметь оценивать основные показатели и таи. назначение ведущих мостов по их технической характеристике и общему устройству.

Материалы и оборудование. Плакаты и макеты по устройству тракторов, их узлов и деталей. Натуральные образцы тракторов МТЗ-82, ДТ-75М, их узлы и детали.

Содержание работы

1. Конструкция и работа карданной передачи.

2. Конструкция и работа промежуточных соединений.

3. Конструкция и работа главных передач.

4. Конструкция и работа дифференциалов. Блокировка дифференциалов.

5. Конструкция и работа конечных передач.

6. Неисправности, техническое обслуживание и регулировки ведущих мостов.

 

Порядок выполнения работы

 

1. Конструкция и работа карданной передачи.

Задний ведущий мост колесного трактора.

Ведущим называют мост, механизмы которого передают кру­тящий момент от КП колесам. Он включает в себя корпус (кар­тер), главную передачу, дифференциал и полуоси.

Главная передача - это механизм трансмиссии, увеличиваю­щий крутящий момент после КП. У трактора МТЗ-80 крутящий момент передается под прямым утлом.

Ведущая коническая шестерня б (рисунок 12, а, б) выполнена как единое целое с валом или является съемной. Ведомая шес­терня 5 изготовлена в виде съемного венца, прикрепляемого бол­тами или заклепками к корпусу дифференциала. Для обеспечения бесшумной работы конические шестерни имеют спиральные зу­бья. Во время движения трактора коническая шестерня ведущего вала приводит во вращение ведомую коническую шестерню.

а - детали; б - схемы работы при прямоли­нейном движении и повороте;

1 - полуосевые шестерни; 2 - сателлит; 3 - крестовина; 4 - левая полуось; 5 - ведомая шестерня главной передачи; 6 - ведущая коническая шестерня; 7 - правая полуось; 8 - наружное ведущее колесо;

Рисунок 1 – Дифференциал

 

Дифференциал распределяет подводимый к нему крутящий монет между полуосями 4 и 7 ведущих колес и способствует их вращению с различными скоростями. Он состоит из крестовины 3, малых конических шестерен-сателлитов 2 и полуосевых кони­ческих шестерен I. На цилиндрические пальцы крестовины свободно посажены сателлиты, которые вместе с крестовиной закреплены в корпусе (чашке) дифференциала и находятся в постоянном зацеплении с шестернями правой и левой полуосей.

Когда трактор движется прямо по ровной сухой дороге, на оба ведущих колеса действуют одинаковые сопротивления качению и нагрузки. Ведомая шестерня 5 (рисунок 12, а) главной пе­редачи вращает вокруг своей оси корпус дифференциала с крестовиной и сателлитами.

Сателлиты, находясь в зацеплении с правой и левой полуосевыми шестернями, приводят их во вращение с одинаковой частотой. В этом случае сателлиты вокруг собственной оси не врашаются.

Мри повороте (рисунок 1, б) колеса трактора проходят раз­ную ляпну пути. Вращение внутреннего колеса замедляется, а наружного - ускоряется. Сателлиты, вращаясь вместе с корпусом, своими зубьями упираются в зубья полуосевой шестерни, замеддлившей вращение, и сообщают дополнительную скорость другой полуосевой шестерне. В результате этого наружное колесо 8, проходя больший путь, вращается быстрее.

Корпус 4 дифференциала (рисунок 2) выполнен разъемным, к нему прикреплен венец ведомой шестерни 5. Корпус вращается в двух конических роликовых подшипниках. Полуосевые шестерни 19 шлицевыми отверстиями насажены на шлицы хвостови­ков ведущих шестерен 6 конечной передачи.

Конечные передачи расположены по обеим сторонам заднего моста. Каждая конечная передача состоит из пары цилиндриче­ских шестерен с прямыми зубьями. Ведущая шестерня вращается и роликовых цилиндрических подшипниках. Ведомая шестерня к несколько раз больше, чем ведущая. Ступица ведомой шестерни имеет шлицевое отверстие, которым она установлена на внутрен­ний шлицевый конец полуоси 9.

Масляная ванна корпуса заднего моста общая с К11 и задним отсеком корпуса сцепления. Механизмы заднего моста смазыва­ются разбрызгиванием масла, находящегося в его корпусе. Масло заливают через отверстие в крышке корпуса до уровня контроль­ного отверстия, расположенного на правой стенке корпуса КП.

1,5- ведущая и ведомая шестерни главной передачи; 2 - сателлит; 3,18- регулировочные прокладки; 4 — корпус дифференциала; 6, 7 - ведущая и ведомая шестерни конечной передачи; 8 - рукав полуоси; 9 - полуось ведущего колеса; 10 - корпус муфты блокировки дифференциала; 11 - ведущие диски с фрикционными накладками; 12 - штуцер для маслопровода; 13 - диафрагма; 14 - блокировочный вал с диском; 15 - нажимной диск; 16 - левый тормоз; 17 - стакан подшипника; 19 - левая полуосевая шестерня; 20 - крестовина дифференциала; 2 I - корпус заднего моста; 22 - корпус КП;

Рисунок 2 - Задний мост трактора МТЗ-80

 

Механизм блокировки дифференциала необходим для устра­нения буксования одного из ведущих задних колес. Дифференци­ал иногда может ухудшить тяговые качества трактора. Например, если сцепление с почвой одного из колес недостаточно, оно бук-сует, а другое стоит на месте. Для выключения дифференциала достаточно жестко соединить одну из полуосевых шестерен с корпусом дифференциала. На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 меха­низм блокировки дифференциала действует автоматически.

Дифференциал заднего моста блокируется фрикционной муфтой с гидроприводом от гидроусилителя рулевого управле­ния. Автоматическая блокировка дифференциала (АБД) состоит из исполнительного механизма, установленного в кожухе левого тормаза 16, и датчика (управляющего блокировкой), который на-ходится в гидроусилителе.

Исполнительный механизм представляет собой фрикционную муфту. Ведущие (соединительные) 11 и ведомые диски муфты соединены соответственно со шлицами наружного конца хвосто­вика.юной шестерни 6 конечной передачи и пазами корпуса 10 муфты блокировки. С корпусом муфты жестко связан блокировочный вал 14, который проходит через отверстие ведущей шес-1срнм конечной передачи; шлицевым концом он соединен с крестовиной дифференциале.

При выключенной АБД диски муфты разжаты под действием пружин, и дифференциал работает как обычно. При включенной АБД и движении трактора в прямолинейном направлении масло от гидроусилителя рулевого управления подается в полость меж-ду крышкой и диафрагмой 13. Давление масла через нажимной диск передается на фрикционные диски муфты. За счет сил тре-ния сжатые между собой диски объединяют в одно целое левую ведущую шестерню 6 конечной передачи, связанную с ней левую понуосевую шестерню 19 дифференциала, блокировочный вал 14 и крестовину 20. В результате этого дифференциал блокируется, так как сателлиты не могут проворачиваться относительно левой полуосевой шестерни.

На рисунке 14 показаны составные части трансмиссии трак-юра ЛТЗ-55А.

1 - муфта включения реверса; 2 - каретка пятой и шестой передач; 3 - каретка второй и третьей передач; 4 - ось промежуточной шестерни замедленной передачи; 5 - блок шестерен заднего хода и замедленной передачи; 6 - первичный вал КП; 7 - каретка четвертой передачи и пере­дачи заднего хода; 8 - вторичный вал; 9 - каретка первой и замедленной передач; 10 - барабан тормоза правого ведущего колеса; 11 - полуось с фланцем крепления диска заднего колеса; 12 - муфта блокировки диф­ференциала; 13 - приводной шкив; 14 - хвостовик ВОМ; 15 - коническая шестерня синхронного привода ВОМ; 16 - шестерня привода переднего ведущего моста; 17 — шестерня независимого привода ВОМ; I 8 - вал глав­ного сцепления; 19 - вал- раздаточной коробки привода переднего ведуще­го моста; 1 - раздаточная коробка привода переднего ведущего моста; II - коробка передач; III - главная передача; IV -дифференциал; V - конечная передача; VI - привод ВОМ и шкива;

Рисунок 3 - Кинематическая схема трансмиссии трактора ЛТЗ-55А

 

Корпус раздаточной коробки 1 прикреплен к нижней стенке корпуса сцепления. На тракторах ЛТЗ-55 механизм блокировки дифференциала включают принудительно педалью. Специальная зубчатая муфта 12 жестко соединяет между собой полуоси при­вода ведущих колес.

Задние мосты этих тракторов имеют общий корпус с КП, а конечные передачи заключены в отдельные корпуса 2 (рисунок 15. а). Между корпусами заднего моста и конечной передачи на­ходится рукав 4 полуоси. Корпус конечной передачи зафиксиро­ван относительно фланца рукава установочными штифтами и за­креплен болтами.

а - устройство; б - схема перестановки; 1 - вал ведущего колеса; 2 - корпус (картер); 3, 11 - ведущая и ведомая шестерни; 4 - рукав; 5 шкив тормоза; 6 - лента тормоза; 7 - тяга тормоза; 8 - полуось; 9 - регулировочная гайка тормоза; 10-рычаг-тормоза: 12-поддон

Рисунок 4 - Конечная передача трактора ЛТЗ-55

 

Агротехнический просвет регулируют изменением положения конечной передачи и поворотом фланца осевой цапфы переднего колеса. В зависимости от положения корпуса конечной передачи образуется основной или увеличенный просвет. При основном про­свете корпус конечной передачи повернут назад (рисунок 4, б), и его ось симметрии составляет с горизонтальной плоскостью угол, равный 7°. При увеличенном просвете корпус конечной передачи наклонен вниз под углом 36° к горизонтальной плоскости.

Передний ведущий мост.

Тракторы повышенной проходимости снабжены передним ведущим мостом. Трактор МТЗ-82, имеющий четыре ведущих колеса, изготовлен на базе трактора МТЗ-80. Так как все колеса трактора ведущие, для сцепления с почвой используют всю массу трактора. Следовательно, трактор МТЗ-82 обладает повышенны­ми тягово-сцепными свойствами.

Привод переднего моста состоит из раздаточной коробки 7 (рисунок 16) и карданного привода 6.

1 - коробка передач; 2 - конечная передача; 3 - дифференциал;4 - передний ведущий мост; 5 - главная передача; 6 - карданныйпривод; 7 - раздаточная коробка

Рисунок 5 - Схема переднего ведущего моста с приводом

 

Карданный привод передает крутящий момент от раздаточной коробки к переднему ведущему мосту и включает в себя два оди­наковых карданных вала (промежуточный и передний) и проме­жуточную опору.

Передний ведущий мост состоит и:} главной передачи 5. диф­ференциала 3 и конечных передач.

Главная передача представляет собой пару конических шес­терен со спиральными зубьями. Ведущая шестерня 10 (рисунок 6), изготовленная как единое целое с валом, вращается на двух роликовых конических подшипниках, установленных в стакане. Стакан крепится к корпусу переднего моста. Между фланцем стакана и корпусом установлены прокладки I, регулирующие за­цепление шестерен главной передачи.

1,3- регулировочные прокладки; 2,10- ведомая и ведущая шестерни главной передачи; 4 - корпус (коробка) дифференциала; 5 - фрикционные муфты; 6 - полуосевая шестерня; 7 - полуось; 8 - нажимная чашка; 9 - ось сателлитов;

Рисунок 6 - Передний ведущий мост трактора МТЗ-82

 

Ведомая шестерня 2 внутренним зубчатым венцом надета на зубчатый поясок корпуса 4 дифференциала и через распорную втулку притянута специальной гайкой к уступу корпуса.

Между ведомой шестерней и корпусом дифференциала уста­новлены регулировочные прокладки, которые регулируют зацеп­ление конических шестерен главной передачи.

Дифференциал конический самоблокирующийся с плаваю­щей крестовиной, Разъемный корпус 4 дифференциала представ­ляет собой коробку, вращающуюся на двух роликовых кониче­ских подшипниках, установленных в корпусе и крышке передне­го моста. Внутри коробки имеются четыре сателлита, размещен­ные попарно на двух осях, расположенных под прямым углом.

При включении переднего моста оси могут смещаться в противо­положные стороны, гак как они не закреплены в коробке. Сател­литы находятся в постоянном зацеплении с двумя полуосевыми шестернями 6.

Между полуосевыми шестернями и коробкой дифференциала установлены нажимные чашки, соединенные шлицами с полуосе­выми шестернями. В пространстве между чашками и коробкой предусмотрены фрикционные блокирующие муфты 5, состоящие из стальных дисков. Ведущие диски заходят выступами в шлицы коробки, а ведомые с помощью пазов располагаются на шлицах полуосевых шестерен.

При передаче крутящего момента от коробки полуосевыми шестернями сателлиты начинают вращаться на осях. При этом оси сдвигаются в пазах корпусов дифференциала, и усилие, пере­даваемое цилиндрическими поверхностями сателлитов через чашку на фрикционные диски, увеличивается для отстающей по­луоси и уменьшается для обгоняющей. Вследствие этого исклю­чается раздельное буксование колес.

Чем выше сопротивление на колесах, тем сильнее сжимаются диски и больше степень блокирования. Если трактор движется без буксования, то передний мост автоматически отключается и крутящий момент от двигателя не передается дифференциалу.

Конечная передача представляет собой колесный редуктор, который служит для увеличения крутящего момента, передавае­мого главной передачей передним ведущим колесам, и выполне­ния их поворота.

Колесный редуктор состоит из двух пар конических шесте­рен: верхней 5 (рисунок 18) и нижней 12. Корпуса 6 верхних ко­нических пар телескопически входят в рукава корпуса 8 ведущего моста, что важно для изменения колеи передних колес. Бессту­пенчатую регулировку колеи передних колес проводят с помо­щью червячного механизма 7.

Ведущая шестерня нижней конической пары вращается на двух шариковых подшипниках. За счет подвижного соединения ведущей шестерни с вертикальным калом можно подрессоривать передний мост.

а - устройство; б - схема;

1 - крышка корпуса; 2 - регулировочные прокладки; 3 - ведомый вал; 4 -диск колеса; 5, 12 - верхняя и нижняя пары конических шестерен; 6 - выдвижной корпус; 7 - червячный механизм; 8 корпус ведущего моста; 9 — опора пружины; 10 — пружинная рессора; 11 — корпус редуктора;

Рисунок 7 - Колесный редуктор переднего ведущего моста трактора МТЗ-82

Ведомая шестерня нижней конической нары расположена на шлицевом конце ведомого вала 3. к фланцу которого прикреплен диск 4 колеса. Ведомый вал вращается на двух роликовых кони­ческих подшипниках. Их зазор регулируют прокладками 2, уста­навливаемыми под фланец стакана подшипников.

Для смазывания трущихся деталей применяют трансмисси­онное масло, заливаемое в корпуса переднего моста, верхней ко­нической пары и колесного редуктора. Для предотвращения вытекания масла из корпусов служат самоподжимные сальники и резиновые кольца.

Ведущий мост гусеничного трактора.

У гусеничного трактора ведущий мост обычно называют зад­ним. Он состоит из главной передачи: планетарных механизмов и конечных передач.

Механизмы заднего моста (рисунок 19) размещены в корпусе, разделенном перегородками на три отсека. В средней части рас­положены главная передача и редукторы планетарных механиз­мов поворота, в двух других - остановочные тормоза и тормоза солнечных шестерен. Конечные передачи выполнены в отдель­ных корпусах.

1 - солнечные шестерни; 2 - стакан подшипника; 3 - регулировочные прокладки; 4 - ведомая шестерня главной передачи; 5 - коронная шестерня; 6 - шкив тормоза; 7 - крышка; 8 - корпус; 9 - шкив остановочного тормоза; 10 - ведущая шестерня конечной передачи; 11 - полуось (вал); 12 - уплотнительное устройство; 13 - маслоуспокоитель; 14 - пробка сливного отверстия

Рисунок 8 - Задний мост гусеничных тракторов ДТ-75МЛ и

ДТ-75Д (правая часть)

 

Главная передача включает в себя пару конических шестерен. Ведущая (малая) шестерня изготовлена заодно с вторичным ва­лом КП. Ведомая (большая) шестерня 4 (см. рисунок 8) выпол­нена в виде венца и привернута болтами к фланцу коронной шес­терни 5. Последняя представляет собой барабан с нарезными зубьями внутри. Между ведомой шестерней и фланцем коронной шестерни установлены стальные прокладки 3, которыми регули­руют зазор между зубьями конических шестерен. Для удобства снятия и установки прокладки выполнены в виде полуколец с от­крытыми внутри пазами под крепежные болты.

Коронная шестерня 5 опирается на два шариковых подшип­ника, запрессованных наружными обоймами в расточки этой шестерни. Внутренние обоймы подшипников установлены на стаканах 2. Их фланцы прикреплены к перегородкам болтами.

Планетарный механизм поворота состоит из планетарного редуктора и двух тормозов: остановочного и тормоза солнечной шестерни. С помощью планетарного механизма можно замедлить или прекратить передачу вращения к одной из гусениц, и трактор будет поворачиваться. Редуктор смонтирован внутри коронной шестерни. Он включает в себя подвижный корпус - водило I 7 (рисунок 20, а), три сателлита 15 и солнечную шестерню 16.

Водило представляет собой стальную отливку из двух фланцев треугольной формы, соединенных литыми перемычками. К центру водила прилита ступица с внутренними шлицами. В шлицы ступи­цы входит шлицевый конец полуоси 14. Другой ее конец входит во внутренние шлицы ведущей шестерни 1 конечной передачи.

На наружный шлицевый хвостовик ведущей шестерни, выхо­дящий в отсек тормозных устройств заднего моста, установлен шкив постановочного тормоза.

Сателлиты свободно вращаются на игольчатых подшипни­ках. Их зубья находятся в постоянном зацеплении с коронной и солнечной шестернями. Шестерня 16 представляет собой стакан, на одном конце которого нарезаны зубья, а на другом имеется фланец с резьбовыми отверстиями. К фланцу привернут шкив 12 тормоза солнечной шестерни. Все шкивы охватываются тормоз­ными лептами, которые состоят из двух половин, соединенных шарниром. При такой конструкции лент их можно заменить без снятия тормозных шкивов.

а - устройство; б - схема; в, г- взаимодействие шестерен при прямолинейном дви­жении и повороте трактора,

1,19- ведущие шестерни конечной и главной передач; 2 - регулировочные гайки; 3 - пальцы; 4 - тормозная лента остановочного тормоза; 5 - рычаг остановочного тормоза; 6 - шкив остановочного тормоза; 7 - рычаги тормоза солнечной шестерни; 8, 10 -тяги управления остановочным тормозом и тормозом солнечной шестерни; 9 - шток-указатель регулировки тормо­за солнечной шестерни, 11, 22 - пружины; 12 - шкив тормоза солнечной шестерни;13 - тормозная лента солнечной шестерни; 14 - полуось (вал): 15 - сателлит: 16 - солнечная шестерня: 17 - водило; 18 - коронная шестерня: 20 - регулировоч­ные винты; 21 - корпус заднего моста

Рисунок 9 - Планетарный механизм поворота тракторов ДТ-75Д и ДТ-75МЛ

 

Планетарные механизмы работают следующим образом (ри­сунок 20, б). При движении трактора по прямой шкивы солнеч­ных шестерен полностью заторможены лентами, а шкивы полу­осей находятся в свободном состоянии.

Вращение от главной передачи передается коронной шестер­не 18, которая приводит в движение сателлиты 15. Вращаясь во­круг осей, они одновременно обкатываются вокруг солнечных шестерен 16 (рисунок 20, в), увлекая во вращательное движение водила и связанные с ними полуоси 14, а также ведущие колеса (звездочки) трактора. Частота вращения коронной шестерни уменьшается в 1,4 раза, и соответственно увеличивается вра­щающий момент.

Для плавного поворота трактора водитель должен потянуть на себя рычаг тормоза солнечной шестерни с той стороны, в которую совершается поворот. Стяжная пружина тормозной ленты сжима­ется. Лента отходит от шкива, солнечная шестерня растормажива­ется и свободно вращается сателлитами (рисунок 20, г). Соответст­вующая гусеница отключается от передачи крутящего момента, и ее движение замедляется из-за сопротивления качению. Трактор плавно поворачивается в сторону отстающей гусеницы. При кру­том повороте трактора после отведения на себя рычага управления дополнительно нажимают на педаль, затормаживая шкив 6 остано­вочного тормоза с той стороны, в которую совершается поворот. В этом случае движение гусеницы прекращается, и трактор круто по­ворачивается в сторону остановленной гусеницы.

Все тормозные ленты стальные. К внутренней поверхности тормозных лент солнечных шестерен приклепаны фрикционные накладки, а на ленты остановочных тормозов монтируют ком­плект колодок из твердого фрикционного материала. Каждая лен­та в свободном состоянии должна иметь форму окружности. Ме­жду шкивами и лентами в свободном состоянии зазор 1.5...1,8 мм. Для его равномерного распределения служа! оттяжные пружины 22 (см. рисунок 20, а), а также регулировочные винты 20, вверну­тые в резьбовые отверстия корпуса заднего моста.

На верхних концах тормозных лент закреплены регулировоч­ные винты, на концах которых навернуты регулировочные гайки 2. К другим концам лент приклепаны петли из полосовой стали.

В петлях имеются прорези. В них входят серый, соединяющие оси петель с пальцами 3 кронштейнов. Пальцы через серьги со­единены с рычагами 5 или 7 тормозов. Рычаг 5 остановочного тормоза тягой 8 связан с тормозной педалью, а рычаг 7 тормоза солнечной шестерни - с рычагом управления. В одно из плеч ры­чага 7 упирается стяжная пружина 11. Она стремится повернуть рычаги тормоза солнечной шестерни назад против хода часовой стрелки (если смотреть справа). Усилие пружины передается че­рез двуплечий рычаг и серьги на тормозную ленту, которая плот­но и с большой силой прижимается к шкиву 12.

Шестерни планетарных механизмов и главной передачи сма­зывают маслом, заливаемым в центральный отсек заднего моста до верхней метки на стержне, закрепленном в пробке заливной горловины. Чтобы предотвратить протекание масла в отсеке тор­мозов, в ступицах солнечных шестерен установлены уплотнительные устройства. Масло, проникшее в отсек тормозов через уплотнение, удаляют через закрываемые пробками резьбовые от­верстия в нижней части корпуса.

Механизм управления гусеничным трактором включает в се­бя рычаги, педали и тяги, с помощью которых управляют тракто­ром из кабины (см. приложение).

На рисунке 21 показаны рычаги и педали управления левыми и правыми тормозами. Рычаг 1 через тягу 5 воздействует на ленту тормоза солнечной шестерни, а педаль 2 через тягу 4 - па ленту остановочного тормоза.

Перед торможением оба пальца 6 тормозной ленты находятся посредине вырезов кронштейна 8 и рычаг 9 не имеет определен­ного центра поворота. В начале поворота рычаг 9 лишь стягивает концы ленты. Как только тормозная лента коснется шкива, она сдвинется вслед за шкивом и один из пальцев 6 прижмется к стенке выреза кронштейна. Далее рычаг 9 будет поворачиваться относительно этого пальца, затягивая ленту на шкиве. Если по­следний вращается в противоположном направлении, то рычаг 9 будет поворачиваться относительно другого пальца, тоже затяги­вая ленту. Такие шкивные тормоза, тормозящие всей лентой при любом направлении вращения шкива, называют тормозами с пла­вающими лентами.

1 - рычаг управления тормозом солнечной шестерни; 2,3 – педали управления остановочным тормозом и сцеплением; 4, 5 - тяги остановочного тормоза и тормоза солнечной шестерни; 6 - пальцы; 7. 10 - регулировочные гайки остановочного тормоза и тормоза солнечной шестерни; 8 - кронштейн; 9 - рычаг; 11 - тяга; 12 - проушина; 13 - контрольный шток; 14 – рычаги

Рисунок 10 - Механизм управления трактором ДГ-75Д

 

Для удобства рычаги управления снабжены пластмассовыми рукоятками, а педали - упорными подушками. Рычаги управле­ния и педали установлены в керамических втулках на осях, кото­рые плотно входят в отверстия литых чугунных кронштейнов, за­крепленных на раме трактора. Втулки рычагов педали смазывают через масленки, ввернутые в торцы осей.

Конечные передачи передают вращение от полуосей заднего моста ведущим звездочкам гусеничных цепей.

На тракторе установлены две конечные передачи, располо­женные по обеим сторонам заднего моста. Каждая передача состоит из пары цилиндрических шестерен, заключенных в отдель­ный литой чугунный корпус 1 (рисунок 11).

1 - корпус; 2 - ведущая звездочка; 3 - вал ведущей звездочки;4 - уплотнение; 5, 9 - корпуса уплотнений; 6 - ведущая шестерня;7 - венец ведомой шестерни; 8 - накладка; 10 - полуось (вал) заднегомоста; 11 - опора; 12 - бугель; 13 - крышка корпуса

Рисунок 11 - Конечная передача гусеничных тракторов ДТ-75Д и ДТ-75МЛ

 

Ведущая шестерня 6 вращается на двух роликовых подшип­никах, установленных в расточках корпуса. Внутри ведущей шес­терни находятся шлицы, в которые входит шлицевый конец по­луоси 10 заднего моста.

Венец 7 ведомой шестерни изготовлен из высококачествен­ной стали и закреплен точно обработанными болтами на ступице, которая посажена на конические шлицы вала 3 ведущей звездоч­ки. Вал звездочки установлен в расточках корпуса на шариковом и роликовом подшипниках. К фланцу вала шестью болтами при­креплена ведущая звездочка 2. Вытекание масла из конечной пе­редачи предотвращается самоподжимным уплотнением 4. Корпус конечной передачи прикрепляют болтами к боковым стенкам зад­него моста. Опора 11 корпуса прикреплена с помощью бугеля к заднему мосту. Собранные с задним мостом конечные передачи устанавливают средними шейками опор в расточки задних крон­штейнов рамы трактора и закрепляют в них. Таким образом, уси­лие, развиваемое ведущими звездочками при работе трактора, пе­редается через опоры на раму трактора.

В верхней части конечной передачи закреплена стальная на­кладка 8, предохраняющая корпус от протирания гусеницей.

К нижней части корпуса конечной передачи, открытой для монтажа ведомой шестерни, прикреплена стальная крышка 13. В ней расположены отверстия для контроля уровня и слива масла, закрываемые пробками. Масло заливают через горловину, распо­ложенную в верхней части корпуса. В пробке горловины смонти­рован сапун.

4.4. Техническое обслуживание.

Работоспособность ведущих мостов определяют по умерен­ным шуму и нагреву, отсутствию утечек масла. У колесных про­пашных тракторов должна надежно действовать блокировка дифференциала и своевременно включаться и выключаться пе­редний ведущий мост.

Гусеничные тракторы должны сохранять прямолинейное движение без воздействия на рычаги управления и свободно по­ворачиваться при воздействии на них.

В главной передаче регулируют следующие зазоры: зазор в ко­нических подшипниках ведущего вала - изменением числа прокла­док 3 (см. рисунок 13), устанавливаемых под фланец стакана под­шипников; зазор между зубьями конических шестерен - переста­новкой прокладок 18 с одной стороны заднего моста на другую.

Для удобства регулировки прокладки выполнены разрезны­ми. Чтобы освободить прокладки, стаканы подшипников выпрес-совывают с помощью демонтажных болтов, ввертываемых во фланцы стаканов.

Если переложить регулировочную прокладку с левой сторо­ны на правую, то зазор между зубьями шестерен главной переда­чи увеличится.

Если удалить с обеих сторон равные по толщине регулировочные прокладки и закрепить стаканы подшипников, но при не­изменном зазоре в зацеплении шестерен главной передачи зазор в конических подшипниках дифференциала уменьшится.

Нормальный свободный ход рычагов управления гусеничного трактора 80... 100 мм соответствует зазору 6...8 мм между пальца­ми тяги 5 (см. рисунок 21) и рычагом тормоза солнечной шестер­ни. Эту регулировку выполняют изменением длины тяг 5. Зазор между лентой и шкивом остановочного тормоза регулируют гай­кой 7. При правильной регулировке зазора шкив полностью за­торможен при положении зуба правой педали тормоза на первой защелке, если на секторе имеется две впадины, или на второй за­щелке, если три.

Необходимый зазор между тормозными лентами и шкивами в нижней части регулируют винтами 20 (см. рисунок 20). Для этого в подобных конструкциях следует знать шаг резьбы регулиро­вочного винта. При регулировке зазоров контргайку ослабляют, винт завертывают до упора и отвертывают на один оборот (если шаг резьбы равен требуемому зазору), после чего контргайку за­тягивают. Силу затяжки ленты тормоза солнечной шестерни, за­висящую от предварительного сжатия пружин, устанавливают регулировочной гайкой 10 (см. рисунок 21). При сборке ее завин­чивают так, чтобы проточка на контрольном штоке 13 совмести­лась с кромкой проушины 12.

Замасленные прокладки лент тормозов обычно промывают сразу после остановки трактора, когда они нагреты и с них легче.смыть масло. Накладки промывают при отпущенных тормозах керосином с помощью нагнетателя. После промывки керосин смывают через отпускные отверстия отсеков в приготовленную емкость и оставляют тормоза отпущенными до полного обсыха­ния накладок.

 

2. Устройство карданных передач.

Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента между валами агрегатов, оси которых могут смещаться при движении. Ее применяют в основном на колесных тракторах для соединения с валами раздаточной коробки и переднего веду­щею моста. Простая карданная передача состоит из карданных шарниров и вала. Карданные шарниры обеспечивают угловое пе­ремещение карданного вала (до 24°), а свободные шлицевые со­единения вилок карданного шарнира с валом - изменение расстояния между шарнирами (рисунок 4).

По числу шарниров на валу различают одинарные и двойные карданные передачи (с карданными шарнирами на обоих концах).

1, 5- вилки; 2 - крестовина; 3 масленка; 4 – стакан с игольчатыми подшипниками; 6 - чехол: 7 - карданный вал

Рисунок 4 - Карданная передача фактора М'1 3-82

 

Валы карданной передачи изготовлены из тонкостенных стальных труб. К их концам приварены вилки карданных шарни­ров (или с одной стороны - вилка, с другой - шлицевая втулка).

Наибольшее распространение получила карданная передача с жесткими карданными шарнирами. Такой шарнир состоит из за­крепленных на валах двух вилок - 5 и 7, а также шарнирно со­единяющей их крестовины 2, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках. На шлифованные шипы крестовины ' надевают подшипники и закрепляют в проушинах вилок стопор­ными пластинами или кольцами. Сальниковое уплотнение пре­пятствует вытеканию из подшипников масла, которое нагнетают через масленку 3 и каналы в крестовине. Избыточное количество масла выходит наружу через предохранительный клапан. Шлицы средних вилок защищены от загрязнения чехлом 6.

 

Контрольные вопросы

  1. Из каких механизмов состоит ведущий мост колесного тракто­ра?
  2. Для чего служит дифференциал?
  3. Как используют конечные передачи для изменения агро­технического просвета и габаритов на пропашном тракторе?
  4. Объяснить работу планетарного механизма поворота гусе­ничного трактора.

 

Практическое занятие № 12

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...