Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ходовая часть тракторов и автомобилей




Цель занятия. Ознакомиться с устройством ходовых частей колесных и гусеничных тракторов. Изучить принцип работы ходовых частей колесных и гусеничных тракторов. Приобрести знания и умения оценивать основные показа­тели и назначение ходовых частей по их технической характеристике и общему устройству.

Материалы и оборудование. Плакаты и макеты по устройству тракторов, их узлов и деталей. Натуральные образцы тракторов МТЗ-82 и ДТ-75М, их узлы и детали.

Содержание работы

1. Конструкция и работа рессор.

2. Конструкция и работа амортизаторов.

3. Типы подвесок колесных машин.

4. Конструкция колес и пневматических шин. Типы шин, маркировка.

5. Типы подвесок гусеничных машин.

6. Гусеничный движитель. Резинометаллические гусеницы.

 

Порядок выполнения работы

1. Конструкция и работа рессор.

Ходовая часть представляет собой тележку, на которой уста­новлены все агрегаты и механизмы трактора и при помощи кото­рой осуществляется перемещение трактора по земле.

Ведущие колеса за счет крутящего момента, получаемого от двигателя, и надежного сцепления с грунтом создают силу тяги, приводящую трактор в движение.

Проходимость трактора определяется рядом показателей, ко­торые влияют на производительность, экономичность и качество работы. К ним относят буксование, дорожный и агротехнический просветы, колею и защитную зону, удельное давление колес на почву.

Буксование скольжение ведущего колеса относительно грунта в сторону, противоположную направлению движения. Для колесного трактора с двумя ведущими колесами допускают бук­сование до 15 %. Снижение буксования и повышение тягово-сцепных качеств колесных тракторов достигаются следующими способами: увеличением числа ведущих мостов, использованием шин специального профиля, изменением давления воздуха в ши­нах в зависимости от нагрузки на колеса, установкой полугусе­ничного хода, увеличением сцепного веса* с помощью балласта и догружагелей ведущих колес.

Агротехнический просвет - расстояние от опорной поверх­ности (земли) до самой нижней точки трактора, расположенной над рядком сельскохозяйственной культуры. Для универсально пропашных тракторов он составляет 0,45...0,60 м.

Колея это расстояние между продольными осями правых и левых колес. На универсально-пропашных тракторах колею мож­но изменять.

Защитная зона - расстояние от середины ряда сельскохозяй­ственной культуры до ближайших частей колес.

Удельное давление колес на почву - нагрузка, приходящаяся на колесо, отнесенная к его опорной площади. С увеличением удельного давления возрастает глубина следа колеса, ухудшается проходимость, снижается урожайность.

/Ходовая часть состоит из остова, колес и подвески.

Остов. Остовом называют основание, соединяющее части трактора в единое целое. У колесных тракторов различают рам­ные, полурамные и безрамные остовы.

Рамный остов представляет собой клепаную или сварную раму из стального проката различного профиля, на которую уста­навливают части трактора.

Полурамный остов (рисунок 23) - это объединенная конст­рукция отдельных корпусов трансмиссии и балок полурамы. 11о-лурамный остов применяют у пропашных тракторов.

*Сцепной вес - сила (нагрузка), прижимающая ведущие ко­леса трактора к почве

Безрамный остов (у мини-тракторов) представляет собой общую жесткую систему, состоящую из корпусов механизмов трансмиссии и двигателя.

1 - остов; 2 - направляющие и ве­дущие колеса; 3 - подвеска

Рисунок 1 - Ходовая часть колесного трактора:

 

Движитель. Это устройство, преобразующее работу двигате­ля в работу по перемещению машины. Движителем на колесных тракторах служат колеса.

На тракторах устанавливают дисковые колеса с пневматиче­скими шинами.

По назначению колеса делят на ведущие, управляемые ведо­мые и комбинированные (одновременно ведущие и управляемые).

Задние колеса универсально-пропашных тракторов обычно большего размера, чем передние. На них приходится основная (до 70 %) нагрузка от массы трактора, что обеспечивает лучшее сцепление колес с опорной поверхностью. Передние колеса несут меньшую нагрузку. Вот почему ими легче управлять. При этом обеспечивается хорошая прямолинейность движения, что важно при междурядной обработке пропашных культур.

Ведущие и управляемые ведомые колеса универсально-пропашного трактора состоят из ступицы 4 (рисунок 24), диска 1) с ободом 8 и шины А (покрышки 6 с камерой 7). Обод приварен к диску, а диски привернуты к ступице. На протекторе покрышки вы­полнены почвозацепы для улучшения сцепления шины с фунтом.

Ступица ведущего колеса закреплена на полуоси 1 с помо­щью шпонки и вкладыша 3. В последнем смонтирован червяк 2, витки которого заходят в прорези полуоси. Вращая червяк, мож­но передвинуть ведущее колесо на полуоси и получить нужную для работы колею. Предварительно необходимо поднять домкра­том заднюю часть трактора до отрыва колес от земли и ослабить болты крепления вкладыша к ступице колеса.

Для установки широкой колеи диски ведущих колес распола­гают выпуклостью внутрь. Вершины грунтозацепов покрышки, имеющие вид елочки, направляют по ходу вращения колеса.

а, в - ведущие заднее и переднее; б - управляемое ведомое; г- - схема изменения колеи задних колес;

1 - полуось; 2 - червяк; 3 - вкладыш; 4 - ступица; 5 - балласт; 6 - покрышка; 7 - камера; 8 - обод; 9 - диск; 10 - регулировочная гайка; 11 - вентиль; 12 - кронштейн; 13 -фланец вала колеса; А - шина; Б - диск с ободом

Рисунок 2 - Колеса универсально-пропашных тракторов:

 

У некоторых универсально-пропашных тракторов диски зад­них колес привернуты болтами к фланцу 13 вала и кронштейнам 12. Переставляя диски 9 с одной стороны фланца вала и крон­штейна обода на другую, можно изменять колею задних ведущих колес (до восьми вариантов).

Ступица переднего ведомого колеса вращается на двух роли­ковых конических подшипниках, установленных на полуоси и за­крепленных корончатой гайкой 10, которой регулируют подшип­ники.

Для лучшего сцепления с почвой передних ведущих колес (рисунок 24, в) предусмотрены грунтозацепы.

Чтобы увеличить сцепление ведущих колес с почвой, нужно на их диски навесить балласт 5 и заполнить камеры шин на 3/4 их объема водой.

Камера изготовлена в виде кольцевого эластичного резиново­го рукава. Для наполнения воздухом и его удаления в камере имеется вентиль, который состоит из корпуса 4 (рисунок 25. а), золотника 1 и колпачка 3. Корпус вентиля выполнен из латуни в виде трубки с фланцем и закреплен в камере 6 с помощью шайбы и гайки. Корпус вентиля может быть составным: верхняя часть изготовлена из латуни, нижняя - из резины, привулканизирован-ной к камере. Золотник - это клапан, пропускающий воздух толь­ко внутрь камеры. Он включает в себя ниппель 2 с резиновым кольцом, стержень и пружину. Золотник ввертывают в корпус вентиля и закрывают сверху колпачком 3.

I - золотник; 2 - ниппель; 3 - колпачок; 4 - корпус; 5 - вентиль; 6 - камера; В - ширина профиля шины; (1, О внутренний и наружный диаметры шины; Н - высота профиля

Рисунок 3 - Вентиль и шина

 

На каждом тракторе устанавливают шины определенного размера (рисунок 3, 6). Единица измерения размеров шин дюйм (миллиметр). Размер ставят на боковой части покрышки.

Первая цифра обозначает ширину профиля шины, вторая -посадочный диаметр обода. Например, типоразмер шин 15,5К38 означает, что ширина ее профиля 15.5 дюйма, посадочный диа­метр обода 38 дюймов.

Буква К. между цифрами указывает, что шина имеет радиаль­ное расположение корда (ткани). В такой шине нити корда по­крышки расположены радиально (по кратчайшему расстоянию между бортами). В отличие от обычных шин, в которых нити корда расположены диагонально (под углом одна относительно другой), радиальные шины более износостойки, но сильнее под­вержены ударным нагрузкам.

Пневматическая шина состоит из покрышки и камеры. По­крышки состоят из каркаса, протектора (беговой дорожки), боко­вой и бортовой частей.

Давление воздуха в шинах должно соответствовать рекомен­дуемым нормам завода-изготовителя. При разности давления в шинах колес более 0,01 МПа (0,1 кг/см") трактор не допускается к эксплуатации.

Подвеска. Подвеска представляет собой совокупность уст­ройств для упругой связи остова с колесами. Она смягчает удары о неровности почвы, обеспечивая плавность хода трактора и меньшую утомляемость тракториста. На колесных тракторах подвеской обычно оборудованы передние мосты. Передний мост универсально-пропашного трактора состоит из трубчатой балки 3 (рисунок 26, а), шарнирно соединенной с остовом 1, и двух вы­движных кулаков 2, в которых размещены шкворни 5 поворот­ных цапф. В полуосях выдвижных кулаков выполнен ряд отвер­стий, с помощью которых можно регулировать колею.

Для облегчения управления пропашным трактором и повы­шения сохранности шин управляемые колеса должны иметь оп­ределенные углы установки.

Угол а развала колес - угол между вертикалью и плоскостью переднего колеса, наклоненною наружу. При развале колес и оп­ределенном наклоне шкворня 5 цапфы в противоположную сторону облегчается управление, так как уменьшается плечо при повороте колеса.

а, б, в - вид соответственно спереди, сбоку и сверху;

1 - остов; 2 - выдвижной кулак с полуосью; 3 - трубчатая балка; 4- ось качания; 5 - шкворень поворотной цапфы; 6- поворотная цапфа; а- угол развала колес; /3, у- углы соответственно поперечного и продольного наклона шкворня; г - плечо; А, Б – размеры;

1'исунок 4 - Схема переднего моста универсально-пропашного трактора

 

Угол 3 поперечного наклона шкворня измеряют между верти­калью и осью шкворня, который наклонен внутрь и назад, в попе­речной плоскости моста. При определенном значении $ улучшает­ся устойчивость колес, особенно при небольших скоростях.

Угол 7 продольного наклона шкворня (рисунок 26, б) измеря­ют между вертикалью и осью шкворня в продольной плоскости моста. При определенных значениях у повышается устойчивость колес при прямолинейном движении, поскольку при повороте колеса появляется стабилизирующий момент, стремящийся воз­вратить колесо в плоскость его качения.

Углы α(1...4°), β(1...8°) и γ(1...3°) не регулируют.

Схождение колес (рисунок 26, в) необходимо для обеспече­ния их параллельного качения. Сила сопротивления качению, возникающая при движении машины, стремится повернуть коле­со наружу. При правильном выборе зазоров в подшипниках оба колеса катятся параллельно, без бокового проскальзывания, что уменьшает износ шин. Колеса машины располагают так, чтобы расстояние между шинами впереди (размер А) было несколько меньше, чем сзади (размер Б). Схождение колес в пределах 0...8 мм устанавливают при ТО с помощью рулевых тяг.

Передний мост трактора МТЗ-80 состоит из трубчатого ко­жуха 9 (рисунок 27, а), шарнирно прикрепленного к средней час­ти поперечины остова с помощью оси качания К). С обеих сторон и кожух установлены кулаки 6, в которых помещены поворотные цапфы I. На осях 2 цапф установлены ступицы 3 колес, которые вращаются на роликовых конических подшипниках.

Разъемное болтовое соединение поворотной цапфы с флан­цем 20 (рисунок 27, б) оси колеса служит для регулирования до­рожного просвета.

Кулаки приварены к выдвижным полуосям, которые помеще­ны в корпус (кожух) 9 переднего моста. Выдвижная полуось тракторов имеет ряд отверстий, расположенных через 50 мм. С помощью этих отверстий ее устанавливают в передней оси, что позволяет изменять колею направляющих колес. Положение по­луосей в кожухе переднего моста, соответствующее требуемой колее, фиксируют штифтом 8 в отверстиях полуоси и кожуха.

На верхних концах поворотных цапф на шлицах установлены поворотные рычаги 7 рулевого управления.

Передняя подвеска универсально-пропашного трактора включает в себя цилиндрическую пружину 5, установленную внутри выдвижного кулака 6. Пружина опирается внизу на опор­ный шариковый подшипник 4, расположенный на поворотной цапфе. В верхней части кулака, во втулках, находится поворотная цапфа.

 

1 - поворот­ная цапфа; 2 - ось поворотной цапфы; 3 - ступица колеса; 4 - опорный подшипник; 5 - пружина; 6 - выдвижной кулак; 7 - поворотный рычаг; 8' штифт; 9 - корпус (кожух); 10 - ось качания; 11 - болты крепления выдвижного кулака; 12 - крышка; 13 - регулировочная гайка; 14 - конические роликовые подшипники; 15 - накладка; 16 - сошка рулевого управления; 17 рулевая тяга; 18 - контргайка; 19 - масленка; 20 - фланец оси колеса;? I шаровой палец; 22 - резиновый чехол; 23 - вкладыши; 24 регулировочная пробка; 25 - контровочная проволока; А - шарнир в сборе;

Рисунок 5 - Передние мосты тракторов МТЗ-80 (а) и ЛТЗ-55 (б)

 

2. Ходовая часть гусеничного трактора.

Преимущества гусеничного трактора по сравнению с колес­ным заключаются в следующем: меньшее удельное давление на почву; лучшая проходимость по мягким почвам; возможность более раннего начала весенних работ. Однако гусеничный трак­тор более сложен по устройству и его движение по асфальтиро­ванным дорогам ограничено.

В ходовую часть гусеничного трактора входят остов, гусе­ничные движители и подвеска.

Остов. Это сварная рама, предназначенная для крепления на ней всех частей трактора. Ее основные элементы - две продоль­ные балки 4 (рисунок 28), жестко соединенные снизу передним 7 и задним поперечными брусьями. К продольным балкам прива­рены накладки 6 для крепления задних опор двигателя. Перед­нюю опору двигателя закрепляют на кронштейнах 5, приварен­ных к передней оси рамы. В задней части и сверху к продольным балкам приварены кронштейны, к которым закрепляют механизм навески и оси поддерживающих роликов. К боковым стенкам продольных балок приварены опоры натяжных механизмов и осей направляющих колес.

1 - балансирный груз; 2 - передняя ось; 3 - кронштейн крепления радиатора; 4 – продольная балка; 5 — кронштейн передней опоры двигателя; 6 – накладка для крепления задней опоры двигателя; 7 - передний поперечный брус; 8 - кронштейн крепления поддерживающего ролика и стойки навесного устройства; 9 - задний кронштейн; 10 - кронштейн опоры натяжного устройства; 11 - кронштейн; 12 - цапфа каретки; 13 - опора оси направляющего колеса

Рисунок 6 - Остов гусеничного трактора ДТ-75Д

 

В пустотелых головках, находящихся на концах поперечных брусьев 7, имеются расточенные отверстия, в которые вставлены цапфы 12 кареток подвески. Цапфы зажаты в разрезных отвер­стиях брусьев болтами.

Движитель. Он включает в себя натяжной механизм 10 (ри­сунок 29), балансиры 4, поддерживающие ролики 3, ведущую звездочку 11 и гусеничную цепь 5.

а - устройство; б - звенья гусеницы; в- схема;

1- регулировочная гайка натяжного механизма; 2 - рама; 3- поддерживающий ролик; 4 - балансир; 5- гусеничная цепь; 6 - звено; 7-палец, 8-шайба; 9- шплинт; 10- натяжной механизм; 11- ведущая звездочка; 12 - направляющее колесо; А- цевка

Рисунок 7– Гусеничный движитель

 

Гусеничная цепь состоит из отдельных шарнирно соединенных звеньев. Каждое звено представляет собой фасонную отливку из стали высокой твердости и прочности. С одной стороны звена имеется четыре проушины, с другой три.

На внутренней поверхности цепей звенья имеют беговые до­рожки, но которым перекатываются опорные катки кареток, а также направляющие реборды, проходящие между ободьями опорных катков поддерживающих роликов и с внешних сторон обода направляющего колеса.

Гусеничные цепи устанавливают на трактор так, чтобы зубья ведущих колес при переднем ходе трактора упирались в уплот­ненную цевку А с внешней стороны звена. С нижней стороны каждая проушина снабжена шпорой.

Звенья соединены через проушины стальными закаленными пальцами 7. С внешней стороны они имеют утолщенные головки, с внутренней - отверстия под шплинт.

Ведущая звездочка выполнена с 13 зубьями. Их шаг в два раза меньше шага гусеницы, поэтому при каждом обороте зубья рабо­тают попеременно, что уменьшает их износ.

Поддерживающие ролики предотвращают сильное провисание и боковое раскачивание гусеничных цепей. С каждой стороны ра­мы фактора устанавливают по два поддерживающих ролика (ри­сунок 30, а). Ступица 5 изготовлена в виде пустотелой чугунной отливки с двумя утолщенными ободами. На них надеты сменные резиновые бандажи 7. Ролик вращается на двух шариковых под­шипниках, посаженных на оси 6. запрессованной в кронштейн.

Для смазывания подшипников в отверстия крышки заливают масло. Это же отверстие служит для контроля его уровня.

Натяжной механизм служит для натяжения гусеничной це­пи. В него входят направляющее колесо 9 (рисунок 30, б), колен­чатая ось 11, амортизатор и стяжной винт 16..

Направляющее колесо изготовлено из стали. Благодаря окнам между спицами на него не налипает грязь.

Амортизационные пружины 12 служат для удержания на­правляющего колеса в переднем положении и защиты гусенич­ной цепи от перегрузок. Основные детали амортизатора пружи­ны 12, которые установлены между упорами в сжатом состоянии.

Натяжение гусеничной цепи регулирую! гайкой 14. При свер­тывании с натяжного болта она, упираясь через шаровую опору в кронштейн 15 рамы, перемещает винт 16 с пружинами и вместе с ними натяжное (направляющее) колесо вперед. После натяжения гусеницы регулировочную гайку зажимают контргайкой.


а - механический б – гидравлический; в - натяжные механизмы;

1 - резина подвижного кольца; 2, 3 - подвижное и неподвижное уплотнительные кольца; 4 - пружина; 5 - ступица; 6 ось; 7 резиновый бандаж; 8 - пробка залив­ного и контрольного отверстия; 9 направляющее колесо; 10 - роликовые конические подшипники; 11 - коленчатая ось; 12 – амортизационные пружины; 13 - гайка сжатия пружин; 14 - регулировочная гайка; 15 кронштейн рамы; 16, 20 - стяжной и запорный винты; 17 - уплотнительная манжета; 18 - шток; 19 - цилиндр натяжения гусеницы; 21 - пресс-масленка; 22 - головка цилиндра; 23 - предохранительный клапан; А - устройство гидравлического натяжения; Б - пружинный амортизатор

Рисунок 8 - Поддерживающий ролик

 

Гидравлический механизм натяжения применяют на некото­рых гусеничных тракторах. В него входит цилиндр 19 (рисунок 30, в), который находится между пружинами 12 и штоком 18. Для натяжения гусеничной цепи солидол нагнетают в полость цилин­дра через пресс-масленку 21.

Колесо 9 (см. рисунок 30, б) вращается на роликовых подшип­никах 10, наружные обоймы которых запрессованы в расточке его ступицы. Внутренние обоймы подшипников посажены на шейки нижнего колена оси 11 и удерживаются от бокового смещения шайбы двумя гайками, навернутыми на резьбовой конец оси. Этими гайками регулируют зазор в конических подшипниках.

Подшипники смазывают маслом, заправляемым через отвер­стие в крышке направляющего колеса. Отверстие закрывают пробкой 8. Чтобы предотвратить утечку масла, под крышку под­кладывают картонную прокладку, а с обратной стороны колеса устанавливают уплотнительное устройство, состоящее из корпу­са, подвижного 2 и неподвижного 3 колец и помещенной в рези­новый чехол пружины 4.

Шейки верхнего колена оси 11 во время работы трактора и при натяжении гусениц могут свободно поворачиваться в чугун­ных втулках, которые запрессованы в опору, приваренную к про­дольным балкам рамы.

Подвеска соединяет гусеничный движитель с рамой и обес­печивает плавность хода. Эластичная подвеска трактора пред­ставляет собой четыре балансирных каретки. Они установлены на цапфах 6 (рисунок 31) поперечного бруса рамы по две с каждой стороны трактора и представляют собой тележку. Последняя со­стоит из внешнего 5 и внутреннего 1 балансиров, опирающихся на катки 10, и пружины 2, установленной между балансирами.

Балансиры каретки отлиты из стали и имеют сложную фор­му. Внутренний балансир с одной проушиной устанавливают при монтаже каретки ближе к середине трактора между двумя про­ушинами внешнего балансира. Балансиры шарнирно соединены пустотелой осью 3.

Во внешнем балансире в отличие от внутреннего находится центральное отверстие, в которое запрессованы с обеих сторон стальные закаленные втулки (опоры цапфы 6 поперечного бруса рамы). Внешний балансир, а вместе с ним и вся каретка удержи­ваются от смещения на цапфе рамы упорной шайбой, которая прижата к горцу цапфы сборной цанговой гайкой 7.

Трущиеся поверхности цапфы и втулок смазывают маслом, заливаемым в центральную полость внешнего балансира через отверстие, закрываемое пробкой 4. Уровень масла проверяют по контрольному отверстию, закрываемому пробкой 12.

В верхней части балансиров находится два литых чашеобраз­ных углубления, в которые входят концы спиральной пружины рессоры. Она стремится развести верхние концы балансира во­круг оси качания и опустить опорные катки вниз, а масса тракто­ра опускает ось качания вниз и сжимает пружину. Таким обра­зом, масса трактора передается на катки и гусеницы через спи­ральную рессору, что обеспечивает эластичность подвески трак-гора.

1,5- внутренний и внешний балансиры; 2 - пружина; 3,8- оси балансиров и катков; 4, 12 – пробки маслозаливного и контрольного отверстий; 6 - цапфа; 7 - цанговая гайка; 9 - регулировочные прокладки; 10 - каток; 11 – уплотнительное устройство; 13 – пробка;

Рисунок 9 - Каретка трактора ДТ-75МЛ

 

В нижней части балансиров расположены приливы с расто­ченными отверстиями, в которых на конических роликовых под­шипниках установлены оси опорных катков. На выступающие концы осей напрессованы опорные катки, отлитые из стали. Оси вращаются в конических подшипниках, зазор в которых регули­руют прокладками 9. Последние установлены под фланцами кор­пусов уплотнения. Подшипники смазывают маслом, нагнетаемым через просверленный в оси капал, выходное отверстие которого закрыто пробкой 13. Во время заправки наконечник маслонагне­тателя вставляют до упора. Масло нагнетается до тех пор, пока вытекающее через зазор между наконечником и стенками масло не будет достаточно чистым.

Резиновые кольца, установленные под гайки осей катков, и уплотнительные устройства 11, аналогичные описанным ранее, предотвращают вытекание масла наружу и попадание в него пы­ли и грязи. Детали уплотнительного устройства подвески взаимо­заменяемы с деталями уплотнительного устройства поддержи­вающих роликов.

3. Техническое обслуживание.

Работоспособность ходовой части колесных и гусеничных тракторов зависит от ряда факторов:

- давления в шинах и степени их повреждения;

- состояния гидроамортизаторов и рессор;

- регулировки зазоров в подшипниках направляющих колес;

- степени проскальзывания поддерживающих роликов, опор­ных катков и натяжные колес.

Шины монтируют на обод на чистом полу. Не допускается попадание внутрь покрышки грязи и земли. Сначала заводят за кромку обода один борт покрышки с помощью монтажных лопа­ток. Вытертую насухо камеру посыпают тальком, укладывают в покрышку и расправляют. Вентиль камеры вставляют в отверстие обода и накачивают шину до 1/4...1/3 нормального давления. Другой борт покрышки также заводят за кромку обода с помо­щью монтажных лопаток. Борт покрышки заканчивают перетяги­вать у вентиля. Шину накачивают до нормального давления. Де­монтируют шину в обратной последовательности.

Чтобы облегчить накачивание шин, используют специальное приспособление для наполнения их воздухом от двигателя. Это приспособление устанавливают на головку цилиндров вместо форсунки. Затем соединяют наконечник шланга приспособления с вентилем камеры и при малой частоте вращения коленчатого вала накачивают шины до требуемого давления.

Техническое обслуживание ходовой части заключается в под­тягивании болтовых креплений, смазывании трущихся поверхно­стей деталей, проверке уровня масла и его своевременной замене. регулировании конических подшипников и сходимости направ­ляющих колес, натяжении гусеничной цепи, проверке состояния шин и давления воздуха н них.

При ТО-3 регулируют зазор в подшипниках передних колес следующим образом. У колесных тракторов приподнимают коле­со над землей с помощью домкрата и покачивают его в направле­нии, перпендикулярном плоскости вращения. У гусеничного трактора надо предварительно освободить гусеницу. Обнаружив повышенный зазор в подшипниках Н (см. рисунок 27), его регу­лируют. Для этого отвертывают болты и снимают крышку 12, предварительно очистив от грязи, расшплинтовывают гайку 13 оси цапфы и завертывают ее до появления повышенного сопро­тивления вращению колеса. Затем отвертывают гайку до совпа­дения ближайшей прорези в ней с отверстием под шплинт в оси и зашплинтовывают. Проверяют легкость вращения колеса. Запол­няют полость ступицы и крышку смазочным материалом. Закре­пляют крышку и опускают колесо, освободив домкрат.

При чрезмерном и недостаточном натяжении гусениц возмо­жен увеличенный износ, что приводит к потере мощности двига­теля при передвижении трактора. Кроме того, при износе звеньев гусеничная цепь может соскочить.

Натяжение гусениц регулируют на ровной и твердой пло­щадке. Трактор устанавливают так, чтобы участок гусеницы ме­жду задним опорным катком и ведущей звездочкой был натянут. Измеряют расстояние от пальцев наиболее провисшего звена до ровной рейки, положенной на выступающие концы находящихся над поддерживающими роликами пальцев. Это расстояние долж­но составлять 30...50 мм для обеих гусениц.

Если провисание гусениц более 50 мм, то их натяжение регу­лируют. Амортизационные пружины должны быть сжаты до раз­мера 640 мм. У механического механизма натяжения при регули­ровке очищают от грязи резьбу натяжного болта, смазывают ее солидолом, ослабляют контргайку и, поворачивая регулировоч­ную гайку 1 (см. рисунок 29), перемещают коленчатую ось с на­правляющим колесом вперед до нормального натяжения гусени­цы, после чего затягивают контргайку. Если для нормального на­тяжения гусениц недостаточно резьбы у натяжного болта, то с каждой гусеницы удаляют по звену.

У гидравлического механизма натяжения вывертывают проб­ку перед пресс-масленкой.21 (см. рисунок 30), а запорный винт 20 ослабляют на один-полтора оборота. Затем через масленку на­гнетают солидол до получения требуемого натяжения. После это­го немедленно завертывают запорный винт до отказа и закрыва­ют масленку пробкой.

Давление в шинах следует устанавливать согласно рекомен­дациям завода-изготовителя.

Контрольные вопросы

  1. Из каких основных частей состоит ходовая часть трактора?
  2. Какие типы остова применяют на сельскохозяйственных тракторах?
  3. Каким образом регулируют ширину колеи и дорожный про­свет универсально-пропашных тракторов?
  4. От чего зависят тягово-сцепные качества колесных тракто­ров?
  5. В какой последовательности регулируют схождение на­правляющих колес?
  6. Расшифруйте марку шины 13,6R38. На каком тракторе ее используют?

 

Практическое занятие № 13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...