Коробки передач и раздаточные коробки
Цель занятия. Изучение составных частей шасси. Изучение принципа работы сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, карданной передачи. Приобретение знаний и умений оценивать основные показатели и назначение сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, карданной передачи по их технической характеристике и общему устройству. Материалы и оборудование. Плакаты и макеты по устройству тракторов, их узлов и деталей. Натуральные образцы тракторов МТЗ-82, ДТ-75М, их узлы и детали. Содержание работы 1. Конструкция и работа механических ступенчатых коробок передач. 2. Конструкция и работа коробок передач с переключением без разрыва потока энергии. 3. Конструкция и работа гидротрансформаторов и вариаторов. 4. Конструкция и работа раздаточных коробок 5. Конструкция и работа и ходоуменьшителей.
Порядок выполнения работы
1. Конструкция и работа механических ступенчатых коробок передач. Коробка передач (КП) служит для изменения силы тяги и скорости движения трактора в зависимости от условий работы. С помощью КП можно изменять направление движения вперед или наад и отключать работающий двигатель от трансмиссии при остановке. Действие КП основано на том, что вращение от коленчатого вала двигателя передается на ходовую часть через зубчатые шестерни с определенным передаточным числом на каждой передаче. Число, показывающее отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей, называется передаточным числом. Коли в передаче участвует несколько пар шестерен, то общее передаточное число равно произведению передаточных чисел всех пар шестерен, участвующих в передаче. Па рисунке 6 показана простейшая КП с тремя передачами переднего хода и одной передачей заднего хода. При введении в зацепление самой малой шестерни, расположенной на ведущем (первичном) валу 3, с самой большой шестерней на ведомом (вторичном) валу 2 включается I (низшая) передача. Частота вращения ведомого вала будет наименьшей, а крутящий момент- наибольшим.
Подвижные шестерни (каретки) ведущего вала передвигаются рычагом 7 переключения передач через вилки 5, которые перемещаются вместе с ползунами 9 или по ним как по направляющим. Для фиксации передачи и исключения самопроизвольного переключения предусмотрены фиксаторы 8. Чтобы предотвратить одновременное передвижение двух ползунов и включение двух передач, в КП расположена направляющая пластина - кулиса 6. При работе выбирают по возможности более высокую передачу для обеспечения экономичной работы двигателя и достижения высокой производительности. Чем больше передач в КП, тем полнее используется мощность двигателя при переменной нагрузке. 1 - двойная шестерня заднего хода; 2, 3 - ведомый и ведущий валы; 4 корпус; 5 - вилки; 6 кулиса; 7 - рычаг переключения передач; 8 - фиксатор; 9 – ползуны Рисунок 1 - Простейшая коробка передач
Передачи тракторов можно условно разделить на три группы: основные, транспортные и замедленные. Основные передачи (рабочего диапазона) соответствуют рабочим операциям в полевых условиях при агрегатировании трактора с сельскохозяйственными машинами. Этим передачам отвечают скорости 5... 14 км/ч (см. приложение). Транспортные передачи включают при перевозке грузов тракторными поездами и переездах МТА. У колесных тракторов таким передачам соответствуют скорости 15...30 км/ч. Замедленные передачи необходимы для высококачественного выполнения некоторых технологических процессов (работа рассадопосадочных, корнеклубнеуборочных и других машин), которые осуществляют на скоростях 0.6... 1,4 км/ч.
. Коробка передач с продольным расположением валов. Коробка передач состоит из корпуса 21 (рисунок 7), первичного I, промежуточного 19 и вторичного 14 валов, механизма переключения передач и шестерен. Корпус КП отлит из чугуна. Первичный и вторичный валы расположены соосно. Вторичный вал вращается в роликовых подшипниках, а остальные валы - в шариковых. Задний подшипник вторичного вала размещен в стакане, который находится в задней стенке корпуса КП. Под фланцем стакана установлены регулировочные прокладки 12, с помощью которых регулируют осевой зазор в конических подшипниках. Вторичный вал 14 изготовлен вместе с ведомой шестерней 7 первой ступени. Ее внутренние зубья предназначены для включения прямой (IX) передачи. На шлицах вторичного вала неподвижно закреплены ведомая шестерня второй ступени редуктора и ведущая коническая шестерня главной передачи. В торце вторичного вала расточено углубление, в которое запрессован подшипник (задняя опора первичного вала). Промежуточный вал выполнен пустотелым. Внутри него проходит вал 20 независимого привода ВОМ На шлицы промежуточного вала надет ряд шестерен. Первые четыре шестерни (по ходу трактора) жестко закреплены стопорным кольцом. Пятая и шее гая шестерни 1 8 свободно вращаются на ступице четвертой шестерни. Седьмая и восьмая шестерни выполнены в виде передвижной каретки 17 и могут свободно передвигаться по шлицам ма'ла. Двигаясь вперед, каретка включает первую ступень редуктора, при движении назад вторую. В первую ступень входят I, III, IV, V передачи переднего хода и 1 передача заднего хода. Вторая ступень II, VI, VII, VIII передачи переднего хода и II передача заднего хода. Ведущая шестерня 16 второй ступени выполнена с внутренними и наружными зубьями. На ее торце, выступающем из КП, предусмотрены зубья для синхронного привода ВОМ. Внутри шестерни находится игольчатый подшипник задняя опора промежуточного вала. Поэтому шестерня 16 и промежуточный вал вращаются независимо. Шестерня опирается па два шариковых подшипника, заключенных в стакане. Он установлен в расточенном о шерстин задней стенки корпуса КП. 1, 14, 19 - первичный, вторичный и промежуточный валы; 2 - каретка шестерен IV, V, VII и VIII передач; 3 каретка шестерен III, VI и IX передач; 4 - крышка; 5 – ползун с вилкой; 6 - замковая пластина; 7 - ведомая шестерня первой ступени; 8 - фиксатор; 9 - сапун; 10 - рычаг переключения; 1 I - рамка блокировки пуска пускового двигателя; 12 - регулировочные прокладки; 13- коническая шестерня; 15 - регулировочная шайба; 16 - ведущая шестерня второй ступени; 1 7 - каретка переключения диапазонов (ступеней); 1 8 - шестерня с двумя венцами; 20 - вал независимого привода ВОМ; 2 I - корпус; 22 блок промежуточных шестерен понижающего редуктора; 23, 25 - ведомая и ведущая шестерни редуктора; 24 - зубчатая муфта; 26 - рычаг включения редуктора
Рисунок 2 - Коробка передач трактора МТЗ-80
Первичный вал шлицевой. Он опирается на два шариковых подшипника: передний, установленный в стакане, и задний в расточке вторичного вала. Па шлицы первичного вала надеты две передвижные каретки ведущих шестерен. Движением передней каретки 2 вперед включают V или VIII передачу (в зависимости от включенной ступени редуктора), движением назад- IV или VII передачу. Задняя каретка 3 может находиться в двух рабочих положениях. В переднем положении она включает III или VI передачу, в заднем - IX (прямую) передачу. Передачи заднего хода осуществляются через шестерни 12 и 13 (рисунок 8, а). В среднем положении задняя каретка 6 передает вращение валу 11 заднего хода с помощью надетой на него шестерни 10. На шлицах вала 11 помещена передвижная шестерня 12. При движении этой шестерни назад включается I или II передача переднего хода, при движении вперед - передача заднего хода. В рассматриваемой КП устанавливают понижающий редуктор, по заявке заказчика могут установить ходоуменыиитель. Понижающий редуктор размещен перед КП в корпусе сцепления. Редуктор предназначен для понижения частоты вращения каждой передачи в 1,3 раза. В него входят ведущая 1 и ведомая 4 шестерни с зубчатыми венцами, зубчатая (соединительная) муфта3 и блок 14 промежуточных шестерен. Редуктор включают передвижением зубчатой (соединительной) муфты 3 вперед. Таким образом, при использовании понижающего редуктора число передач КП удваивается.
Промежуточная шестерня 13 заднего хода вращается на неподвижной оси и находится в постоянном зацеплении с малым венцом передней шестерни, установленной на шлицах промежуточного вала 8. Ходоуменыиитель (рисунок 8, б) смонтирован в отдельном корпусе и может быть установлен на место левой крышки К11. Он представляет собой планетарный редуктор. Ходоуменьшитель предназначен только для понижения 1 и 11 передач переднего и заднего хода. Поэтому для его привода используют вал 1 I передачи заднего хода. При включении ходоуменьшителя шестерню 1) перемещают назад. В этом случае она становится ведущей шестерней ходоуменьшителя. а шестерня 10 - ведомой. а- основные передачи; б ходоуменьшитель; в - привод бокового ВОМ; 1,4 - ведущих и ведомая шестерни понижающего редуктора; 2 - вал сцепления; 3 - зубчатая муфта; 5, 8 - первичный и промежуточный валы; 6 - передвижная шестерня (каретка) первичного вала; 7 - шестерня вторичного вала; 9 - ведущая передвижная шестерня ходоуменыпителя; 10- ведомая шестерня 1 и II передач переднего и заднего хода; 11 вал I передачи и передачи заднего хода; 12 - ведущая передвижная шестерня 1 передачи и передачи заднего хода; 13 - промежуточная шестерня заднего хода; 14 блок промежуточных шестерен понижающего редуктора; 15 - шестерня ходоуменьшителя; 16 вал прикола бокового ВОМ; 17 - шестерня привода ВОМ Во избежание несчастных случаев помните, что при работе с ходоуменышителем при включении передач переднего хода трактор движется назад, при включении передачи заднего ходе - вперед. Рисунок 3 - Схема коробки передач трактора МТЗ-80
Ходоуменьшитель включают только на основных пониженных передачах специально для низких скоростей, а не для получения больших тяговых усилий, которые могут вызвать поломки механизмов трансмиссии трактора. При необходимости вместо ходоуменьшителя с левой сторо-ны ПК устанавливают привод бокового ВОМ (рисунок 8, в). На пропашных тракторах с передними ведущими колесами на место щей крышки КП устанавливают раздаточную коробку. Ведущей шестерней раздаточной коробки служит шестерня 7. Механизм переключения передач состоит из рычага 10 (см. рисунок 7) переключения, ползунов 5 с вилками, замковых пла-стин фиксаторов. Каждая вилка переключения перемещает одну каретку. Замковые пластины 6 предотвращают включение сразу двух передач. Шариковые фиксаторы 8 предотвращают произвольное перемещение ползунов и кареток. Коробка передач с поперечным расположением валов. При поперечном расположении валов уменьшается длина КЛ, которую можно объединить с механизмами заднего моста в единый агрегат, уменьшив габариты трактора.
Отличительная особенность КП - реверс (обратный ход) на все передачи. Переместив зубчатую муфту 14 (рисунок 9) реверса впра-во, включают передний ход на все передачи, перемести влево - задний ход. На промежуточном валу 9 перемещаются по шлицам каретки 1 7 и 10, с помощью которых можно получить три передачи. Эти передачи удваиваются посредством удвоителя, который состоит из двух шестерен 18 и 6. Шестерня 18 свободно размещена на втулке и находится в постоянном зацеплении с малой шестерней 2 главной передачи (дифференциала). а - устройство; б- механизм реверса; 1 - вилка переключения замедленных передач; 2 - шестерня дифференциала второй, четвертой, шестой и второй замедленной передач; 3 - шестерня дифференциала первой, третьей, пятой и первой замедленной передач; 4 - ведомая шестерня первой-второй и замедленных передач; 5 ведомая шестерня пятой-шестой передач; 6 — шестерня передачи к дифференциалу; 7 - каретка ведущей шестерни замедленных передач; 8 - вал замедленных передач; 9 - промежуточный вал; 10 - каретка ведущих шестерен первой-второй и пятой-шестой передач; 11 - левая коническая шестерня реверса (задний ход); 12 — зубчатая втулка механизма реверса; 13 - приводной вал замедленных передач и ВОМ; 14 - зубчатая муфта реверса; 15, 20 - первичный и вторичный (главный) вал; 16 - правая коническая шестерня реверса (передний ход); 17 - карелка ведущей шестерни третьей-четвертой передач, 18 шестерня привода к дифференциалу второй, четвертой, шестой и второй замедленной передач; 19- ведомая шестерня третьей-четвертой передач; 21 - вилка переключения первой-второй и пятой-шестой передач; 22 вилка включения удвоителя; 23 - вилка переключения реверса; 24 - вилка переключения третьеи-четвертой передач; 25 - рычаг переключения реверса; 26 - рычаг переключения передач: 27 втулка Рисунок 4 - Коробка передач с поперечным расположением валов трактора Т-ЗОА-80
Передвижная шестерня 6 помещена на шлицах вторичного вала 20 и может занимать два положения: левое при зацеплении с большой шестерней 3 главной передачи и правое - с внутренними зубьями шестерни 18. Такая КП снабжена замедленной передачей от второго диска сцепления через приводной вал 13 и каретку 7 на шестерню 4 вторичного вала. Переключением шестерни 6 главной передачи можно получить две замедленные передачи. Разработаны механические КП с переключением передач посредством синхронизаторов (синхронизированные КП) или гидравлического механизма управления. Ведущие и ведомые шестерни находятся в постоянном зацеплении, но вращающий момент перелается на ведомые шестерни только при их соединении с ведомым валом с помощью синхронизаторов либо гидроподжимных муфт.
2. Раздаточная коробка. Раздаточная коробка универсально-пропашного трактора предназначена для привода переднего ведущего моста и закреплена сбоку КП. С помощью раздаточной коробки передний мост включается автоматически при буксовании задних колес. Раздаточная коробка представляет собой одноступенчатый редуктор с роликовой муфтой свободного хода. В корпусе на двух шариковых подшипниках вращается вал 10 (рисунок 10). На его шлицах установлены внутренняя обойма 7 муфты свободного хода, передвижная шестерня 8 блокировки и фланец 9 карданного вала. Шестерня А раздаточной коробки изготовлена вместе с наружной обоймой 5 муфты свободного хода и через промежуточную шестерню 4 находится в постоянном зацеплении с шестерней 3 вторичного вала коробки передач. Наружная обойма муфты свободного хода поворачивается относительно внутренней обоймы 7 на шариковых подшипниках. В профилированных пазах наружной обоймы расположены цилиндрические ролики 6. Частота вращения шестерни с наружной обоймой 5 всегда пропорциональна частоте вращения задних ведущих колес, частота вращения внутренней обоймы, соединенной с валом 10, частоте вращения передних ведущих колес. Передаточные числа шестерен переднего и заднего мостов подобраны гак, что при отсутствии буксования внутренняя обойма вращается примерно в 1.06 раза быстрее, чем наружная, получающая вращение от КМ. Поэтому в хороших дорожных условиях передние колеса работают в ведомом режиме. 1 - стойка фиксации тяги; 2 - рукоятка тяги управления; 3 - шестерня КП; 4 - промежуточная шестерня; 5 -- наружная обойма; 6 - ролик; 7- внутренняя обойма муфты свободного хода; 8 - передвижная шестерня; 9 - фланец карданного вала; 10 — вал; 11 корпус; 12 - вилка; I 3 - пружина; А - шестерня Рисунок 5 - Раздаточная коробка трактора МТЗ-82 Если задние колеса начинают пробуксовывать, то вращение передних колес и привода переднего моста замедляется, соответственно уменьшается и частота вращения ведомой обоймы. При равных частотах вращения наружной и внутренней обойм ролики 6 заклиниваются между обоймами, и весь механизм начинает вращаться как одно целое, передавая крутящий момент от КП передним подушим колесам. Когда буксование задних колес заканчивается (менее 5%), передний мост вновь автоматически отключается. При заднем ходе и трогании трактора с места, когда необходимо преодолеть большое тяговое сопротивление, можно принудительно включать передний ведущий мост, вводя передвижную шестерню блокировки в зацепление с внутренним зубчатым венцом наружной обоймы рукояткой 2. Если освободить тягу из стойки 1. то блокировка прекращается, так как пружина 13 возвращает тягу и передвижную шестерню в исходное положение. Детали раздаточной коробки смазываются маслом, находящимся н корпусе. Правила эксплуатации. Работоспособное состояние КП характеризуется четким и бесшумным включением передач, отсутствием подтекания масла, умеренным нагревом. Передачи не должны произвольно выключаться на ходу. Для увеличения срока службы КП необходимо правильно ее использовать. Включать и выключать передачи с переключением можно только при полностью остановленном тракторе. Если включение передач затруднено вследствие совпадения торцов зубьев сцепляемых шестерен, то следует повторным включением сцепления провернуть ведущую шестерню при нейтральном положении рычага переключения передач, после чего включить передачу. Рычаг переключения передач нужно перемещать плавно, без рывков. При ТО-1 проверяют уровень масла в КП. При ТО-2 регулируют механизм блокировки. При сезонном техническом обслуживании меняют масло и заливают его до установленного уровня, очищают магниты пробок, промывают сапуны и фильтры. При регулировании механизма блокировки трактора ЛТЗ-55 отсоединяют тягу, связывающую рычаг валика механизма блокировки с педалью сцепления. Валик блокировки устанавливаю: углублениями вниз (ползуны должны свободно передвигаться). Затем полностью выжимают педаль сцепления и, отрегулирован необходимую длину тяги, соединяют педаль с рычагом валика механизма блокировки переключения передач.
Контрольные вопросы
Практическое занятие № 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|