Основные концепции лидерства
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Оглавление Введение 1. Основные концепции лидерства 1.1 Теория черт 1.2 Ситуативная теория 1.3 Системная теория 2. Определение кейса и его специфики 3. Понятие учебной группы 4. Механизмы выдвижения в позицию лидера 5. Исследование механизмов выдвижения лидера в учебной группе при решении конкретной ситуации (кейса) 6. Ход исследования и полученные результаты 7. Анализ и интерпретация результатов 8. Выводы Заключение Список литературы Приложения Введение
Актуальность исследования механизма выдвижения лидера в группе, в процессе решения конкретной ситуации, имеет важное значение в современных рыночных условиях функционирования организации, т.к. способствует эффективному решению задач в сфере управления персоналом. Полученные, в ходе наблюдения за работой группы по решению практической ситуации (кейса), данные могут использоваться руководством фирмы как основа для принятия решения об отборе кандидатов на управленческие должности и формирования резерва руководителей. Кроме этого, полученные данные более подробно опишут закономерности и механизмы развития малых групп и предоставят новые возможности управления группами. На год работы были поставлены и решены следующие задачи: ) Сделан анализ литературных источников, описывающих механизмы выдвижения лидеров, предложенных отечественными и зарубежными авторами. 2) Изучено содержание понятия конкретная ситуация (кейс) и разработан (написан) кейс для его последующего решения группой. ) Проведено исследование учебных групп при помощи методик, которые позволили определить основной механизм выдвижения лидера в учебной группе, а также произведена интерпретация полученных данных и сделан, основываясь на результатах, вывод о том, какой механизм выдвижения лидера в учебной группе является основным, ведущим.
Целью нашего исследования является анализ работы учебной группы по поиску решения кейса, вычленение механизмов выдвижения лидера в группе в этом процессе, а также выделение и обоснование основного, ведущего механизма. Объектом нашего исследования является учебная (тренинговая) группа. Исследование проводилось на учебных группах в моменты решения ее конкретных ситуаций - кейсов. В качестве учебных групп были выбраны тренинговые группы. Участниками первой группы были руководители различных отделов и подразделений городской администрации. В состав второй группы входили молодые специалисты, работающие в ООО "КраМЗ" и ОАО "КраМЗ", выдвинутые в оперативный и перспективный резерв на руководящие должности. В ходе работы, нами были выделены такие характеристики этих учебных групп как "лабораторность", "временность", "выборность". Предметом нашего исследования являются механизмы выдвижения лидера в группе при решении конкретной задачи. В ходе работы, на основе анализа литературных источников, а также динамических процессов, протекающих в малой группе, нами выделены возможные механизмы выдвижения члена группы в позицию лидера. Так, по нашему мнению, тот или иной член группы может выдвигаться в позицию лидера на основе разрешения внутригрупповых противоречий и на основе механизма идиосинкразического кредита. Кроме предложенных нами механизмов, в работе рассматривается и механизм выдвижения лидера в группе, предложенный Кричевским Р.Л., - механизм ценностного обмена. На основе проведенного нами анализа механизмов выдвижения лидера в группе мы пришли к выводу, что механизмы идиосинкразического кредита и разрешения внутри групповых противоречий свойственны только для малых групп с уже сформированной структурой, т.е. существующих длительный период времени. Как мы уже говорили, в нашем случае рассматривается временная группа, время ее существования ограничивается периодом решения кейса. И, т.к. в реальных жизненных условиях эта группа не существует, а ее участники не знакомые, либо мало знакомые друг другу люди, то говорить о сформированности структуры группы невозможно. Основываясь на этих рассуждениях, нами была выдвинута гипотеза:
Гипотеза: ведущим механизмом выдвижения лидера в группе при решении конкретной ситуации (кейса) является механизм ценностного обмена - обмен осуществляется между статусом члена в группе и его компетентностью (наибольшим вкладом в решение групповой задачи), реализуемой в ходе решения задачи. В своем исследовании мы использовали следующие методы и методики: · включенное наблюдение. Этот метод нами выбран в силу того, что позволяет фиксировать все внешние проявления жизни группы. Поскольку для нашего исследования необходимо выявить механизмы групповой динамики и на их основе выделить ведущий механизм выдвижения индивида в позицию лидера, которые могут проявляться во взаимодействии членов группы и могут быть зафиксированы в наблюдении. · Социометрия и референтометрия являются стандартными тестами в случае исследования малых групп, просты и экономичны. · Анализ сочинений и интервью - эти методики позволили получить информацию о ценностных представлениях членов группы и об изменениях происходящих в структуре группы, непосредственно от самих членов группы. · Статистический анализ. Результаты, полученные нами в ходе проведенного исследования, подтвердили гипотезу о том, что ведущим механизмом выдвижения лидера в группе, при решении конкретной ситуации (кейса), является механизм ценностного обмена. Обмен осуществляется между статусом члена в группе и его компетентностью (наибольшим вкладом в решение групповой задачи) реализуемой в ходе решения задачи. Мы говорим о том, что механизм ценностного обмена является ведущим, т.к. в ходе исследования нами была зафиксирована динамика лидерства. Первоначально выдвижение одного из членов группы в позицию лидера связано с демонстрацией им наиболее высокой внешней активности.
В дальнейшем, в процессе группового взаимодействия, происходит смена лидера. Смена лидера связана с тем, что выдвижение лидера на основе демонстрации и наиболее высокой активности, не способствует достижению групповой цели - решению конкретной ситуации. Механизмом выдвижения нового лидера является механизм ценностного обмена. Суть ценностного обмена состоит в обмене между компетентностью индивида, реализуемой в ходе решения групповой задачи, и статусом, которым наделяют его "за это" члены группы. Не малый интерес для дальнейшей работы представляет и выявленный нами феномен "искаженного восприятия". Феномен проявляется в том, что "подчиненные" склонны оценивать "начальников" как лидеров группы, внесших наибольший вклад в решение задачи, их же они оценивать как наиболее компетентных. Оценки "подчиненных" идут в разрез с общегрупповыми оценками. Так же основываясь на результатах проведенного нами исследования, мы сделали предположение о правомерности использования социометрии как самостоятельного инструмента для определения лидера в учебных группах опосредованных решением конкретной ситуации. Но это только предположение, которое требует дальнейшего изучения. Основные концепции лидерства
Существует три основных подхода в понимании происхождения лидерства: · теория черт; · ситуативная теория лидерства; · системная теория лидерства [2], [19], [20], [23].
Теория черт
Примерно до 50-х годов наибольшей известностью пользовалась "теория черт лидерства". Эта теория признает врожденность и неповторимость свойств лидера, поэтому лидерство как социально-психологический феномен можно рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удержать власть в своих руках именно благодаря этим уникальным чертам.
Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня черт не решаема. В 1940г.К. Бирд опубликовал книгу "Социальная психология", в которой сделал попытку обобщить 20 исследований в области теории "черт лидерства". Из 79 черт лидера, выдвинутых в работах, только 5% упоминались трижды. Многие из приведенных черт противоречили друг другу, некоторые были взаимно исключающими. В 1946г. Стогдилл обобщил данные уже 124 работ по теории черт лидерства и обнаружил еще большие противоречия в комплексах лидерских черт. С этого времени теория "черт лидерства" переживает кризис, который заключается в том, что она не может объяснить природу лидерства, рассматривая его как изолированный феномен, возникающий из него самого [19]. Теория черт оказалась опровергнутой. Существенным возражением против этой теории явилось замечание Г. Дженнингса о том, что теория черт в большей мере отражала черты экспериментатора, нежели черты лидера [2]. Кризис "теории черт" лидерства привел к тому, что исследователи перенесли свое внимание на другие факторы, влияющие на лидерские процессы в группе и детерминирующие их.
Ситуативная теория
Одним из основоположников новой теории лидерства был Р. Стогдилл, опубликовавший в 1948г. работу "Личностный фактор, связанный с лидером". Автор выдвигает гипотезу, из которой следует, что лидером становится человек не в силу его черт, а в силу ситуации; указывает, что личность, являясь лидером в одной ситуации, может не быть им в другой [19]. Лидер понимается как тот, кто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других). Свойства, черты и качества лидера оказались относительными. Ситуативная теория лидерства была подвергнута критике со стороны Ж. Пиаже, который утверждал, что при таком подходе полностью снимается вопрос об активности личности лидера, он превращается в какого-то "флюгера". Эту слабость ситуативной теории не могло снять и то добавление, которое было к ней сделано: в одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера, выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные экспектации, ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты (этот подход называется еще функциональным) [2].Е. Холландер и Дж. Джулиан в работе "Современные направления в анализе лидерских процессов" дали содержательный критический анализ всех известных концепций лидерства. Авторы характеризуют функциональную концепцию лидерства как наиболее "путанную", "нелепую", из которой, по их мнению, следует, что каждый член группы может быть лидером, поскольку выполняет определенные действия (групповые функции) и тем самым способствует выполнению групповой задачи, достижению групповой цели.
Главный недостаток этих подходов заключается, по мнению Кричевского Р.Л., практически в полном игнорировании их авторами социальной природы лидерства, его общественных детерминант. По его мнению, лидерство выступает в этих работах преимущественно как лабораторный, психологический по своей природе феномен. [19] В начале 60-х годов делаются попытки создать новую, "синтетическую" теорию лидерства, соединить все имеющиеся концепции.
Системная теория
Согласно этой теории лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы и изучается с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не отбрасываются со счетов. Также учитываются и другие переменные относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования [2]. Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется в рамках, близких выше описанной модели. Но, с обоснованием специфики, продиктованной исследованиями динамических процессов в группе, феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности. При этом во главу угла ставятся не просто "ситуации", но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния. [2] Наиболее существенный вклад в разработку проблемы лидерства в отечественной психологии сделан Б.Д. Парыгиным, Л.И. Уманским, Р.Л. Кричевским, Г.М. Андреевой, А.В. Петровским, И.П. Волковым и их сотрудниками и последователями [2], [16], [18], [20], [21], [24]. Одним из наиболее важных и принципиальных, по мнению С.А. Багрецова и В.В. Наумова, отличий отечественных работ является включение системы отношений "лидер - последователи" в более широкий социальный контекст. В качестве следствия такого подхода можно говорить об ориентированности исследований на реальные группы. [8] В своей дальнейшей работе мы будем применять понятия лидера и лидерства предложенные Г.М. Андреевой [2] и Кричевским Р.Л. [16], [20]. Лидером, по ее мнению, является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении конкретной задачи. Это член группы, обладает наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе (коллективе). Лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство, по мнению Г.М. Андреевой, необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре [2], [20].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|