Ход исследования и полученные результаты
Как уже было сказано выше, мы исследовали две учебные (тренинговые) группы. Наблюдение проводилось в обычных для групп условиях, в моменты решения ими конкретных ситуаций. Члены группы не знали, что их поведение фиксируется. Наблюдатель был представлен группам как ассистент тренера и занимал позицию постороннего человека по отношению к членам группы (т.е. не входил в состав наблюдаемой группы, не принимал участия в решении конкретной ситуации). По мнению Регуш Л.А., к такому наблюдателю постепенно привыкают и перестают обращать внимание на его присутствие, хотя он продолжает смотреть на происходящие события со стороны. Поэтому мы сделали предположение об отсутствии искажений в поведении членов групп. На первом этапе нами были выявлены ценностные представления группы. Методика выявления ценностных представлений являла собой экспериментальное сочинение. В нем от респондентов требовалось: . Рассказать, какие черты партнера по группе и особенности его поведения больше всего импонируют? 2. Перечислить, какими из этих черт важно обладать испытуемому? . Перечислить черты, характеристики и особенности поведения, способствующие выдвижению одного из членов группы в позицию лидера? При анализе сочинений все черты, характеристики и особенности поведения, относящиеся к значимым, рассматривались нами как ценности (ценностные представления). Из общего списка ценностей были выбраны наиболее предпочитаемые (часто повторяющиеся) группой. Список этих ценностей (ценностных представлениях) предлагался респондентам для ранжирования, с точки зрения их значимости для лидера. Полученные результаты представленные в приложении №1. На их основе можно сделать вывод о том, что для групп наиболее ценными (значимыми) являются: профессиональная компетентность (поведение в ответ на конкретную ситуацию) и организаторские способности (компетентность, связанная с ориентировкой в групповой динамике, способность организовать деятельность группы, управлять ею, с целью решения групповой задачи).
На следующем этапе, после решения группой конкретной ситуации, нами был определен вклад каждого члена группы в решение групповой задачи. Для этого респондентам было предложено задание: оценить вклад каждого члена группы в решение групповой задачи. Обработав эти данные, мы получили средние оценки вклада каждого участника группы в решение групповой задачи.
группа
группа
На основе получены данных, можно сделать вывод о том, что наибольший вклад в решение задачи, в первой группе вносят участники под номерами 11 и 10. Во-второй группе - это участники под номерами 8 и 3. На третьем этапе исследования, нами было проведено фокусированное социометрическое измерение (участники групп были поставлены в известность о том, что, собираемая информация будет использоваться только в научных целях) по следующим критериям: При необходимости принять окончательное решение в ответственной ситуации (в анализируемом кейсе) к чьему мнению прислушались бы Вы в первую очередь?
Кто, на ваш взгляд, из членов группы мог бы наилучшим образом (наиболее компетентно) представить групповое решение? Кто из членов группы, на ваш взгляд, проявлял наибольшую заинтересованность и активность в решении задачи? С ее помощью нами были получены социометрические статусы всех членов группы (определены лидеры). Полученные результаты представлены нами в виде социоматриц. * - при необходимости принять окончательное решение в ответственной ситуации к мнению этого члена группы прислушались бы первую очередь; # - член группы, который наилучшим образом мог бы представить групповое решение; ~ - член группы, проявляющий наибольшую заинтересованность и активность в решении задачи. Социометрический статус рассчитывался по формуле предложенной И.П. Волковым:
группа
1 группа
Наиболее высокий социометрический статус в первой группе у участников под номерами 11 и 10, во второй группе - у участников под номерами 8 и 3. Получив для каждой подгруппы по две переменные (социометрический статус и оценка вклада в решение задачи), представленные в численном выражении, мы вычислили коэффициент линейной корреляции (КЛК) Пирсона, между ними (для группы из 6 человек корреляция является значимой при p > 0,8114 при вероятности ошибки 5%, при вероятности ошибки 1% - p > 0,7646).
1 группа 2 группа
При проведении исследования, в третьей группе (в состав которой входили молодые специалисты ООО "КраМЗ" и ОАО "КраМЗ") последовательность этапов работы не нарушалась. На первом этапе были выявлены ценностные представления группы (результаты представлены в приложении №1). На втором этапе были получены оценки вклада каждого члена группы в решение задачи.
На основе данных, представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что наибольший вклад в решение групповой задачи сделан участниками под номерами 6, 3 и 8 На третьем этапе было проведено социометрическое измерение. При помощи обработки данных мы получили социометрический статус каждого члена группы. Полученные результаты представлены нами в виде социоматрицы.
* - при необходимости принять окончательное решение в ответственной ситуации к мнению этого члена группы прислушались бы первую очередь; # - член группы, который наилучшим образом мог бы представить групповое решение; ~ - член группы, проявляющий наибольшую заинтересованность и активность в решении задачи. Наиболее высокий социометрический статус в группе у участников 6, 3 и 8. (Коэффициент корреляции 0,911). Кроме социометрии в этой группе была проведена и референтометрия. На первом шаге референтометрии членам группы предлагалосьпо пятибалльной шкале оценить степень выраженности у одногруппников профессиональной компетентности и организаторских способностей. При условии что: 0 - свидетельствует о полном отсутствие у оцениваемого испытуемого данного качества; 5 - свидетельствует о яркой выраженности данного качества. Оценки выраженности организаторских способностей у членов группы
Оценки выраженности профессиональной компетентности у членов группы
Наиболее высокие оценки, выраженности профессиональной компетентности, получили участники под номерами: 6, 8, 2,3. Наиболее высокие оценки, по выраженности организаторских способностей, получили следующие участники: 6, 8 и 7. На втором шаге референтометрии членов группы просили представить, что их группа подлежит расформированию, и каждый член группы должен был написать имена только 2-х одногруппников, с которыми он хотел бы взаимодействовать дальше.
Наибольшее число выборов получили участники под номерами: 6,3 и 2. Через два дня нами был проведен основной этап референтометрии. Он проводился в процессе индивидуальной беседы с каждым участником группы. В ходе беседы испытуемому давалось понять, что ему предоставляется возможность ознакомиться с некоторыми оценками, которые ему дали товарищи по группе. Каждый член группы должен был сказать, чье мнение о себе он хотел бы узнать в первую очередь. Далее, выяснялись еще две фамилии. Полученные данные представлены нами в виде таблице.
Референтометрический статус рассчитывался по формуле:
где Сi - референтометрический статус i - го члена группы; R1i - количество первых выборов, полученных i - м членом; R2i - количество вторых выборов, полученных i - м членом; R3i - количество третьих выборов, полученных i - м членом; N - количество членов в исследованной группе. Для анализа данных, полученных в ходе проведенного исследования, нами составлена сводная таблица.
Как видно из таблицы, социометрические и референтометрические лидеры совпадают (6, 8 и 3) и эти же члены группы вносят наибольший вклад в решение групповой задачи. Необходимо отметить, что эти участники признаны группой наиболее компетентными в профессиональной и организационной деятельности. Линейный коэффициент корреляции Пирсона, рассчитанный нами между оценками вкладов членов группы в решение поставленной задачи и их социометрическим статусом, составил р =0,911 (для группы численностью десять человек корреляция считается значимой при р > 0,6314 при вероятности ошибки 5%, при вероятности ошибки 1% - p > 0,7646).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|