Механизмы выдвижения в позицию лидера
Современные исследователи проблем групповой динамики выделяют три ее механизма (Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.): . разрешение внутригрупповых противоречий; . "идиосинкразический кредит"; . психологический обмен [2], [20]. На основе анализа литературных источников, а также динамических процессов протекающих в группе, нами выделены возможные механизмы выдвижения члена группы в позицию лидера. . Разрешение внутригрупповых противоречий. Исследователи группового развития указывают на наличие нескольких типов внутригрупповых противоречий. Так, изучая динамику коллективообразования во временных молодежных группах (работа осуществлялась в рамках параметрического подхода Л.И. Уманского), А.Г. Кирпичник обратил внимание на противоречия: во-первых, между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью. Мы предполагаем, что на основе данного противоречия возможно выдвижение одного из членов группы в позицию лидера.
Выдвижение возможно за счет внесения одним из членов группы, предложений по изменению деятельности (например, отказ от ее выполнения) или альтернативного способа разрешения противоречия. Во-вторых, между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно усиливающимися, тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой. Это противоречие может быть предпосылкой выдвижения лидера. В такой ситуации позицию лидера займет тот, кто проявит наибольшую активность и стремление к самоутверждению. Компетентность в этом случае не есть причина выдвижения
Еще один тип внутри групповых противоречий описывает Ф. Шамбо, основывающий свой анализ развития малой группы на материалах большого числа исследований психоаналитического толка, начиная с известной работы 3. Фрейда по групповому влиянию "Психология масс и анализ человеческого Я", 1926. Суть рассуждений Ф. Шамбо сводится к следующему: развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в ней в следствии рассогласования поведения лидера с ожиданиями последователей, которые они связывают с действиями лидера. Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту. По нашему мнению, смена действующего лидера новым возможна в результате разрешения конфликта. Позицию лидера в этой ситуации займет тот член группы, чье поведение в большей мере, по сравнению с остальными членами группы, будет соответствовать ожиданиям группы (направлено на достижение групповой цели).
Этот феномен мы будем рассматривать как частный случай выдвижения в позицию лидера. Разрешение конфликта заканчивается наступлением "фазы гармонии", характеризирующейся стабилизацией отношений и оптимистической направленностью межличностного восприятия, после чего вновь появляются "возмущения" в системе, связанные с очередными противоречиями между лидером и последователями, которые вновь могут привести к смене лидера. . "Идиосинкразический кредит" Анализ второго механизма групповой динамики - идиосинкразического кредита - делает возможным выделение нами еще одного механизма выдвижения лидера. Авторами понятия идиосинкразического кредита предполагается, что высокостатусный субъект (лидер) не обязательно жестко реализует нормы группы, но привносит в ее жизнь некоторые новшества, хотя бы ценою отхода от ряда прежних норм, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и перевода группы на иной более высокий уровень функционирования. Причем, согласно модели, члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей, вследствие чего и возникает феномен "идиосинкразического кредита", представляющий собой своеобразное разрешение группы на девиантное поведение в отношение к группе (поведение, отклоняющееся от групповых норм). Исходя из эмпирических данных, считается, что субъект с высоким статусом в группе гораздо сильнее других членов группы ориентирован на группу, обладает наибольшей компетентностью в групповой задаче и вносит значительный вклад в ее решение. Поэтому ему в большей мере, чем низкостатусному субъекту, позволено отклоняться от групповых норм, если это способствует лучшему достижению групповых целей. По нашему мнению, в случае "высокого" отклонения в поведении лидера от групповых норм, и при этом безрезультатного по отношению к групповой цели, возможно выдвижение нового лидера. Данное выдвижение возможно за счет "демонстрации" одним из членов группы более высокой активности (не отклоняющейся от норм группы) и более высокой компетентности, по сравнению с остальными членами группы.
Нами это противоречие представляется возможным выразить в виде следующей схемы:
Смена лидера
. Психологический обмен Третий механизм выдвижения лидера рассматриваемый нами в работе - механизм ценностного обмена, предложенный Р.Л. Кричевским. В качестве центрального в анализе автора выступает понятие ценностного обмена. Именно ценностный обмен лежит, по его мнению, в основе механизма межличностного взаимодействия, имеющего своим следствием выдвижение индивида в позицию лидера группы. Поэтому представляется целесообразным пояснить психологический смысл данного понятия, для чего необходимо остановиться на образующих его компонентах - "ценности" и "обмене".
Р.Л. Кричевский сформулировал следующее операциональное определение ценности: [13], [14], [20] ценность есть материальный или идеальный предмет, представляющий значимость для человека, т.е. способный удовлетворять его потребности, отвечать его интересам. кейс лидерство группа Применительно к взаимодействию людей в малой социальной группе считается, что в многообразии форм совместной деятельности, ценности могут выступать в виде, например, каких-либо значимых характеристик членов группы, относящихся к свойствам их личности (направленность, опыт и т.д.), реализация которых, происходит в ходе решения стоящих перед группой задач, с пользой для отдельных партнеров и группы в целом [20]. Психологическое содержание ценностного обмена, исходя из соответствующего понимания ценности, состоит в обоюдном удовлетворении сторонами-участницами взаимодействия определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления другой стороне соответствующих ценностей. Подобное понимание позволяет трактовать ценностный обмен как развернутый во времени процесс (Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. "Психология малой группы"). В связи с анализом процесса ценностного обмена применительно к межличностному взаимодействию вводится понятие ценностного вклада индивида относительно отдельных партнеров и группы в целом (обобщенно-ценностный вклад в жизнедеятельность группы). Под ценностным вкладом понимают любые полезные действия, адресованные как отдельным членам группы, так и группе в целом и имеющие самые разные формы проявления. В данном случае, полезные действия - значит представляющие ценность, и, следовательно, работающие на удовлетворение потребностей как отдельных субъектов, так и "совокупного субъекта" - социальной группы. В основу теоретической модели Р.Л. Кричевским положена идея ценностного обмена между членами группы. Автор считает, что ценностный обмен как бы запускает механизм межличностного взаимодействия, функционирование которого имеет своим следствием развитие процесса лидерства. Психологически суть ценностного обмена в данном случае состоит в следующем. Ценностные характеристики индивидов (значимые свойства личности, ее направленность, умения, опыт), актуализируемые ими в ходе групповой деятельности с пользой для партнеров и группы в целом, как бы обмениваются на авторитет и признание - ключевые компоненты статуса - в группе (коллективе), также являющиеся важными человеческими ценностями.
Эмпирически Кричевским Р.Л. зафиксировано два уровня "развертывания" ценностного обмена, отвечающих разным этапам жизни группы: диадный - наиболее типичен для начального периода жизни групп, когда она еще не сложилась как целое. Ценностные вклады в данном случае делаются не по отношению к группе как целому, а лишь по отношению к отдельным ее членам. И, собственно групповой - более всего характеризующий сложившуюся группу. Отличительный признак собственно группового уровня обмена состоит в том, что обмен выходит за узкодиадные рамки: одной из сторон участниц обмена становится уже сама группа, выступающая как совокупный, коллективный субъект. Схематически этот уровень обмена Кричевский Р.Л. представил следующим образом:
Содержательно данная схема означает, что статус индивида обусловлен его ценностным вкладом в жизнедеятельность группы (коллектива) как совокупного субъекта. Иными словами, чем значительнее ценностный вклад субъекта, тем выше его групповой статус, т.е. мера "вознаграждения" группой своего члена тесно связана с тем вкладом, который он вносит в жизнедеятельность группы. Следует подчеркнуть, что этот механизм выдвижения в позицию лидера группы представляет собой разворачивающуюся во времени динамическую систему, тесно связанную с общим поэтапным развитием группы, формированием коллективного субъекта совместной деятельности. Результаты теоретического анализа в сочетании с конкретным эмпирическим материалом позволили Р.Л. Кричевскому дать определение лидерства в малых группах. Как уже отмечалось ранее, согласно современным представлениям, лидерство все чаще понимается как проявление межличностного влияния во взаимоотношениях членов группы. Если указанное понимание лидерства объединить с ценностной трактовкой природы обсуждаемого, то правомерно будет рассматривать лидерство как процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы и, направленный на достижение стоящих перед группой целей.
В таком случае лидер - это член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе (коллективе).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|