Анализ и интерпретация результатов
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Для интерпретации данных полученных в ходе наблюдения, нами были выделены некоторые формальные признаки, по которым мы смогли относить то или иное поведение членов группы к определенному механизму динамики. Это также способствовало формализации наблюдения. Признаки были выделены на основе анализа механизмов динамики.
Приведем пример процедуры анализа материала наблюдения. В первом столбце дано описание непосредственно самой анализируемой ситуации (группового взаимодействия). Мы фиксировали: контекст происходящего, реплики, описание происходящего. Во втором столбце мы отмечали те формальные признаки механизмов динамики, которые, по нашим наблюдениям, присутствовали в данной ситуации. И, в третьем столбце определяется механизм, к которому мы отнесли наблюдаемый феномен выдвижения лидера.
В процессе наблюдения и при последующем анализе полученного на его основе материала, нами была зафиксирована динамика лидерства (во всех трех группах исследованных нами). Первоначально, выдвижение одного из членов группы в позицию лидера связано с демонстрацией им наиболее высокой внешней активности.
В дальнейшем, в процессе группового взаимодействия, происходит смена лидера. Смена лидера связана с тем, что выдвижение лидера на основе демонстрации и наиболее высокой активности, не способствует достижению групповой цели - решению конкретной ситуации. Механизмом выдвижения нового лидера является механизм ценностного обмена. Суть ценностного обмена состоит в обмене между компетентностью индивида, реализуемой в ходе решения групповой задачи, и статусом, которым наделяют его "за это" члены группы. Активность первого лидера содержательно отличается от активности лидера, выдвинутого на основе ценностного обмена, тем, что она направлена не на решение задачи и организацию групповой деятельности, а скорее носит демонстративный характер (повышение статуса без содержательных оснований). Лидер, выдвинутый на основе компетентности, принимает на себя функцию постановки цели, определения задач, организации эффективного взаимодействия, решения поставленной задачи. В дальнейшем, в процессе группового взаимодействия, "внешне активный" лидер предпринимает попытки привлечь к себе внимание, но они не приносят желаемого результата. Это связанно с тем, что группа мотивирована на решение поставленной задачи, а лидер (как показывает опыт) не в состоянии удовлетворить связанные с этим потребности. Анализируя данные, полученных в ходе исследования первых двух групп (с помощью социометрии и др. методик), мы выявили ярко выраженную зависимость между, вкладом члена группы в решение задачи и его статусом в группе. Чем больший вклад в решение групповой задачи вносит тот или иной член группы, тем более высоким статусом наделяет его группа. Выявленная зависимость подтвердилась и при проведении исследования в третьей группе. Для исследования третьей группы мы использовали референтометрию и социометрию совместно. Лидеры, выявленные нами при помощи социометрии, совпали с референтомитрическими лидерами. Мы считаем, что причины этого совпадения состоят в том, что группа мотивирована на решение задачи, а тренер интенсифицирует развитие группы (учебная группа "становится похожей" на группу с высоким уровнем развития). Это совпадение дает нам возможность сделать предположение о правомерности использования социометрии как самостоятельного метода для выявления лидеров в группах опосредованных решением задачи.
Изучая ценностные представления групп, мы пришли к выводу, что наиболее ценными (значимыми) свойствами для группы являются профессиональная компетентность и организаторские способности. Полученные нами количественные данные показали, что важнейшие для членов группы свойства - ценности в преобладающем большинстве приходятся на долю высокостатусных члены группы. Указанный факт свидетельствует о высоком ценностном потенциале лидеров. Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что группа признает лидером субъекта, внесшего наибольший вклад в решение групповой задачи. При этом у лидера в большей степени, чем у остальных членов группы выражены ценностные свойства (профессиональная компетентность и организаторские способности), которые он реализует в ходе решения задачи. Результаты, полученные нами в ходе проведенного исследования, подтверждают гипотезу о том, что ведущим механизмом выдвижения лидера в группе, при решении конкретной ситуации (кейса), является механизм ценностного обмена. Обмен осуществляется между статусом члена в группе и его компетентностью (наибольшим вкладом в решение групповой задачи) реализуемой в ходе решения задачи. Не меньший интерес представляет и выявленный нами феномен "искаженного восприятия". Особенность групп (в которых был замечен феномен) состоит в том, что в их состав входили два участника, связанные в реальной жизни отношениями подчинения (например: начальник отдела - начальник бюро). Феномен проявляется в том, что "подчиненные" склонны воспринимать "начальников" как лидеров группы, внесших наибольший вклад в решение задачи. Их же они оценивают как наиболее компетентных, эти оценки идут в разрез с общегрупповыми оценками. Выводы
Итак, мы можем сказать, что выполнили задачи, поставленные на год работы. На основе анализа механизмов групповой динамики, мы выделили возможные механизмы выдвижения того или иного члена группы в позицию лидера. Разработали (написали) конкретную ситуацию для решение ее группой. Провели исследование учебных групп при помощи специально подобранных методик и сделали вывод об основном механизме выдвижения лидера в учебной группе. Гипотеза, на которую мы опирались в своем исследовании, подтвердилась - ведущим механизмом выдвижения лидера в группе, при решении конкретной ситуации, является ценностный обмен.
Как мы уже отмечали, в ходе проведенного исследования нами была зафиксирована динамика лидерства. Поэтому мы считаем целесообразным (в дальнейшей работе), в ситуации группового решения задачи (кейса) рассматривать не только механизм выдвижения лидера, но и динамику лидерства. Не меньший интерес для дальнейшей работы представляет и выявленный нами феномен "искаженного восприятия". Феномен проявляется в том, что "подчиненные" склонны воспринимать "начальников" как лидеров группы, внесших наибольший вклад в решение задачи, их же они оценивают как наиболее компетентных. Оценки "подчиненных" идут в разрез с общегрупповыми оценками. Так же, основываясь на результатах проведенного нами исследования, мы сделали предположение о правомерности использования социометрии как самостоятельного инструмента для определения лидера в учебных группах, решающих конкретные ситуации. Но это только предположение, которое требует дальнейшего изучения. Заключение
В условиях рыночной конкуренции качество персонала становится одним из главных факторов определяющих выживание и экономическое положение российских организаций. По нашему мнению, отбор персонала должен проводиться более тщательно, поскольку качество людских ресурсов во многом определяет возможности и эффективность функционирования организации. В настоящее время в практике наибольшее распространение получили два способа набора персонала: отбор. Осуществляется с помощью анализа анкетных данных, проведения психологического тестирования, проверке отзывов, собеседования. При этом устанавливается степень соответствия между личными характеристиками кандидата и требованиями, предъявляемыми той или иной должностью (пол, возраст, образование, навыки и т.д.). · протежирование (протекционирование). В ситуации протежирования основанием для принятия решения о приеме на должность является либо наличие родственных связей, либо знакомств, основанных на личных контактах. В ситуации отбора основанием является наличие у кандидата необходимого набора качеств. Эти способы используются для работы со всеми категориями персонала, в том числе и руководящего. При этом, как правило, вопрос о компетентности кандидата, претендующего на вакантную должность, при протекционировании не поднимается, а при отборе сводится к набору черт и качеств. Мы предполагаем, что в ситуации отбора руководящего персонала, основанием для принятия решения может стать оценка компетентности, для выявления которой возможно использовать кейс - метод. Кейс позволяет оценить как профессиональную компетентность (поведение в ответ на конкретную, моделирующую реальные условия, задачу), так и компетентность, связанную с ориентировкой в групповой динамике, способность организовать деятельность группы, управлять ею с целью решения групповой задачи. В проведенном нами исследовании подтвердилась гипотеза о том, что основным механизмом выдвижения лидера в учебной группе является механизм ценностного обмена - обмен осуществляется между статусом члена в группе и его компетентностью, реализуемой в ходе решения задачи. Поэтому мы считаем, что выдвижение, либо невыдвижение того или иного члена группы в позицию лидера может быть основанием для оценки уровня компетентности в процессе набора претендентов на руководящую должность. Использование кейс-метода, как современного метода отбора персонала, будет способствовать организации в успешном достижении поставленных целей в условия современной рыночной экономики. Список литературы
1. Алифанов С.А. Особенности групповых границ и перспективы исследования лидерства. // Новые исследования в психологии, 1991 №1-С.59-61. 2. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства. // Вопросы психологии, 1991. №3. С.90 - 96. . Альмонах психологических тестов. - М.: "КСП", 1996. - 400 с. . Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 376 с. . Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. - 688с. - (Серия "Мастера психологии"). . Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. - Екатеринбург: Изд - во "Литур", 2000. - 320с. . Волгин Н.А. Кейзы: феномен, методика составления и использования. - М.: РАО, 1994. - 14с. . Волков И.П. Исследование лидерства как функции групповой задачи. // Свенцицкий А.Л. Социальная психология в трудах отечественных психологов. - Изд-во Питер, 2000. - 512с. . Волков И. Социометрические методы в социально - психологических исследованиях. - Изд - во ЛГУ, 1970. - 87 с. . Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 80с. . Диагностика социально - психологических характеристик малых групп с внешним статусом. Серия "Учебники для ВУЗов. Специальная литература". СПб.: Изд - во Санкт - Петербургского Университета МВД России, 1999. - 640с. . Дубовская Е.М., Савина О.О., Сайденова З.Г. Соотношение эмоционального и инструментального лидерства в юношеских группах. // Новые исследования в психологии, 1989 №1 - С.71-76. . Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 208с. . Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности.М., Изд - во Моск. Ун - та, 1979.128 с. . Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально - психологического исследования. // Личность и группа (опыт социально психологического исследования). Под ред. Парыгина Б.Д. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. - 195с. . Жеребова Н.С. К вопросу о механизме выдвижения лидеров в студенческих группах. // Личность и группа (опыт социально психологического исследования). Под ред. Парыгина Б.Д. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. - 195с. . Казанцев А.К., ПодлесныхВ.И., Серов Л.С. Практический менеджмент: в деловых играх, хозяйственных ситуациях задачах и тестах: Учеб. Пособие. - М., Инфра - М, 1999. - 367с. . Каморжанова Н. Кейс - стади при подготовке экономистов и менеджеров. // Консультант директора, 1999 № 6 - С.15-16. . Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. Пособие. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 432 с. . Кричевский Р.Л. если вы руководитель… М.: Дело, 1996. . Кричевский Р.Л. Мотивация групповой принадлежности и механизм выдвижения в позицию лидера. // Новые исследования в психологии, 1979 №1 - С.95-101 . Кричевский Р.Л. О некоторых механизмах лидерства в коллективах старшеклассников. Сообщение I. // Новые исследования в психологии, 1977 №1 - С.57-61. . Кричевский Р.Л. О некоторых механизмах лидерства в коллективах старшеклассников. Сообщение II. // Новые исследования в психолгии, 1977 №2 - С.75-79. . Кричевский Р.Л. Детерминанты ролевой дифференциации лидерства в малых группах. // Вопросы психологии, 1977 №1 - С.28-37. . Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. - М.: Изд. МГУ, 1985. - 224с. . Кричевский Р.Л., Антонова И.Б. Об одной из функций группового лидерства. // Новые исследования в психологии, 1980 №2 - С.87-93. . Кричевский Р.Л. Динамика группового лидерства. // Вопросы психологии, 1980 №2-С.42-52. . 19. Кричевский Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии. // Вопросы психологии, 1977 №4 - С.119-128. . Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 207с. . Кричевский Р.Л. Социально психологические аспекты руководства классным коллективом. // Вопросы психологии, 1979 №2 - С.150-155. . Любен Десев. Психология малых групп. Изд - во "Прогресс", 1979. . Мальковская Т.Н. Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей. // Личность и группа (опыт социально психологического исследования). Под ред. Парыгина Б.Д. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1971, - 195с. . Методические рекомендации по составлению "кейс - стади". - М. 1996 - 6с. . Методология и методы социальной психологии. 1977. - С.54-71. . Методы социльно-психологических исследований. 1975. . Методы социальной психологии. Изд - во ЛГУ, 1977. - 175с. . Михайлова Е. Кейс и кейс - метод: общие понятия. // Маркетинг, 1999 №1. - С.109-117. . Михайлова Е. Кейс и кейс - метод: условия применения. // Маркетинг, 1999 №2. - С.113-120. . Михайлова Е. Кейс и кейс - метод: персонификация общения. // Маркетинг, 1999 №3. - С.112-118. . Михайлова Е. Кейс и кейс - метод: классификация кейс материала. // Маркетинг, 1999 №4. - С.113-120. . Михайлова Е. Кейс и кейс - метод: процесс написания кейса. // Маркетинг, 1999 №5. - С.113-120. . Михайлова Е. Кейс и кейс - метод: процесс написания кейса. // Маркетинг, 1999 №6. - С.117-122. . Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 150с. . Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. // Личность и группа (опыт социально - психологического исследования). Под ред. Парыгина Б.Д. - Л.: Изд - во лгу, 1971. - 195с. . Парыгин Б. Д Лидерство как инструмент интеграции общности. // Свенцицкий А.Л. Социальная психология в трудах отечественных психологов. - Изд - во Питер, 2000. - 512 с. . Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства. // Вопросы психологии, 1980 №2. - С 29-41. . Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 225с. . Петровский А.В., ТуревскийМ.А. Размер группы как социально - психологическая проблема. // Вопросы психологии, 1980 №2. - С 29 - 41. . Практикум по курсу "Менеджмент". // Под ред. Наумова А.И. - М.: Гардарика, 1998. - 104с. . Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом "Бахрат", 1998. - 672с. . Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - Спб.: Питер, 2001. - 176с. - (Серия "Практикум по психологии"). . Роберт М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. // Пер. с фр. Толстых А.В. - М.: Прогресс, 1988. - 256с. . Руднева Л. Как повысить эффективность обучения управленческих кадров // Проблемы теории и практики управления, 1998 №2. - С.117 - 119. . Сергоманов П.А. Содержание и динамика конфликтов учения - обучения в младшем школьном возрасте. Автореферат канд. дис. психол. н. М.: 1998. . Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО "Речь", 2000. - 350 с. . Смолянинова О.Г. Дидактические возможности CASE STADY в обучении студентов. - 15с. . Социальная психология групп. Большие социальные группы. Межгрупповые отношения. // Социальная психология: Тексты для подготовки к семинарским занятиям, 1998 Выпуск №5. - 91 с. . Социальная психология. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др. - М.: изд - кий центр "Академия", 2001. - 600с. . Динамические процессы в малой группе. // Социальная психология: Тексты для подготовки к семинарским занятиям, 1998 Выпуск №6. - 136 с. . Лидерство и руководство. // Социальная психология: Тексты для подготовки к семинарским занятиям, 1998 Выпуск №7, часть 1. - 72 с. . Лидерство и руководство. // Социальная психология: Тексты для подготовки к семинарским занятиям, 1998 Выпуск №7, часть 2. - 96 с. . Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост.е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 475 с. . Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д изд - во " Феникс", 1997. - 736с. . Федорова Н.Ф. О двух формах субъективного выделения лидерской позиции в экспериментальных малых группах. // Социальная психология и социальное планирование. Под ред. проф.Е.С. Кузьмина, А.А. Бодалева. - Л.: издательство Ленинградского университета, 1972. - 166с. . Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН; КПП+; Академический Проект, 1999. - 448 с. . Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера.17 - модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 9. - М.: Инфра - М, 2000. - 288с. . Хасан Б.И., Бреслав Г.М. Пол и образование. Конфликты половозрастной идентификации. Изд - во Красноярского Ун - та. Красноярск, 1996. . Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Ситуации обучения как продуктивный конфликт. // Вопросы психологии, 2000 №2. . Чернышев А.С., Крикунов А.С. Социально - психологические основы организованности коллектива. - Воронеж. Изд-во ВГУ, 1991. - 164с. Приложения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|