Определение кейса и его специфики
Кейс - ситуация, описывающая проблему, спорные вопросы вместе с причастными к проблеме сопутствующими фактами, мнениями, а также предрассудками, от которых зависит решение руководителя. Эти реальные и подробно описанные ситуации предлагаются для обдумывания, обоснованного анализа, открытого обсуждения и принятия окончательного решения в виде конкретных управленческих действий, которые должны быть предприняты [28]. Грамотно разработанный кейс - инструмент, посредством которого в учебную аудиторию переносится часть реальной жизни, реальная ситуация, возникшая в той или иной сфере, над которой обучающимся предстоит поработать и представить обоснованное управленческое решение. Грамотно написанный кейс привязывает дискуссию в аудитории к реальным фактам, с которыми обучающимся обязательно придется столкнуться на практике. Кейс дает возможность попробовать себя в роли менеджера, ответственного за принятие решения по конкретной проблеме. В процессе работы над кейсом через личный анализ, совместное обсуждение, описание проблемы, определение альтернатив, постановку целей и определение критериев решения, выбор окончательного варианта решения и разработку плана внедрения управленческого решения обучающиеся получают возможность, не покидая стен учебной аудитории, развивать навыки научно обоснованного анализа ситуации и планирования процесса принятия управленческого решения. Другими словами, полезность кейса состоит в том, что он является связующим звеном между реальным руководителем, разрабатывающим и реализующим управленческие решения, и потенциальным руководителем. Часто, повинуясь модным тенденциям, чрезвычайно вольно трактуется понятие "кейс" в эту категорию включают любые материалы, написанные на основе обобщенного опыта или вымышленной управленческой ситуации. Обсуждение статьи из журнала о той или иной управленческой проблеме или о работе конкретной компании рождает интересную, содержательную, полезную для обучающихся, дискуссию. Но это не кейс в традиционном, классическом представлении.
Часть авторов [24], [11] считают, что чрезвычайно важно понять, что основой каждого кейса является реальная ситуация, с которой столкнулся реальный менеджер. Это так называемые "полевые" кейсы. Но также существует мнение [36], что имеют право на существование и "кресельные" кейсы. Их сюжет - вымысел автора. В частности, "полевые" кейсы более правдоподобны, их можно разрабатывать с помощью технических средств, например, видео. Однако "кресельные" кейсы можно более быстро составить, они дешевле "полевых", не требуют согласия организации. В связи с этим, целесообразно выделить ключевые факторы, которые могут быть использованы в определении кейса как специфического метода обучения. Их можно объединить в пять категорий [24]: источник кейса; процесс сбора данных для кейса; содержание кейса; проверка кейса в аудитории; процесс устаревания кейса. Характеристика основных категорий: . Источник кейса связан с людьми, участвовавшими в принятии управленческого решения или в решении проблемы. Они могут работать в любой сфере, занимать любую должность. . Процесс сбора данных для кейса. У каждого кейса есть реальный источник, т.е. материал собирается на том объекте, который описан в ситуации. Чаще всего это конкретная организация, предприятие, фирма, отрасль. Другой отличительной особенностью процесса сбора данных для будущего кейса является то, что уже написанный и готовый к использованию в учебной аудитории кейс должен быть обязательно одобрен менеджером, являющимся ответственным лицом в организации за сообщенную исследователю информацию, на базе которой был написан кейс.
. Содержание кейса может варьироваться в зависимости от целей обучения. Чаще всего в учебной аудитории используются кейсы, ориентированные на развитие и отработку у обучающихся навыков принятия управленческого решения. Кейс может быть коротким или длинным, общего или специального содержания, и при этом выбор темы почти не ограничен. Основное требование к содержанию кейса: кейс должен содержать реальную, обоснованную информацию, достаточную для того, чтобы слушатель смог представить себя в описанной в кейсе организации, в описанной ситуации и отождествить себя с участвующими в ней людьми. Помимо этого в кейсе должна содержаться другая нужная информация, в частности определение позиции в организации того, кто принимает в данной ситуации решение. . Проверка кейса в аудитории - заключительная оценка, которая касается возможности применения кейса в учебном процессе. Аудиторная оценка не может быть однозначной. Она может изменяться от преподавателя к преподавателю, от группы к группе. "Соответствует ли кейс предполагаемой цели обучения? Была ли достигнута учебная цель, намеченная в кейсе?" это основные вопросы, на которые необходимо получить ответ в результате аудиторной проверки нового кейса. . Многие кейсы со временем устаревают, управленческие принципы, содержащиеся в них, могут оставаться актуальными сравнительно долго, но их оболочка конкретная управленческая ситуация может уже устареть, что влечет за собой потерю интереса обучающихся к изучаемой ситуации и как следствие снижение эффективности использования конкретного кейса в учебном процессе. По мнению Е. Михайловой [1] рассмотренный набор пяти ключевых факторов позволяет безошибочно отделить кейс от упражнения, задачи, поставленной проблемы, иллюстрации, тренинга и других материалов, используемых преподавателями в учебных целях. По нашему мнению факторы определения кейса, предлагаемые Е. Михайловой [1] не позволяют выделить критерии, характерные для кейса, как специфического средства обучения в сравнении с задачей. В связи с этим нами в работе сделана попытка выделить индивидуальные характеристики кейса, и показать их особенности и отличия от задач.
Понятие учебной группы
Некоторые авторы, например Р.Л. Кричевский, А.В. Петровский, Н.С. Жеребова, Т.Н. Мальковская и другие учебную группу, класс рассматривают как малую группу, отождествляют их. Часть авторов считает, что ученая группа и класс не могут рассматриваться как малая группа. В своей работе мы будем придерживаться точки зрения, что класс и учебная группа, при определенных условиях, будут обладать характеристиками малой группы. Мы предполагаем, что таким условием может являться совместная деятельность по решению конкретной ситуации - кейса. Следует уточнить, что в работе нами используется понятие малой группы, предложенное Г.М. Андреевой, а именно: "малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов". При таком понимании малая группа - это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, "как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|