Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение кейса и его специфики




 

Кейс - ситуация, описывающая проблему, спорные вопросы вместе с причастными к проблеме сопутствующими фактами, мнениями, а также предрассудками, от которых зависит решение руководителя. Эти реальные и подробно описанные ситуации предлагаются для обдумывания, обоснованного анализа, открытого обсуждения и принятия окончательного решения в виде конкретных управленческих действий, которые должны быть предприняты [28].

Грамотно разработанный кейс - инструмент, посредством которого в учебную аудиторию переносится часть реальной жизни, реальная ситуация, возникшая в той или иной сфере, над которой обучающимся предстоит поработать и представить обоснованное управленческое решение. Грамотно написанный кейс привязывает дискуссию в аудитории к реальным фактам, с которыми обучающимся обязательно придется столкнуться на практике. Кейс дает возможность попробовать себя в роли менеджера, ответственного за принятие решения по конкретной проблеме.

В процессе работы над кейсом через личный анализ, совместное обсуждение, описание проблемы, определение альтернатив, постановку целей и определение критериев решения, выбор окончательного варианта решения и разработку плана внедрения управленческого решения обучающиеся получают возможность, не покидая стен учебной аудитории, развивать навыки научно обоснованного анализа ситуации и планирования процесса принятия управленческого решения. Другими словами, полезность кейса состоит в том, что он является связующим звеном между реальным руководителем, разрабатывающим и реализующим управленческие решения, и потенциальным руководителем.

Часто, повинуясь модным тенденциям, чрезвычайно вольно трактуется понятие "кейс" в эту категорию включают любые материалы, написанные на основе обобщенного опыта или вымышленной управленческой ситуации. Обсуждение статьи из журнала о той или иной управленческой проблеме или о работе конкретной компании рождает интересную, содержательную, полезную для обучающихся, дискуссию. Но это не кейс в традиционном, классическом представлении.

Часть авторов [24], [11] считают, что чрезвычайно важно понять, что основой каждого кейса является реальная ситуация, с которой столкнулся реальный менеджер. Это так называемые "полевые" кейсы. Но также существует мнение [36], что имеют право на существование и "кресельные" кейсы. Их сюжет - вымысел автора. В частности, "полевые" кейсы более правдоподобны, их можно разрабатывать с помощью технических средств, например, видео. Однако "кресельные" кейсы можно более быстро составить, они дешевле "полевых", не требуют согласия организации.

В связи с этим, целесообразно выделить ключевые факторы, которые могут быть использованы в определении кейса как специфического метода обучения. Их можно объединить в пять категорий [24]: источник кейса; процесс сбора данных для кейса; содержание кейса; проверка кейса в аудитории; процесс устаревания кейса.

Характеристика основных категорий:

. Источник кейса связан с людьми, участвовавшими в принятии управленческого решения или в решении проблемы. Они могут работать в любой сфере, занимать любую должность.

. Процесс сбора данных для кейса. У каждого кейса есть реальный источник, т.е. материал собирается на том объекте, который описан в ситуации. Чаще всего это конкретная организация, предприятие, фирма, отрасль.

Другой отличительной особенностью процесса сбора данных для будущего кейса является то, что уже написанный и готовый к использованию в учебной аудитории кейс должен быть обязательно одобрен менеджером, являющимся ответственным лицом в организации за сообщенную исследователю информацию, на базе которой был написан кейс.

. Содержание кейса может варьироваться в зависимости от целей обучения. Чаще всего в учебной аудитории используются кейсы, ориентированные на развитие и отработку у обучающихся навыков принятия управленческого решения. Кейс может быть коротким или длинным, общего или специального содержания, и при этом выбор темы почти не ограничен. Основное требование к содержанию кейса: кейс должен содержать реальную, обоснованную информацию, достаточную для того, чтобы слушатель смог представить себя в описанной в кейсе организации, в описанной ситуации и отождествить себя с участвующими в ней людьми. Помимо этого в кейсе должна содержаться другая нужная информация, в частности определение позиции в организации того, кто принимает в данной ситуации решение.

. Проверка кейса в аудитории - заключительная оценка, которая касается возможности применения кейса в учебном процессе. Аудиторная оценка не может быть однозначной. Она может изменяться от преподавателя к преподавателю, от группы к группе. "Соответствует ли кейс предполагаемой цели обучения? Была ли достигнута учебная цель, намеченная в кейсе?" это основные вопросы, на которые необходимо получить ответ в результате аудиторной проверки нового кейса.

. Многие кейсы со временем устаревают, управленческие принципы, содержащиеся в них, могут оставаться актуальными сравнительно долго, но их оболочка конкретная управленческая ситуация может уже устареть, что влечет за собой потерю интереса обучающихся к изучаемой ситуации и как следствие снижение эффективности использования конкретного кейса в учебном процессе.

По мнению Е. Михайловой [1] рассмотренный набор пяти ключевых факторов позволяет безошибочно отделить кейс от упражнения, задачи, поставленной проблемы, иллюстрации, тренинга и других материалов, используемых преподавателями в учебных целях.

По нашему мнению факторы определения кейса, предлагаемые Е. Михайловой [1] не позволяют выделить критерии, характерные для кейса, как специфического средства обучения в сравнении с задачей. В связи с этим нами в работе сделана попытка выделить индивидуальные характеристики кейса, и показать их особенности и отличия от задач.

 

Критерии сравнения Учебная задача Кейс
Условия Есть четко сформулированное условие (что дано), достаточное для решения. Как правило, отсутствует четкий набор условий, обучающимися, самостоятельно выбираются наиболее значимые условия из всех, описанных в ситуации.
Постановка вопроса Ведется поиск ответа на конкретно поставленный вопрос Каждая группа обучающихся выбирает приоритетный для себя вопрос
Алгоритм решения Есть определенные варианты Каждая группа сама должна разработать свой алгоритм для решения
Проверка решения Возможна Затруднительна
Подверженность устареванию Не подвержена Быстрое устаревание
Ответ Предполагается точный "единственно верный ответ" Не имеется однозначного решения и возможно несколько его вариантов в разной или в равной степени близких к оптимальному, приемлемому в конкретной обстановке

Понятие учебной группы

 

Некоторые авторы, например Р.Л. Кричевский, А.В. Петровский, Н.С. Жеребова, Т.Н. Мальковская и другие учебную группу, класс рассматривают как малую группу, отождествляют их. Часть авторов считает, что ученая группа и класс не могут рассматриваться как малая группа. В своей работе мы будем придерживаться точки зрения, что класс и учебная группа, при определенных условиях, будут обладать характеристиками малой группы. Мы предполагаем, что таким условием может являться совместная деятельность по решению конкретной ситуации - кейса.

Следует уточнить, что в работе нами используется понятие малой группы, предложенное Г.М. Андреевой, а именно: "малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов". При таком понимании малая группа - это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, "как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры".


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...