Нарада в гостях у грихастхи
⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34
Муж должен всячески заботиться и о жене, и о детях. Помните историю, как молодой муж закомплексовал в щекотливой ситуации, связанной с женой и ребёнком? Нарада Муни пришёл забрать грихастху в духовный мир, думая, что он сразу согласится. Он не поверил Господу Кришне, что души слишком привязаны к своим телам. Прежде, чем продолжать эту историю, рассмотрим другую историю на ту же тему. Однажды Кришна предстал перед мудрецом-аскетом. Упоительный поток блаженства дохнул тому в лицо. Господь спросил: — Дорогой друг, какой вид освобождения хочешь? Мудрец посмотрел на блеклые краски этого мира и молвил: — О Господь, если можно, я хотел бы жить с Тобой на одной планете. — Молодец, замечательный выбор. Продолжай аскезы, — и Кришна исчез. Аскет остолбенел. Через много лет Кришна явился вновь и задал тот же самый вопрос. Мудрец сказал: — Мой дорогой Господь, я хочу просто любить Тебя и служить Тебе. — О, теперь Я вижу, что тебе нечего делать здесь. Кришна заиграл на флейте, и всё вокруг преобразилось во Вриндаван. Здесь есть тонкость. Если Сам Бог предлагает такой выбор, то просить опасно. Но когда предлагает помощь слуга Бога, это совсем другое. Он не будет проверять на мотивы. Что же должен был сказать и сделать грихастха? Он забыл пример Дхрувы. Нужно было попросить забрать с собой и жену.
О пожертвованиях
Живущие в храме брахмачари часто произносят фразу: “Домохозяева должны жертвовать половину дохода на распространение сознания Кришны”. Но когда они женятся и начинают считать деньги, то ничего не могут понять. Сколько же нужно зарабатывать, чтобы оставшейся половины хватило на поддержание семьи? Оказывается, вопрос в другом: что значит половина дохода?
В комментарии к Бхагавад Гите 9.27 Шрила Прабхупада пишет: “Все избыточные денежные накопления должны использоваться в целях распространения движения сознания Кришны”, а в ШБ 1.17.42 он ещё раз говорит о 50% от “ накопленного богатства”. В примере Рупы Госвами речь идёт опять же не о зарплате, а о накоплениях, т.е. деньгах, оставшихся после всех основных расходов. Итак, обычно у людей после всех необходимых выплат (коммунальные услуги, пища, одежда и пр.) остаётся очень мало денег, или вообще ничего не остаётся. То, что остаётся, и полагается делить пополам, а потом ещё пополам. Все зарабатывают по-разному, поэтому можно рассмотреть несколько вариантов. 1. У кого-то денег так много, что они жертвуют даже больше половины. Это просто замечательно. 2. Кто жертвует половину зарплаты или половину от оставшихся после расходов денег — ничуть не хуже. 3. Кто не может ничего пожертвовать, — не беда, можно помогать преданным в служении Кришне в храме, или брать работу на дом, в зависимости от семейного положения. Если человек, живущий дома, сильно загружен кармической работой и семейными обязанностями, например, у него много детей, ему нужно обратить серьёзное внимание как минимум на повторение джапы утром, а по возможности. и на чтение книг о сознании Кришны — с развитием любви и смирения Господь через какое-то время поможет ему всё устроить, как надо. 4. Бывают семейные люди, начинающие преданные, которые по привычке покупают множество лишних вещей для быта. От таких вещей зачастую очень мало пользы, без ухода и любви они портятся и просто захламляют квартиру. Нужно учиться уменьшать ненужные расходы и жертвовать сэкономленные деньги на духовные цели. 5. Если грихастха — очень творческий человек, а деньги ограничены, он может тратить их только на свои духовные проекты. Главное, чтобы от этого была польза и преданным Кришны и остальным людям, на кого прямо или косвенно направлена проповедь.
Пожертвованиями также являются деньги, на которые в храме покупают книги о Кришне, чётки, прасад и другое. Следует учесть ещё некоторые моменты при разделе денег. Рупа Госвами четверть денег отдал родителям и людям, которые зависели от его семьи. Он не думал, что они недостойны, что потратят их на обычные материальные цели. Это долг грихастхи — поддерживать зависимых от тебя людей. Кто-то может возразить: “У Рупы Госвами были хорошие родители, по крайней мере, они не ели мясо и не пили алкогольные напитки, а мои родители имеют много дурных привычек, поэтому им я жертвовать не буду”. Это опасное настроение. Конечно, если денег вообще нет, то нет и разговора. Но если они есть, то отказаться жертвовать может только санньяси, потому что он отрёкся от всех обязанностей этого мира. Его задача — дарить всем духовную любовь из сердца, которая выше всяких денег. В таком настроении может пребывать неофит, возомнивший себя великим преданным, а на самом деле, фанатик, развивающий в своём сердце презрение вместо любви к ближнему. Если боитесь, что они на эти деньги могут купить что-то плохое, можно спросить, что им нужно купить, или сделать подарок в виде продуктов или одежды, оплатить счета. Хорошо, если это будут духовные подарки. Ещё более высокий уровень, когда отдаёшь полагающиеся деньги родителям с внутренней любовью и заботой, и тогда Высшая Душа позаботится о том, чтобы они купили что-то полезное. Например, мать идёт в магазин и собирается купить мясо, как вдруг у неё появляется мысль, что вы, её сын — вегетарианец, и вам не понравилось бы узнать, что на ваши деньги куплено мясо. Интуитивно она передумает и купит что-то другое. Это — один из вариантов того, как Господь учитывает вашу внутреннюю любовь, с которой вы отдаёте деньги. Если же вы отдадите деньги просто из чувства долга, со скрипом, сожалением, а тем более. с презрением или отчуждённостью, Её Величество Майядеви, по указанию Господа, позаботится о том, чтобы деньги “пошли на ветер”, вы потом об этом узнаете и будет очень неприятно. Это называется “клин клином вышибать”. Так Господь учит любви к своим частичкам даже в простых ситуациях. Если действительно произошло так, не нужно зарекаться давать родителям деньги и обижаться на них, — они лишь инструмент в руках Бога для вашего очищения. Нужно попросить у Господа Кришны прощения за то, что дали деньги без достаточной любви и в следующий раз сделать правильно. Если развивается настроение презрения к родителям или другим людям, кто, по-вашему, бездумно тратит деньги, то Майя, чтобы вылечить вас от этого, начнёт устраивать всякие неприятности. Например, ваш доход без видимых причин начнёт снижаться, или вы сами станете слишком расточительны (это будет происходить помимо вашей воли), или у вас вдруг начнут повально просить пожертвования преданные, а когда вы скажете, что не можете пожертвовать всем желающим, то будут называть вас скрягой. Т.е. вас даже могут обижать (очищать от неверного настроения) ещё более близкие люди. Главное — вовремя понять и исправиться. У Майи про запас есть ещё много вариантов, один из очень суровых таков: однажды ваш замечательный ребёнок, воспитываемый в лучших традициях преданности Кришне дома и в гурукуле, станет карми, и когда сам начнёт зарабатывать деньги, “искренне” скажет папе и маме: “Я вам — ни копейки! Всё равно всё на Кришну потратите!” Итак, искренность и любовь — лучшие средства против всех подобных неприятностей.
Следующий момент — последнюю четверть денег нужно оставить для себя на непредвиденный случай. Так, Рупа Госвами, чистый преданный Бога, — и тот не был самонадеян. Он показал пример: “На Бога надейся, а сам не плошай”. Позже эти деньги пригодились для того, чтобы выручить из тюрьмы своего брата Санатану (тоже чистого преданного). Материальный мир — полное неожиданностей место, и стоит быть готовым ко всему. Иногда преданные пренебрегают этим правилом и жертвуют храму всё, что у них есть: квартиру, машину, деньги. Если такое произошло — хорошо, но нужно быть готовым к тому, что в случае испытания (болезни или отсутствия жилья) ничего не требовать в ответ за пожертвование, не обижаться на возможный отказ, а с внутренним смирением и любовью просить о помощи тех, кто действительно может помочь.
Если кто-то без охоты даёт пожертвования преданным Кришны, тоже могут быть неприятности. Эти деньги могут потеряться, или проповедь, организованная на них, не найдёт отклика в сердцах людей. Господь Кришна говорит в Гите, что аскезы, жертвоприношения и благотворительность очищают даже великие души. Если это делается с любовью, это очищает всех вдвойне. Деньги вторичны, это просто средство служить Кришне. Всё внимание нужно уделить настроению, с которым их дают. Здесь есть один подводный камень. Человек с радостью отдаёт деньги, а внутри с облегчением вздыхает: “Пронесло. Отдам, что хотите, главное — предаваться не надо!” Но хорошо, если это останется просто шуткой.
IV. О творчестве
В ведической традиции писатели, художники, композиторы, поэты, певцы, актёры и музыканты относятся к шудрам, самому низкому сословию. Любуясь прекрасным изображением Господа Кришны, играющего на флейте, ученик спросил у учителя: "Как может прикасаться нечистая рука шудры к изумительному образу Бога? Не только прикасаться, но и передавать все непостижимые атрибуты Его красоты? И почему Сам Господь предстаёт как музицирующий шудра?" Он ответил: "Художники, поэты, писатели, музыканты, композиторы, актёры и певцы относятся к высшему уровню преданных Господа и облагодетельствованы Его высшей милостью, ведь служат Ему непосредственно. Участвуя в Его играх, они сотворчествуют с Ним. Ввиду этого они не вписываются в варны. Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры служат Богу опосредованно. Когда они поклоняются Ему, то уже имеют изображение Верховной личности Бога в виде изображений или скульптур, и священные гимны. Вот пример сокровенного сопричастия Господу: когда Кришна разговаривает со Своими спутниками, т.е. находится в состоянии брахмана, Его слушают все, когда Он поёт и играет, Ему помогают в этом только певцы и музыканты, когда же Кришна желает оставить преданным Своё изображение, Он является лично только художнику. И этой сокровенной милости достоин исключительно великий преданный, а не всякий художник". Первым художником, явившим нам свой нерукотворный образ, был Сам Господь, а также первым композитором, музыкантом, поэтом и певцом. Этим искусствам Он обучил Своих ближайших преданных. Затем, после создания вселенной и полубогов, возникла необходимость в брахманах, передающих и хранящих законы вселенной и их выполнение. Так появились четыре варны. Итак понятно, что музыкантов, композиторов, художников, поэтов, актёров и певцов нельзя относить к шудрам.
Что касается воспитания молодых преданных, представителей творчества, то их обучение должно идти параллельно двумя путями: школу послушания и высшую божественную мудрость они должны проходить у брахманов-наставников, а мастерство необходимого профиля желательно развивать у духовных специалистов соответствующего жанра искусств. В идеальном случае — это один человек, сочетающий оба качества — талант и мудрость — одновременно. Такой учитель называется творческим брахманом. Пройдя школу послушания и мастерства, раскрыв в себе талант и обретя мудрость, такой преданный обретает личный контакт с Господом, высшее посвящение, и становится творческим брахманом. Тем самым он получает возможность служить Кришне непосредственно — исполнять Его волю и сотворчествовать Ему. При воспитании брахманов-наставников и творческих брахманов вступают в силу разные божественные законы. Первым нужно абсолютно точно выполнять ритуалы, ничего не прибавляя от себя, а вторым предписывается создание новых, неведомых доселе произведений. Для них благая творческая инициатива — ведущий принцип, закон. Каждое истинное произведение — это новая грань бесконечно прекрасного образа Кришны. В этом мире Господь проявляется через творческих брахманов. Это большая честь и большая ответственность. Как же быть творческим людям в ведической традиции? — Максимально повышать свою духовность (любовь), чтобы не загрязнить своё творчество. Постепенно такие люди как бы отрастают новой ветвью от парампары. Иногда это становится болезненным для брахманов-наставников (можно вспомнить истории о притеснениях вайшнавских поэтов, писавших на родном языке).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|