Управление курортами на различных уровнях
Под управлением понимают максимально эффективное использование и координацию всех видов ресурсов (капитала, знаний, материалов, труда) для достижения целей организации. Наряду с термином «управление» часто применяется его англоязычный синоним — «менеджмент». В теории управления различают субъект управления, объект управления, ресурсы, окружающую среду, процессы и технологии управления. Объектом управления в данном случае выступает курортно-рекреационный комплекс страды. С позиций отраслевого классификатора (ОКОНХ) санаторно-курортные организации являются частью (подотраслью) отрасли «здравоохранение, физическая культура II спорт, социальное обеспечение» и как самостоятельная отрасль не рассматриваются. Под отраслью народного хозяйства понимают совокупность предприятий, характеризующихся следующими классификационными примаками: ■ достигнутым числом самостоятельных в экономическом отношении предприятий с однородным видом деятельности, производства; ■ специфическим характером труда и организации технологии производства; ■ устойчивыми экономическими связями с другими отраслями народного хозяйства. Растущая экономическая значимость курортного дела, роль, которую оно играет в развитии общественного производства по мере перехода России к рынку, позволяют утверждать, что к настоящему моменту курортное дело сформировалось как вполне самостоятельная отрасль народного хозяйства со всеми основными отраслевыми признаками: ■ совокупностью организаций, предприятий и учреждений,
■ использованием специфических природно-антропогенных ресурсов, являющихся объектами курортной деятельности; ■ наличием техники, технологии и организации работы; ■ определенной материально-технической базой; ■ специфическими условиями труда, определенной системой показателей учета и отчетности; ■ наличием организационной структуры управления. Развитие курортного дела приносит немалый прямой и косвенный (за счет смежных отраслей) экономический эффект. Специальные исследования показывают, что косвенное влияние курортно-туристской индустрии на экономику почти равно непосредственным результатам хозяйственной деятельности в этой сфере. Курортное дело обеспечивает создание новых рабочих мест и занятости, привлечение значительных капитальных вложений и их сравнительно быструю окупаемость. Помимо чисто экономических курортное дело несет и значительные социальные и культурные выгоды. Речь идет о влиянии курортного дела на оздоровление населения, рост его культурной и общей просвещенности, рост взаимопонимания между людьми и др. Однако при неправильном управлении развитие курортов может нанести значительный вред: привести к ухудшению состояния окружающей среды при усилении туристских потоков, ряду социальных издержек для местного населения курортных регионов, выражающихся в снижении качества и уровня жизни, сезонности санаторно-курортной сферы, следствием которой являются неравномерная загрузка номерного фонда, колебания занятости и др. Помимо экономической возможно отрицательное воздействие курортного дела и в других областях. Так, неправильное развитие санаторно-курортной сферы может повлечь чрезмерную урбанизацию, вытеснение традиционных видов деятельности, перенаселенность, оскудение местных ремесел, пренебрежение местными обычаями, коммерциализацию человеческих отношений, что ведет к конфликтам с местным населением и др.
Это определяет важность и необходимость государственного регулирования курортной деятельности. Субъектами управления выступают различные структуры, которые можно распределить по трем уровням (рис. 15.1): 1) высшему; 2)среднему; 3) микроуровню. Высший уровень представляют государственные органы управления санаторно-курортным комплексом (СКК). К этим органам относятся структуры, входящие в состав законодательной и исполнительной власти. Законодательная власть в обеих палатах (Государственной Думе В функции государственных органов управления входят: ■ разработка законодательных актов и положений в сфере курортного дела, а также правил и норм стандартизации и лицензирования; ■ ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации; ■ определение стратегии развития отрасли, разработка и координация федеральных программ развития курортов; ■ организация научных исследований в целях расширения курортного фонда и повышения эффективности его использования;
■ подготовка и переподготовка кадров в сфере курортного дела, ■ совершенствование и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов; ■ защита прав и интересов граждан в период осуществления ими санаторно-курортного лечения и пребывания на курорте, обеспечение их безопасности; ■ создание вертикали властных организационных структур (государственные учреждения и ассоциации); ■ проведение государственной маркетинговой политики и реализация программ продвижения совокупного российского курортного продукта, в том числе на международном рынке.
Государственная поддержка санаторно-курортной системы может осуществляться посредством: ■ формирования адекватной законодательной базы, ускоряющей переход на рыночные отношения; ■ предоставления субсидий отдельным курортам и их объединениям; ■ внедрения льготных финансово-кредитных механизмов; ■ организации специальных эколого-рекреационных зон; ■ разработки комплексных программ развития отдельных курортов, с выделением наиболее социально значимых видов лечения и отдыха, включая детский и молодежный виды. Средний уровень представляют региональные департаменты, управления, комитеты и отделы при администрациях субъектов Российской Федерации и в составе муниципалитетов. Они формировались в соответствии с изменениями на федеральном уровне, имеют разные названия, уровни полномочий и штатную структуру — в зависимости от значимости курортного дела для данного регионального образования. Такие региональные органы управления созданы практически во всех субъектах Российской Федерации, причем, как правило, для совместного управления с туризмом. Исполнительные органы здравоохранения субъектов Российской Федерации курортными вопросами не занимаются, за исключением лицензирования медицинской деятельности. Главной задачей органов регионального уровня является проведение государственной курортной политики в пределах своих территориальных образований. Основными их функциями являются: ■ разработка региональных курортных программ; ■ обязательная сертификация и лицензирование; ■ координация деятельности организаций санаторно-курортной сферы и туризма; ■ содействие предпринимательству в этой сфере; ■ соблюдение федерального законодательства в области охраны курортов и экологии и разработка в этих рамках собственных природоохранных программ; ■ регулирование подготовки кадров для курортов;
■ продвижение, регионального курортного продукта, формирование консолидированных рекламных бюджетов. Микроуровень представляют производители санаторно-курортных услуг, т.е. санаторно-курортные учреждения (санатории и пансионаты с лечением, пансионаты, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря, (заводы розлива минеральных вод, производители лечебных грязей и др.). В функции менеджеров этого звена входят все виды деятельности по обеспечению устойчивого развития своих организаций. Этот уровень представлен также предприятиями инфраструктуры и организациями — маркетинговыми посредниками (санаторно-курортные объединения, туристские фирмы и др.). Помимо государственных структур формируются системы общественного самоуправления отраслью на всех уровнях. Наряду с Российским Союзом туриндустрии (РСТ) и Национальной туристской ассоциацией (НТА) созданы Ассоциация специалистов восстановительной медицины (АСВОМЕД), Национальная академия туризма, Российская гостиничная ассоциация (РГА), Национальная курортная ассоциация (НКА), Ассоциация гидов-переводчиков, Лига защиты прав путешественников, Комитет по предпринимательству в туризме в составе Российской торгово-промышленной палаты и другие общественные организации, имеющие своих представителей в регионах и активно влияющие па курортную политику. Несколько уровней управления можно выделить и в корпоративном управлении санаторно-курортными организациями. Федеральный уровень для бюджетных организаций (например, силовых министерств) — это службы тыла, в составе которых образуются медицинские управления, на которые прямо замыкаются санатории. Для коммерческих здравниц федеральный уровень чаще всего отсутствует, ими управляют непосредственно представители собственников (через правление и совет директоров). Вместе с тем в коммерческих структурах федерального масштаба (РАО «РЖД», Газпром и др.) создаются централизованные службы управления ведомственной медициной и санаторно-курортными организациями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|