Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Показания для курортного лечения.




Основные требования к получению санаторно-курортного лечения. Курортное лечение детей. Эстетическая медицина на курорте. Диагностические и лечебные программы. Спрос и предложение на рынке санаторно-курортных услуг.

 

Основные формы курортной деятельности в России

Курортную деятельность в Российской Федерации осуществляют и различные санаторно-курортные организации, к которым относятся предприятия, учреждения, организации различной формы собственности и ведомственной принадлежности, расположенные как

на территории курортов, лечебно-оздоровительных местностей, так и за их пределами, осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов.

Основными типами санаторно-курортных организаций являются лечебно-профилактические учреждения: санатории, лечебницы, пансионаты, курортные поликлиники, лечебные пляжи, галереи, лечебницы минеральных вод, ванные здания, радонолечебницы, грязелечебницы, солярии, аэрарии и бассейны для лечебного плавания. Климатолечебных курортах имеются также дома отдыха, турбазы и кемпинги, где организован отдых практически здоровых людей с использованием климатических факторов для коррекции функционального состояния, ускоренного восстановления работоспособности и закаливания организма.

Санаторий (лат. sanare — исцелять, оздоровлять) — лечебно профилактическое учреждение, предназначенное для лечения, профилактики и медицинской реабилитации с использованием природных лечебных физических факторов в сочетании с искусственными факторами, лечебной физической культурой, лечебным питанием и другими методами в условиях специально организованного режима. При обострении заболеваний, а также для усиления действия физических фа торов и профилактики реакций больных на переезд в контрастную природную зону в санатории могут быть использованы медикаментозно лечение и постельный режим.

В зависимости от наличия природных физических факторов условий их лечебного применения и квалификации кадров каждый санаторий должен иметь медицинский профиль — состав больных с заболеваниями определенных органов и систем, подлежащих направление в данный санаторий. Большинство санаториев специализируются на лечении больных с заболеваниями системы кровообращения, органов дыхания (в том числе и нетуберкулезного характера), органов гаи варения, болезней обмена веществ, нервной системы, костно-мышечной системы, мочеполовых органов, женских половых органов, кожи, кров С учетом структуры заболеваемости населения удельный вес санаториев для лечения больных с заболеваниями различных органов и систем организма неодинаков: более половины из них предназначены для лечения больных с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем.

Некоторые санатории расположены вне курортов, вблизи от мест жительства больных. Такие местные санатории предназначены лечения метеопатических больных, поездка которых на отдаленные курорты связана с риском ухудшения состояния их здоровья. Показания для направления в них гораздо шире, чем в отдаленные санатории. В зависимости от медицинского профиля и коечной емкости санаторий может иметь в своем составе различные подразделения: службу приема и размещения, номерной фонд, специализированные отделение (реабилитационные), физиотерапевтическое отделение, отделение лечебной физкультуры, лабораторию, кабинеты (отделения) функциональной диагностики, рентгенологический, стоматологический, специализированные (психотерапии, эндоскопии и др.), аптеку и другие подразделения.

Санатории, создаваемые при промышленном предприятии реабилитации и профилактики без отрыва от производства, называются санаториями-профилакториями.

Больным, не нуждающимся в постоянном медицинском наблюдении, назначается амбулаторно-курсовочное лечение в курортных клиниках и лечебных пансионатах.

Курортная поликлиника учреждение, организованное в крупных курортных городах и предназначенное для оказания поликлинической медицинской помощи и ведения больных, прибывающих на курорт. Отдыхающие размещаются в пансионатах или частном доме. Пользоваться услугами курортной поликлиники при достаточности этих целей мощности могут и «неорганизованные» отдыхающие. Пансионат учреждение, предназначенное для отдыха и лечения. Во всех пансионатах отдыхающим предоставляют жилье и питание. Пансионаты с лечением обычно размещены на курортах, вблизи лечебных поликлиник и санаториев. Отдыхающие в пансионатах лечатся амбулаторно. Как правило, медицинское обслуживание осуществляет курортная поликлиника. Многие лечебные пансионаты ничем ни отличаются от санаториев, имеют полноценную собственную лечебную базу и лицензию на медицинскую деятельность.

Дом отдыха — профилактическое учреждение, предназначен­ия организованного отдыха лиц, не нуждающихся в специальном медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении.

Турбазы предназначены для отдыха практически здоровых людей, прибывших для занятия активными формами туризма.

Основными оздоровительными факторами в домах отдыха и турбазах являются физическая культура и спорт, ближний и дальний туризм, природные лечебные факторы, используемые для закаливания туризма, а также культурно-массовые мероприятия.

Курортно-амбулаторное лечение проводят в климатолечебных помещенияx, бальнеогрязелечебницах, бюветах питьевых минеральных и ингаляториях и других курортных учреждениях, расположенных на базе санаториев и курортных поликлиник, так и на территории курорта.

Порядок отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение. Преемственность между стационарным (поликлиническим) и санаторно-курортным лечением достигается путем организации строгого медицинского отбора больных, нуждающихся в курортном лечении и организованном отдыхе. В соответствии с Порядком медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение для лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, производят лечащий врач и заведующий отделением лечебно-профилактического места прохождения (стационара, поликлиники, женской консультации, медицинской части), в котором лечится больной.

Решая вопрос о целесообразности лечения на курортах, необходимо учитывать сопутствующие заболевания больного, которые не должны являться противопоказаниями для направления в данный санаторий, контрастность климатогеографических условий, особенность гидроминеральных ресурсов курорта и тяжесть переезда для больного. При наличии тяжелого заболевания или малых сроках реабилитации показано направление больных преимущественно в местные санатории.

При наличии показаний к санаторно-курортному лечению больному выдают медицинскую справку для получения путевки, в которой указывают диагноз заболевания, рекомендации о виде лечения (санаторно-курортного или амбулаторно-курортного), медицинский профиль санатория, его месторасположение (отдаленный или местный) желательный сезон для лечения и название курорта и его аналог. Справка действительна в течение двух месяцев со дня выдачи и является медицинским основанием для получения путевки, но не поступления в санаторий.

После получения путевки больной является к лечащему врач для определения перечня необходимых лечебно-диагностических мероприятий, которые должен пройти больной перед направление в санаторий. Обычно это клинические анализы крови и мочи, электр кардиограмма (ЭКГ), рентгенологическое исследование органов грудной клетки и консультация гинеколога (для женщин). В случаях не ходимости для уточнения диагноза основного и сопутствуют. Заболеваний могут быть проведены специальные исследования или консультации специалистов в соответствии с профилем санатория. На основании данных медицинского обследования, при отсутствии отклонений в текущем состоянии здоровья, исключающих направление в санаторий, лечащий врач заполняет и выдает больному санаторно-курортную карту, подписанную им и заведующим отделения. В ней отражают анамнез, данные осмотра специалистов, результаты анализов и инструментальных исследований.

При направлении больных в санатории лечащий врач доля учитывать требования Медицинских показаний и противопоказан для санаторно-курортного лечения взрослых и подростков (кроме иных туберкулезом), утвержденных приказом Минздрава России. К противопоказаниям, исключающим направление больных, взрослых и подростков на курорты и в местные санатории, относятся:

1) все заболевания в острой стадии, хронические заболевания в стадии обострения или осложненные острогнойными процессами;

2) острые инфекционные заболевания до окончания срока изоляции;

3) все венерические заболевания в острой или заразной форме;

4) психические заболевания, все формы наркомании, хронический алкоголизм, эпилепсия;

5) злокачественные новообразования (после радикального лечения при удовлетворительном состоянии больные могут направляться и в местные санатории);

6) все болезни крови в острой стадии и стадии обострения;

7) кахексии любого происхождения;

8) все болезни, требующие стационарного лечения или хирургического вмешательства, а, также неспособность больного к самостоятельному передвижению, потребность в постоянном уходе (кроме специальных больных, направляемых в специализированные санатории);

9) эхинококк любой локализации;

10) часто повторяющиеся или обильные кровотечения различного нахождения;

11) нормальная беременность (на климатолечебные курорты);

12) все формы туберкулеза в активной стадии (кроме специализированных санаториев).

При поступлении больного в санаторий он предъявляет запол­ненную путевку, паспорт и надлежаще оформленную санаторно-курортную карту. На основании первичного и последующего углубленного осмотра врач заполняет историю болезни и выдает курортную книжку, которой отмечает порядок и последовательность приема процедур, обходимый двигательный режим и диету. Характер и результаты проведенного лечения, а также рекомендации по дальнейшей реабилитации больного отражают в отрывном талоне санаторно-курортной картой, который больной по возвращении из санатория должен предъявить в лечебное учреждение, выдавшее санаторно-курортную карту.

Организация работы санатория

Многообразие задач, стоящих перед современной здравницей, комплексность предлагаемого потребителю продукта обусловливают сложность хозяйственной структуры санатория и наличие в его составляющих многочисленных специализированных подразделений.

Основными услугами, которые предлагают отдыхающим, являются:

■ лечебно-профилактические;

■ размещения;

■ питания;

■ спортивно-оздоровительные;

 

 

 

■ анимационно-досуговые;

■ сервисные и бытовые.

Хозяйственная структура санатория строится по госпитальному типу (рис. 15.6). Его основными структурными подразделениями являются медицинские отделения по основной деятельности и отделения по вспомогательным подразделениям.

Каждое медицинское отделение возглавляет заведующий. Помимо него в штат каждого отделения входят старшая медицинская сестра, сестра-хозяйка, врачи, медицинские сестры и младшие медицинские сестры. По своим функциональным обязанностям заведующий отделением является типичным линейным руководителем, отвечающий за работу отделения: лечебно-диагностический процесс, хозяйственную деятельность, организацию текущего ремонта и др.

Организационная структура другого важного звена — nuiqff блока — выстроена таким образом, что за работу службы питания otbечают два руководителя. Непосредственно весь пищеблок подчиняется заместителю главного врача по медицинской части, который осуществляет руководство питанием через шеф-повара, сестру-хозяйку и диетслужбу. Снабжение продуктами питания и организация их хранения обычно находятся в ведении заместители главного врача по административно-хозяйственной части. Прием и размещение отдыхающих осуществляется в приемном отделении, подчиненном заместителю главного врача и являющемся по своему статусу медицинским отделением.

За организацию досуга отвечает отдел культурно-массовой отдых, находящийся в непосредственном подчинении главного врача морального директора.

Вспомогательные службы обычно представлены отделом культурно-массовой работы, отделами электриков, сантехников, автохозяйств. ремонтно-строительной группой, садово-парковым хозяйством, охраны и отделом снабжения. Из них инженерно-технические разделения находятся в подчинении заместителя главного врача технической части, остальные — заместителя по АХЧ.

К функциональным подразделениям относятся бухгалтерия, экономический отдел, отдел кадров, отдел реализации, два отдела находятся в подчинении главного бухгалтера, другие — непосредственно генерального директора. Подобная структура является типичной для санаториев и сохранилась, за исключением высшего руководящего органа (правления, совета директоров), с дореформенного периода.

По приезду в санаторий отдыхающий поступает в приемное отделение, где происходит оформление документации, направление (с учетом специализации отделений) и на прием к лечащему врачу, уточняются данные о его состоянии здоровья, произвольныезамеры антропометрических показателей, артериального давление, температуры.

Затем отдыхающий, устроившись в отведенном ему номере, поступает на прием к лечащему врачу. Первичный прием должен осуществляться не позднее суток после прибытия в санаторий.

На приеме у врача уточняется диагноз, назначается дообследование и вырабатывается план лечения. За исполнением назначений пациента следит палатная медицинская сестра, за которой закреплен данный участок отделения. Последующие приемы лечащий врач проводит по мере необходимости, но не реже 1 раза в пять дней.

Основные лечебно-диагностические манипуляции осуществляются в лечебно-диагностическом отделении. В его состав обычно входят диагностические кабинеты: кабинет функциональной диагностико-биохимическая лаборатория, рентгенологический кабинет, кабинет УЗИ, кабинеты узких специалистов (лор, окулиста, невропатолог и т.д.).

Оснащение и оборудование лечебной базы зависят от профиля здравницы, но обычно включают водолечебницу, кабинет физиотерапии, ингаляторий, парафиногрязелечебницу, кабинет гидротерапии, кабинет иглорефлексотерапии, кабинет мануальной терапии и др.

Принципами организации лечебной работы санатория являются:

■ тесная связь с предшествующим лечением в стационаре или поликлинике;

■ наиболее эффективный заключительный этап медицинской реабилитации;

■ строгое ограничение состава пациентов медицинским профилем санатория;

■ предварительное обследование больных с установлением точного диагноза, что исключает или существенно уменьшает диагностическую работу и создает предпосылки для максимально раннего начала курортной терапии;

■ строго индивидуальный срок пребывания больных в санатории;

■ наличие необходимой лечебно-диагностической базы, специалистов определенного профиля и комплекса лечебных мероприятий, которые соответствуют медицинскому профилю санатория;

■ профилактическая направленность курортной медицины.

Сроки лечения больных в санаториях зависят от характера заболевания и природных лечебных средств данного курорта. В большинстве санаториев они составляют от 21 до 24 суток. Для больных костно-суставным туберкулезом и с поражениями центральной нервной системы срок пребывания в санатории составляет 45 суток, а для больных с острыми воспалительными заболеваниями почек — 48 суток. В последние годы наблюдается сокращение курсов лечения отдыхающих в санаториях до 14—18 суток.

Лечение в санатории условно разделяют на три периода:

1) период адаптации (3—5 дней), характеризующийся приспособлением (акклиматизацией) больного к контрастной климатической зоне. В этот период осуществляется необходимое дополнительное обследование больных, процедуры курортной терапии назначая по слабым и умеренным режимам;

2) период активного лечения (12—19 дней). В этот период проводят лечебно-оздоровительные мероприятия в полном объеме по умеренным и интенсивным режимам;

3) заключительный период. В этот период оценивают результаты лечения и определяют рекомендации по дальнейшему врачебному наблюдению или продолжению лечения.

Проведение всех лечебно-оздоровительных мероприятий осуществляют по трем режимам возрастающей интенсивности:

1) щадящему;

2) тонизирующему;

3) тренирующему.

Оценку результатов проведенного лечения проводят по критериям эффективности санаторно-курортного лечения, учитывающим субъективные и объективные показатели состояния здоровья больного с указанием определенной степени. Ввиду того что при хроническом течении заболеваний выраженных изменений в состоянии здоровья больных сразу после курортного лечения часто не происходит критерии оценки имеют три градации: «улучшение», «без изменений» и «ухудшение». При окончательной оценке необходимо учитывать также динамику основных симптомов данного заболевания. После санаторно-курортного лечения врач поликлиники по месту жительства оценивает стойкость предшествующего лечения, делая отметку в карте больного «стойкое (нестойкое) улучшение».

Помимо лечения отдыхающему на курорте оказываются другие услуги. Прежде всего следует отметить такую базовую услугу, как размещение, которому в последние годы уделяют большое внимание.

Временный санаторий должен предлагать одно- и двухместные помещения, со всеми коммунальными удобствами, кондиционированием, телевизором и радио, холодильником (мини-баром), телефоном.

Наряду с повышением комфортности в настоящее время наметилась тенденция к расширению объема и ассортимента бытовых услуг, предлагаемых клиенту (парикмахерская, прачечная, косметология, ателье и пр.), повышению уровня безопасности номерного фонда, прикреплению современных технологий его эксплуатации. (Вопросы организации питания и развлечений подробно рассмотрены выше.)

Эти требования являются классическими для санаториев, однако сегодня наблюдается существенная либерализация медицинских услуг, предоставляющие эти услуги, смягчение требований к охранительному режиму и распорядку дня. Многие коммерческие здравницы, сохраняя клиническую направленность, перешли на гостиничную структуру предоставления услуг. По гостиничному типу строятся и хозяйственные структуры пансионатов и домов отдыха.

Контрольные вопросы

1. Как развивались подходы к управлению курортами, каковы особен­ности современного управления СКО?

2. Как осуществляется государственное регулирование курортной деятельности, какие органы законодательной и исполнительной власти участвуют в управлении курортами?

3. Как формируется система общественного самоуправления курортной отрасли и корпоративного управления санаторно-курортными организациями?

4. Каковы основные характеристики и управленческие функции организационной структуры санаторно-курортной организации?

5. Каковы особенности создания и функционирования СКО?

6. Какие основные формы курортной деятельности используются в России?

7. В каком порядке производятся отбор и направление больных на санаторно-курортное лечение?

8. Какие основные подразделения входят в структуру санатория, какова их роль в организации лечебного процесса?

 

Тема 9. Правовые аспекты регламентации деятельности сана­торно-курортных организаций. Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг

Правовое регулирование отношений в санаторно-курортной сфе­ре. Некоторые проблемы законодательства в сфере реализации сана­торно-курортного продукта. Лицензирование, стандартизация и серти­фикация санаторно-курортных услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...