Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ч А С Т Ь В Т О Р А Я 5 страница




Все изображения, вся система рельефов на теле основного идола (символа продолжения жизни) -- Рода -- гармонически сливается в обобщенный образ Вселенной. Здесь очень четко и ясно изображены в языческих символах все три мира: небесный, земной и подземный. Они представлены в двух аспектах, во-первых, так сказать, топологически (боги-небожители в верхнем ярусе, люди в среднем, бог земли в нижнем), а, во-вторых, функционально, что важнее для понимания религиозной сущности всей системы: Небесная сфера

 

Дажьбог -- божество света, солнца, податель благ, мифический родоначальник русских людей (князей? ) " дажьбожьих внуков". Перун -- бог грозы и молнии, покровитель воинов. Земное пространство

 

Макошь -- " Мать урожая", хозяйка символического рога изобилия. Одна из двух рожаниц.

Лада -- вторая рожаница, покровительница весенней ярой вегетативной силы и браков.

Люди -- хоровод мужчин и женщин, помещенный у подножья божеств. Около женской фигуры на лицевой грани изображен ребенок. Подземный мир

 

Волос -- доброжелательный бог земли, в которой покоятся предки. Бережно держит на своих плечах плоскость земного пространства с людьми на нем. Три личины этого подземного яруса быть может символизируют множественность предков?

Люди, создатели и поклонники этой системы управления мирами, со всех сторон окружены богами-покровителями: сверху божествами небесной сферы, снизу -- подземного мира. Кроме того, четырехликий, но единый в своих ипостасях бог смотрит своими ликами (под одной общей шапкой) " на все четыре стороны".

Как видим, славяне в эпоху формирования Киевской Руси знали не только поклонение тому или иному отдельному божеству, но и создали систему языческого понимания макрокосма при посредстве синтеза отдельных его миров и найденной для этого скульптурной формой синтеза в виде символа жизни -- Рода.

На образках и крестиках времен принятия христианства славянами встречается своеобразная вертикальная композиция, напоминающая лицевую сторону збручского идола: наверху Иисус Христос в императорском венце, с распростертыми руками, под кистями которых находятся растение и семя (? ). В середине композиции, возможно, богородица, внизу -- неопределимый персонаж 80. (Рис. 52).

 ----------------------------------

80 Velka Morava, Bratislava, 1979, рис. 127.

 

Идея монотеизма в его патриархальной, мужской форме возникла до христианства, совершенно независимо от него и, по всей вероятности, задолго до него. Первенствующая среди богов Макошь является лишь данью тысячелетней традиции женского божества плодородия. Она, как и все ее соседи по небесному ярусу збручского истукана, показана лишь как одна из частей многообразного, но неразрывного целого -- Жизни, символизированной мужским началом.

Пантеон збручского изваяния архаичнее пантеона Владимира, но время возникновения збручской системы для нас неясно из-за отсутствия достоверных данных. Когда археологи обнаруживают несколько идолов в святилище, то, безусловно, речь может идти о пантеоне, но следует учесть, что даже в том случае, когда в центре круга найдено основание только одного столба, то, учитывая вертикальный принцип збручской композиции, мы можем допустить расположение на одном столбе нескольких фигур или личин подобно тому, что дают нам многофигурные столбы-идолы американских индейцев.

Углубить представления о Роде на три столетия от збручского изваяния позволяет текст Прокопия Кесарийского о религии древних славян (сер. VI в. н. э. )

" Они (анты и славины) считают, что только один бог, творец молний, является владыкой над всеми и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают... Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания" 81.

 ----------------------------------

81 Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950, с. 297.

 

В литературе укоренилось толкование этого " единого бога", как Перуна, который стоял во главе пантеона Владимира. К сожалению, сторонники Перуна забыли, во-первых, обоснованный тезис Е. В. Аничкова о том, что Перун -- княжеский, военно-дружинный бог, поздно выдвинувшийся на первое место 82, а, во-вторых, то, что сомнения в том, что Прокопий подразумевал Перуна, были высказаны еще в 1874 А. Гильфердингом, писавшим: " Прокопий, кажется, здесь смешал в изображении верховного славянского бога, властителя молний и мира, два лица: бог молнии, которого называли Перуном, был действительно у славян верховным богом природы и располагал жизнью и смертью людей; но над ним они признавали бога неба, который был выше его, но ему (Перуну) предоставил мир земной. Это высшее божество называли просто Богом и, вероятно, также Сварогом" 83. Гильфердинг писал тогда, когда источники о Роде еще только вводились в науку и этого бога-исполина еще трактовали как семейного божка 84. Тем не менее знаток балтийского славянства прав в толковании слов Прокопия. Сварог (" Небесный" ), Святовит (" Священный Свет" ), Род (" Рождающий" ), Стрибог (" Отец-бог" ) -- все это эпитеты, определяющие ту или иную сторону верховного божества, и не обязательно они должны означать разных богов 85.

 ----------------------------------

82 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 319, 327.

83 Гильфердинг А. История балтийских славян, с. 153.

84 Только К. Н. Бестужев-Рюмин в своей " Русской истории" (СПб., 1872) верно отметил, что Род " не есть олицетворение рода (gens), а сам создатель", с. 24.

85 Вей М. К этимологии древнерусского Стрибог (Вопр. языкознания, 1957, № 2). По поводу этимологии имени Святовита Гильфердинг приводит толкование средневекового комментатора: " Est autem Swanthe sclavica lingua idem quod sanctum Witz vero lumen interpretatur". (Swanthe на славянском языке " святой", a witz переводится словом " свет" ). Гильфердинг А. История балтийских славян, с. 171. С последним словом следует сопоставить старинное слово " вита", " вица", " вета", означающее световой сигнал, костер.

 

Для сравнения достаточно привести эпитеты христианской Марии, матери Иисуса, которые иногда становились как бы именем собственным: " Богородица", " Царица Небесная", " Матушка Владычица", " Заступница".

Все материалы о Роде подтверждают точку зрения Гильфердинга. Добавлю к этому, что у Перуна на збручском идоле есть оружие, но нет символики, связанной с молнией. С Родом же связан ряд таких однокоренных с ним слов, как " родиа" -- молния, " рдеть", " родрый", " рдяный" -- все из грозового, пламенеющего ярко-красного комплекса. Род находится на небе и " мечеть на землю" дождевые струи, оплодотворяющие женщин подобно золотому дождю Зевса в мифе о Данае.

Поэтому слова Прокопия о едином верховном божестве, " творце молний", вполне могут быть отнесены к Роду или к Святовиту или к Стрибогу, повелевающему ветрами, стрибожьими внуками", т. е. к разным наименованиям одного и того же верховного божества, бога неба (в том числе и грозовых явлений) и всей Вселенной с ее тройственной стратиграфией.  *

 

В 1984 г. археологи И. П. Русанова и Б. А. Тимощук открыли и исследовали городище Богит, расположенное неподалеку от места находки збручского идола. Тщательно раскопанное городище представляет собой вытянутую вершину горы, укрепленную валами. Длина его около 300 м, ширина от 50 до 100 м 86. Святилище начало функционировать еще в скифо-сколотское время и прекратило существование в XI в. н. э. Основные конструкции относятся к рубежу IX -- X вв. Площадка святилища делится на три части. Вход с восточной стороны вел в первую часть, так сказать нартекс, в некое предхрамовое пространство. Середину святилища занимала окруженная валами обширная площадка (около 125X60 м) со следами крупных построек, прилегающих к валам. Это -- " требище", хоромы которого могли вместить примерно 500 -- 600 человек. За требищем на самом мысу, противоположном входу, находилось на особом возвышении " капище", огражденное внутренним валом. Внутри капища находилась вымощенная камнем своеобразная восьмилепестковая конструкция, около 15 м в диаметре, напоминающая капище Перуна в Новгороде.

 ----------------------------------

86 Русанова И. П., Тимощук Б. А. Збручское святилище. -- Сов. археология, 1986, № 4.

 

В двух углублениях, расположенных по оси ССЗ -- ЮЮВ, обнаружены два погребения.

Внутри круга, образованного восемью углублениями, обнаружена квадратная в плане яма, которую авторы раскопок справедливо считают основанием збручского идола, сброшенного отсюда после победы христианства. Это -- исключительно важное открытие! Вход в эту главную часть капища с севера.

В 1968 г. я предположил, что главной лицевой гранью збручского идола является грань с Макошью 87. Данные раскопок 1984 г. подтверждают эту гипотезу: лицевая грань обращена к входящим в это " святая святых" всего ритуального комплекса.

 ----------------------------------

87 Рыбаков Б. А. Святовит-Род..., с. 390-394.

 

Идол расположен несколько эксцентрично, ближе ко входу в капище. В силу этого к внутренней площадке капища обращена грань с Дажьбогом. Центральный жертвенник всего комплекса находился у ног солнечного Дажьбога, культ которого не исчез даже после крещения Руси. Схема предполагаемого расположения божеств такова: (Рис. 52 а).

Дажьбог, как и следует солнечному божеству, смотрит на полдень, на юг. Раскопки И. П. Русановой и Б. А. Тимощука позволяют представить себе вполне конкретно местоположение знаменитого изваяния и его связь с огромным общеплеменным святилищем на горе Богит. (Рис. 49).

   

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...