Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова 24 глава




Иногда усвоенные ранее убеждения приходят в противоречие с изменившимися требованиями окружающей среды. Например, убеждение “Только стабильная работа, много лет на одном месте, может дать уверенность в завтрашнем дне” было, может быть, верным лет 20 назад, когда оно закладывалось. Если же человек пытается следовать ему сейчас, сохраняя “верность” неработающему предприятию, не уделяя внимания повышению квалификации, то это делает его жизнь крайне нестабильной. Убеждение “Я должна жить, потому что должна помогать своим детям” таит в себе угрозу заболеваний в случае, когда дети выросли и не нуждаются в помощи, а напротив, стремятся помочь своей матери.

В работах Р. Дилтса приводятся способы индивидуальной психологической коррекции подобных убеждений с применением методов НЛП. Однако такую работу существенно затрудняет выявление ограничивающего убеждения, т.к. оно обычно является само собой разумеющейся нормой для данного человека, он не обращает на него внимания и, естественно, не заявляет психотерапевту в качестве проблемы. Методы типа “свободных ассоциаций” или анализа сновидений дают больший доступ к бессознательному клиента, однако в процессе психоаналитической работы психотерапевт успе­вает ознакомиться со всей сложной структурой влечений, потребностей, мотивации клиента, но из этой обширной информации не всегда можно вычленить ограничивающее убеждение.

Значительным подспорьем в этой связи является наблюдение и анализ непосредственного поведения клиента в группе, в процессе общения, протекающего “здесь и сейчас”. Психолог имеет возможность сравнивать поведение участников группы, обращая внимание на повторяющиеся, стереотипные паттерны. По нашему мнению, за этими жестко закрепленными поведенческими стереотипами стоят убеждения, ограничивающие разнообразие и естественность реакций на различные стимулы окружающей среды. Такая стереотипность реакций выполняет полезную функцию при адаптации к стабильному социально-культурному окружению, упрощая процесс общения, делая человека более предсказуемым для его окружения. Для самого человека реагирование в соответствии с ранее усвоенным стереотипом создает ощущение защищенности и комфорта, все идет “как у людей”, “как и должно быть”.

Однако в быстро меняющихся обстоятельствах или в ситуации, когда человек в силу избранной профессии общается с множеством разнообразных людей, имеющих свои нормы и ценности, эта стереотипность начинает существенно ограничивать возможности эффективного взаимодействия.

Исходя из этих теоретических предположений нами были разработаны тренинги, предназначенные в первую очередь для психологов и социальных работников, которым по долгу службы нужно понимать других людей, отказавшись от своих стереотипных представлений о мире. Необходимым условием полезного и безопасного участия в подобных тренингах является наличие отчетливого представления о результатах, которых человек хочет достичь в своей жизни. Тренинг расширяет возможности, снимая ограничение “этого не может быть, потому что не может быть никогда”, но для личности важно иметь хотя бы что-то стабильное. Мы предпочитаем, чтобы это было стабильное будущее, так как представления о прошлом и настоящем во время семинара значительно изменяются. При создании нашего тренинга мы исходили из простой схемы: 1) группе предлагается выполнить какое-либо упражнение, содержащее в открытой или метафорической форме требование к самым разным поведенческим реакциям;
2) если в ответ на разнообразные стимулы участник дает стереотипные реакции или испытывает замешательство, не имея реакций на данный стимул, то в игровой форме, в безопасных условиях тренинга он может изменить свое поведение и выявить лежащие за ним убеждения. Если в результате человек решит попробовать действовать исходя не только из этого убеждения, но принять и другие нормы, то он может это сделать, получив немедленную обратную связь от других участников группы. Для тренеров одинаковую ценность представляет любой выбор участника: как осознание и сохранение убеждения, так и его осознанное изменение. Задача тренера — создание игрового, метафорического контекста жизни группы, в котором мог бы легко проходить описанный выше процесс. Мы “взяли с собой” группы в те контексты, которые для нас являются любимыми и привносят интерес и разнообразие в наши взгляды на мир.

К11. Поведение людей?

Первый контекст — тренинг-семинар “Этология (Поведение людей, поведение зверей)”.

Задача тренинга — изучение общебиологических паттернов индивидуального поведения и поведения в разнообразных сообществах. Заранее просим прощения у специалистов по поведению животных: мы использовали основные понятия этологии только как метафорический контекст, позволяющий человеку узнать больше о себе и себе подобных. Источником информации, которая помогла нам в разработке этого тренинга, были труды Дж. Гудолл, К. Лоренца, К. Прайор, Дж. Хэрриота и собственные наблюдения за людьми и животными. Тренинг рассчитан на 16 часов.

В тренинге “Этология” мы обращали внимание на уже существующие у участников убеждения, специально не останавливаясь на истории их возникновения. Но любое убеждение возникло когда-то в течение жизни, и в тот момент оно было связано с реальными внешними обстоятельствами, позволив человеку адаптироваться к ним, сохранить целостность своей личности.

К12. Возрасты жизни

Согласно концепции Э. Эриксона, структура сложившейся личности — это синхронная организация всех пройденных личностных фаз и этапов развития, приобретенных ранее убеждений в их неизменном виде. На каждой из восьми выделенных Эриксоном стадий развития личности человек делает выбор между двумя противоположными отношениями к миру и к себе. Этот выбор определяет ход развития личности на данной стадии, при переходе же на следующую стадию ранее сделанные выборы остаются без изменений. В таблице представлены стадии психосоциального развития по Э. Эриксону.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...