вы должны быть твердо уверены, кто перед вами и что за ним стоит
Иначе вы как минимум обречены на работу с «общественниками», доверенными доверенных или просто заблуждающимися. фирма Х обратилась за кредитом для торговой операции в патронируемый агентством банк. В качестве бесспорного аргумента состоятельности сделки глава фирмы г-н С. утверждал, что лично является представителем всемирно известной иностранной корпорации, которая в лице свой дочерней компании якобы и выступала контрпартнером сделки. Доказательства были затребованы и представлены. На стол кредитного отдела легла интересная бумага. По сути это был красивый двуязычный контракт на агентские услуги в интересах той самой корпорации, которую назвал С. Выполнение работ действительно поручалось г-ну С. Но сам контракт был. заключен... дочерней компанией. Это зародило сомнение и дало толчок для проверки принадлежности дочерней компании корпорации. Родство не подтвердилось. Проверка же лично С. показало его дезинформированность. Он, наверное, и по сей день уверен, что в международных деловых кругах его знают как «иксклюзивного представителя корпорации... в СНГ» (цитата из русскоязычного оригинала его контракта без изменении). ПОРЯДОК ИНФОРМАЦИИ После знакомства с объектом необходимо проверить порядок информации, имеющейся в его распоряжении. Сколько передаточных звеньев прошла информация и как она могла исказиться. Доверенное лицо фирмы, даже обремененное правом ведения переговоров, в крупной игре фирмы-хозяина может быть использовано в качестве пешки. Ни правил игры, ни целей она не представляет. Особенно это свойственно нашим доморощенным «фирмарям». Здесь один шаг от верхушки фирмы-доверителя, если связь между ней и представителем и была прежде, рвет ее напрочь. Ближайшие заместители могут не знать реальных замыслов директора, не говоря уж о доверенных лицах. Поэтому неплохо проверить надежность связей и проанализировать реакции фирмы. Иногда по незначительным ответным реакциям можно составить совершенно точное представление о том, кто реально и с чем конкретно перед вами.
при размещение заказа инофирмы человек, в интересах которого мы работали, выступал в качестве посредника. Как водится в совбизнесе, он общался с инофирмой через посредника. Несмотря на то, что в этом деле нам платили за другое, мы посоветовали клиенту проверить своего связного. Было подготовлено предложение к рабочей документации — условие размещения заказа на одном из российских предприятий. Скажем, с одной из деталей должно было пропасть клеймо — торговый знак, указанный на чертеже. Представитель фирмы-заказчика не долго колебался. Буквально через несколько дней пришел ответ с «добром". Мы усомнились в доброкачественности представителя. По нашему мнению, руководство фирмы, которую он представлял, не пошло бы на такое. Доверенное ашю предположительно было не более чем посредником и уж никак не эксклюзивным, как убеждал нас в этом клиент. 0б чем ему и поведали. Однако он счел несущественной такую аргументацию, убеждая что его «кореш додавит фирму-конечного потребителя и все будет ОК^ Как говорится, вольному — воля. Мы рассчитались и откланялись. Ситуация же закончилась традиционно: на этапе подписания контракта фирма-заказчик по «непонятным причинам» отказалась от размещения заказа. Наш бывший клиент исчез в неизвестном направлении, оставив после себя радужное облако несбывшихся надежд заводчанам, не без нашего участия готовых было ему помочь, и потратив в никуда деньги на помощь других. Вопрос: кто подставил? Ответ: сам себя подставил, поверив на слово хорошему другу, который-то и оплатил свою ошибку из кармана товарища.
с российским предприятием наклевывается внешнеэкономический контракт. Внешне ситуация выглядит как прямая поставка товара инофирме, что имеет для российского производителя немалые выгоды по экспортным льготам. На поверку же нами был выявлен факт недоброкачественного представительства: оказалось, что у представителя отсутствовали даже контактные реквизиты фирмы-доверителя, не говоря уж о прочих атрибутах. Мы советовали своему клиенту воздержаться от заключения каких-либо контрактов через такого представителя. проект совместного строительства потребовал заезда представителей строительных инофирм. Двое из них — две Пятницы азиатской крови — дают бумаги от имени крупных строительных фирм Великобритании. Поверхностная проверка полномочий, выполненная нашими коллегами со стороны инициатора проекта, не дала каких-либо поводов к сомнениям. Сомнения завелись при анализе поведения фирмачей. уж больно они старались произвести впечатление на «товарищей заказчиков». В один прекрасный момент мы попросту позвонили на фирму и поинтересовались, кто оплатит разбитое стекло в «лучшем ресторане этой жемчужины Крыма»? После недолгих согласовании нас соединили с фигурой, состоявшей в списке тысячи богатейших людей делового мира, и мы имели краткий, но содержательный разговор... После этого случая в газетах появились статьи про наших подопечных — аферистов, чей бизнес состоял в торговле контрактами, односторонне подписанными российской стороной. ДЕЛОВОЙ ВЕС ПРЕДСТАВИТЕЛЯ В ФИРМЕ Разновидность того, о чем мы говорили выше. Переоценка делового веса представителя может иметь плохие последствия, фирма может держать его постольку-поскольку, доверяя ему всякие безответственные проекты. Вы же, перезаложившись на имя фирмы, можете инициировать тупиковую деятельность. Отработав свой участок работ, вы будете долго дожидаться результатов от фирмы через такого представителя. И вполне вероятно, может оказаться, что вашу работу параллельно от вас уже кто-то выполнил, ибо фирма не больно-то шепетильничает со своим доверенным. Значимость фактора на порядок воз растает, когда вы хотите от фирмы уникального решения, не свойственного ни ее профилю, ни текущему состоянию, ни прочим значимым внутрифирменным факторам Все это в полной мере распространяется и на инициативы фирмы, проводимые через ее доверенное ли по. Нужно составить себе четкое представление о весе данного человека в той фирме, которую он представляет, прежде чем начать что-то делать с его слов.
отечественный заказчик — производитель специфического продукта, обратился с просьбой о продвижении своего товара на международный рынок, указав возможный путь продвижения товара через сотрудничество с несколькими инофирмами. Поскольку в средствах клиент был серьезно стеснен, мы не стали настаивать на изменении и расширении круга потенциальных партнеров, отметив свои сомнения в корректности его выбора. Нам показалось маловероятным, что названные инофирмы, известные своей консервативностью, захотят иметь дело со столь специфичным товаром, весьма новаторским даже по меркам международного рынка. Клиент настаивал. Поскольку все указанные им инофирмы имели свои представительства в России, наши усилия свелись к обработке этих представителей. Второе предупреждение клиенту последовало, как только мы убедились, что через представительство перепрыгнуть не удастся. Позиция инициатора не изменилась. Последующие полтора месяца плотного взаимодействия с представителями, вылившиеся в массированную бомбардировку головных офисов фирм факсами, бесчисленными переговорами представителей с их хозяевами, согласованиями и выездами, в итоге дали один единственный результат — всего одна инофирма уступила своему напористому представителю, снабдив его полномочиями «провести необходимую подготовительную работу самостоятельно», что фактически было равноценно тому, чтобы он сам искал сторонние пути продвижения товара без опоры на свою мощнейшую международную фирму. Представитель может быть не более, чем макияжем, но никак не лицом фирмы.
ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС ПРЕДСТАВИТЕЛЯ Однако так, как это описано в вышеприведенном примере, дело развивается редко. Совковый менталитет непредсказуем. По нашему мнению, нет ничего худшего, чем «сов.чел.», случайно попавший в представители инофирмы. Такой тип преподнесет вам массу неприятных сюрпризов. Самомнение возрастает непропорционально достигнутому. Особенно если закрепление такого человека в фирме строится на совковых же принципах, например в форме постоянной зарплаты. А многие фирмари только так и работают, платя своим доверенным гроши, но постоянно. российский клиент заказал найти покупателя на поставку кое-какой техники. Мы разыскали подходящего купца, чей Российский постоянный представитель, достаточно агрессивный, самоуверенный тип, активно занимался поиском продавив. Совместно обсуждая конструкцию и детали сделки, мы поняли, что парень не знаком со спецификой подобных продаж, а нам совсем не хотелось раскрывать перед ним свои ноу-хау. Любая наша. аргументация, включая предложения личного характера., напрочь разбивалась об эту каменную голову. Главный мотив его поведения до нас дошел поздновато: парень боялся утратить авторитет знатока рос-реалий в глазах своего фирмача. Должен был пройти только тот вариант, который он высказал в присутствии своего хозяина и который, по нашему мнению, обрекал сделку на печальный финал. Пришлось делать иначе. Подали предложение через головной офис фирмы в дальнее зарубежье. И вот что характерно; этот амбициозный «пособник капиталюжный» умудрился-таки настоять на своих прогарных решениях, в результате чего весь груз развернули на границе. Мы считаем, что это произошло исключительно в силу нашей нерасторопности — мы должны были вычислить и учесть интерес посредника сразу же, а не дожидаться, пока он влезет с ним туда, где ему нечего было делать. С тех пор мы удваиваем осторожность каждый раз, когда «фирмаком» оказывается соотечественник. Что и вам советуем. При этом не забывайте, что доверенное лицо должно быть пристегнуто к конечному результату. Любой человек, каким бы индивидуалистом он ни был, поддается манипулированию. РАБОТА С ПОСРЕДНИКАМИ Наихудшие результаты показывает работа с цепью посредников. Насколько это плохо — знает каждый, поэтому небесполезно познакомиться с наработанным приемом обнаружения цепочки посредников. Мы называем его «цейтнотной провокацией», и это отражает его основной принцип, в какой бы форме он ни проявлялся. Поясним на простом примере, как строится и работает цейтнотная провокация. Посредник, предлагая вам найти недостающее звено для сделки, называет ваши ценовые ориентиры и интерес тому, кого вам надо найти. При этом вам дается минимум стартовой информации и обещается предоставление подробной информация после того, как вы найдете недостающее звено.
В такой ситуации воодушевленный простой смертный отправляется на заработки — искать недостающее звено. РТ, даже имеющий нужный кадр в кармане, поступит иначе. Поступайте как и он: • прием цейтнотной провокации 1. Загоните посредника в угол: — накануне выходных, например в пятницу вечером, сообщите ему, что располагаете необходимым нашли нужного человека и он готов поучаствовать в деле. Вашему человеку требуется обещанная точная информация. Но, естественно, через вас, вы тоже посредник битый и не выдадите свой «контакт»; — настаивайте на том, что все переговоры вы будете вести только лично с посредником, и ни с кем более. Обострите ситуацию тем, что информация нужна как можно быстрее, а не то ваш-де человек вот-вот уедет. Единственное, в чем вам надо быть уверенным, — что у вашего объекта этой информации в распоряжении нет. (Вообще говоря, любой посредник без проблем вычисляется на деталях при первой же беседе, даже если ему очень хочется выглядеть главной фигурой.) 2. Смотрите и анализируйте реакцию посредника: · если соглашается на встречу сразу же, например, вечером в пятницу или субботним утром, — очень хорошо. Возможно посредников в деле, действительно, всего один. Высока вероятность качества информации. Правда, если ему сознательно не втерли дезу; · если назначает встречу на начало следующей недели, с утра, это также неплохо. По всей видимости, он имеет возможность созвониться с инициаторами в выходные, т.е. те доверили ему свои номера домашних телефонов. Возможен неплохой представительный уровень, цепь маловероятна. · чем дальше отодвигается срок встречи, тем хуже — тем больше народа в цепочке посредников, тем слабее связь с истинными инициаторами, тем меньше должна стать мера вашего доверия посреднику. Если при этом вы получаете хоть какие-то ссылки на трудности объективного плана, типа затрудненности связи, отсутствия инициаторов, убытия в командировку и т.п., смело ставьте крест на такой затее. Редкий посредник сознается, что в деле, оказывается, много народу и его номер — всего лишь шестнадцатый. Ваш блеф трудновычисляем, ибо вами найденное лицо в любой момент может отказаться от участия в проекте, а вы, как профессиональный посредник, не обязаны сдавать концы. Только после прощупывания посредника можно серьезно выслушать его рассказки. В следующей главе вашему вниманию будет предложена методология анализа «легенды» — предлагаемой вам версии о ситуации по проекту и намерениях инициаторов.
АНАЛИЗ КОНТАКТА
работа узлы внимания Р-выводы Итак, кто-то пришел к вам или вашему клиенту с делом. Мы в таком случае говорим о «контакте» — новых открывающихся перспективах, возможностях и... разведдеятельности. РАБОТА Все хорошее и все плохое несут нам контакты, и чем скорее мы сориентируемся, что на сей раз перед нами, тем лучше. В предыдущей главе мы рассматривали, как и что может дать вам поверхностный анализ статуса пришедшего. Сейчас давайте уточним, как можно проанализировать факт контакта без проработки сути стартовой информации. Эту главу мы решили включить в Практикум еще и потому, что, по нашему мнению, она касается превентивной роли РТ в бизнесе. Мы хотим зафиксировать ваше внимание на характеристиках контакта с целью профилактики различных неприятностей, границы которых простираются от возможного инициирования вами тупиковой деятельности до попадания в орбиту агрессивных поползновений и манипуляций. Из общепредпринимательских соображений анализ контакта полезен для определения серьезности намерений инициаторов. Мотивация контакта — предмет уточнения не столько для построения дальнейшей деятельности, сколько для ее прекращения. Сейчас слишком много народа бегает в поисках «перспективных контактов», но слишком мало дел действительно соответствует высказанным намерениям. на крупной выставке к фирме — производителю оборудования обращается некто с целью возможной закупки оборудования. Налицо факт инициативного контакта. Наш сотрудник, обслуживающий фирму, указал её представителю на слабую проработку стартовых позиций ини-уиатора и на случайный характер контакта. Чисто на вскидку ему показалось, что инициатор обратился к фирме исключительно из соображении доступности фирмы, без какой-либо серьезной установки на закупку оборудования. Однако легенда, высказанная инициатором, звучала вполне убедительно. Второй момент, на который обратил внимание РТ, был тот, что мотивировка, обращения инициатора именно к данной фирме звучала малоубедительно и скорее всего стремилась соответствовать той, которую хотелось слышать фирме, что так же определялось ситуацией. Данная фирма была отнюдь не самой дешевой, ссылок на предварительное знакомство с фирмой от инициаторов на последовало. РТ с ходу указал на низкую вероятность сделки, фирмач же, как ни странно, расценил мотивы и поведение инициатора как вполне достоверные и в сделке не сомневался настолько, что предложил пари. Надо было бы поднять ставку. Анализ инициативных контактов входит в одно из непреложных профессиональных качеств РТ, зачастую выступающего против своих собратьев по ту сторону баррикад. Чем раньше распознаешь в оппоненте коллегу, тем проще с ним выстроить профессиональное взаимодействие, разыграть партию. А столкнуться нос с носом с зеркалом — пара пустяков. в банк обращается некто не из числа клиентов с интересным предложением. Дело пахнет хорошими деньгами, но требует деликатной банковской услуги. Как водится, высказываются заманчивые предложения лично управляющему. Наш сотрудник, не присутствовавший при беседе, анализирует контакт со слов управляющего банком. Характер некоторых уточнений, высказанных инициатором., возбудил подозрения, что инициатор может преследовать целью не совершение предлагаемой сделки, а проверку банк на предмет способности и практики выполнения противоправных операций. Банкиру было рекомендовано тормознуть контакт, а РТ занялся проверкой инициатора Его удалось установить не сразу. Мы нашли его фамилию в списках выпускников слушателей курсов школы налоговой полиции. Дальше, как говорится, дело техники. Своевременная дешифровка агента-подсадки позволила не только пресечь поползновения к недружественным действиям, но и зарядить ее инициаторов необходимой дезинформацией,
УЗЛЫ ВНИМАНИЯ • характер контакта Анализ этого момента должен дать вам ответ на простой вопрос. «Насколько случайно на вас вышли?» Мимикрия под «случай», как мы видели выше, часто сопровождает контакты с запланированном плохим исходом. Случайность, как ни странно, работает вполне закономерно в плохую сторону. Поэтому любые случайные инициативные контакты подлежат расследованию. Особенно это касается фирм, не стремящихся к афишированию своей деятельности. • поручительство Если вы собираетесь атаковать объект, вам необходимо совершенно точно представлять себе, от имени кого вы выйдете на него. Поручитель должен незримо простереть над вашей головой свое покровительство для создания вам необходимого уровня доверия. В противном случае ваша задача будет усложнена. Подготовка такого прикрытия для РТ — дело обязательное и ответственное. Имейте в виду, что вас, скорее всего, будут проверять на предмет верификации прикрытия. Значит, там все должно быть в ажуре. С точки зрения фирмы — объекта атаки, если вы отстаиваете ее интересы, вся проверка ложится на ваши плечи. И если вы с первого контакта не уточните путь выхода на вас инициатора, это очень плохо и для вас, и для тех, кто вас нанял. Побеседуйте, порасспрашивайте. Вам должны быть даны исчерпывающие и четкие объяснения по поводу того, как и кто вывел инициатора на вас. Далее анализ поручителя может дать полезную опорную информацию. Если, например, ссылаются на вашего бывшего партнера, который-де и порекомендовал обратиться к вам — это очень хорошо. Но не упускайте момент возможного развитого прикрытия инициатора. У вашего партнера может быть совершенно случайный контакт с этим инициатором, но в беседе с вами этот контакт звучит уже по-другому, не правда ли? Уточните этот пункт. Наведите справки у того, на кого ссылается инициатор. Когда это неэффективно? В ситуации, когда ваш клиент имеет обширную рекламную кампанию или по роду своей деятельности связан с массовым притоком инициатив. Яркий пример тому — деятельность инвестиционных кампаний, базирующаяся на привлечении объектов инвестирования. В такой ситуации не надо сильно полагаться на предварительный анализ инициатора и следует переходить к другим видам проверки. Однако и здесь при условии того, что предварительная проверка стала неотъемлемой частью стиля вашей работы, могут наблюдаться хорошие результаты. Во всяком случае, вы не пропустите чего-то значимого. в инвестиционную компанию обратилось предприятие Ф, представив для потенциальных западных инвесторов элегантный высокорентабельный проект. РТ, обрабатывающий инициативную группу представителей Ф, фиксирует рассогласование показаний представителей при ссылке на источник информации об инвестиционной компании. В конце концов он выясняет, что, по сути дела, инициатором в группе является одно-единственное лицо. Это послужило началом проверки предприятия Ф. Результаты показали, что на самом деле «представители» представляли собой непростую команду. Лидировал в группе директор некоей посреднической фирмы П, любезно взявшийся оказать содействие Ф в поиске инвесторов. Остальные члены группы действительно являлись работниками предприятия Ф. В дальнейшем выяснилось, что предприятие уже получило необходимые субсидия от стороннего инвестора. Очевидно, легкость их получения подтолкнуло П к попытке совершить фактически «двойную продажу». Естественно, что установление таких фактов потребовало времени и сил и наивно было бы рассчитывать на то, что подобное можно с ходу разглядеть в течение одной или двух мимолетных бесед. Но давайте все-таки признаем, что первые подозрения зародились именно на этапе анализа контакта инициатора. Р-ВЫВОДЫ Требуемые выводы при проверки контакта: • надежность намерений инициатора · проверкой контакта прощупываются предпосылки серьезности намерений инициатора. В случае отсутствия таковых можете ставить крест на том, что вам говорят, и не тратить время и силы на дальнейшее взаимодействие. Однако имейте в виду, что даже если вы делаете вывод о кажущейся серьезности контакта, это не более чем всего лишь предварительный вывод. Любая инициатива — это потенциальная атака. Считайте, что инициатор успешно прошел первый рубеж вашей обороны и не более то то. Говорить о гарантиях надежности намерений еще очень и очень рано; • степень доверия инициатору · вам необходимо сделать вывод о том, что если уж и не все сказанное данным лицом будет в дальнейшем соответствовать истине, то во всяком случае этому есть объективные предпосылки. В этом моменте самое пристальное внимание должно быть уделено возможности подсадки в вашу фирму чужого агента и приготовлению к противодействию. Здесь мы выходим за рамки РТ в область прерогатив службы безопасности. В серьезной фирме эти направления могут и должны работать в одной упряжке. Переходим к следующему этапу работы с инициаторами. Послушаем, что они нам расскажут и чем это может пахнуть. ЛЕГЕНАИРОВАНИЕ ПРОЕКТА • назначение и методология легендирования • цели легендирования • технология создания и внедрения легенды • изобличение чужой легенды • реакции на факт установленного легендирования НАЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ ЛЕГЕНДИРОВАНИЯ Легендирование — это дезинформирование противника с целью сокрытия своих истинных мотивов, направлений атаки или деятельности. Когда оперативный работник произносит слово «легенда», всегда имеется в виду своя или чужая ложная информация, призванная скрыть истинное положение вещей. Легендирование в качестве метода камуфлирования действий известно давным-давно и применяется сегодня столь же массированно, как и прежде. В бизнесе легендирование стало явлением повсеместным и широкомасштабным. Сфера применения легендирования аферистами и мошенниками простирается от околпачивания отдельно взятого лица до развешивания лапши на уши широким слоям избирателей. Субъектов легендирования можно встретить везде и всюду: от посетителя фирмы до глав государств. Везде, где есть необходимость технически грамотно скрыть истину, везде можно обнаружить применение легендирования. Даже в нормативном бизнесе, сознательно избегающем элементов лжи и дезинформирования, бессознательное Легендирование в силу личностных амбиций невольных создателей легенд привносят в деловую жизнь неосознанные искажения реальности, что рано или поздно приводит к вполне ощутимым проблемам. ЦЕЛИ ЛЕГЕНДИРОВАНИЯ По преследуемым целям деловое легендирование можно условно разделить на несколько групп • манипулирующее легендирование Призвано создать в сознании объекта устойчивое ощущение реальности происходящего, стимулировать либо пресекать требуемые вам активные действия В этом варианте легенда может не очень сильно отклоняться от истинного положения вещей, но отдельные фрагменты настоящего могут быть сильно деформированы Такая тактическая уловка гасит возможные сомнения объекта и подталкивает его к действию либо воздержанию от таковых мы пригласили к сотрудничеству нужного партнера и долго не могли дождаться его положительного решения Тогда 6ь1ло применено стимулирующее легендирование в одной из серьезных газет появилась обширная статья о нашем проекте, носящая более перспективный программный характер, нежели конкретные ориентиры Особый упор в статье был сделан на том, как проект вызвал интерес в высоких инстанциях, как многие стремятся войти в наше дело, как много мы работаем по подбору партнеров Из статьи наш объект сделал вывод о серьезности наших намерений, а также о том, что он — далеко не единственный кандидат в нашем возможном выборе партнера Актуальность момента вступления в дело для него обострилась и очень скоро он пополнил нашу коллекцию Легендой в данном примере была ложная информация — о заинтересованности проектом инстанциями На самом деле были не более чем предварительные переговоры без каких-либо обязательств Но этот момент был обыгран автором статьи так, что получилось вроде бы так, что нам вот-вот готовы зажечь зеленый светофор, хотя из статьи этого напрямую и не следовало, — о том что нас атакуют желающие примкнуть к проекту и мы тщательно их отбираем На самом деле у нас в запасе был один-единственный вариант — наш объект Мы блефовали (Однако после статьи альтернативные предложения появились, но необходимость в них к тому времени совершенно отпала) Нелишне заметить, что стимулирующее легендирование может служить средством манипулирования не только отдельно взятым объектом, но и огромными группами объектов Что можно наблюдать в деятельности различных трастовых компаний, привлекающих огромные ресурсы личных сбережений в обмен на низкоинформативные обещания. Эти вот туманные обещания и являются легендой деятельности При этом легенду могут усилить непосредственно оперативными путями, например, подпустив слушок через брокеров и трущихся в толпе агентов о неких грядущих таинственных «операциях». • отвлекающее легендирование применяется для создания у объекта ложного представления о сути дела и отвлечения внимания, направления его в другую сторону от засекречиваемой или нежелательной информации. в пограничном проекте обналички и отмывки денег клиенту потребов алось официальное прикрытие деятельности. Была создана, финансовая фирма со всеми соответствующими атрибутами. На поверхности лежит вполне законная деятельность, малодоходная и неброская. На самом деле фирма очень высокорентабельно крутит большие наличные суммы в валюте. Ведется двойная бухгалтерия, обслуживаются клиенты, сотрудники имеют по две функции: формальную — для надзорных органов, и неформальную - для дела. Такое легендирование, как видно, преследует целью сделать фирму прозрачной для нежелательного интереса. к клиенту обратился хорошо знакомый бизнесмен с просьбой окредитовать крупную сумму под залог недвижимости. Мы проверили залог — все чисто. Тогда по просьбе клиента проверили легенду инициатора - планируемую торговую операцию. Выяснилось, что никаких предпосылок к тому не было: объект не вел дело, якобы для расширения которого привлекал деньги кредитора. Учитывая то, что займ был очень высок, а отношения между клиентом и объектом дружеские, была предпринята осторожная разведка объекта. Легенда была дешифрована: на самом деле объект попал в тиски рэкета и был обложен данью. Мы рекомендовали своему подопечному изменить схему взаимодействия с объектом. Гарантией возвратности кредита, стал выкуп недвижимости с правом отлагательного условия. Через несколько месяцев клиент полностью вступил в права собственности имущества своего приятеля. Поведи себя иначе, он стал бы его заложником и чьим-нибудь должником. Этот пример наглядно иллюстрирует не только необходимость своевременного выявления чужой легенды, но и полезность ее дешифровки для правильного реагирования. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ЛЕГЕНДЫ В основе легендирования деятельности лежит несколько железных, проверенных временем психологических механизмов. Предлагаем вам побыть в шкуре РТ, устраивающегося в наше агентство и проходящего типовой тест на профпригодность. Рассмотрим пример возможной обработки вами некоего провинциального банкира. Ваша задача сводится к тому, чтобы убедить его в том, что вы представляете серьезную фирму и взять у его банка кредит. Посмотрим, какова механика создания и воздействия легенды на объект. НАСАЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ Во-первых, активно используется свойство избирательности человеческого а восприятия. Мы видим только то, что можем распознать и что присутствует в нашем прошлом опыте. Поэтому, например, ссылка в разговоре на «бенефициарные отношения между нашей фирмой и лондонским банком-корреспондентом» для большинства оппонентов малопонятна. Но достаточна для раздувания авторитета фирмы. Реагируя на знакомые значимые слова автоматически, т.е. с опорой на прошлый опыт и знания, ваш объект может проморгать главное — насаживаемую ему легенду. Позиционирование информации по внешним признакам без ее осмысления объектом — один из объективных законов, весьма широко эксплуатируемый манипуляторами всех народов во все времена. Если вам удалось хоть раз внедрить такую полуинформацию в сознание оппонента, будьте уверены, что его возможные сомнения рассеются. Он поместит вашу фирму на одному ему ведомую полочку собственного сознания с надписью «Крутые ребята» и даже скорее всего вскорости забудет, почему он это сделал. Далее вам надо только поддерживать такой имидж. Он уже зажил собственной жизнью и работает на вас. И на то есть вторая по степени значимости психологическая причина Работает психологическая защита человека. Самая грубая ложь легко нивелируется, утрачивая свою значимость, если ваш объект не хочет ее видеть. Пожалуй, даже правильнее сказать так: хочет не видеть. Продолжим рассмотрение примера обработки объекта: в предлагаемом вами контракте нет ни слова про какой-то там лондонский банк и ваши с ним отношения. Между тем, один раз примерившись к вам и создав о вас представление, ваш объект навряд ли решится пересмотреть собственные оценки. Он уважает себя и свое профессиональное мнение. Он по-прежнему будет уверен, что вы — фирма серьезная, работающая по интернациональному масштабу. Ваших слабеньких малоубедительных оправданий, что в регионах кредиты стоят дешевле, а вы, как серьезная фирма, стремитесь оптимизировать свою финансовую деятельность, что вы расширяете связи и хотите работать с «надежными партнерами», что в силу этих причин готовы пойти на проценты выше обычных для данного банка и т.п., может оказаться вполне достаточно, чтобы загасить возможные подозрения банкира относительно ваших мотивов выхода на него. Его профессионально личностные амбиции повинны в этом, равно как и в том, что в начале разговора при знакомстве с вами он навряд ли переспросит, что за «бенефициарные отношения» вы имели в виду. Попробуйте на своих знакомых и вы убедитесь, что самооценка стоит выше осторожности и защищается намного сильнее. Даже если вы допускаете ошибки, нормальный человек будет придумывать им оправдания, нежели допустит пересмотра собственных оценок, тем самым поставив под сомнение репутацию своего «Я». Игра амбиций чревата туманом, туман же в один прекрасный момент может подвести к краю пропасти. Третий фундаментальный камень построения легенды — вера человека в значимых других. У каждого из нас есть круг лиц, мнение которых мы ценим намного больше того, чего они стоят в действительности. Механика такого доверия базируется, в основном, на первых двух рассматриваемых нами принципах. Но в отличии от них здесь присутствует еще и социальный эффект. Мы больше доверяем тому, что касается нашей социальной группы, нежели нас непосредственно. В толпе, коллективе, группе мы делаем такое, о чем наедине и подумать страшно. Продолжим пример с обработкой банкира в подкрепление легенды о серьезности своих намерений вы можете продемонстрировать благодарственное письмо из Н-ской губернии, в котором вам сообщается, что благодаря вашим-де стараниям удалось успешно провести посевную, и селяне вам благодарны, и живите счастливо и богато, дай Бог таких поболее.. Рассыпьте ворох газетенок — вот как вас любят — и ваш объект будет млеть от осознания своего участия в большом деле (Опустимся на землю и напомним, что подобный фабрикат может быть сделан за пару дней. В нашем агентстве целая полка завалена различными газетами и журналами, отличающимися от своих собратьев по тиражу содержимым всего нескольких страниц. Только содержимым, но не формой. Однажды мы даже подарили на день рождения одному иностранному издателю его старый журнал со статьей в передовице о нашем агентстве, которую он не только не писал, но и никогда в жизни не читал. Надо было видеть его лицо в тот момент, когда он «въехал» в суть написанного...) Так исподволь работает тонкая механика попадания под влияние. ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЕГЕНДИРОВАНИЯ После того как вы внедрили свою легенду в сознание объекта, необходимо быть уверенным, что это произошло надежно. Поэтому нужно иметь несколько признаков, характеризующих нужную глубину доверия вашего объекта вам и вашей информации. Глубина стимула определяется характером реакции. В нашем случае с тестом такими признаками являются встречные контрпредложения банкира Оценку «пять» получает кандидата в РТ, который раскрутил объект до уровня личных услуг, о которых просит банкир. Здесь особо ценится высказываемое намерение банкира лично поучаствовать в деле. Оценка «четыре» соответствует готовности банкира предоставить кредит без дополнительных запросов и проверок фирмы. Оценка «три» соответствует принятым стандартным запросам банка.
ИЗОБЛИЧЕНИЕ ЧУЖОЙ ЛЕГЕНДЫ Мы не будем заострять внимание на очевидных проколах при верификации легендирования поиском внутренних и внешних противоречий. Это в состоянии сделать и делает любой нормальный человек. К этому готовятся и манипуляторы Вместо этого мы познакомим вас с психотехникой обнаружения и дешифровки чужих легенд Для начала предположим, что в любой легенде должны присутствовать неизбежные черты человеческого несовершенства. Попробуем их рассмотреть Как эксплуатировать психологические проколы для изобличения легендирования в чужой игре? Например, в ситуации, когда вы работаете против инициаторов сомнительных проектов. Хорошая легенда должна исчерпывающе объяснять поведение и мотивы объекта, давая правдоподобные объяснения на ваши возможные вопросы. Исходя из этого создатели легенд стремятся предусмотреть круг и характер возможных вопросов. При этом манипуляторы стремятся охватить вниманием, как правило, достаточно ограниченное поле ваших сомнений. По большей части такое поле представляет собой стереотипные наборы традиционных в данной ситуации вопросов. Здесь и заложена возможность обнаружения легенды достаточно сформировать вопросы, выходящие за рамки стандартных, для того, чтобы чужая легенда зашаталась Такую процедуру кто-то из наших умников назвал «нештатным ударом», подразумевая эксплуатацию недостатков чужого планирования операций, а ведь легенда фактически является частью или целым чей-то операции. Признак легенды проявляется достаточно просто если на ваши неожиданные вопросы вы с ходу получаете ответы, объясняемые или подтверждаемые предлагаемой вам легендой, возможен один из двух исходов: первый — доверие легенде повышается и есть вероятность истины, второй — вы имеете дело с тщательно разработанной легендой, которую не так-то легк
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|