Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

монопродуктные проекты, специализированные под выпуск ограниченной товарной номенклатуры, опасны




«СИСТЕМНОСТЬ ИДЕИ»: ВОЗМОЖНОСТЬ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ДЕЛА

При рассмотрении идеи нового дела необходимо оценить его с позиции «системности», включая возможность наращивания оборотов и развития дела, воспроизведения и тиражирования полезного эффекта. В противном случае уникальная разовая техно­логия для принятия ее к воплощению должна обладать редкой финансовой мощью, что весь­ма свойственно сегодняшней ориентации совбизнеса на разовые «акции». Однако такой ог­раниченный подход отметает сильные системные ходы. Именно среди них, как показывает зарубежный, да и наш, отечественный опыт, как раз и находится все самое стоящее, что до­стойно усилий и вкладов и что не зазорно оставить потомкам.

Индустриализация МОД — первое качество системного дела, не столько желаемое, сколь затребованное объективными условиями нашей действительности. Иначе идея никогда не превратится в «машину по деланию денег». «Машинизация» бизнеса по большей части зависит от умения разработчиков и реализаторов проекта и складывается на этапе подхода к раскрутке дела. Но лишь отчасти. Далеко не каждое дело принципиально пригодно к тому, чтобы его можно было поставить на промышленную основу Далеко не любая затея подлежит индустриализации. Можно разбиться в лепешку, но поставить на про­мышленные рельсы, например, такую услугу, как валютная обналичка, навряд ли кому-либо удастся.

«СИСТЕМНОСТЬ ИДЕИ»: ОБЪЕКТИВНОСТЬ МОД

Кроме показателей количественных, индустриализация идеи МОД несет и качественные характеристики, в числе которых лидирует такая, как пригодность дела к са­мостоятельной работе без непосредственного участия инициаторов. Только тогда затея что-то из себя представляет в качестве предпринимательской идеи, когда, единожды стартанув, она начинает жить своей жизнью.

Часто бывает так, что инициатор проекта, принося в кармане стоящую идею-«верняк», связывает ее с некими субъектами, непосредственно делающими затею со­стоятельной. Например, часто можно слышать примерно такое: есть человек там-то, кото­рый за то-то и то-то готов выполнить вот это. Мы почти уверены, что такая механика уже утратила свою былую эффективность. Если где и были «человечки» — все они давно уже на­шли себе партнеров или их нашли те, кому они требовались. Уповать, что ваше дело — ис­ключение из правила, по крайней мере наивно. По большей же части, чревато и опасно. Из­битая легенда-* морковка», на которую цепляют доверчивые жертвы, примерно так и выглядит.

Так же обстоит дело и в области полулегального бизнеса. МОД на уровне преступного сговора показывает обширную прокольность.

«Белоснежный бизнес», ориентированный на человека-торпеду, также имеет низкие показатели устойчивости и надежности дела. С ростом зависимости дела от конкретных фигур оно рано или поздно обрушивается. Цинично, но очень точно высказал­ся по этому поводу один наш знакомец — преуспевающий коммерсант: «Где люди — там говно».

(Если вы не намерены сделать дело заложником человека-торпеды, потре­буется простая проверка объективности идеи: просто поменяйте фамилии исполнителей ме­стами в функционально-операпионном списке и посмотрите, что получится в итоге. Если ре­зультат неизменен — планируемое дело объективно. Чем более ощутимы проблемы, вызван­ные заменой хоть одного исполнителя — тем менее объективно дело. Предельно низкие по­казатели будут иметь персонифицированные проекты, например, разнообразные творческие, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, которые почти всегда ориентированы на центральную фигуру.)

приоритеты инвестиций отдаются объективной механике МОД.

Ориентация МОД на «человеческий фактор»- — признак слабины идеи

фирма налаживает серьезную крупнооптовую торговую программу. Анализ МОД показывает, что образование ориентировано скорее на свойства ситуации, нежели на объективные факторы. Когда в числе таких свойств появились упоминания о торпедах — нескольких обличенных вла­стью фигурах, выказавших намерение посодействовать проекту, мы окон­чательно пришли к мнению, что такой ситуационно-обусловленный и пер­сонифицированный бизнес принципиально не может быть индустриали­зован так, как этого хотелось заказчику. Однако он не очень внимательно отнесся к рекомендациям и поступил по-своему. Порочность такого под­хода стала ясной через полгода деятельности, когда программа, бурно стартанув, развалилась, не покрыв и трети вложений на ее создание.

ВРЕМЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

При оценки временных параметров МОД обычно выделяют ключевые, та­кие как:

• жизненный срок МОД

· подразумевающий потенциальный отрезок времени «срабатывания МОД». Как нетрудно видеть, есть дела-однодневки, есть дела на несколь­ко лет, а есть — вечные. С ростом крутизны инвесторов, с формировани­ем инвестиционных принципов и политики жизненный срок МОД выдвигается в ряд первостатейных проектных признаков. Далеко не всегда «од­нодневка», даже суля1цая баснословные прибыли, получает приоритет в инвестиционном портфеле. Серьезные предприниматели из нашего окру­жения также приходят к пониманию этого подхода. Переход от бизнес-санитарии и щипачества к «делам жизни» — процесс закономерный;

• время реализации МОД

· отражает растянутость воплощения идеи, включая время на раскрут­ку проекта и настройку дела до вывода в оптимальный режим. Вторая по значимости временная характеристика. Сама по себе она мало что говорит. Ценность ее в том, что она позволяет инвестору глазомерно прики­нуть время «подморозки» средств и сориентироваться в отношении воз­можных сроков движения денежных потоков. Весьма часто, зная такие реалии своего заказчика, вы сможете предугадать дальнейшую судьбу про­екта без погружения в детали расчетов;

• «цикл денежного оборота»

· почти финансовая характеристика МОД, также связанная с временем. Мы говорим почти, так как в отрыве от прочих финпоказателей этот са­моценностью почти не обладает. Что не мешает апеллировать к нему при отбраковке проектов. Считается, что сегодня чем короче оборотный цикл

· тем лучше. Это понятно, если переложить ваш срок оборота денег на банковский процент по кредиту. Для предпринимателя такой подход оче­виден. Однако далеко не всегда МОД дает вам возможности для таких по­верхностных оценок. Дело может оказаться далеко не таким простым, как выглядит на первый взгляд. Например, рассмотрим вложение средств в типичный риэлтерский проект. Предположим реконструкция особняка в Центре сегодня в условиях турецких строительных фирм стоит примерно 700 долларов за квадратный метр. Продажная стоимость жилой площади на сегодня составляет 1200 долларов. Дельта — 500 баксов с метра пло­щади. Заморозить придется, скажем 1,6 млн. долларов на десять месяцев. Если пересчитать в рубли по текущему курсу ММВБ, помножить на сред­нюю ставку кредита (135 процентов годовых), может сложиться впечат­ление, что проект угарен. При этом также весьма вероятно, что кто-то придет к выводу, что угар происходит именно от длительного цикла де­нежного оборота. Но давайте разберемся, так ли плоха идея проекта. Во-первых, вся кредитную массу совсем необязательно переводить на счет строительной компании сразу же. График платежей подразумевает посте­пенное освоение средств. Это значит, что даже взяв кредит в полном объ­еме, вы имеете возможность покрутить его некоторую часть в стороннем коммерческом обороте. Кроме того, вы можете не брать кредит вовсе, ес­ли вспомните про такую форму строительства, как ЖСК: ваши установ­ленные покупатели — члены ЖСК с удовольствием оплатят поэтапное воз­ведение жилья. Мы только слегка заехали в область серверной проектной механики, как захромала экспертиза МОД. Что ж, с деньгами так и надо: лучше семь раз отмерить, чем вам один раз отрежут.

МЕСТО ЗАРОЖДЕНИЯ ДОХОДА

Анализ места зарождения дохода может отражать врожденную слабину проекта Весьма вероятно, что вы придете к необходимости корректировки МОД. Очень ча­сто интуитивно нащупанное направление имеет не самые сильные конечные решения. Ори­ентиром такого движения вполне удачно может служить место зарождения дохода. Весьма вероятно, проанализировав этот показатель, вы придете к новым, более продвинутым и силь-нь1м решениям.

фирма рассматривает вариант создания нового репроцентра — технического комплекса по созданию компьютерных оригиналов-маке­тов будущих изданий. Подразумевается, что эти работы будут прибыльны­ми. МОД этой фирмы можно сформулировать так: «получение прибыли от настраивали» чужого дела». Вполне ясно, что основная масса прибыли осядет именно в чужом деле. Поэтому если данная фирма желает делать деньги, возможно, ей необходимо пересмотреть свою стратегию развития, в частности МОД. Возможно, более эффективным окажется долевое уча­стие в чужом «рисковом» издании или самостоятельные издания с при­влечением необходимых партнеров,

признак сильного МОД: мест образования прибыли максимально приближено к местам, образования ее основной массы

(Грубо, но точно иллюстрирует сказанное известное изречение: там торчи, где харчи». Посмотрите сами, у кого основной капитал сегодня и где сегодня делаются деньги? В финансовой сфере. Плохо живут те, кто успел в нее влезть? Речь об этом...)

Аналогично место зарождения дохода прекрасно показывает сильные и слабые места чисто трейдерских проектов. Например, расхожая схема покупка крупного то­варного опта с последующей продажей средним оптовикам неизбежно начнет хромать, как только в число партнеров-покупателей попадут крупные перекупщики. Место зарождения дохода, таким образом, перекочует из запланированного к прогарному. Из чего видна обреченность, скажем, проекта, ориентированного на немассовых покупателей, предварительная договоренность с которыми пусть даже и имеется на стартовом этапе. Ценовые люфты бу­дут выбраны очень быстро, клиентура захромает, товар и деньги обездвижутся, проект по­ползет в красное... в общем, ставить фишку на такое поле неразумно. Тем более ожидать какой-то сильной отдачи и строить дальнобойные прогнозы... Обратите внимание, что все эти выводы следуют только из одного параметра МОД — места образования дохода.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ МОД

Еще раз подчеркиваем, что мы сейчас, рассматривая МОД проекта, ис­следуем исключительно качественную часть его экономики. Даже если мы затрагиваем та­кой количественный показатель, как «эффективность расходов и доходов». Вывод об эконо­мической состоятельности проекта в целом еще предстоит сделать после проведения марке­тинга и знакомства с ТЭР проекта. Сейчас же нас интересуют возможные слабинки МОД, снижающие или лимитирующие его экономическую мощь.

Подобно понятию рентабельности, сравнение показателя эффективности «расходы доходы» с проектами-аналогами может привести вас к осознанию того, что лучше всего выбросить такой бизнес из головы насовсем.

Мощность МОД может быть оценена на глаз по принципу эффективности вложений: сколько получим на единицу вложенных средств? Исходя из этого, можно| приблизительно оценить такие критерии, как «запас хода» — пластичность вероятною до­хода («дельты»), возможности снижения себестоимости, наличие люфтов-подвижек для принятия в долю необходимых участников. Если всего этого нет — проект автоматически попадает в разряд неблагополучных.

кампания оказывает дилерские услуги инофирме и предполагает расширение дела в регионах. Привлекаются местные силы на десятипро­центное вознаграждение. Не вдаваясь в особенности товара, отметим лишь, что эффективность такого МОД для местного дилера можно срав­нить разве что с уборкой мусора на вокзальной площади. МОД головного дилера может быть сформулирован как «эксплуатация наемного труда». Что здесь неправильно, так это бездумное копирование своего МОД на последующие звенья, что и приводит к низкой эффективности всего про­екта. Обратите внимание на низкую пластичность МОД у головного диле­ра. Рад бы подвинуться, чтобы уступить место «регионалу», да некуда, са­мому не хватает.

Особое внимание следует уделить стартовому капиталу, ибо и здесь может быть зарыта дохлая собака. Реалистичная оценка финансовых возможностей отметает недо­ступные проекты, сколь заманчивыми они бы ни казались. Как ни притягателен виноград для лисы, а достать она его так и не смогла.

«Предусматривает ли МОД разгон за счет внешних источников финанси­рования или он может запуститься самопроизвольно?» — совершенно ясно, какому проек­ту отдать предпочтение.

Также анализируется примерная структура себестоимости «нового дела». Насколько вы лимитированы и чем? Что если перед вами действительно застрельная идея, не распаханная рынком? Не приведет ли ваш МОД к непропорциональному росту затрат для ситуации, в которой вам придется резко увеличить объемы производства или поставок вашего ударного продукта? Если вы привязаны к крупному предприятию, что сегодня мно­гим представляется весьма аппетитным стартом для извлечения прибыли, насколько оно по­зволяет вашей механике быть более эффективной? Вы считаете, что налоговые льготы могут сработать или что ваша структура себестоимости будет намного более низкой по другим причинам? Примерно таким вопросам уделяется внимание.

Отчасти при оценки экономической мощи МОД, нелишне оглядеть его с точки зрения маркетинга. Иногда именно МОД определяет такие качества, как, например, потребность и расходимость товара, жизненный срок, узнаваемость и готовность к покупке вероятными потребителями. Продукция массового спроса без труда побьет единичные уни­кальные изделия. Примерно так же среди массовой продукции предмет длительного потреб­ления уступает изделиям с коротким жизненным сроком. Среди краткосрочных продуктов проект, связанный с импортом продуктов питания первой необходимости, будет иметь боль­ше шансов быть обинвестированным, нежели, скажем, импорт роскошных вин. Среди про­дуктов питания какие-нибудь крупы и макароны могут представлять гораздо больший инте­рес инвестора, чем растворимые витаминизированные каши мгновенного приготовления.

На чем стоит заострить внимание? На распространенной оплошности, до­пускаемой почти всегда: на этапе экспертизы МОД часто приходится слышать некие обоб­щающие маркетинговые выводы типа «Пролетарский продукт всегда уходит со свистом» или «Пили, пьют и будут пить». Такая бизнес-демагогия чревата неприятностями. Сам марке­тинг еще только предстоит, а выводы уже сделаны, высказаны и оказывают психологическое давление. Неудивительно, что подобные скоропалительные и умозрительные выводы приво­дят как минимум к утери беспристрастности.

экономическая мощь и немощь МОД проглядывает на старте. Но не надо спешить с выводами

МАСШТАБ МОД

В этом месте экспертизы необходимо определить, насколько размыт МОД географически. Каков масштаб МОД? Будет ли речь идти о точечной локализации дохода, например для случая организации ломбарда, или механизм предполагает размытость, растя­нутую на масштаб всей страны, например в форме разрозненного массового потребителя, как это имеет место для газеты бесплатных рекламных объявлений. В последнем случае вин­тики МОД рассредоточены, что неизменно приведет к росту накладных расходов и может способствовать различным негативным проектным тенденциям, таким как утрата централи­зованного управления, финансовые сложности, слабая контролируемость и проч.

чем меньше масштаб МОД — тем лучше. Даже если дело разбросано, основная часть прибыли должна централизовано рождаться, а не только аккумулироваться

ЛЕГИТИМНОСТЬ

МОД может иметь разнообразные плохие наклонности — врожденные безопасностные пороки. Чем скорее вы их сумеете разглядеть — тем лучше.

Здесь необходимо пояснить, что прежде при рассмотрении видов проек­тов мы с вами говорили об их легитимной классификации в ракурсе действующего уголов­ного законодательства и альтернативного права, В этом заложен кое-какой смысл. Дело в том, что можно обыденной бизнес запихнуть в криминальные рамки, а можно уголовный по происхождению доход «обелить». Коль скоро мы с вами говорим о доходе, который, как известно, на пустом месте не формируется, вам необходимо оценить легитимные качества его принципа образования.

Обычно проверка сводится к выводу о допустимости подобного занятия в рамках принятых фирмой норм и признаваемых ею требований УК. Если вам предлагается МОД, например, связанный с импортом табачных изделий, «минуя таможенные формальности» — ваше право решать, стоит ли этим заниматься. Но ваша обязанность знать наверняка, что согласно статье 78 YK РФ «контрабанда... наказывается лишением свободы на cpок от 3 до 10 лет...»

можно не уважать Закон - нельзя его не учитывать

СЛОЖНОСТЬ МЕХАНИКИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Почти технический термин, характеризующий сложность внутреннего устройства МОД. Подразумевает наличие в механизме «делания денег» разрозненных переделов. Оценивается общее количество операций и их содержание. Предмет самого пристального внимания — наличие уникальных операций. С этих позиций понятно, почему сегодня индустриальная бизнес-механика уступает трейдерской.

чем проще МОД — тем ближе к деньгам

ЗАЩИЩЕННОСТЬ МОД

МОД должен быть устойчив к воздействию агрессивных внешних факторов. До построения полной рискографии дела вы можете навскидку оценить ценность затеи простой примеркой на МОД различных хорошо знакомых вам риск-факторов. Можно по строить редкой красоты проект, но малейшее возмущение окружающей среды разрушит его. Поэтому относительная независимость от внешних факторов — качество хорошего механизмадохода. Наличие внутренней защитной механики — признак высокого качества оригинальной идеи.

Поясним на примере. Извлечение прибыли от «отверточной сборки»компьютеров из импортных комплектующих при прочих равных условиях серьезно превосходит проект ремонта тех же телевизоров по критерию защищенности, ибо этот проект имеет меньшее количество внешних связей, соответственно менее уязвим для внешних неблагоприятных воздействий. Если МОД в нашем варианте «отвертки» будет нацелен на откат готовой продукции фирме — поставщику комплектующих, если все дело предполагает реализацию под крышей фирмы — это МОД, уже на порядок лучший первоначального.

защита. МОД — чисто внутреннее свойство идеи доходной механики

СОВМЕСТИМОСТЬ

Проблема совместимости МОД с требованиями окружающей среды, как мы увидим в дальнейшем неоднократно, может расцениваться как одна из главных. Насколько ваша «деньгоделательная механика» пригодна для помещения ее в существующее объективное окружение? Опять мы приблизились к рискологии, но пока на этапе экспертизы МОД нового дела вам предлагается всего лишь на глазок оценить этот фактор.

Отметим известный факт — большое количество инициативных импортных МОД сыпятся на проверке совместимости. Иногда это видно невооруженным глазом. Постарайтесь все сделать до того, как двинете существенные интеллектуальные и имущее венные ресурсы в изначально обреченный проект.

Собрались прикупить импортную технику для размещения на существующем предприятии — извольте спрогнозировать поведение работяг. Засунут в валки шкворень, как это неоднократно имело место, или «красного петуха подпустят», что еще чащ будете потом рвать волосы на одном месте. Это всего лишь один аспект — социальный. Hетрудно предположить, сколько их на самом деле. Различным проявлениям проблемы совме­стимости мы уделим внимание в дальнейших главах Практикума.

несовместимость МОД видна. Если смотреть

КРИТЕРИЙ «ОТВЕТ»

«Ответная» часть МОД («респонсибильность») подразумевает исследова­ние МОД на предмет вероятности, степени и форм вашей возможной ответственности. Для отбраковки несостоятельных проектов достаточным может оказаться обследование негатив­ных черт, свойственных одной лишь генеральной идее Не забывайте, что ваше намерение заработать — это фактически намерение отнять деньги Последнее может встретить сопро­тивление или вызвать противодействие.

Вам предстоит дать ответы на такие вопросы: что будет с нами, если?.. Есть ли у нас подходящий «ответ» на этот случай?

Если в отношении полулегальных, пограничных и откровенно криминаль­ных проектов ситуация проясняется беседой с адвокатом, «авторитетом» или даже простым перелистыванием УК РФ, то для легальных проектов она может оказаться не столь явной. Рассмотрим пример.

фирма, исследует возможность стать дилером в распространении дорогого продукта в среде «комильфо» — «горячего рыночного контин­гента». Высокий жар предопределяется как происхождением, средств для «соответствия правилам светского приличия», так и манерами такого со­ответствия, допускающего привлечение крутых ребят-боди-киперов и пацанвы для разборок с «неправильными коммерсантами». В такой ситуа­ции дилер концентрирует на себе все возможные негативные факторы фирмы-производителя. Он подставляет свою голову под удары, предназначенные не ему. При этом он мяло чем может повлиять на компанию — производителя товара. В один прекрасный момент последняя может по­просту свернуть деятельность без какого-либо учета дилерских проблем, оставив того один на один с разъяренными потребителями. Плохо будет, если на момент претензий и «предъяв» покупателей у дилера не окажет­ся в наличии соответствующего «ответа»: запчастей, комплектующих, то­варной замены или просто-напросто денег. Это необходимо учесть фирме еще до того, как нырнуть в сотрудничество. Возможно, именно поэтому так мало полновесных дилеров, столь привычных на зарубежных сбалан­сированных рынках До той поры, пока институт дилеров данной компа­нии сформируется настолько, что сможет играть роль в управлении ком­панией, ориентирующейся на мнение дилеров, либо кампания разрастет­ся, поглотив своих дилеров и тем самым выведя их из-под боя, до той по­ры каждый дилер будет марионеткой производителя товара и одновременно куклой для битья со стороны конечных пользователей. Особенно это усложняется при дистрибуции технической продукции долговремен­ного использования, требующей обширного послепродажного обслужива­ния и ремонта, что, как правило, и воплощается в сложной бытовой тех­нике. К сожалению, пока что можно отметить низкую прокачку «ответ­ной» части МОД нашими свежеиспеченными дилерами.

фирма намеревается развернуть альтернативную сбытовую сеть. Слабина проработки МОД не позволяет разработчикам увидеть главный негативный сюжет противодействия - поведение монополиста на данном рынке. Достаточно одного-единственного решения сверху, что монополи­сту как и прежде вполне по зубам, и сеть рухнет в одночасье. Рекоменда­ции свелись к превентивным действиям по тем же каналам и поискам симбиоза с монополистом. Ответ надо готовить заранее, с монополистами экспромты не проходят.

«ответная часть МОД» должая быть скрупулезно исследована.

Если она слабовата, т.е. изобилует всевозможной ответственностью, проект должен быть если и не отбракован насовсем, то хотя бы доработан в «МОДовой идее»

СЕРВЕРНАЯ МЕХАНИКА

Для успешного функционирования МОД ему почти всегда требуются раз­нообразные вспомогательные механизмы — серверы. Серверная механика — это такие ши­роко известные вещи, как система стимулирования продаж, схема организации дистрибу­ции товара, создание различных управленческих звеньев и т.д. Это могут быть и не очень» афишируемые конструкции, например такие, как организация прикрытия деятельности, ле­гализация или сокрытие дохода, «налогообрезатели», минимизирующие налоговые выплаты. Все системное, что создается для обслуживания МОД, все это представляет серверную ме­ханику. Учет серверной механики на этапе экспертизы генеральной идеи дохода требуется в обязательном порядке, ибо очень часто серверами оказываются весьма сложные вещи.

В настоящей главе серверы нами не рассматриваются, что совсем не оз­начает, что им не будет уделено внимания.

РЕЗЮМЕ:

мы дали вам представление о проведении блиц-экспертизы состоятельности главной предпринимательской идеи — еден дохода планируемого дела. Если вы —- предпринима­тель, надеемся, что подобный поверхностный анализ послужит хорошим фильтром для обраковки слабых «инициатив».

Но было бы наивным считать, что проблемы инвестиционной техники ограничиваются анализам состоятельности МОД. Слишком часто оказывается так, что запах денег ведет совсем не туда, куда хотелось бы предпринимателю. В следующей главе вас ждет экскурс в мир черных доходных идей.

ОБЗОР НЕДЕЛОВЫХ МОД

понятия

критерии классификации

типология

общие признаки

типичные виды неделовых МОД

• псевдоделовые комбинации

• мошеннические схемы

• криминальные комбинации

ПОНЯТИЯ

Поскольку закон сохранения денег незыблем, любой доход одного автома­тически оборачивается расходом для другого. Некоторой части «бизнесменов» понимания этой простой истины оказалось достаточным для того, чтобы обогащаться, минуя фазу то­варного обращения, попросту завладевая чужим имуществом. Есть тысячи идей, описываю­щих, каким образом можно красть и отнимать нажитое виртуозно и безнаказанно. Всю эту «бендериаду» мы называем «неделовые МОД»

Поскольку чужой бизнес может базироваться на порочных идеях, и такой бизнес в любой момент может коснуться вас лично и вашего дела, мы решили включить в Практикум краткий обзор наиболее распространенных неделовых механизмов наживы. При этом главный вопрос настоящей главы формулируется таким образом: как распознать агрес­сивность генеральной идеи чужого бизнеса для пресечения попыток вовлечения вас в орби­ту криминальных интересов.

Мы не будем углубленно изучать способы завладения чужим имуществом, ибо в ваших руках сейчас пособие не по черному бизнесу, а по индустриальной разведке. Ваша цель — научиться профессиональному видению опасностей.

Прежде чем приступить к рассмотрению конкретных схем, необходимо определиться в направлениях поиска и поставить следующие наводящие вопросы:

С чем же мы на самом деле сталкиваемся, говоря о криминале, мошенничестве и неделовой практике? Что конкретно означает «мошенническая схема»? Чем отличается от нее схема «криминальная»? Что отличает от мошенничества и криминала псевдоделовую комбинацию?

И наконец, главный вопрос: в каких ситуациях эти схемы наиболее вероятны?

КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ

Мы выделяем несколько ключевых критериев классификации неделовых МОД.

• субъект посягательства

В зависимости от того, кто является зачинщиком, подстрекателем и ис­полнителем аферы, вся «мутная механика» подразделяется на мошенни­ческие схемы, исполняемые:

· наемным персоналом предприятия или фирмы;

· собственником фирмы, оперирующим от имени юридического лица;

· частным лицом, оперирующим от своего собственного имени.

• виктимология потерпевшего

Схемы разнятся в зависимости от виктимологических характеристик по­страдавшей стороны. Против какой собственности и какого собственника настроена схема, или проще говоря, кто и с каким имуществом оказыва­ется в перекрестье прицела мошенника?

• технологический аспект

Подразумевает разграничение схем по способу их исполнения - реализа­ции преступного замысла. Здесь главными характеристиками схем явля­ются элементы «преступного почерка» злоумышленника, такие как роль насилия, мера осознания жертвой факта утери имущества, поведение аг­рессора после совершения мошенничества или аферы.

• прерогатива ответственности

Схемы отличаются друг от друга по признаку отнесения возможного пре­следования и наказания за содеянное соответственно к нормам действую­щего законодательства, «альтернативного права», деловой этики, общече­ловеческой морали или индивидуальным нравственным убеждениям зло­умышленника.

ТИПОЛОГИЯ

1. Что такое мошенничество?

Мошенничество, согласно ст. 198 УК, трактуется как «завладение имуще­ством путем обмана или злоупотребления доверием». Субъектом равно как и объектом мошенничества может стать любой че­ловек. Главной чертой «почерка» мошенничества является ее скрытный характер, высокая степень личного доверия жертвы мошеннику и тщательное легендирование последствий со­вершенной аферы и сокрытие следов злоумышленника.

Несмотря на то, что эта группа МОД совершенно четко отражена в УК, ответственность за мошенничество весьма редко попадает в разряд уголовно наказуемых де­яний. Особенно когда дело касается частной собственности, где сор из избы предпочитают не выносить. В таких случаях, ответственность за мошенничество в лучшем случае коррес­пондирует с Гражданским Кодексом, а по большей части подлежит разбору ненормативны­ми методами.

2. Что такое криминал?

Криминал — это уголовное преступление, однозначно квалифицируемое таковым УК РФ. Такие действия могут быть направлены как против личного имущества, так и против коллективного, общественного и государственного.

Мы говорим о криминале тогда, когда почерк действий враждебной силы принимает наиболее агрессивные выражения, как-то: вымогательство угрозой (рэкет) или шантажом, хищение, разбой

3. Что такое псевдоделовые комбинации и неделовая практика?

К псевдоделовым комбинациям и неделовой практике относятся разнообразные ненаказуемые по букве Закона действия, преследующие одну цель " — ведение дела в односторонне выгодном порядке. Это может выливаться как в форму единоличного присвоения совместно нажитого имущест­ва одним из партнеров, так и в форму перекладывания бремени издержек на более слабого партнера.

Как видно из определения, поле реализации такого «бизнеса» находится в основном в области партнерских отношений. Именно в партнерстве наиболее агрессивно проявляют себя аппетиты нечистых на руку дельцов. Разновидностью псевдоделового конструирования является так называе­мая неделовая практика, выражающаяся в исполнении взятых обяза­тельств в односторонне выгодном порядке или невыполнении их. Главная виктимологическая особенность неделового поведения — это менее опытный партнер в качестве жертвы. Афористичность выражается в обмане жертвы в отношении величины реально полученного дохода, понесенных расходов и убытков, что правовыми методами не регулируется. По форме ответственности, как можно видеть, псевдоделовые комбина­ции и неделовая практика соотносятся с такими слабоформализованными понятиями, как «деловая порядочность», «верность слову», «финансовая щепетильность» и проч. При изощренности злоумышленника поймать его за руку представляется делом весьма сложным. Трудности появляются как на этапе раскрытия аферы, так и наложения санкций, ибо любые такие потуги оказываются как минимум не обеспеченными действующими нор­мами поведения

Отметим одну важную тенденцию: неделовая практика все чаще и чаще подпадает под юрисдикцию «ненормативного права» (альтернативного) Однако и здесь эффективность разборок неделовых поступков далека от желаемой.

ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ

Общие признаки готовящейся или разворачиваемой аферы лежат в объективной основе ее зарождения. Нам весьма приглянулся термин «треугольник преступления», предложенный американскими криминалистами - авторами книги «Мошенничество:

луч света на темные стороны бизнеса». Несмотря на то, что весьма многие положения ав­торов в условиях росдействительности нам лично кажутся весьма спорными и попросту не­применимыми, рекомендуем ознакомиться с книгой.

Из чего состоит «криминальный треугольник»?

1. Первый угол треугольника — объект преступления: жертва и имущество

Во всех без исключении неделовых МОД вы без труда обнаружите конеч­ную жертву — объект мошенничества, потерпевшую сторону, лишившу­юся в результате обмана имущества.

Общая черта всех видов неделовых МОД лежит в стандартном наборе виктимологических характеристик жертвы:

· мутный характер нажитого имущества, взятого на прицел злоумыш­ленником;

· отсутствие действенной обороны;

· нежелание афишировать факт понесенного ущерба.

2. Второй угол треугольника — преступный субъект, т.е. злой умысел и его носитель - зло­умышленник

Редкая афера стартует немотивированно. Что и служит признаками опо­знания вероятных аферистов. Зри в корень — в причину интереса, и ра­но или, что хуже, поздно ты разберешься с намерениями лжепартнера.

3. Третий угол треугольника — криминальная ситуация

Субъект и объект мошенничества сталкиваются в конкретной ситуации. Ее свойства могут инициировать аферу или ее застопорить. Любой МОД требует подходящих внешних условий срабатывания, что в полной мере касается и неделовых «доходных идей».

Каковы черты криминогенной ситуации?

· быстротечность

· доступность объектов посягательства (имущества и жертвы)

· ослабление контроля к ситуации со стороны жертвы

· сфера деятельности слабой компетенции жертвы

· односторонний информационный поток, направленный от мошенника к жертве и позволяющий злоумышленнику безнаказанно скрыться от пре­следования.

Везде, где вы встретите подобные признаки, ваши шансы попасть в кри­минал повышаются.

шансы приравниваются к единице, как только «треугольник» собирается полностью, т.е. когда, вы имеете явно жертвенные наклонности, на вас наложил глаз преступный элемент и ситуация способствует тому, чтобы поделить same имущество

ТИПИЧНЫЕ ВИДЫ НЕДЕЛОВЫХ МОД

предупреждение:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...