Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отметка о контроле (реквизит 18) 5 глава




 

* Основные правила работы ведомственных архивов, п. 2.2.2.

 

Формирование дела начинается сразу с начала года. Поэтому на каждое названное в номенклатуре дело к началу года должна быть за­ведена папка. Это может быть папка-скоросшиватель или папка-регист­ратор.

На обложке каждого заводимого дела указывается название учреж­дения, фирмы. Если учреждение имеет официально признанное сокра­щенное наименование, то лучше употребить его. Например: Горбачев-Фонд, Атлантиксторм, МГИМО и т.п. Затем с новой строки пишется название структурного подразделения. Например, Бухгалтерия или Отдел кадров.

Под названием структурного подразделения в середине обложки ука­зывается индекс дела по номенклатуре. Например, Дело № 02-24, где 02 значит индекс структурного подразделения, а 24 - порядковый номер дела по номенклатуре.

Заголовок на обложку дела обычно переносится полностью из но­менклатуры. Внизу обложки дела указывается срок хранения (если дело имеет постоянных срок хранения, пишется "хранить постоянно").

В дело могут быть подшиты только те документы, которые предус­мотрены в нем номенклатурой. В случае появления документов, не пре­дусмотренных номенклатурой, заводится самостоятельное дело, а его название дописывается в номенклатуру дел под резервным номером.

Прежде чем подшить документ в дело, следует проверить исполнен ли он (о чем должна быть помета). Неисполненные, а также подлежащие возврату документы подшивать в дело запрещается. Далее проверяется правильность оформления документа. Требование "Основных правил работы ведомственных архивов" указывает "каждый документ, помещенный в дело, должен быть оформлен в соответствии с требованиями государственных, республиканских, отраслевых стандартов и других норма­тивных актов",* т.е. перед подшивкой еще раз проверяется наличие под­писей, заверительной надписи, отметок, дат, индекса и т.п.

 

* Основные правила работы ведомственных архивов, п. 2.2.3.

 

Документы включаются в дело только в одном экземпляре. Черно­вики, размноженные копии в дело не подшиваются. Исключение могут составлять черновики и дублетные материалы особо ценных докумен­тов, а также копии, на которых есть какие-либо резолюции, пометки, визы, дополняющие содержание первых экземпляров.

Толщина каждого дела не должна превышать 30-40 мм., около 250 листов. Если документов больше, дело разделяется на два или более тома.

При формировании дел следует соблюдать ряд требований. Важ­нейшим из них является группировка в отдельные дела документов по­стоянного и временного хранения. Лишь в исключительных случаях документы разных сроков хранения, но связанные рассмотрением одно­го вопроса, помещают в одну папку, но после принятия решения и за­вершения работы дела переформируются.

Документы формируются в дело только за один календарный год. Исключение из этого правила составляют переходящие дела; судеб­ные дела; личные дела, которые формируются в течение всего периода работы лица в учреждении, а также выборных органов и их постоянных комиссий, формируемые в дела за период их созыва. Особенность в формировании имеют дела учебных заведений, формируемые по учеб­ным годам, документы театров, характеризующие сценическую деятель­ность и группируемые в течение театрального сезона, дела фильмов, рукописи, истории болезни и ряд других.

Документы помещаются вдело со всеми относящимися к ним прило­жениями и дополнительными материалами, возникшими в ходе реше­ния вопроса. Однако, в тех случаях, когда приложения имеют большой объем, их целесообразно формировать в самостоятельные тома.

Например, к приказам часто подбирают различные заявления, справ­ки, акты, записки, послужившие основанием для их издания. Их можно группировать отдельно: "Приказы за 1997 г." - одно дело и "Документы (справки, заявления, докладные записки) к приказам за 1997 г." - второе.

Также часто формируют протоколы и документы к ним.

Плановая и отчетная документация (планы, заявки, сметы, отчеты и расчеты к ним) помещается в дела того года, к которому она относится по своему содержанию, независимо от времени ее составления или даты поступления. Например, отчет за 1996 год будет составлен в 1997 году, но помещается в дело 1996 г. И наоборот, план на 1998 г. составляется в 1997 году, а помещается в дело 1998 года. Перспективные планы дол­жны быть отнесены к начальному году их действия. При этом следует помнить, что планы, сметы и отчеты группируются отдельно от проектов этих документов.

Внутри дела документы систематизируются в вопросно-логическом, хронологическом, алфавитном и нумерационном порядке, но возможны сочетания и комбинации. Как правило, документы в деле группируются по вопросно-логическому принципу, предусматривающему размещение документов в последовательности решения вопроса. Эта группировка совпадает с хронологическим принципом группировки.

Систематизация отдельных категорий документов имеет свою специ­фику.*

 

* Основные правила работы ведомственных архивов, п. 2.2.5.

 

Распорядительные документы (приказы, распоряжения, постановле­ния и т.п.) формируются по видам документов и хронологии. При этом приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу.

Документы коллегий группируются в два дела:

- протоколы и решения коллегии;

- документы к заседаниям коллегии (повестка дня, доклады, справ­ки, заключения, проекты решений и т.д.). Переписку систематизируют в хронологической последовательнос­ти: документ-ответ подшивается за документом-запросом. Хронология соблюдается по инициативным документам.

Свою специфику имеет формирование бухгалтерских документов. Формирование дел в бухгалтерии начинается сразу с начала года. В бухгалтерских книгах в начале года в соответствии с правилами, изложенными в "Инструкции по бухгалтерскому учету..." до начала запи­сей нумеруются все страницы (листы). На последней странице за подпи­сью главного бухгалтера делается надпись "В настоящей книге всего пронумеровано... страниц (листов)". Кассовая книга ф. КО-4, ф. 440, приходно-расходная книга учета бланков трудовых книжек и вкладышей к ним ф. Т-9, кроме того, должны быть прошнурованы и опечатаны сургучной печатью, а количество листов в фф. КО-4 и 440 заверено подписями руководителя учреждения и главного бухгалтера и ф. Т-9 -руководителем учреждения".*

 

* Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, М., ИПО "Полигран", 1993, п. 20, с. 13.

 

"Инструкция по бухгалтерскому учету..." указывает, что по истечении каждого отчетного месяца все мемориальные ордера, мемориальные ордера - накопительные ведомости вместе с относящимися к ним доку­ментами должны быть подшиты в хронологическом порядке и сброшю­рованы. При незначительном количестве документов брошюровку мож­но производить за три месяца в одну папку".*

 

* Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, п. 24, с. 15.

 

Документы формируются в дело за один календарный год. Однако "книги бухгалтерского учета при наличии в них по истечении года сво­бодных листов могут быть использованы для записей операций следу­ющего года. В этих случаях книги сдаются в архив один раз в два года".*

 

* Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состо­ящих на бюджете, п. 20, с. 13.

 

Бухгалтерская документация в подавляющем большинстве группи­руется по хронологии. Документы собираются по месяцам. Однако в зависимости от количества документов в одном томе могут группиро­ваться документы за квартал или календарный год. При этом документы помесячно разделяются листом бумаги с указанием месяца.

При алфавитной систематизации документов используют фамилии их авторов, названия учреждений - корреспондентов, наименования административно-территориальных единиц, объектов, предметов.

Так, лицевые счета рабочих и служащих по заработной плате группи­руются в самостоятельные дела в пределах года и располагаются по алфавиту фамилий.

Финансовые денежные документы (кассовые ордера, авансовые от­четы, выписки банка и др.) располагаются в порядке последовательно­сти их номеров. Аналогично группируются квитанции, накладные и дру­гая подобная документация. Оправдательные документы (наряды на работу, сменные рапорты и др.) рекомендуется помещать в отдельные дела во избежание их потери или злоупотреблений.

Изъятие документов организации, может производиться только орга­нами государственной налоговой инспекции, дознания, предваритель­ного следствия, прокуратуры и судами на основании постановления этих органов в соответствии с действующим уголовно-процессуальным зако­нодательством Российской Федерации.

Изъятие документов производится в присутствии должностных лиц учреждения, организации, предприятия, фирмы, у которых проводится изъятие и оформляется протоколом, копия которого вручается под распис­ку соответствующему должностному лицу этой организации.

На изъятые документы должна составляться специальная опись, в которой отражается содержание изъятых документов.

С разрешения и в присутствии представителей органов, производя­щих изъятие, соответствующие должностные лица учреждения могут снять копии изымаемых документов с указанием основания и даты их изъятия.

Если изымаются недооформленные тома документов (не подшитые, не пронумерованные и т.д.), то с разрешения и в присутствии представи­телей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица учреждения могут дооформить эти тома: сделать внутреннюю опись, пронумеровать листы, прошнуровать, опечатать, заверить своей подпи­сью, печатью.*

 

* Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, п. 27, с. 16.

 

В случае утери или уничтожения бухгалтерских документов норма­тивные акты предусматривают создание руководителем учреждения ко­миссии по расследованию причин пропажи или уничтожения. Комиссия назначается приказом руководителя. В необходимых случаях к ее рабо­те привлекаются представители следственных органов, охраны и госу­дарственного пожарного надзора.*

 

* Там же.

 

7.3 ХРАНЕНИЕ ДЕЛ

Дела считаются заведенными с момента включения в них первого исполненного документа. Они формируются в структурных подразделе­ниях и хранятся в них до передачи в архив учреждения. В небольшой фирме дела хранятся секретарём.

Дела должны размещаться в запирающихся шкафах, сейфах или элеваторных картотеках, что обеспечивает их сохранность и защиту от пыли и света.

Для обеспечения быстрого поиска нужного дела они располагаются на полках вертикально. На внутренней дверце шкафа прикрепляется номенклатура дел. На корешке каждого дела указывается его индекс по номенклатуре.

Последовательность расположения дел на полках должна точно со­ответствовать последовательности расположения дел в номенклатуре.

При поиске документа сначала находят нужный номер дела по но­менклатуре, а затем по номеру дела нужную папку с документами.

Последнее время получила распространение подвесная система хранения документов. Однако она требует специального устройства (или специальных шкафов) и папок с вырезами по корешку или выступаю­щей по краям корешка рейки, с помощью которой дела передвигаются по штанге.

К сожалению, еще очень часто дела хранятся в столах у исполните­лей, которые не только не знают правил формирования дел, но и недо­оценивают эту работу, вследствие чего дела часто ведутся небрежно, на поиски нужного документа тратится много времени, документы теря­ются.

Для дел, содержащих особо ценные документы или сформирован­ных по видам и сложных по содержанию, а также для дел с документа­ми ограниченного доступа составляется и постоянно дополняется внут­ренняя опись, в которую вписывается каждый подшиваемый документ. Она помещается в начале дела и содержит указание индекса докумен­та, его даты, содержания и номера листа. Формы внутренней описи при­ведены в "Основных правилах работы ведомственных архивов".

Документы, уже включенные в дело, могут в течение года потребо­ваться работнику учреждения, фирмы. В этих случаях они могут быть вынуты из дела только ответственным за формирование и хранение дел, а на их место закладывается лист-заместитель, в котором указано: ког­да, кому и на какой срок выдан документ.

Если требуется выдать дело целиком, заполняется карта-замести­тель, в которой указывается номер выданного дела, дата выдачи, кому выдано дело, на какой срок, росписи в получении и приеме после воз­вращения документов.

Карта-заместитель помещается на месте выданного дела. При такой системе сразу видно, какие дела выданы и у кого они находятся.

После завершения делопроизводственного года выдача сотрудни­кам отдельных документов из дела не допускается. При необходимости во временное пользование может быть выдано дело целиком.

Выдача дел в другие организации разрешается лишь руководителем организации.

Изъятие документов из дел по требованию компетентных органов (на­пример: прокуратуры: суда и т.д.) может производится только на осно­вании письменного распоряжения этих органов и с разрешения руко­водства с обязательным составлением акта об изъятии подлинника и подшивкой в дело на его место заверенной копии.


ГЛАВА 8 ОБРАБОТКА ДЕЛ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ХРАНЕНИЯ

Завершающий этап работы с документами в текущем делопроизвод­стве - обработка дел для последующего их хранения и использования.

В структурных подразделениях документы находятся в оперативной работе еще год после окончания текущего года. В этот период к ним часто обращаются за справками, работа с некоторыми документами за­вершается в начале нового календарного года. По истечении этого сро­ка дела должны быть обработаны для длительного хранения. Дела по­стоянного и временного (свыше 10 лет) хранения сдаются в архив учреждения, если он есть, или (в маленькой фирме) перекладываются в другой шкаф. Например, дела за 1995 г. должны быть обработаны в 1997 г.

Дела для хранения готовятся в строгом соответствии с требования­ми, разработанными архивными учреждениями и изложенными в "Ос­новных правилах работы ведомственных архивов" и "Государственной системе документационного обеспечения управления".

Обработка дел для хранения включает: проведение экспертизы на­учной и практической ценности документов, оформление дел; составле­ние описи на дела с постоянным и долговременным сроками хранения. В крупных учреждениях эти работы проводятся под контролем и при методической помощи сотрудников архива учреждения.

8.1 ЭКСПЕРТИЗА ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ

Документы, создающиеся в процессе деятельности учреждений, орга­низаций, предприятий, фирм содержат информацию, ценность которой различна. Значительная часть документов несет информацию, имеющую разовое значение, после использования которой к документам больше не возвращаются. Другие документы содержат информацию, которая может потребоваться в течение ряда лет. Например, информация о гражданах, их работе, учёбе и т.п. имеет социальное значение и должна храниться на всём протяжении жизни человека. И наконец, определенная группа доку­ментов содержит информацию, ценную в научных и практических целях. Такие документы должны храниться постоянно. С экономической точки зрения хранить все документы нецелесообразно, так как для них потребу­ются большие помещения, оборудование, штаты специальных работни­ков. Да и найти нужный ценный документ в таком количестве бумаг будет очень сложно. Поэтому систематически проводится экспертиза ценности документов - определение политического, экономического, социально-культурного, практического и иного значения документов "с целью отбора документов на государственное хранение или установления сроков их хранения на основе принятых критериев".*

 

* ГОСТ Р51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения, с. 7.

 

Экспертиза ценности документов проводится в несколько этапов, на­чинается в текущем делопроизводстве и заканчивается в государствен­ном архиве.

Первым этапом определения ценности документов можно считать составление номенклатуры дел, когда как бы предопределяются сроки хранения создаваемых документов.

Второй раз экспертиза ценности уже самих документов проводится через два года, когда документы вышли из оперативной работы, при подготовке документов к длительному хранению или сдаче в архив уч­реждения.

И третий раз снова уточняется ценность документов при передаче их на постоянное хранение из архива учреждения в государственный архив.

Экспертиза ценности документов в учреждениях проводится под ру­ководством экспертной комиссии (ЭК), действующей постоянно. В круп­ных учреждениях со сложной структурой действуют центральные экс­пертные комиссии (ЦЭК), которые объединяют и координируют работу экспертных комиссий структурных подразделений подчинённых или под­ведомственных учреждений. Общий порядок организации работы ЦЭК (ЭК) и их функции можно найти в "Основных правилах работы ведом­ственных архивов". 17 марта 1998 г. приказом Федеральной архивной службы России утверждено "Примерное положение о центральной экс­пертной комиссии (ЦЭК) министерства (ведомства) Российской Федера­ции".* На основе этого Примерного положения должно быть разработа­но положение об экспертной комиссии конкретной организации, фирмы, предприятия. Экспертная комиссия создается приказом руководителя из числа наиболее квалифицированных работников, имеющих большой опыт работы и хорошо знающих отрасль, а также заведующего канцеля­рией, ведомственным архивом и руководителя бухгалтерии. В неболь­ших учреждениях, фирмах в состав экспертной комиссии входят секре­тарь и бухгалтер.

 

* Примерное положение..." даётся в приложении к книге.

 

В состав ЦЭК входит также представитель учреждения государствен­ной архивной службы, курирующий данную организацию. Возглавлять комиссию должен один из руководящих работников организации. Обыч­но комиссия состоит из 3-5 человек.

Из основных задач экспертной комиссии выделим:

- рассмотрение проектов номенклатур дел учреждения и его струк­турных подразделений;

- организация ежегодного отбора документов на хранение и уничто­жение;

- рассмотрение актов о выделении к уничтожению документов и дел, срок хранения которых истек.*

 

* Основные правила работы ведомственных архивов, с. 25-26.

 

Экспертные комиссии являются коллегиальными органами, их ре­шения принимаются большинством голосов, заседания протоколируют­ся. Протоколы подписывает председатель и секретарь комиссии и ут­верждает руководитель организации.

Значительно облегчает экспертизу ценности документов деление их на три группы:

- основная документация, наиболее полно отражающая деятель­ность учреждения, предприятия, фирмы по выполнению основ­ных функций и задач (положения, приказы, планы, отчеты, докла­ды, обзоры, протоколы собраний и совещаний, переписка с органами власти, с вышестоящими организациями по вопросам деятельности). Эти документы в основном подлежат постоянному хранению.

- оперативная документация содержит сведения, необходимые для текущей практической деятельности (документы по бухгалтерско­му учету и отчетности, снабжению и сбыту, административно-хо­зяйственным вопросам и т.д.). Для этой категории документов ус­танавливаются временные сроки хранения.

- документация по личному составу (приказы, личные карточки ра­бочих и служащих, книги учета личного состава, лицевые счета начисления заработной платы рабочим и служащим и т.п.). Эта документация имеет длительный срок хранения, к ней часто обра­щаются для наведения справок по заявлениям граждан о трудо­вом стаже, заработной плате и др. вопросам, она хранится в уч­реждении, на предприятии, фирме или в организации долговременно.

Проведение экспертизы следует начинать с просмотра документов канцелярии или секретариата руководства, затем таких функциональ­ных структурных подразделений, как производственные отделы и бух­галтерия. В пределах каждого подразделения просматривают сначала наиболее важные и обобщающие материалы и отбирают на постоянное хранение подлинники документов наиболее полно характеризующих основную деятельность учреждения: положения, приказы, перспектив­ные планы, отчеты, доклады и т.д.

Например, к бухгалтерским документам постоянного срока хранения относятся:

- сводные годовые и годовые бухгалтерские отчеты и балансы с документами к ним (приложения к балансу, специализированные формы, объяснительные записки и рекламации);

- годовой (сводный) отчёт о финансовых результатах и их исполь­зованию;

- сводные годовые и годовые отчеты по финансированию;

- протоколы заседаний комиссий по рассмотрению и утверждению годовых отчетов и балансов;

- аудиторские заключения;

- аналитические таблицы по разработке и анализу годовых отчетов и балансов;

- налоговые декларации;

- передаточные, разделительные, ликвидационные балансы с при­ложениями и объяснительными записками к ним;

- документы (протоколы, акты, заключения, ведомости, расчёты) по оценке и переоценке основных фондов; по оценке стоимости иму­щества и др.;

- паспорта зданий и сооружений - памятников архитектуры, нахо­дящихся под охраной государства;

- акты, ведомости переоценки и определения износа основных средств;

- штатные расписания (если они хранятся в бухгалтерии);

- лицевые счета по учету основного фонда.*

 

* Перечень документов со сроками хранения, образующихся в деятельности Сберегательного банка Российской Федерации и учреждений его системы (1995 г.), ст. 304.

 

Если по какой-либо причине подлинники документов постоянного срока хранения отсутствуют, на хранение оставляют заверенные копии этих документов.

Дублетная документация (размноженная в нескольких экземплярах и направленная для сведения в различные структурные подразделе­ния) подлежит уничтожению. На постоянное хранение оставляется толь­ко подлинник в том структурном подразделении, где он был составлен. Однако если на дублетном документе имеются какие-либо ценные по­метки, отсутствующие на подлиннике, или подлинник находится в пло­хом физическом состоянии, его также следует оставить на хранение.

Поглощенные документы хранятся тогда, когда их содержание не нашло должного отражения в сводных документах.

Конкретные сроки хранения документов устанавливаются с помощью специально разработанных и утвержденных архивными учреждениями перечней документальных материалов с указанием сроков хранения различных категорий документов.

Архивными учреждениями разработаны типовые перечни. Они уста­навливают сроки хранения документации, типичной для большинства учреждений, организаций, предприятий, и отражают общие функции и вопросы их деятельности (руководство, контроль, планирование, учет, отчетность, финансирование, организация труда, снабжение и сбыт про­дукции и т.п.).

В процессе проведения экспертизы могут быть использованы несколь­ко видов типовых перечней:

Перечень типовых документов, образующихся в деятельности гос­комитетов, министерств, ведомств и других учреждений, органи­заций и предприятий с указанием сроков хранения;

Перечень документов, подлежащих приему в государственные ар­хивы;

Перечень научно-технической документации, подлежащей приему в государственные архивы.

Кроме того коммерческие организации могут воспользоваться вышед­шим в 1996 г. справочным пособием "Управленческие документы посто­янного срока хранения, образующиеся в деятельности негосударственных коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов)".*

 

* Управленческие документы постоянного срока хранения, образующиеся в дея­тельности негосударственных коммерческих организаций (хозяйственных това­риществ и обществ, производственных кооперативов). Справочное пособие. — М.: ВНИИДАД, 1996.

 

Конечно, типовые перечни не могут полно охватить всю документа­цию различных отраслей. Поэтому на базе типовых перечней разрабаты­ваются министерствами и ведомствами перечни, охватывающие доку­ментацию учреждений их системы. Ведомственные перечни дают наиболее полное и систематическое перечисление документации, обра­зующейся в деятельности ведомственной системы. Поэтому, если ве­домственный перечень есть, им следует воспользоваться при проведе­нии экспертизы в первую очередь и только при его отсутствии обратиться к типовым перечням.

В последние годы вышло два новых перечня: "Перечень докумен­тов, образующихся в деятельности Центрального банка Российской Федерации с указанием сроков хранения" (1994 г.) и "Перечень докумен­тов со сроками хранения, образующихся в деятельности Сберегатель­ного банка Российской Федерации и учреждений его системы" (1995 г.).

Кроме того, надо знать, что по инициативе Государственной налого­вой службы Российской Федерации Росархив в 1996 г. увеличил сроки хранения бухгалтерских документов с 3 до 5 лет. Сроки хранения бух­галтерских документов, указанные в Перечне типовых документов..., по мнению налоговой службы, не обеспечивали применение экономичес­ких санкций при наличии нарушений, связанных с исчислением и пере­числением платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Новые сроки хранения бухгалтерских документов закреплены в Федеральном законе О бухгалтерском учёте в ст. 17. В ней сказано: "Организации обязаны хранить первичные учётные документы, регистры бухгалтерского учёта и бухгалтерскую отчётность в течение сроков, устанавливаемых в соот­ветствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет".

Для бухгалтерских документов срок хранения устанавливается с ус­ловием завершения ревизии или истечения срока действия договора.

В зависимости от значимости документов сроки их хранения устанав­ливаются постоянные или временные: один год, три года, пять лет, де­сять лет, пятнадцать лет и т.д.

Срок хранения исчисляется с 1 января года, следующего за годом окончания дела.

Например, исчисление срока хранения дела, законченного делопро­изводством в 1993 г. исчисляется с 1 января 1994 г. Следовательно, наряды на поставку и отгрузку готовой продукции за 1993 г., имеющие срок хранения 3 г., могут быть отобраны к уничтожению в 1997 г.

Наряду с перечнями при проведении экспертизы можно использо­вать номенклатуры дел, так как в них указаны сроки хранения каждого дела и даны ссылки на соответствующие статьи перечней.

Экспертизу ценности документов нельзя проводить только по заго­ловкам дел, указанным на обложках, так как в течение года при форми­ровании дела в него могли попасть и другие категории документов.

Необходим анализ фактического содержания имеющихся в деле документов, что осуществляется путем полистного просмотра дел.

Если при просмотре дела обнаружено, что вместе с документами постоянного хранения в нем значительное количество документов вре­менного хранения, дело переформируется и документы постоянного хранения отделяются от документов временного хранения.

Если в деле содержатся документы временного хранения, но раз­личной ценности и следовательно, с разными сроками хранения, срок хранения всего дела устанавливается для наиболее ценной документа­ции, т.е. больший. Например, в деле документы годичного, трехгодично­го и пятилетнего хранения - все дело хранится пять лет.

В процессе экспертизы ценности документов выделяются четыре груп­пы дел:

- постоянного хранения, подлежащие в последующем передаче в государственный архив;

- длительного хранения в архиве учреждения (свыше 10 лет);

- временного хранения (до 10 лет);

- подлежащие уничтожению в связи с истечением сроков хране­ния.

Дела с постоянным и долговременным сроками хранения готовят к сдаче в архив учреждения.

На дела с истекшими сроками хранения, отобранные к уничтожению, составляют акт. Форма акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, типизирована.

Акт рассматривается и одобряется на заседании ЦЭК (ЭК) организа­ции, утверждается ЭПК соответствующего учреждения архивной служ­бы, затем руководителем организации, после чего организация имеет право уничтожить дела, включенные в акт.

При этом рассмотрение и утверждение актов о выделении докумен­тов к уничтожении проводится только одновременно с рассмотрением и утверждением описей дел постоянного хранения за этот же период.

По утвержденным актам дела с истекшими сроками хранения сдают­ся в конторы вторсырья. Сдача документов оформляется приемо-сдаточными накладными, в которых указывается количество сданных дел и их вес. Накладная и акт о выделении дел к уничтожению подшиваются в дело и хранятся в архиве учреждения.

В небольших учреждениях, не сдающих свои документы на государ­ственное хранение и самостоятельно решающих вопросы хранения и уничтожения дел с согласия вышестоящих организаций, акт о выделе­нию к уничтожению документов, не подлежащих хранению, составляет­ся и их уничтожение проводится только после составления годовых раз­делов сводных описей дел по личному составу за соответствующий период и их утверждения руководителем данной организации. "Органи­зация обязана систематически описывать документы по личному соста­ву и документы временного хранения (свыше 10 лет), обеспечивать их сохранность и учет..."*

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...