Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отметка о контроле (реквизит 18) 8 глава




Если предварительно назначенный приём переносится по непредви­денным обстоятельствам (болезнь руководителя, командировка, сроч­ный вызов и т.д.), необходимо связаться с посетителем, поставить его в известность и договориться о времени, на которое приём перенесён.

О каждом посетителе, независимо от его служебного положения, обязательно докладывают. О сотрудниках организации, пришедших на приём, можно доложить по телефону. Пришедших на приём из других организаций представляют руководителю, чётко называя фамилию, имя, отчество, должность, фирму (организацию) и передают визитную кар­точку или запись сведений о нём.

Некоторую особенность имеет приём командированных работников. В этом случае служба делопроизводства может оказать содействие в размещении в гостинице, отмечает командировочное удостоверение, подбирает необходимые документы.

В случае отсутствия руководителя, в зависимости от решаемого воп­роса, можно направить посетителя к его заместителям.

Несколько иной порядок имеет приём граждан по личным вопросам. Это самостоятельный участок службы документационного обеспечения управления. В учреждениях и организациях, где обращений бывает много, для работы с ними создаются специальные подразделения - бюро (от­делы, сектора) обращений граждан. В тех организациях, где обращений сравнительно мало, ими занимается специально выделенный работник и, наконец, в маленьком учреждении, фирме, организация личного при­ёма является частью обязанностей секретаря. Во всех случаях за эту работу должно отвечать специально выделенное лицо. Организация при­ёма и рассмотрение обращений граждан обычно выделяются в самосто­ятельный раздел инструкции по делопроизводству.

Личный прием в соответствии с законодательством осуществля­ют руководители организаций, их заместители или ответственные ра­ботники.

Прием граждан должен быть тщательно организован. Прежде всего устанавливается место и время приема. Должны быть выделены дни и часы, в которые граждане всегда будут приняты. Информация о порядке приёма вывешивается на видном месте. При этом предусматривается и вечернее, свободное от работы время. Удобнее всего проводить ежене­дельные приемы посетителей.

Прием ведется в помещении, имеющем свободный доступ. При не­обходимости организуются выезды руководителей на место приема на­селения.

Приемная должна быть хорошо оборудована, предусмотрены стулья, стол, за которыми обращение может быть оформлено в письменную форму. Должна быть бумага, ручки. Рекомендуется широко использо­вать "немую справку", с образцами заявлений, адресами и телефонами тех учреждений и организаций, куда наиболее часто направляют граж­дан.

При личном приеме руководителю помогает сотрудник, встречающий посетителей и ведущий их регистрацию.

Доброжелательность, внимание, любезность и предупредительность во многом определяют атмосферу приемной.

Во время личного приема граждан ведется журнал (книга) приема, где записываются: дата приема, фамилия, имя и отчество пришедшего на прием, его адрес, суть вопроса, фамилия ведущего прием и резуль­таты рассмотрения обращения. При большом объеме работ такая регис­трация ведется на компьютере или регистрационно-контрольных карточ­ках. Если заявление или жалоба не могут быть разрешены руководителем во время приема, они излагаются в письменной форме и с ними ведется работа как с письменными обращениями.

Должностное лицо, ведущее прием, обязано быть предельно внима­тельным к посетителю, его нуждам и запросам, направлять беседу на выявление сути обращения и обстоятельств, способствующих принятию правильного решения.

В конце приема гражданину надо сообщить о принятом по обраще­нию решении или, если решение вопроса относится к компетенции иного органа, оказать содействие в определении этого органа, его местона­хождении, телефонах и т.д.

10.2 РАБОТА С ПИСЬМЕННЫМИ ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН

Письменные обращения граждан следует рассматривать как важное средство осуществления и охраны прав личности.

Обращения граждан выражаются как в письменной, так и в устной форме. В обращениях могут быть поставлены вопросы, касающиеся прав и законных интересов как автора обращения, так и других граждан или интересов всего общества.

Обращения делятся на предложения, заявления и жалобы.

Под предложениями обычно понимаются обращения граждан, направ­ленные на улучшение деятельности государственных органов, рыночных структур экономики и общественных организаций, не связанные с нару­шением прав и законных интересов самого гражданина. Предложения - это желание автора включиться в общественную жизнь, эффективное средство политической активности гражданина, его непосредственного участия в совершенствовании форм управления. Обычно в них содер­жатся данные собственных наблюдений или практики работы автора, зат­рагивающие проблемы государственной и общественной жизни с указа­нием на недостатки в их решении, допускаемые конкретными органами, предлагаются пути и способы решения затронутых проблем.

Под заявлением подразумевается обращение граждан в целях реа­лизации личных прав и законных интересов, не связанных с нарушени­ем этих прав и интересов. Юридический энциклопедический словарь дает следующее определение: "заявление - официальное обращение лица (или нескольких лиц) в учреждение или к должностному лицу, не связанное... с нарушением прав и законных интересов гражданина и не содержащее поэтому требования об устранении такого нарушения. За­явления подаются, во-первых, в целях реализации права или законного интереса гражданина... и, во-вторых, для того, чтобы сообщить о тех или иных недостатках в работе предприятий, учреждений и организаций...".*

 

* Юридический энциклопедический словарь, М., Советская энциклопедия, 1984, с. 108.

 

Термин "жалоба" в словаре определен следующим образом: "жало­ба-обращение в государственный либо общественный орган или к дол­жностным лицам по поводу нарушения прав и охраняемых законом ин­тересов конкретного лица (гражданина), общественной организации, предприятия и т.д.* Таким образом, под жалобой понимается обращение с требованием о восстановлении законных интересов граждан, на­рушенных действиями либо решениями государственных органов, вла­дельцами различных форм собственности, должностными лицами и об­щественными организациями. Жалобой признается также несогласие с решением или действиями государственного либо другого органа, пред­приятия, учреждения, организации, затрагивающими права и охраняе­мые законом интересы граждан.

 

* Там же с. 95

 

Работа с обращениями населения имеет свои особенности и ведется отдельно от общего делопроизводства. Она регламентируется специ­альным общеотраслевым документом "Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организа­циях". В нем определен четкий порядок работы с этими документами, независимо от категории и специфики деятельности того или иного уч­реждения.

Прежде всего обращения граждан должны подаваться в те органы, учреждения и тем должностным лицам, от которых зависит разрешение данного вопроса.

Жалобы на общественные организации, не имеющие вышестоящих органов, подаются в местные органы власти.

Личную ответственность за организацию работы с обращениями граж­дан, состояние делопроизводства по ним несут руководители государ­ственных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые обя­заны постоянно держать этот участок работы под контролем.

При организации работы с обращениями надо использовать указан­ный выше нормативно-методический документ, взяв из него прежде всего порядок работы с этой категорией документов.

Технология работы с обращениями граждан требует организации:

- приема граждан;

- приема и первичной обработки письменных обращений;

- регистрации обращений;

- направления обращений на рассмотрение;

- уведомления заявителя о направлении обращения в другие уч­реждения;

- уведомления заявителя о длительном расследовании обращения;

- контроля за сроками исполнения документов и выполнением при­нятых по ним решений;

- информационно-справочной работы по обращениям;

- извещения заявителя о вынесенных решениях с одновременным, в случае необходимости, направлением решений для исполне­ния в соответствующие органы;

- группировки в дела и текущего хранения обращений;

- анализа поступивших обращений.

Обращение граждан в государственные и общественные органы, на предприятия, в учреждении, организации может быть подано в письмен­ной форме, лично, по почте, с помощью телеграфа и телетайпа, факса, электронной почты, а также устно должностному лицу, наделенному правом и обязанностью рассмотрения обращений или ведущему прием граждан.

Все письменные обращения принимаются централизованно в од­ном месте. Проверив правильность доставки, письма вскрывают, при этом конверты не уничтожаются, так как штамп на нем может являться доказательством даты получения документа. Кроме того, адрес автора обращения, по которому предстоит ответить, часто бывает написан лишь на конверте. Поэтому конверт сохраняется вместе с документом до кон­ца решения вопроса и будет подшит в дело.

На самом документе в нижнем правом углу проставляется штамп учреждения, получившего обращение, в котором стоит дата его получе­ния и начала работы с ним в данном учреждении. Иногда она может не совпасть с датой на конверте, так как последняя проставляется почто­вым отделением, которое не всегда в тот же день доставляет письмо адресату. Поэтому именно с даты, проставленной в штампе, начинается отсчет срока исполнения обращения. Помимо даты в штампе указывает­ся и регистрационный номер предложения, заявления, жалобы, который состоит из начальной буквы фамилии автора и порядкового номера по­ступившего обращения. Например, К-121. Типовое положение о веде­нии делопроизводства по обращениям граждан допускает дополнение регистрационного индекса другими обозначениями, обеспечивающими систематизацию, поиск, анализ и сохранность обращений граждан.

К обращениям могут быть приложены различные справочные мате­риалы в подлинниках или копиях. Их надо скрепить вместе с обращени­ем, чтобы они не растерялись в процессе работы. На этом заканчивает­ся первый этап работы с обращениями.

После первичной обработки все обращения передаются на регистра­цию, которая ведется по единой форме в порядке, установленном типо­вым положением. Регистрация этой категории документов помимо общих задач регистрации - учет, контроль и справочная работа - является также юридическим свидетельством того, что они приняты к рассмотрению в данном учреждении. Регистрацию рекомендуется вести на компьютере или на карточках и только в тех случаях, когда в учреждение, предприя­тие или организацию поступает незначительное количество документов населения, можно оставить и журнальную форму регистрации.

Суть регистрации - внесение в компьютер или запись на карточке основных поисковых признаков документа и сведений о заявителе (см. рис.). При использовании автоматизированной системы регистрационная карточка на обращения заполняется на экране компьютера.

При традиционной технологии регистрационные карточки изготавли­ваются из плотной бумаги формата А5 (210 х 148) или А6 (105 х 148).

Количество экземпляров заполняемых регистрационно-контрольных карточек определяется исходя из потребностей организации контроля за исполнением и справочной работы по обращениям. Чаще всего это 2-3 экземпляра: 1 -и -для контрольной картотеки, 2-й -для справочной кар­тотеки, 3-й - направляется вместе с документом к исполнителю. Одна­ко, прежде чем приступить к регистрации в любой форме, выявляют по алфавитной картотеке или алфавитной книге, не является ли данное обращение повторным.

Вариант формы регистрационно-контрольной карточки

Оборотная сторона

Повторным считается обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого предложения, заявления или жалобы истек установленный законода­тельством срок их рассмотрения или заявитель не был удовлетворен данным по первому обращению ответом.*

 

* Типовое положение, п.4.

 

Повторное обращение при первичной обработке получает очередной регистрационный индекс, так как ведется валовой учет всех поступаю­щих документов. Однако, в регистрационной карточке при регистрации повторного обращения указываются все признаки и первого документа, то есть его номер и дата. На самом повторном обращении в правом вер­хнем углу и на его регистрационно-контрольной карточке делается от руки или специальным штемпелем отметка "повторно".

Типовое положение предусматривает и такой случай, когда гражда­нин одно и то же предложение, заявление или жалобу направил одновременно нескольким адресатам, и они были в конечном итоге переад­ресованы в одно учреждение, организацию или предприятие, которое может решить поставленный вопрос по существу. Все эти обращения, попавшие в результате в одно место, должны учитываться под одним регистрационным индексом первого полученного документа с добавле­нием порядкового номера. Например, В-194/1, В- 194/2 В - 194/3 и т.д.

Зарегистрированный документ докладывается руководителю или его заместителю для принятия решения.

В законодательно-нормативных актах предусмотрен вариант, когда полученное обращение вообще не относится к компетенции получивше­го его учреждения, организации, предприятия. В этом случае работни­ком, отвечающим за эту категорию документов, оно должно быть не по­зднее чем в пятидневный срок направлено на рассмотрение в компетентный орган или заявителю. В ответном письме дается разъяс­нение, куда ему следует направить свое обращение.

Если в обращении поставлены вопросы, требующие решения раз­ных компетентных органов, руководитель организации, получивший об­ращение, рассматривает вопрос, относящийся к его компетенции, а о содержании других вопросов сообщает в установленные сроки соответ­ствующим организациям.

Во всех случаях пересылки документов в другие организации заяви­тели ставятся об этом в известность в пятидневный срок с момента по­лучения документа. В том случае, когда руководитель сразу в процессе рассмотрения документа может решить поставленный в нем вопрос, он отражает свое решение в резолюции, которая является по существу от­ветом. На ее основе составляется ответное письмо заявителю. Если вопрос требует лишь разъяснения, руководитель в резолюции указыва­ет исполнителя и срок написания ответного разъяснительного докумен­та. Все указания руководителя о порядке рассмотрения документа и исполнения переносятся в регистрационно-контрольную карточку.

Каждое решение, принимаемое по обращению граждан, прежде все­го должно быть основано на требованиях конкретных законов, всесто­роннем изучении обстоятельств и причин, породивших критические за­мечания.

Чаще всего для принятия по обращению обоснованного решения необходимо собрать нужный информационно-справочный материал, по­слать запрос на места, потребовать объяснения от виновных, направить документ для проверки в подведомственные органы, организовать вы­езд на место ответственного работника.

К рассмотрению обращений не следует привлекать лиц, участие ко­торых может повлиять на объективное решение вопросов, поднятых в документе.

Весь процесс рассмотрения обращений граждан подлежит обязатель­ному контролю.

Сроки исполнения обращений определяются в зависимости от слож­ности поставленных в них вопросов. Установлен, как максимальный, месячный срок разрешения жалоб, заявлений и предложений во всех органах. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изуче­ния и проверки, разрешаются безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления. В тех случаях, когда для принятия решений по жалобе или заявлению необходимо проведение специальной проверки и истребование дополнительных материалов, разрешено, в порядке ис­ключения, продление сроков не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу. Для разрешения заяв­лений и жалоб военнослужащих и членов их семей были установлены более короткие сроки: в центральных органах власти и управления до 15 дней, в местных органах власти, на предприятиях и в учреждениях - безотлагательно, но не позднее 7 дней. Практика работы подтвердила оптимальность установленных сроков работы с документами граждан. Этих сроков продолжают придерживаться и сегодня.

Контроль за своевременным разрешением рассматриваемых доку­ментов возлагается на должностных лиц, которые обязаны обеспечи­вать своевременное, правильное и полное рассмотрение обращений и исполнение решений, принятых по обращениям граждан.

Типовое положение специальным пунктом указывает, что письма граж­дан, направленные в государственные органы, предприятия, учреждения, организации, различным адресатам, требующие сообщить результаты рассмотрения предложения, заявления, жалобы, берутся на особый кон­троль. На всех экземплярах регистрационно-контрольных карточек и на предложениях, заявлениях и жалобах проставляется штамп "КОНТРОЛЬ" или знак контроля "К". Предложения, заявления и жалобы граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются.

Контроль за исполнением ведется по регистрационно-контрольным карточкам, которые ставятся по срокам исполнения в контрольную кар­тотеку. Контрольная картотека по обращениям граждан организуется и строится также, как и контрольная сроковая картотека по другим адми­нистративным документам.

Все движение контролируемого документа, передача его от исполни­теля к исполнителю отмечается на карточке с указанием не только фа­милии исполнителя, но и даты передачи ему документа. Обращение снимается с контроля только после фактического выполнения принято­го по нему решения, о чем делается отметка в контрольно-регистрацион­ной карточке. Распоряжение о снятии с контроля дает лицо, принявшее по данному документу решение.

Для организации контроля за исполнением предложений, заявлений и жалоб граждан успешно используется компьютер. Количество доку­ментов, которое может быть проконтролировано с помощью компьюте­ра, практически не ограничено. Быстрота ввода и вывода информации в ЭВМ обеспечивает получение оперативных данных о ходе исполнения документов до истечения срока исполнения, что позволяет осуществ­лять превентивный, предупредительный контроль, обеспечивать выпол­нение документов в запланированные сроки. Напоминания могут посту­пать с любой запрограммированной периодичностью, ЭВМ в случае необходимости может обобщить и проанализировать за определенный период времени работу отдельных исполнителей и структурных подраз­делений по исполнению обращений граждан.

Ввод данных в память компьютера по обращениям осуществляется с клавиатуры. На экране можно перестраивать сводки о ходе выполне­ния жалоб и заявлений по различным аспектам и получать необходимое количество копий на печатающих устройствах. Диалог с компьютером ведет сотрудник, работающий с этой категорией документов. Автомати­зированная система "АСУ-заявление" способствует обеспечению высо­кой исполнительской дисциплины, своевременному исполнению обра­щений граждан.

Имеются типовые программы для ведения контроля за сроками ис­полнения документа на персональных электронно-вычислительных ма­шинах (ПЭВМ) и типовые программы для ведения контроля и справоч­ной работы с обращениями граждан.

Одним из важных этапов работы с обращениями граждан является организация по ним информационно-справочной работы. Одновременно с постановкой одного экземпляра регистрационно-контрольной карточки в сроковую картотеку, другой экземпляр карточки ставится в справочную картотеку, построенную в порядке алфавита фамилий зая­вителей. По этой картотеке всегда можно дать ответ на запрос гражда­нина или учреждения о состоянии рассмотрения конкретного обраще­ния. Значительно удобнее вести справочную работу при автоматизированной системе, дающей возможность навести справку по любому реквизиту документа.

Результаты решения вопроса, поставленного в обращении, сообща­ются заявителю. Ответы должны быть исчерпывающими, соответствую­щими действующему законодательству. Если конкретное выполнение решения поручено какому-либо другому органу, оно берется под конт­роль и об этом сообщается автору обращения, с указанием должности лица, на которое возложен контроль за исполнением принятого реше­ния. Решение, принятое единолично компетентным должностным лицом, сообщается автору обращения от имени органа, которому подчинено должностное лицо. Решение, принятое коллегиальным органом, сооб­щается автору обращения со ссылкой на номер и дату принятия этого решения, либо в виде выписки из решения или протокола. В письмен­ной форме сообщаются и решения об отказе в положительном удовлет­ворении поднятых в обращении вопросов. При этом отказ должен быть аргументирование обоснован, указаны мотивы и основания отказа со ссылкой на действующее законодательство и решения компетентных органов.

Сотрудник, ведущий делопроизводство по обращениям граждан, обя­зан систематически вести анализ этой категории документов. Периоди­чески (раз в месяц или квартал) составляются аналитические обзоры или справки, в которых отражают вопросы, по которым были поданы обращения, их количество по каждому вопросу, количество положитель­ных и отрицательных решений. Кроме того, в справках указывается, сколь­ко обращений было решено в срок, сколько с просроченным сроком исполнения и почему. Такой анализ служит выявлению причин, порож­дающих нарушение прав и интересов граждан, изучению общественно­го мнения, совершенствованию работы государственных органов, пред­приятий, учреждений и организаций.

На каждом документе после окончательного решения и исполнения делается надпись "В ДЕЛО" и ставится личная подпись должностного лица, принявшего это решение.

В соответствии с требованиями Типового положения предложения, заявления, жалобы должны быть возвращены после их разрешения ра­ботникам, ведущим делопроизводство по обращениям, со всеми отно­сящимися к ним материалами и экземпляром регистрационно-контрольной карточки для централизованного формирования дела и картотеки. Фор­мирование и хранение дел у исполнителей запрещается.

Работник, ведущий текущее хранение обращений, формирует их в дела отдельно от общей переписки. При этом вместе с обращением под­шивается копия ответа и все относящиеся к этому вопросу документы, собранные в процессе его рассмотрения, т.е. каждое обращение состав­ляет в деле самостоятельную группу. Внутри дела эти группы докумен­тов по обращениям располагаются обычно по фамилиям заявителей в алфавитном порядке. Если в учреждение поступает большое количе­ство обращений граждан, то каждое дело заводится по одной или не­скольким начальным буквам фамилий заявителей. Например, "Предло­жения, заявления, жалобы граждан на букву "А", "Б", "В" и т.д. Если обращений мало, они могут быть сгруппированы в одно-два дела. Кол­лективные письма сосредотачиваются в отдельном деле. Причем, пред­ложения, заявления и жалобы граждан по вопросам работы организаций группируются раздельно от обращений по личным вопросам.*

 

* Основные правила работы ведомственных архивов, М., 1988, п.2.2.13.

 

При небольшом количестве обращений их можно располагать в де­лах и в хронологической последовательности. Появившиеся дополни­тельные материалы по вопросу, связанному с обращением или повтор­ное обращение подшиваются к первой группе материалов. В дела группируются только исполненные документы. Обложка дела с предло­жениями, заявлениями и жалобами граждан оформляется по установ­ленной форме.

Законченные дела с предложениями, заявлениями и жалобами граж­дан хранятся в учреждениях, организациях и предприятиях в справочных и других целях. Ответственность за их сохранность, как и за сохранность всех документов, несут их руководители. Сроки хранения этой категории документов указаны в статьях "Перечня типовых документов, образую­щихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других уч­реждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения".*

 

* Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указани­ем сроков хранения, - М.: Главархив СССР, 1989,ст. 31-35. с. 20-21.

 

Как видно из приведенных статей перечня, обычные обращения лич­ного и второстепенного характера, составляющие подавляющее боль­шинство этой категории документов, хранятся 5 лет, но предложения, интересные для истории и имеющие практическое значение, будут хра­ниться постоянно. Все дела с обращениями, имеющие постоянный срок хранения, передаются через год после завершения по ним делопроиз­водства в архив учреждения, а затем в государственный архив.

Подготовка предложений, заявлений и жалоб граждан и сдача в ар­хив включает в себя: оформление дел, проведение экспертизы ценнос­ти документа, составление описей.

В зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел.

Оформление дел входит в функции лица, ответственного за работу с обращениями граждан.


ГЛАВА 11 ПОДГОТОВКА И ОБСЛУЖИВАНИЕ СОВЕЩАНИЙ

11.1 ПОДГОТОВКА СОВЕЩАНИЙ

В процессе управления часто приходится сталкиваться с такими за­дачами, решение которых невозможно без привлечения многих специа­листов, обмена мнениями и информацией по возникающим проблемам. Обсуждение таких вопросов проводится на конференциях, пленумах, собраниях, заседаниях коллегиальных органов, совещаниях и т.д. Они могут проводиться периодически или иметь разовый характер. Проведе­ние собраний, заседаний может быть заложено в организационно-устав­ной форме учреждения, организации, фирмы (например, акционерного общества и т.п.). В данной книге организационно-техническое обеспече­ние их деятельности рассматривается обобщенно как проведение сове­щаний.

Слово "совещание" определяется толковым словарем как действие по глаголу совещаться т.е. сговариваться, советоваться, совместно обсуждать с кем-либо что-нибудь. Таким образом под совещанием по­нимается такой вид управленческой деятельности, когда определенное количество участников собирается в заранее оговоренном месте в обус­ловленное время для обсуждения и принятия решений по заранее по­ставленным вопросам.

Так как в принятии решений задействовано много работников, такой вид управленческой деятельности является наиболее дорогостоящим.

Стоимость совещания складывается из заработка всех его участни­ков, заработка готовящих и обслуживающих его работников, командиро­вочных расходов, затрат на аренду помещения, аппаратуру и других накладных расходов. Как указывает L.J.Seiwert, "Вряд ли найдётся дру­гой вид такой деятельности, при котором растрачивалось столько вре­мени стольких людей одновременно, как при проведении совещаний".*

 

* Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках. Пер. с нем. - М.: Экономика, 1990, с. 186.

 

Поэтому совещание должно быть подготовлено особенно тщательно с детальной проработкой всех организационно-технических мероприя­тий как по организации, так и его проведению. Причины пустой траты времени и средств чаще всего заключаются "просто-напросто в том, что многие совещания бывают неудовлетворительно подготовлены и орга­низованы, неумело проведены и неудовлетворительно подытожены".*

 

* Зайверт Л. Ваше время — в Ваших руках. Пер. с нем. — М.: Экономика, 1990.

 

В зависимости от состава участников совещание может быть между­народным, всероссийским, областным, городским, внутриучрежденческим. Количество участников также может быть различно. Сложность и объем вопросов определяют и временные рамки совещания: многоднев­ное, однодневное, несколько часов и в пределах 1-1.5 часа.

В соответствии с видом совещания, количеством участников и вре­менными рамками проводятся различные подготовительные организа­ционно-технические мероприятия. В учреждениях с постоянно действу­ющими коллегиальными органами (советами, коллегиями) должен быть типовой регламент проведения заседаний, где определены периодич­ность заседаний и все процедуры подготовки и проведения с указанием должностных лиц, отвечающих за каждую процедуру. Такие коллеги­альные органы имеют секретаря, основной обязанностью которого явля­ется подготовка, обслуживание заседаний и ведение документации это­го коллегиального органа. Для организации крупных совещаний создается рабочая группа из сотрудников различных подразделений. В небольших организациях, коммерческих фирмах, акционерных обществах работу по обслуживанию совещаний выполняет секретарь.

Начинается работа по подготовке совещания с принятия решения о необходимости его проведения, выносимых на него вопросах и предпо­лагаемых участниках, времени и месте проведения. Постоянно действу­ющие коллегиальные органы (советы, коллегии) имеют годовые, квар­тальные и месячные планы работы, постоянный день и время заседаний.

Назначать совещание лучше на начало или конец рабочего дня, что­бы не разбивать рабочий день, ритм работы, не заставлять людей пере­ключаться с одного вида деятельности на другой. Кроме того, нужно сразу обдумать место проведения совещания. Оперативные совещания с небольшим количеством участников часто проводятся в кабинете ру­ководства. Заседания постоянно действующих коллегиальных органов (советов, коллегий и т.д.) обычно проходят в специально предназначен­ных для этого одних и тех же залах заседаний. Но в том случае, когда имеются приглашённые и общее количество участников требует боль­шего помещения, необходимо к его выбору отнестись ответственно. Помещение надо выбрать до составления приглашений, чтобы в нём точно указать место проведения заседания. Выбирая помещение, учитывают прежде всего количество участников. Обязательно должно быть пре­дусмотрено достаточное количество запасных мест: для маленького совещания дополнительно 2-3 стула, для больших совещаний не менее 15-20 мест. Кроме того, выбирая помещение, учитывают возможность применения технических средств и оборудования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...