12. Что значит быть человеком. 13. О милосердии. 14. Отчизна, Родина, язык. 15. Язык и историческая память народа
12. Что значит быть человеком Говорят, люди – как реки. Как реки не могут течь, не меняя русла, точно так же человек не может не менять свой характер. Вот взять хоть бы дерево. Стоит оно на месте, шагу не может ступить, но внутри его, по стволу, круглый год циркулируют животворные соки, нарастают слоями годовые кольца, грубеет кора, а то лопается от морозов, покрывается глубокими, словно шрамы ранений, корявыми трещинами. По весне набухают на ветках почки, разворачивается маслянистый, еще ярко-зеленый, еще пахнущий свежестью и душистыми смолами лист. Но и он огрубеет, а после поблекнет, потеряет свежие краски. Потом станет желтым, коричневым, потом облетит. Однако как бы береза или дуб ни изменялись, они так и останутся навек березой и дубом, а клен – кленом. И река станет широкой ли, глубокой или вовсе обмелеет, однако вода в ней ведь все та же. Один лишь человек способен менять свою сущность, становиться действительно человеком. Начинает понимать то, чего прежде не понял бы и не принял бы, а обязательно бы отверг. Набирается разума, опыта, знаний. Учится замечать вокруг себя все доселе ему непонятное, очень мудрое, неприметное. (173 слова) (По О. Кожуховой) Задание. Дополните текст рассуждением о том, что значит «становиться действительно человеком».
13. О милосердии Уверен, что каждый человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. Упражняется ли милосердие в нашей жизни? Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему?
Вспомнилось, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих, а нищих было много в моем детстве — слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя. Мы жили довольно бедно. Отец никогда не рассуждал, притворяются или не притворяются эти просители, в самом деле они калеки или нет. В это он не вникал. Раз нищий — надо подать. Как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить. К милосердию надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал пожирать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя. (187 слов) (По Д. Гранину) Задание. Дополните текст рассуждением о том, всегда ли нужно проявлять милосердие.
14. Отчизна, Родина, язык Отчизна – это родная земля наша, где отцы и деды жили и умирали, где родились и сами мы живём. Она земля отцов наших, и за это зовут её отчизною, отечеством; мы родились на ней, за это зовём её родною землёю, родиною. Кому же не люба земля отцов и дедов, кому не мила родная земля? Кто не постоит за родину свою, за землю Русскую, которую завещали нам деды и прадеды наши, а мы завещать должны детям и внукам своим, чтобы было им где жить и тужить, веселиться и радоваться, а подчас и поплакать, коли лиха беда одолеет, да утешиться? Можно ли отрекаться от родины и почвы своей, перенести язык с природного корня его на чужой, чтоб исказить природу его и превратить в тунеядца, живущего чужими соками? Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стойкость, силу, ясность и красоту, должен послужить сокровищницей для развития образованной русской речи.
С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это осязаемая связь между телом и духом; без слов нет сознательной мысли. Язык есть вековой труд целого поколения. (180 слов) (По В. И. Далю) Задание. Дополните текст рассуждением о том, почему «с языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя».
15. Язык и историческая память народа В современном русском языке в составе устаревшей лексики, вышедшей из активного употребления, находится немало слов, являющихся ключевыми для русской культуры. К числу таковых относятся в том числе слова, связанные с Великой Отечественной войной 1941— 1945 годов: Сталинград, Брестская крепость, панфиловцы, Парад Победы... В этом ряду есть и слово блокадник. В толковом словаре это слово определяется как «человек, живший в Ленинграде в период фашистской блокады города в 1941—1944 годы». Но для любого русского слово блокадник — это прежде всего символ мужества, стойкости и героизма, проявленных русскими людьми в условиях нечеловеческих страданий, которые несёт война. Это ассоциации с Пискарёвским мемориальным кладбищем в современном Петербурге, где похоронены сотни тысяч жителей Ленинграда и его защитников, с дневником девочки Тани Савичевой, который она вела во время блокады и на последней странице которого написано: «Савичевы все умерли. Осталась одна Таня», со знаменитой Седьмой симфонией М. Шостаковича, которая прозвучала в блокадном Ленинграде в августе 1942 года... Такие слова мы не имеем права забывать, потому что именно в них сохраняется наша историческая память и наша духовная культура. (169 слов) (По Ю. С. Павловой) Задание. Дополните текст рассуждением о том, в каких словах, на ваш взгляд, сохраняется историческая память нашего народа.
16. Берегите наш язык… Огромное количество неологизмов, слов иностранного происхождения изменили наш язык. Компьютер, видео, принтер, сайт, сканер – этот список можно продолжать бесконечно. Но появление новых слов оправдано многими причинами. Во-первых, человечество развивается и уверенными шагами идёт к новым открытиям в науке, технике, медицине. Во-вторых, в наш век люди всё больше стремятся к мировому сотрудничеству, взаимному обмену культурными и материальными ценностями. В-третьих, путь демократического развития большинства стран даёт современному человеку свободу передвижений, общения, выбора места жительства. Эти и многие другие причины порождают появление новых слов, заимствование их из других языков. Современный человек, «общаясь» с компьютером, в повседневной жизни предпочитает точные выражения, короткие фразы, конкретные формулировки. Именно поэтому многим людям уже непонятны некоторые пословицы, поговорки, постоянные эпитеты. В разговоре молодых людей редко можно услышать фразеологизмы, яркие сравнения; уходят из употребления слова, обозначающие нравственные категории. Но, наверное, нет людей, которые бы остались равнодушными к стихам Пушкина и Лермонтова, к великолепным рассказам Чехова, произведениям Гоголя. Современники должны помнить, что только человеку дана речь. От того, каким языком он будет пользоваться, зависит и его внутреннее богатство, и благополучие. Поэтому необходимо бережно хранить лучшие языковые традиции, разумно пополняя их новыми словами. (177 слов) (По Л. Гриценко) Задание. Дополните текст рассуждением о поднятой автором проблеме сохранения языковых традиций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|