Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

21. Истинная красота мироздания




21. Истинная красота мироздания

С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника. Увидел и пошёл по земле, создавая новую красоту.

Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи. Услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

Идеал человеческой красоты – это и идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это та гармония, о которой так много говорится. (183 слова)                                                               

(По В. А. Сухомлинскому)

Задание. Дополните текст рассуждением о том, какую роль играет красота природы в жизни человека.

 

 

22. Любовь к людям

Люби людей. Любовь к людям — это твоя нравственная сердцевина. Живи так, чтобы твоя сердцевина была здоровой, чистой и сильной. Быть настоящим человеком — это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, осталось что-то хорошее от тебя, от труда твоей души. Человеческая любовь — это не бездеятельное идиллическое наслаждение и приспособление к человеку. Любовь к человеку — это борьба за нравственный идеал.

Но в любви к людям — этом нашем неисчерпаемом богатстве — есть и другие духовные начала. Мы любим людей потому, что находим в человеческой любви радости для самих себя, свое гражданское счастье. В любви к людям каждый из нас утверждает себя как сына своего народа. Самое понятие «народ» живет лишь постольку, поскольку есть любовь к людям, поскольку каждый из нас отдает частицу себя для всеобщего блага.

Если ты сумел открыть все эти духовные начала любви — ты нашел подлинное счастье жизни. Любовь — могучая воспитательница. Она делает человека чище, честнее, искреннее, требовательнее и строже в соблюдении нравственных устоев жизни. Последнее играет исключительно важную роль в твоем моральном становлении и развитии. (183 слова)

 

(По В. А. Сухомлинскому)

 

Задание. Дополните текст рассуждением о том, почему любовь к людям делает человека счастливым.

 

23. С чего начинается дружба?

Из опыта жизни люди знают, что подлинной основой дружбы является равенство. Дружба – это взаимная поддержка и взаимное уважение. Истинная дружба свободна от притворства и поддакивания. Настоящая дружба правдива и отважна.

Друг – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен научиться дружить. Начинать надо с самого себя. Вы должны посмотреть на себя, в себе самом найти ответ – готовы ли вы встретить друга. И не оттого ли, что не все умеют поговорить с самим собой, сетуют подчас: «Не могу найти друга». Или же шлют взволнованные письма в редакции: «Нет друзей», «Одиноко». Пишут, тревожась: почему же с ними не дружат?

Разговор с самим собой должен быть решительным и нелицеприятным. Интересен ли я самому себе? Не скучно ли мне с собой? Умею ли я с собой общаться? Ведь именно с тем, что собрано в человеке, выходит он к людям, только своими качествами человека он может заслужить дружбу.

Дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Иначе и быть не может: друзья живут, взаимодействуя друг с другом, и каждый стремится быть нужным другому. (173 слова)                                                                    

(По В. Д. Пекелису)

Задание. Продолжите текст рассуждением о том, как найти настоящего друга.

 

24. Как воспитывает книга?

Воспринимать книгу как набор жизненных рекомендаций, как рецепт – довольно распространенный читательский недуг. Особенно восприимчивы к нему в юности. Каждый из нас знает ребят, подражающих тому или иному литературному герою.

Но отраженный свет бесплоден. Воспитательное воздействие литературы заключается не в заимствовании. Если вам нравится литературный герой, то это вовсе не означает, что следует буквально копировать все его поступки.

Быть кем-то нельзя. Нужно уметь быть самим собою. Кстати, это гораздо труднее, чем подражать кому-то. Помочь человеку найти себя, стать личностью и призвана художественная литература...

Сюжетная проза обладает одним важным воспитательным качеством: она даёт возможность читателю учиться на ошибках литературных героев. Даже тех, которые в целом вызывают симпатию. Даже преимущественно на ошибках симпатичных героев. Их принимаешь ближе к сердцу...

Во время чтения мы перевоплощаемся в кого-то, живем его бедами и радостями, заботами и удачами, вместе с ним делаем важные жизненные открытия и выводы из них. А потом захлопываем книгу и возвращаемся к самим себе. Но пережитое во время чтения не забывается. Жизненный опыт героя книги остается внутри нас. Он помогает нам принимать решения в своей реальной, не книжной жизни. (177 слов)                                              

(По В. С. Краковскому)

Задание. Дополните текст рассуждением о вашем понимании роли книги в вашей жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...