Какие логопедические задачи решаются на уроках произношения и на индивидуальных логопедических занятиях.
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Дайте характеристику нарушений звукопроизношения у учащихся младших классов школы для детей с ТНР В I отделение принимаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи (алалией, заиканием, афазией, дизартрией, ринолалией и тяжелой дислалией, сопровождающейся дисграфией и дислексией). Наблюдаются грубые недостатки в произношении звуков и слоговой структуры даже двусложных слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит в процессе обучения к специфическим ошибкам. Все это ограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с опред. ситуацией. Вне этой ситуации она часто оказывается непонятной. Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Дислалия (от греч. dys — частица, означающая расстройство, и laliá — речь) — нарушение произношения звуков, обусловленное либо аномалиями в строении артикуляционного аппарата (механическая дислалия); либо недоразвитием фонематического восприятия, неблагоприятными условиями формирования речи, нарушением точных, дифференцированных движений артикуляционных органов (функциональная дислалия). Нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии звуков, их искаженном произнесении (фонетический дефект), их заменах и смешениях (фонематический или фонологический дефект). При дислалии нарушается прежде всего произношение артикуляторно сложных звуков, т. е. тех, которые позже других усваиваются в онтогенезе (свистящие, шипящие, [р], [р'], (л], [л']).
Исходя из количества дефектно произносимых звуков, принято выделять мономорфное (искажено произношение одного звука или звуков одной фонетической группы) и полиморфное нарушение звукопроизношения (страдает произношение звуков разных фонетических групп). Дизартрия (от греч. dys- + arthróō — издаю членораздельные звуки) — нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи вследствие органической недостаточности иннервации мышц речевого аппарата. Какие логопедические задачи решаются на уроках произношения и на индивидуальных логопедических занятиях. Воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи. Эта работа осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между которыми существует тесная связь. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения учащихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и грамоты. Одной из важных задач программы является овладение правильным произношением звуков речи. Последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляционной сложности. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата. В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения. Предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова, должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой. Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т. д.). программа (фронтальные занятия) имеет два раздела (кроме подготовительного класса), которые тесно связаны между собой: 1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия. 2. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Работа по этим двум направлениям на уроках произношения идет параллельно. Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все учащиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии. -В программе для подготовительного класса третьим разделом является раздел «Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова».
Обучение делится на три этапа. Одной из основных задач первого периода является развитие фонематического слуха. Надо научить детей вслушиваться в речь, различать и запоминать различные звуковые элементы. Одновременно начинается работа над развитием подвижности речевого аппарата, уточнением произношения имеющихся у детей звуков, постановкой отсутствующих. Проводятся упражнения на различение звуков от резко отличных до акустически и артикуляционно-близких. Ведется большая подготовка к анализу звукового состава слова. Второй этап обучения: в это время большое внимание уделяется дифференциации звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Продолжается работа, направленная на развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова. В целях подготовки учащихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы. В течение третьего этапа обучения продолжается обучение детей правильному произношению звуков, проводится работа по дифференциации звуков (твердых-мягких, свистящих-шипящих, звонких-глухих).
Одной из основных особенностей обучения в I классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв. Во II классе закрепляется правильное произношение всех звуков в словах и предложениях любой сложности (в соответствии с программами). Заканчивается работа над дифференциацией звуков (берется сразу несколько звуков, наиболее сложных для различения: [т] — [ч], [ч]—|[щ], мя — мья и т. д.). С III класса работа над произношением сводится к коррекции недостатков речи на индивидуальных занятиях. Основная задача индивидуальных логопедических занятий в подготовительном — III классах — работа над звуковой сторонок речи, т. е. комплекс подготовительных упражнений, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия. В подготовительном и I классах на индивидуальных занятиях: прежде всего, следует развивать моторику артикуляционного аппарата. Во II классе индивидуальные занятия используются, в отличие от подготовительного — I классов, большей частью для закрепления навыков правильного произношения у школьников с выраженными дефектами артикуляционного аппарата и для интенсивной постановки звуков у вновь поступивших учащихся. Выделяются: также следующие задачи: преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и ритмической структуры речи; устранение индивидуальных отклонений в письменной чтении. Начиная с III класса речевой материал на всех уроках значительно усложняется. В III—V классах основными направлениями индивидуальной работы могут быть: 1. Закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов, словосочетаний и связных текстов, так как для всех учащихся, как имеющих моторную недостаточность, так и не имеющих нарушений функции артикуляционного аппарата, характерна нечеткая артикуляция в речевом потоке. Дальнейшее развитие фонематического восприятия, работа над выразительностью, речи, над дикцией, словесным логическим ударением.
2. Постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей, имеющих нарушения в строении артикуляционного аппарата: развитие подвижности артикуляционного аппарата; отработка четкого произнесения гласных звуков, постоянная тренировка отработанных согласных звуков в различных сочетаниях; систематическая коррекция дефектных звуков и работа над внятностью речи; упражнения, устраняющие назальный (носовой) оттенок речи. 3. Преодоление недостатков речи и письма. При работе над устранением дисграфии можно придерживаться следующих этапов: уточнение артикуляции звуков, смешиваемых в письме; дифференциация смешиваемых звуков после отработки их отчетливого произнесения; закрепление соответствующих графем; дифференциация смешиваемых букв (в письменной форме); упражнения в письме и чтении слов и предложений, включающих отработанные звуки. 4. Преодоление аграмматизма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|