Разработайте систему упражнений по изучению следующих тем: твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные
Дифференциация согласных по твердости — мягкости требует особого внимания, так как при всей важности этого различения оно не нашло прямого отражения в буквенном составе русского алфавита. Твердые и мягкие согласные попарно имеют одну общую букву. Твердость и мягкость согласного выражается не в букве согласного, а в букве следующего гласного и в наличии или отсутствии мягкого знака. Поэтому, первоначально мы учим различать на слух твердые и мягкие согласные, а затем на письме нужно научить детей различать гласные буквы а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е, ь- пробел. Система коррекционной работы по дифференциации твердых и мягких согласных включает в себя следующие элементы: артикуляторно акустические дифференцировки, работа со слоговыми таблицами, слоговые диктанты, слоговой и звукобуквенный анализ слов, работу над составом слова, работу над словами со сходным звучанием и написанием, работу над предложением и текстом. Предлагаю вашему вниманию приемы коррекционно-логопедической работы по данной теме, на примере дифференциации согласных «с-сь». Первый элемент коррекции — это развитие у школьников артикуляторно акустических дифференцировок. Начинается он с изучения изолированных звуков, при котором учащиеся должны «увидеть» характерные особенности звука при его произношении. На этом этапе я использую разработанное мною пособие «Звукобуквенный домик». Приступая к изучению звука важно, чтобы ребенок этот звук произносил правильно. В моем пособии подготовка органов артикуляции представлена в основании «звукобуквенного домика» картинками — карточками артикуляционной гимнастики. Упражнение «заборчик» — картинкой самого заборчика и картинкой, изображающей девочку, выполняющую это упражнение. Упражнение «киска сердится» — картинкой самой киски, выгибающей спинку, и картинкой мальчика, выполняющего это упражнение.
Дальше учащиеся сопоставляют изучаемый звук с неречевыми звуками. Звук «с» — звук работающего насоса, звук «сь» — звук работающей карусели. При произношении звуков «с, сь» губы улыбаются, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами выполняет упражнение «киска сердится». Более точное положение языка помогает выяснить речевой профиль. Звуки «с, сь» глухие, что обозначает зачеркнутый колокольчик. Воздушная струя, выходящая из-за рта при произношении этих звуков холодная. Обозначаем это снежинкой. Следовательно, звук «с» согласный, твердый и глухой. Обозначим его, синим квадратиком (в моем пособии — это мальчик в синем костюме). Звук «сь» — согласный, мягкий, глухой и это девочка в зеленом платье. На письме и при чтении звуки «с, сь» обозначаем одной буквой С. Следующий этап коррекции — работа на уровне слога. Эту работу мы начинаем со слогопроизносительных дифференцировок, продолжаем при чтении таблиц. са ся са ся со сё со сё су сю су сю сы си сы си сэ се сэ се Например: зеленой птичкой, обозначим слоги с мягкими согласными, а синей птичкой, слоги с твердыми согласными. Предлагаем учащимся прочитать слоги с мягкими согласными из первой строки таблицы: ся, ся. Буква Я, указывает на то, что перед ней стоит мягкий согласный. Затем читаем слоги с твердыми согласными: са, са. Буква А, указывает на то, что перед ней стоит твердый согласный. Другой вариант игры при чтении слогов по вертикали. Предлагаем школьникам задание: найдите столбики с мягкими согласными (2, 4), прочитайте слоги 2 столбика; гласные буквы я, ё, е, ю, и, указывают на то, что перед ними стоит мягкий согласный «сь». Аналогично работаем со столбцами с твердыми согласными.
Игры на развитие внимания и пространственных представлений, представлены игрой «Собери птичьи следы». Учитель перемещает следы по таблице 4 раза: су-ксу-су-су, а учащиеся по памяти называют слоги. су ксю сю сю ксу су ксю су ксу сю ксю ксу Игра «Будь внимателен!» — ведущий диктует команды, а учащиеся читают нужные слоги. Найдите в первой строчке слог — су, 1 кл. вправо — ксю, 2 кл. вниз — су, 1 кл. влево — ксю, 1 кл. вниз — сю, 2 кл. вправо — ксу. Работу по дифференциации твердых и мягких согласных в слогах продолжаем на письме. Игра «Выбери нужную букву». Учащиеся должны дописать слоги, вставляя гласные буквы. В левый столбик с твердым согласным «с», а в правый столбик с мягким согласным «сь». В этом задании можно использовать игру «Наоборот»: сы-си, сэ-се и т.д.. Следующий этап коррекции — это слоговой и звукобуквенный анализ слова. Например: игра «Где слышится звук в слове?» (в начале, середине, конце слова). В слове «сова» звук «с» в начале слова, обозначаем его синим квадратиком. В слове «лист» звук «с» слышится в середине слова, обозначаем его нужным квадратиком. Также определятся место звуков «с-сь» в других словах. Игра «Вставь пропущенную букву» — подбирая родственные слова, учащиеся вставляют пропущенную гласную и объясняют, на что указывает эта гласная. В семействе лис, мама — лиса. Буквой А мы обозначим твердость звука «с». В слове «лисица», мягкость звука «сь», обозначаем буквой Ии т. д. Игра «Заполни таблицы» или «Кроссворды». В таблицах заданы слоги со и сё, используя лексическое значение, нужно разгадать слова. Например: маленький лес — лесок, часть чего-либо — кусок и т. д. Хочется отметить, что этот вид заданий очень нравится учащимся. Игра «Составь слово». Предлагаем детям вставить пропущенные слоги са, ся в слова: оса, роса и т.д.. Следующий этап коррекции — это работа над предложением и текстом. Игра «Произнеси, выделяя звуки «с, сь», и запиши по памяти предложения» (объясни, как ты обозначил мягкость — твердость согласных «с, сь»). Игра «Дополни предложения». Учащиеся должны заменить картинку словом: Сеня вез сено на санях. Гуся схватила лиса. В лесу осины и сосны. Подчеркивая букву С синей или зеленой линией, объяснить выбор следующей гласной буквы.
Игра «Вставь нужное слово». Работа начинается с изучения слов: выяснения их звукобуквенного состава и значения, а затем слова вставляются в предложения. Так, выяснив значение и звукобуквенный состав слов: коси, косы; учащиеся вставляют их в предложения. Так же работаем с другими парами слов и предложений. Следующий этап коррекционной работы — работа на уровне текста. Учащиеся переписывают текст, вставляя пропущенные гласные буквы, и объясняют, на что указывают эти гласные. В слове василек — мягкость согласного обозначаем гласной «И», и т.д.. Так разбирается весь текст. Таким образом, работа по дифференциации твердых и мягких согласных ведется со всеми компонентами речевой системы.
Система упражнений в процессе изучения парных звонких и глухих согласных в корне слов Система упражнений состоит из 4-х разделов Развитие навыков грамотного письма у школьников - одна из трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначена как важнейшая программная установка. Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников недостаточно использовать материал учебника. Поэтому нами были разработаны специальные упражнения, направленные на развитие умения обнаруживать и распознавать орфограммы. В каждом разделе упражнения располагаются в определённой последовательности с учётом возрастающей сложности и самостоятельности учащихся. Задания составлены с учётом психологических аспектов формирования орфографической зоркости младших школьников. В упражнения вошёл разнообразный языковой материал: загадки, пословицы и поговорки, стихи, отрывки из произведений художественной, научно-популярной литературы, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческие способности, интерес к русскому языку, воспитывают любовь к Родине, к природе. /. Подготовительно-ознакомительный раздел: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске (или на карточках) с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании слов, объяснение орфограмм. Упражнения этого раздела развивают фонематический слух, позволяют более тонко и точно воспринимать речь.
//. Тренировочный раздел: учащимся предлагаются тексты, в которых встречаются слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию слов с изученными орфограммами. ///. Закрепительный раздел: сюда вошли упражнения без выделения орфограмм, которые посвящены формированию умения выделять и распознавать орфограммы. IV. Контрольно-диагностический раздел: включает упражнения, направленные на развитие умений самоконтроля и самооценки. /. Подготовительно-ознакомительный раздел Упражнение 1. Прочитайте слова и словосочетания. Правильно произнесите слова с оглушёнными согласными в середине слова и в конце слова. Устно подберите проверочные слова так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук. Клуб, гриб, улыбка, народ, город, сад, обед, загадка, вперед, лодка, мороз, сказка, нож, рожь, кружка, подружка, друг, снег, лев, рукав, травка, автобус. Сток воды, стог сена; плод апельсина, на реке плот; зеленый лук, цветочный луг; средний род, красивый рот. Упражнение 2. Прочитайте слова и словосочетания. Установите разницу в произношении и написании. Объясните орфограммы, подберите проверочные слова. Морковь, год, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, сапог, рассказ. Красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов. Рыбка, лапка, ложка, блузка, грядка, походка, лошадка, крошка, ножка, повязка, указка, загадка, палатка, лепешка, стружка. Жидкая кашка, резкий ветер, редкий лес, сладкий пирог, гладкая дорожка, мягкий хлеб. Скользкий лёд, узкий пояс, легкие сапожки, робкие ребятишки, близкий друг, низкая коляска, крепкие орешки. Упражнение 3. Сколько раз?... Сколько раз встречается звук [т]? Документ подписан директором. Сколько раз встречается звук [г]? На вокзале его встретил друг. Посчитайте количество звуков [п]? На поляне стоял дуб в два обхвата. //. Тренировочный раздел Упражнение 1. Поднимайте сигнальные карточки с нужным парным согласным. Ено. - красавиц смотрит вни., Там потянулась сла.коры.ь, Плывёт могучий бегемо., Медве.ь над нерпою ревет, И белый голу.ь там летает, Всех отдохнуть нас приглашает. Упражнение 2. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Ловок — ло. кий. Скользок - сколь. кий.
Гибок - ги. кий. Резок - ре.кий. Гладок - гла, кий. Робок - ро. кий. Сладок - сла. кий. Лёгок - ле. кий. Близок - бли. кий. Крепок - кре. кий. Упражнение 3. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Получить бага., выйти на бере., найти кла., отправиться в похо., букет ро., ветки бере., автор кни., запах тра., проливной дож. ь, вкусный обе., широкий пру.. Упражнение 4. Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Сне. укутал деревья. Ду. в мохнатой ша. ке. На ветках бере. белый шар.. Молодая ёлочка спряталась в сугро.. Не страшен деревьям холо. и моро.. Упражнение 5. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы на месте пропусков. Зага. ка. Вот иголки и була.ки Выползают из-под ла.ки. На меня они гл.дят, Молока они х.тят. (К.Чуковский) Упражнение 6. Выборочное списывание. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков. Выпиши слова с парными согласными в корне слова. Наш. порося. ки Выросли на гря.ке, К солнышку боч? ком, Хвостики крюч? ком. Эти порося.ки Играют с нами в пря.ки. (Г.Сапгир) Упражнение 7. Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы: 1. ло. ка, игру. ка, к. ту. ка, клю. ка; 2. д.ро. ка, кры. ка, варе ка, но. ка; 3. л.ша. ка, лю. ской, л, па.ка, зага, ка; 4. мину. ка, моне. ка, гря. ка конфе. ка; 5. оши. ка, ру, ка, тру. ка, ла.ка. Какое слово является лишним во всём упражнении? Упражнение 8. Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы. 1. ду.ок, ду. ки, ду.; 2. зу.ки, зу., зу. ок; 3. коло., коло. ки, коло. ок.; 4. сторо., сторо. ит, сторо. ка; 5. голу. ь, голубо., голу. ка. Образец: дуб, дубки - дубок. Ш.Закрепительный раздел. Упражнение 1. Прочитай пословицы и поговорки. 1. У наших ворот всегда хоровод. 2. Был бы покос, да пришёл мороз. 3. В мае дождь, будет рожь. 4. Сорвать прут — небольшой труд. 5. Добрая пословица не в бровь, а в глаз, 6. Книга — твой друг, без неё как без рук. Спиши. Подчеркни буквы парных звонких и глухих согласных на конце слова. Как надо проверять их написание? Упражнение 2. Прочитай, приготовься писать по памяти. Быть может, первый листопад Встречает этот клён. В свой самый праздничный наряд Переоделся он. (В.Берестов). Напиши. Проверь по тексту. Подчеркни буквы парных согласных на конце слова. Устно объясни их написание. Упражнение 3. Прочитай однокоренные слова. 1. Груз, грузило, погрузка, грузить. 2. Ловить, улов, ловушка, лов. 3. Садовник, сад, садовый. 4. Сенокос, косилка, косить, косьба. 5. Обиход, ходьба, поход, ходок. 6. Сторож, сторожить, сторожка, сторожевой Выпиши сначала те однокоренные слова, которые являются проверочными, а затем те, в которых надо проверить букву согласного в корне. Упражнение 4. Напишите слова в таком порядке: 1) слова, обозначающие предмет; 2) слова, обозначающие признак предмета; 3) слова, обозначающие действие предмета. 1) Готовить, подготовка, готовый, подготовительный, готовность, заготовка, наготовить. 2) Низкий, низина, низовье, понизить, занизить, унизительный. Подчеркни букву согласного в корне, которую нужно проверить. Упражнение 5. Прочитай. Возле грядки - две лопатки, Возле кадки - два ведра. После утренней зарядки Мы работаем на грядке- И посадки все в порядке, Их теперь полить пора. (Е.Благинина) Выпиши слова с парными звонкими и глухими согласными в середине слова, подбирая к ним проверочные. Сколько проверочных слов можно подобрать к каждому слову? Упражнение 6. Прочитай слова. Спиши только те слова, в которых согласную надо проверять. 1. Островки, островок, островком. 2. Пирожки, пирожок, пирожком. 3. Дружки, дружок, дружком. 4. Холодок, холодком, в холодке, 5. Медок, медком. 6. Покрышка, покрышкой, покрышек. Упражнение 7. Прочитай. Буквы — значки, как бойцы на парад, В стройном порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все - алфавит. (С.Маршак). Выпиши только то предложение, в котором парный по глухости-звонкости согласный стоит в середине слова. В каких еще словах этого предложения надо проверить букву согласного. Упражнение 8. Спиши, заменяя слова, которые обозначают действие предмета однокоренными. Образец: Прокладывать пути — прокладка путей. Плавить металл -... Переписать бумаги Посадить лес -... Отправить письма Заготовить сено -... Поливать огород Рубить дрова -... Доставить мебель Смазать колеса -... Погрузить багаж Какое из однокоренных слов является проверочным? IV. Контрольно-диагностический раздел. Упражнение I. Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные на доске слова (время предъявления записи 15-20 секунд, после чего запись закрывается): Робкий, ловкий, дерзкий; Селедка, сливки, рожки; Пятка, ножка, головка. Выполните следующие задания: 1. напишите слова, которые начинались на букву С; 2. напишите слова с парным согласным Ж в середине; 3. напишите слова с парным согласным Вв середине; 4. напишите слово с парным согласным Т в середине; 5. напишите два оставшихся прилагательных. Упражнение 2. Прочитай. Кто как питается. Муравьед питается муравьями. У него узкая морда и длинный липкий язык. У колибри длинный клюв. Им она собирает нектар с цветка. Медведь может повалить лося, лошадь. Но может питаться и корешками трав. Любит мишка полакомится медком, рыбкой, ягодкой. Длинной гибкой шеей достает жираф зеленые побеги деревьев. Продиктуй первую часть товарищу по парте, а вторую часть напиши под его диктовку. Проверь по тексту. Обозначь графически орфограмму парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Упражнение 3. Выборочный диктант. Букварь, пенал, тетрадки - держи ты их в порядке (Ю.Коринец). Сын на ножки поднялся, в дно головкой упёрся (А.С.Пушкин). Гриб растёт среди дорожки - голова на тонкой ножке (С.Маршак). Мягкие лапки - на лапках царапки (Загадка). Выгляни в окошко, дам тебе горошку (Из народной сказки). На грядках низко растёт редиска. Кошке игрушки, а мышке слёзки (Пословица). Стал дед репку из земли тянуть (Из народной сказки). Упражнение 4. Зрительный диктант. Загадки. 1. Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко. 2. Бегут по дорожке доски, да ножки. 3. Лежит на грядке круглый, зелёный, гладкий, внутри красный, на вкус сладкий. Упражнение 5. Объяснительный диктант. Помоги друзьям. Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют зерна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям. Упражнение 6. Предупредительный диктант. Пруд Хорош пруд около нашего села. К пруду ведёт узкая дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда растут березки и дубки. Вода в пруду прозрачная и гладкая. Мы часто катаемся на лодке. В тихой воде мелькают рыбки. Упражнение 6. Списывание Байкал Скорый поезд подъезжал к Байкалу. Было раннее летнее утро. Дороге тянулась между сопок. Вдруг внизу показалась синяя гладь воды. Картина открылась прекрасная. Высокие горы окружали озеро. Оно словно налито в чашу из камня. Склоны гор покрывали хвойные леса. Широкие речки и мелкие речушки стекали с гор и наполняли чашу. Синее небо гляделось в воду. Далеко от берега качались лёгкие лодки. Рыбаки вышли на утренний лов рыбы. Обозначь графически орфограмму – парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Упражнение 7. Творческий диктант. Составь с данными словами и запиши рассказ из 4-5 предложений. Старушка Мальчик, девочка, по дорожке, скользко, старушка, упала, мальчик, помог, встать. Упражнение 8. Свободный диктант. Зимние забавы Стоял ясный зимний денёк. Лёгкий снег тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребятишки. Снег был липкий. Мальчики стали крепость строить и в снежки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо глаз - льдинки. Вместо носа - морковка. Рот и брови угольком нарисованы. На головку надели шапку. Красиваяснегурушка вышла. Упражнение 9. Творческий диктант. Дописать предложения словами противоположного значения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|