Какова взаимосвязь фонетики, грамматики и правописания с развитием речи.
Изучение начального курса грамматики имеет задачей закрепление практически усвоенных учащимися грамматических закономерностей на уроках развития речи и первоначальное ознакомление с составом и строем русской речи. Занятия по развитию речи и произношению предшествуют усвоению детьми определенных грамматических формулировок, определений, правил. Лишь, после того как ученики практически усвоят ту или иную речевую форму и те отношения, которые посредством ее выражаются, можно перейти к соответствующим выводам и обобщениям. Основными разделами курса грамматики и правописания для каждого класса являются: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». 1) Звуки и буквы: Важнейшее программное требование по этому разделу для I, II, III, IV и V классов заключается в том, чтобы выработать у детей умение различать звуки на слух и в произношении и обозначать их на письме, считаясь, при этом с закономерностями русской графики. Программные требования предусматривают развитие фонематического восприятия у детей, умения четко и правильно произносить звуки речи, знакомство с фонетическим составом слова, усвоение различия между гласными и согласными, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими, ударными и безударными гласными. В III—V классах умения и навыки по этому разделу получают дальнейшее развитие. Совершенствуется звуко-буквенный анализ, усиливается внимание к развитию фонематического восприятия учащихся. Эта работа должна быть направлена, прежде всего, на овладение учащимися приемами безошибочного списывания, письма под диктовку, проверки написанного, повышения уровня грамотности. Важнейшее программное требование по этому разделу не только для I класса, но и для II—V классов заключается в том, что дети должны уметь различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами русской орфографии.
Уже в конце подготовительного и начале I класса дети знакомятся с тем характерным фактом правописания в русском языке, что между письмом и произношением часто не бывает соответствия. В связи с этим особое значение приобретают упражнения по развитию умений соотносить гласные буквы в ударных и безударных слогах форм одного и того же слова, сопоставлять произношение и написание слов в целом (вода — воды, лес — в лесу). 2) Слово: учащиеся должны усвоить, что каждое слово обозначает тот или иной предмет или явление действительности, оно имеет определенное значение. Грамматическое значение слова выявляется в процессе изучения состава его и выделения в нем значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также при овладении общим понятием о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе и др.). Переход к изучению темы «Состав слова» дает возможность познакомить учащихся с морфологическим анализом, что очень важно для общего языкового развития и овладения грамотным письмом. Подготовительная работа осущ-ся на уроках развития речи, ее цель — уточнить и обогатить словарный запас детей, научить их пользоваться различными формами словоизменения (склонением и спряжением) и использовать разные способы словообразования, должно придаваться большое значение словарной работе. Усложняется языковой материал: даются слова с более сложной морфологической структурой (с приставками, суффиксами), относящиеся к разным частям речи (особенно" глаголы). В процессе работы над составом слова учащиеся усваивают правописание безударных гласных в корне слова. Следует проводить большую пропедевтическую словарно-орфографическую работу на уроках произношения, развития речи и грамоты.
3) Предложение: школьники I—V классов узнают о предложении, его основных видах по значению и интонации, главных и второстепенных членах предложения, связи между словами, однородных членах предложения. На основе знаний у детей формируются орфографические, речевые, пунктуационные навыки и умения в области языкового анализа: фонетического, морфологического, орфографического и синтаксического. Они должны научиться выделять предложения из речи, печатного текста, уметь выделять в предложении слова по вопросам о ком? о чем говорится? что говорится?, уметь распространять предложения по вопросам что? у кого? кому? чем? с чем? о ком? о чем? какой? какие? как?, уметь закончить предложение и т. д. 4) Связная речь: Основная работа по формированию связной речи проводится на специальных уроках развития речи в соответствии с программой по данному предмету. Одно из главных направлений работы в начальных классах — развитие речи учащихся. При обучении связной речи у младших школьников обогащается содержательная сторона высказывания и формируется умение в построении связного текста. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков произношения, обучения грамоте и проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания. На всех ступенях начального изучения русского языка большое внимание уделяется звуку, его правильному произношению, графическому образу и зрительному восприятию написанного слова и его частей, интонации, паузам и т. д.Среди речевых упражнений - словарные, синтаксические и композиционные (анализ и составление рассказов простейшего типа) упражнения. Вводится понятие текста. Упражнения в связной речи проводятся на уроках чтения и частично на уроках грамматики и правописания, т. е. в процессе изучения всего программного материала. Задачей обучения письму является развитие мелкой мускулатуры рук, пространственных представлений и глазомера учащихся, совершенствование графических навыков (отработка начертаний букв, четкого, плавного письма слов, предложений, текстов). 4.2.1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|