Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как распределяется материал раздела Звуки и буквы по классам в начальных классах школы для детей с ТНР




 

В программе предусмотрено постепенное усложнение речевого материала.

Практическое усвоение правил грамматики и правописания связывается с процессом обучения грамоте в связи с изучением звуков и букв. Учащиеся получают фонетическое и графическое представление о звуках и буквах, учатся различать и называть гласные и согласные звуки, выделять их в словах и правильно обозначать: знакомятся с правилом переноса слов, с обозначением мягкости на письме, с правилом правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Кроме того, они овладевают программным материалом разделов «Слово» и «Предложение».

К концу обучения грамоте ученики должны овладеть сознательным правильным плавным слоговым чтением, понимать читаемое, соблюдать правильную интонацию. На начальном этапе обучения грамоте урок может быть сметанным (чтение и письмо). По мере усвоения детьми большего количества букв появляется возможность проводить отдельно уроки чтения и уроки письма.

По окончании чтения «Букваря» приступают к чтению текстов из «Родной речи».

В I классе второго года обучения на повторение 20 звуков и букв выделено 10 часов, поэтому целесообразнее соединить повторяемые звуки и буквы в группы, указанные в программе.

 

Основными разделами курса грамматики и правописания для каждого класса являются: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

Звуки и буквы.

Важнейшее программное требование по этому разделу не только для I, но и для II, III, IV и V классов заключается в том, чтобы выработать у детей умение различать звуки «а слух и в произношении и обозначать их на письме, считаясь, при этом с условностями русской графики.

Основные навыки и умения по этому разделу учащиеся приобретают в подготовительном и I классах на уроках произношения и грамоты.

Программные требования предусматривают развитие фонематического восприятия у детей, умения четко и правильно произносить звуки речи, знакомство с фонетическим составом слова, усвоение различия между гласными и согласными, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими, ударными и безударными гласными.

При этом отмечается необходимость сравнения и различения звуков, выделенных из слова, по их акустическим и артикуляционным свойствам.

В III—V классах умения и навыки по этому разделу получают дальнейшее развитие. Совершенствуется звуко-буквенный анализ, усиливается внимание к развитию фонематического восприятия учащихся. Эта работа должна быть направлена, прежде всего на овладение учащимися приемами безошибочного списывания, письма под диктовку, проверки написанного, повышения уровня грамотности.

Важнейшее программное требование по этому разделу не только для I класса, но и для II—V классов заключается в том, что дети должны уметь различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами русской орфографии.

Уже в конце подготовительного и начале I класса дети знакомятся с тем характерным фактом правописания в русском языке, что между письмом и произношением часто не бывает соответствия. Они узнают о различии в произношении и написании звуков и букв в словах, учатся различать ударные и безударные гласные и др. Именно на этом этапе учащиеся осознают, что под ударением гласные звуки пишутся так же, как и слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке.

В связи с этим особое значение приобретают упражнения по развитию умений соотносить гласные буквы в ударных и безударных слогах форм одного и того же слова, сопоставлять произношение и написание слов в целом (вода — воды,, лес — в лесу). Подобного рода упражнения проводятся в ходе изучения курса русского языка в III—V классах в целях формирования более прочных навыков правописания. Для анализа берутся не только формы одного слова, но и родственные слова типа водяной, вода — водный; лес — лесник.

 

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Обучение чтению и письму (136ч)

(I вариант)

Букварный период Звуки и буквы (92 ч)

Повторение звуков и букв, изученных в подготовительном классе: а, о, у, ы; м, х, п, в; с, к, т; и, ы; з, д, б; л; ш; ж; р; с (10 ч).

Четкое и правильное произнесение всех сохранных и вновь поставленных звуков и различение их на слух. Выделение звуков из состава слова и установление их последовательности в слове.

Составление из букв разрезной азбуки и чтение односложных и двусложных слов, включающих открытые и закрытые слоги (сом, парк, лиса, окно). Усвоение слов, состоящих из трех слогов (панама). Звуки гласные и согласные и их различение. Деление слова на слоги и усвоение слогообразующей роли гласных. Закрепление правила переноса слов указанных слоговых структур.

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости изученных твердых согласных посредством буквы и. Закрепление значения и как слова, служащего для связи слов (Миша и Маша) - (10 ч).

Звук [г] и буква г. Дифференциация [г] — [г']. Дифференциация звуков [э] — [е], [с] — [ш], [з] — [ж], [р] — [л] и букв э— е, с— ш, з— ж, р— л. Гласные после шипящих (жи, ши) - (13 ч). Звук [ф] и буква ф (2 ч).

Звонкие и глухие согласные - (14 ч).

Дифференциация звонких и глухих согласных. Умение проверять звонкие и глухие согласные, при письме в конце слова (гриб — грибы, глаз — глаза, столб — столбы). -

Буквы я, ю, ё - (18 ч). Употребление букв я, ю, ё в начале слова и после гласного. Твердые и мягкие согласные, их различение (мо — мё, му— мю). Обозначение мягких согласных буквами- и, е, ё, я, ю.

Мягкий знак (ь) - (3 ч). Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слов. Различение на слух твердых и мягких согласных, стоящих в конце слова, ознакомление учащихся с употреблением мягкого знака. Мягкий знак (ь) между двумя согласными (коньки, пальто). Деление на слоги слов с (ь) в середине, перенос слов с (ь).

Звук [ч] и буква ч. Дифференциация звуков [ч] — [т'], [ч] — [с'] и букв ч—т, ч—с - (8 ч). Правописание ча, чу; чк, чн.

Буква й. Сопоставление и различение и и й. Правописание слов с буквой й и правила переноса этой буквы - (4ч).

Разделительные ь и ъ - (2 ч).

Звук [ц] и буква ц. Дифференциация звуков [ц] — [с], [ц] — [с'], {ц] —[т1], [ц] —[ч] и букв ц—с, ц—т, ц—ч - (10 ч).

Звук [щ] и буква щ. Дифференциация звуков [щ]— [с'], [щ] — [ч], [щ] —[ш] и букв щ—с, щ—ч, щ—ш. Правописание ща, щу - (8 ч).

Формирование умения звукобуквенного анализа слов, состоящих из четырех-пяти слогов (перемена, карандаши, октябрята), слов со стечением согласных (парк, книга).

Ударение. Умение распознавать ударение в двух- четырехсложных словах. Умение находить ударные и безударные слоги.

 

Обучение чтению и письму (125 ч)

(II вариант) Звуки и буквы (101 ч)

Звуки [а], [у], [м], [х], [о], [с], [п], [к], [в], [т], [н], [ы], [э] и буквы а, у, м, х, о, с, п, к, в, т, н, ы, э - (13 ч).

Звуки [з], [л] и буквы з, л - (6 ч).

Четкое и правильное произнесение всех сохранных и вновь поставленных звуков и различение их на слух. Выделение звуков из состава слова и установление их последовательности в слове.

Составление из букв разрезной азбуки и чтение односложных и двухсложных слов, включающих открытые и закрытые слоги (сом, парк, лиса, окно). Усвоение слов, состоящих из трех слогов (панама). Звуки гласные и согласные и их различение. Деление слова на слоги и усвоение слогообразующей роли гласных. Закрепление правил переноса слов указанных слоговых структур.

Звук [и] буква и в начале слова и для обозначения мягкости на письме. Значение и как слова, служащего для связи слов (Миша и Маша) - (Зч).

Твердые и мягкие согласные (ы—и) - (4ч).

Звуки [ш], [ж] и буквы ш, ж. Правописание жи, ши - (4 ч).

Звуки [р], [р'] и буква р. Дифференциация [р]—[р']. Дифференциация звуков [р] —[л] и букв р—л - (5 ч).

Буква е в начале слова и в положении после согласного - (4 ч).

Дифференциация звуков [с]—[ш], [з] — [ж] и букв с—ш,

Звуки [б]-[б'], [д]-[д'], [г]-[г1] и буквы б, д, г - (9 ч)..

Дифференциация букв э—е - (1ч).

Звук [ф] и буква ф - (2 ч).

Звонкие и глухие согласные - (10 ч). Дифференциация звонких и глухих согласных. Умение проверять звонкие и глухие согласные при письме в конце слова (гриб — грибы, глаз — глаза).

Буквы я, ю, ё - (12 ч). Употребление букв я, ю, ё в начале слова и после гласного. Твердые и мягкие согласные, их различение (мо—мё, му—мю). Обозначение мягких согласных буквами и, е, ё, я, ю.

Мягкий знак (ь) - (2 ч). Мягкий знак для обозначения мягкости в конце слова. Различение'на слух твердых и мягких согласных, стоящих в конце слова, ознакомление учащихся с употреблением мягкого знака. Мягкий знак между двумя согласными (конь, пальто). Деление на слоги слов с (ь) в середине слова, перенос слов с (ь).

Звук [ч] и буква ч. Дифференциация звуков [ч] — [т'], [ч] —[с'], и букв ч—т, ч-с - (10 ч).

Правописание ча, чу; чн, чк - (6 ч).

Звук [J] и буква й. Сопоставление и различение и и й. Правописание слов с буквой й и правило переноса с этой буквой - (4ч).

Разделительные ь и ъ - (4 ч).

Звук [ц] и буква ц. Дифференциация звуков [ц]—[с], [ц] — [с'], [ц] - [т'], [ц] —[ч] и букв ц—с, ц—т, ц—ч - (10 ч).,

Звук [щ] и буква щ. Дифференциация звуков [щ] — [с'], [щ] —[ч], [щ] —[ш] и букв щ—с, щ—ч, щ—ш. Правописание ща, щу - (8ч).

Формирование умения звуко-буквенного анализа слов, состоящих из четырех-пяти слогов (перемена, карандаши, октябрята), слов со стечением согласных (парк, книга):

Ударение. Умение распознавать ударение в двух- четырехсложных словах. Умение находить ударные и безударные слоги.

 

Учащиеся должны уметь:

- правильно произносить все звуки в словах несложной слоговой структуры (состоящих, из сочетания прямых слогов, прямых и обратных, закрытых и слогов со стечением 2—3 согласных, включающих 2—4 слога);.

- проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие;

- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;

- определять место ударения в слове;

- писать большую букву в именах, фамилиях, кличках животных.

Учащиеся должны знать:

- все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем).

 

2 класс.

ФОНЕТИКА, ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (102ч)

Звуки и буквы (22 ч)

Повторение пройденного в I классе.

Слоговой и звуко-буквенный анализ.

Гласные и согласные. Обозначение твердости и мягкости ей гласных буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком; мягкий знак между согласными и после л.

Слог, перенос слов, перенос с одной гласной и мягким знаком!

Гласные после шипящих (жи-ти, ча-ща, чу-щу). Правописание ЧК, ЧН.

Алфавит (повторение). Название букв (алфавитное). Упражнения, обучающие пользоваться словарем учебника.

Разделительный ь. Различение на слух раздельного произношения гласного и согласного звука.

Двойные согласные в простых словах.

Ударение; различение ударных и безударных слогов; правописание проверяемых безударных гласных в корне слова (в словах без приставок).

 

Учащиеся должны уметь:

- правильно и четко произносить и различать все звуки (сохранные и поставленные) в условиях усвоенной слоговой структуры, в предложениях, в связной речи;

- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;

- писать большую букву в именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных;

- писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;

- правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов (ряд, зуб), безударные гласные в сложных словах (реки, окно);

Учащиеся должны знать:

- названия букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков;

- гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, правила переноса слов.

 

3 класс.

ФОНЕТИКА, ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (136 ч)

Звуки и буквы (9 ч)

Четкое и правильное произношение всех гласных и согласных звуков. Согласные мягкие и твердые. Различение твердых и мягких согласных. Четкое и правильное произношение их в словах. Разделительный ъ перед е, ё, я, ю. Парные звонкие и глухие согласные. Умение различать их в словах. Дифференциация звонких и глухих согласных. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Алфавит. Значение алфавита. Упражнения, обучающие пользоваться словарем учебника (нахождение слов на определенную букву), распределять данные слова в алфавитном порядке (по первой букве).

 

4 класс.

ФОНЕТИКА, ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (136 ч)

Звуки и буквы (повторение изученного) (8ч)

Разделительный ь перед гласными е, и, я, ё, ю. Четкое и правильное произношение звонких и глухих согласных. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

 

Учащиеся должны уметь:

- производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять гласные и согласные, выделять ударные и безударные слоги, определять согласные: глухие и звонкие, твердые и мягкие; определять количество звуков и букв в словах типа весна, коньки; производить разбор слов (корень, приставка, суффикс, окончание).

 

5 класс.

ФОНЕТИКА, ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (170 ч)

Звуки и буквы (повторение изученного) (З ч)

Гласные после шипящих.

 

Учащиеся должны уметь:

- четко, слитно, с правильным ударением и правильным произношением звуков произносить слова различного звуко-слогового состава, соблюдать правила орфоэпии;

- разбирать по звуковому составу слово, определять гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие, определять и соотносить количество звуков и, букв в словах.

Учащиеся должны знать:

- алфавит.

4.3.2. Назовите и охарактеризуйте основные грамматические темы раздела "Звуки и буквы". Подберите к ним примеры из учебников.

Осн. грамматические темы раздела «Звуки и буквы» в 1-ом классе:

1. Звук на письме обозначается буквой. Буква имеет своё название.

Пример из учебника Рамзаевой (1 кл.):

«Прочитай загадку и отгадай.

Всегда на двух я берегах,

Повис я, стоя на ногах (мост).

Напиши отгадку.

Произнеси звуки в слове-отгадке.

Назови буквы.

Проверь, правильно ли ты называешь буквы».

2. В русском языке 6 основных гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. 10 букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я.

Пример из учебника Рамзаевой (1 кл.):

«Произнеси первые звуки в словах.

Назови буквы, которые обозначают эти звуки.

Проверь, правильно ли ты назвал буквы».

 

Из программы:

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделя­ется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, пони­мать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

Обучение грамоте

Обучение грамоте детей с общим недоразвитием 1—2-го уровня развития речи целесообразнее разделить на два периода:

I период — подготовительный, или добукварный (3 месяца);

II период — букварный (14 месяцев).

В добукварный период обучения грамоте учащиеся подготови­тельного класса практически усваивают звуковой и слоговой со­став слова на ограниченном речевом материале. Дети учатся произносить и различать звуки, а также выделять их из слова, затем упражняются в делении слова на слоги. И лишь после того как они приобретут прочные навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, переходят к выделению слов из состава предложения. На этом этапе формируются предпосылки к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты. В течение этого времени специальных уроков грамоты не выделяется, вся работа проводится на уроках произношения.

Значительное место в подготовительных упражнениях отводится развитию двигательных и зрительных навыков, которые подготовили бы глаза и руку к письму элементов букв, их правильному расположению в тетради. Программа предусматривает специальные упражнения по рисо­ванию, штриховке контурных рисунков, складыванию прямоуголь­ных фигур и печатных букв из палочек и т. д.

С декабря (начало букварного периода) дети подготовитель­ного класса на уроках обучения грамоте (чтения и письма) при­ступают к знакомству с некоторыми звуками и буквами, правиль­но произносимыми большинством учащихся. Исключение могут со­ставлять дети с тяжелой степенью дизартрии и ринолалией.

Порядок изучения звуков и букв указан в программе (от пра­вильно произносимых звуков к наиболее трудным по артикуляции, наконец, к мягким согласным, звонким согласным и аффрикатам). Он является иным, чем в массовой школе.

На этом этапе обучение грамоте продолжает быть неразрывно связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины.

Каждый звук изучается вначале на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от дру­гих звуков; затем на уроках обучения грамоте изучается соответ­ствующая буква. Опора на правильное произношение большин­ству учащихся нужна с целью предупреждения трудностей в раз­личении и выделении звуков речи и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.

С целью предупреждения специфических ошибок в письме уча­щихся, в частности ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков ([с] — [ш], [п] — [б], [ч] —[ц] и др.) идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждо­го из исходных звуков в отдельности.

При обучении грамоте особое внимание уделяется развитию звукового анализа и синтеза речи. В связи с этим большое значе­ние на всех этапах обучения грамоте приобретает работа с раз­резной азбукой, составление слов и предложений с помощью раз­личных приемов.

В программе предусмотрено постепенное усложнение речевого материала.

Практическое усвоение правил грамматики и правописания связывается с процессом обучения грамоте в связи с изучением звуков и букв. Учащиеся получают фонетическое и графическое представление о звуках и буквах, учатся различать и называть гласные и согласные звуки, выделять их в словах и правильно обозначать: знакомятся с правилом переноса слов, с обозначе­нием мягкости на письме, с правилом правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Обучение грамоте детей 2—3-го уровня разви­тия речи (I класс первого года обучения) целесообразно разде­лить на следующие два периода:

I период — подготовительный, или добукварный (2 месяца);

II период — букварный (7 месяцев — с ноября по май).

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синте-тическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется ра­ботой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связная речь.

Пример из учебника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...