Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назовите виды предложений с точки зрения цели высказывания. Дайте их характеристику.




По цели высказывания предложения делятся на:

1) повествовательные (декларативное) - (содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения); Дети учатся в школе;

Повествовательное утвердительное — содержит утверждение: Я выйду на улицу часов в одиннадцать.

Повествовательное отрицательное — содержит отрицание: Я не буду долго собираться.

 

2) вопросительные (содержат вопрос о чём-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передаётся особой вопросительной интонацией, на письме - вопросительным знаком; также вопрос передаётся вопросительными словами (кто? зачем?), вопросительными частицами (неужели, ли, разве) и порядком слов): Дети учатся в школе? Кто учится в школе?

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.

Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?

Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?

 

3) побудительные (выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; интонационно это значение передаётся побудительной интонацией, также побуждение передаётся глагольными формами, частицами, междометиями и т.д.): Дети, учитесь в школе.

Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).

4.5.2. Проследите усложнение структуры предложений из класса в класс в соответствии с программными требованиями.
(По Л. М. Зелениной)

1 класс.

Предложение, его смысловая и интонационная законченность. Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и интонации (восклицательные, невосклицательные). Оформление предложения в устной речи и на письме. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Прописная буква в начале предложения.

2 класс. Синтаксис.

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения. Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения. Понятие об обращении и способах его оформления на письме.
Обучающийся научится: Выделять в контексте звучащей речи отдельные предложения, наблюдать за предложениями в устной и письменной речи. Анализировать, устанавливать и высказываться, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого, сравнивать и различать на практике предложение и группу слов, не составляющую предложение. Наблюдать за словами в составе предложения и устанавливать: слова в предложении связаны по смыслу и по форме. Строить высказывания (формулировать вывод) по результатам наблюдений. Сравнивать группы слов и объяснять, какая группа слов составляет предложение, какая — не составляет. Наблюдать и устанавливать, как (какими) знаками препинания на письме передается различная интонация.

.3 класс. Синтаксис.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Формирование умения составлять схему предложения. Разбор простого предложения по членам предложения.
Обучающиеся научатся: находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос; находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение); задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

4 класс. Синтаксис и пунктуация

Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. Разбор простого предложения по членам предложения. Представления о сложном предложении (наблюдения). Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
4 класс. Выпускник научится:

определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение); определять однородные члены предложения; составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

4.5.3. Тема 5, вопрос 3.

Приведите примеры работы над составлением схемы семантической и синтаксической структуры предложения.

План разбора предложения.

Определи вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
Определи вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
Подчеркни грамматическую основу предложения – подлежащее и сказуемое (простое предложение; предложение осложнено однородными членами; сложное предложение).
Определи вид предложения по наличию в нём второстепенных членов (распространённое, нераспространённое) и подчеркни их.

Укажи, какой частью речи выражен каждый член предложения.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.
Подлежащее - главный член предложения, обозначающий предмет речи, то есть то, о чём или о ком говорится в данном предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и подчёркивается одной чертой.

Сказуемое – главный член предложения, обозначающий то, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? И ДР. и подчёркивается двумя чертами.
Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными.
Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? Определение подчёркивается волнистой линией. Чаще всего оно выражено именем прилагательным.
Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? и подчёркивается пунктирной линией.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель, способ действия предмета. Обстоятельство отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? И ДР. и подчёркивается пунктиром с точкой.

Примеры работы:

Во время изучения темы «Связь слов в предложении» проводится очень важная работа, помогающая детям понять структуру предложений - моделирование, или составление схем. Впервые с этим ребята сталкивались при работе с предложениями в 1 классе, но во 2 классе схемы усложняются, в них отражаются связи между главными и второстепенными членами предложения. Для отработки умения составлять схемы используем конверты с набором вопросов. Карточки – вопросы крепим магнитами на доске, а графические обозначения выполняем мелом (маркером). Можно выполнять эти упражнения, выкладывая карточки на парте или пленке. Предлагаю различные виды заданий:

Составь схему данного предложения;
Найди ошибку и выполни схему правильно; Запиши предложение соответствующее данной схеме; Устно составь предложение по данной схеме. Измени его так, чтобы в конце предложения нужно было поставить другой знак препинания; Соедини предложения с соответствующими им схемами; Дополни предложение словом, обозначающим признак предмета. Выполни схему этого предложения и т. п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...