общения в процессе создания услуг
В широко известной книге Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале «Бизнес в стиле Фанк» подчеркивается еще одна тенденция развития современного бизнеса — увеличение роли услуг. В эру Новой экономики «ценность представляет уже не металлический корпус или двигатель. Совсем наоборот, ценными оказываются как раз неосязаемые вещи. Приблизительно 70% стоимости нового автомобиля приходится на его нематериальную, интеллектуальную часть» (К. Нордстрем и Й. Риддерстрале, 2000, с. 25). В 1998 году более дв третей доходов компании Дженерал Электрик приходилось на дол финансовых и информационных услуг, а также услуг по послепро дажному обслуживанию. Такая компания как Эриксон, — это боле, чем на 50% услуги и интеллектуальный труд. В Хьюлетт Паккар и IВМ эта цифра приближается к 80-90% (К. Нордстрем и Й. Риддерстрале, 2000, с. 100). По-видимому, в будущем деловое взаимодействие все в большей мере будет становиться совместной деятельностью по созданию услуг и интеллектуальных продуктов. При этом услуги, как правило, все в большей степени будут не «оказываться», а создаваться в процессе взаимодействия производителя услуг и клиента. Деловое общение в значительной степени будет общением производителя и клиента в их совместной деятельности по созданию услуги.
Основные положения концепции услуг Положение 1. Услуги — это виды деятельности, которые производятся, доставляются и потребляются/используются в отчасти одновременном процессе, в котором клиент принимает участие (является сопроизводителем), выполняя определенные действия, влияющие на результат и качество.
Положение 2. Услуги, хотя не все и не всегда, производятся в ходе встречи между сотрудниками фирмы и их клиентами (часто с привлечением других ресурсов, таких как информационные технологии, физические/ технические ресурсы и рутинные операции). Участие клиентов и сотрудников фирмы, их роли и область ответственности различны для разных видов услуг. Их компетентность, заинтересованность и поведение имеют жизненное значение для суммарного качества. Положение 3. Услуги, хотя не все и не всегда, производятся во взаимодействии клиента с техническими устройствами (чаще всего информационными или телекоммуникационными технологиями), определенными рутинными операциями, процедурами и т. п. Клиент исполняет роль одинокого производителя. Его участие и область ответственности различны для разных видов услуг. Поэтому его компетентность, заинтересованность и поведение являются решающими для суммарного качества. Положение 4. Сервисные компании предлагают не услуги, а предпосылки для услуг. Положение 5. Услуги и товары предлагаются одновременно (суммарные продукты) и являются интегрированными суммарными предложениями. Различие между сервисными и производящими компаниями стремительно уменьшается. Все бизнесы могут рассматриваться как сервисные, хотя это не всегда кажется подходящим или имеющим смысл. Положение 6. Многие услуги и соответствующие процессы являются неясными. Они страдают от непрофессиональной коммуникации между сотрудниками и клиентами, следствием чего становятся постоянные проблемы с качеством. (По: Bo Edvardsson. Service Marketing and Management, 1999.) В российском сознании до 1985 года «продуктом» было то, что едят.
Для иностранцев название «продуктовый магазин» было странным и непонятным. Постепенно мы усвоили, что продукт — это все, что угодно: автомобиль, компьютер, программа тренинга, прическа, сделанная в парикмахерской и т. п. Однако не успели мы привыкнуть к тому, что все является продуктом, как нужно привыкать к тому, что все является услугой. «Теперь продавцы — это покупатели, а покупатели — это продавцы. Посмотрите на шведскую мебельную фирму Ikea. Компания сидит в центре паутины взаимоотношений. Они передали сборку мебели своим покупателям, которые хотят сэкономить доллар или пару сот долларов. Фактически, потребители теперь — это и поставщики. С другой стороны, Ikea отдала производство комплектующих благодарным поставщикам-производителям, которые также являются и их потребителями, поскольку получают доступ к технической информации и базам данных. Вывод: становится все труднее и труднее решить, кого же приглашать на новогоднюю вечеринку» (К. Нордстрем и Й. Риддерстрале, 2000, с. 122). Маркетологи с некоторой озабоченностью говорят о том, что наступает эра «экономики внимания». Информации бесконечно много, а потребность в информации ограничена часами бодрствования и объемом внимания (Browing, Ке155, 1998, р. 108). Скоро соревнование за «глазные яблоки» потенциальных покупателей станет настолько острым, что фирмам придется платить потенциальным клиентам за то, что они обратили внимание на их рекламу или заглянули на их сайт в Интернете. Таким образом, компаниям придется рассматривать внимание к своей рекламе, своему товару и т. п. как услугу со стороны потенциального покупателя. Представим себе этот процесс. Один участник взаимодействия делает предложение, а другой совершает услугу по восприятию этого предложения, принятию его к сведению, запоминанию, обдумыванию, взвешиванию, принятия решения и т. п. Если он решает воспользоваться этой услугой, то становится сопроизводителем услуги. Параллельно с этим он, в свою очередь, предлагает свои услуги кому-то другому. Он же тоже должен каким-то образом зарабатывать себе на жизнь. Теперь уже его потенциальный клиент оказывает ему «услугу внимания», и т.д. и т.п.
Со временем все окажутся вовлеченными в беспрерывный обмен предложениями услуг и услугами. Люди будут постоянно заняты предложением и созданием услуг. Если современный мир — это мир маркетинга, рекламы и продажи, то будущий мир будет, наверное, миром взаимно совершаемых услуг.
Уже сейчас считается, что 75-82% рабочего времени в странах развитой рыночной экономики тратится на маркетинг и услуги и лишь 18-25% — на производство товаров. В будущем на производство будет отводиться еще меньшая доля рабочего времени, а сектор услуг увеличится. Услуги вообще перестанут быть «сектором» и станут чуть ли не стилем всей жизни — можно надеяться, что только деловой. Хотя, с другой стороны — наша частная, личная жизнь — разве это не обмен услугами уже и теперь? Как выразилась одна из участников тренинга: «Взаимное обслуживание... Да это же Город будущего... Томас Мор... Кампанелла...» Посмотрим еще, какой это будет город будущего. Как утверждает С. Лурье, до революции Санкт-Петербург был городом прислуги. До 90% населения было в услужении у других, т. е. было занято производством услуг, если использовать современный термин. Наш город был скорее городом прислуги, а не фабричного пролетариата. В повести О. А. Шапир «Авдотьины дочки»[6] (Шапир О. А., 1988) психологически емко передано то отвращение, которое может испытывать прислуга к своим докучным обязанностям. «Суетливая работа, всегда наспех, по чужому приказу, всегда несколько дел зараз. Кажется, что угодно стала бы делать лучше, чем так мотаться взад и вперед! Раздражение, воспринятое в комнатах, доносится до кухни и обрушивается на первую попавшуюся голову. Аришу узнать нельзя с тех пор, как горничной служит: с матерью слова доброго не скажет. Нет, в прислугах чтобы спокойно жить, такой надо характер иметь... вроде как за человека себя не считать» (Шапир О. А, 1988, с. 73).
Многим преподавателям кажется дикой идея о том, что они оказывают образовательные услуги, т. е. фактически относятся к «сфере обслуживания». Если студент — это клиент, то он... — король?!
Образование — прекрасный пример того, как услуга действительно производится совместными усилиями преподавателя и студента. Все положения концепции Бо Эдвардсона адекватно описывают процесс создания этой услуги. Университет — производящая услугу компания. Студент — клиент. Несомненно, что компетентность, заинтересованность и поведение клиента являются решающими для суммарного качества! Однако нам придется перейти на совершенно иные «ментальные рельсы», чтобы согласиться тем, что услуга может быть содержанием и основным стилем нашей жизни. Служение — да, а услуга — вряд ли. «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» и т. д. Ну что ж, тем труднее будет психологам создавать и вести соответствующие тренинговые программы. Одно вселяет надежду: что с развитием технологий услуга все меньше будет чем-то прозаически однообразным и унизительно приземленным. Она станет скорее чем-то благородным, метафорическим. Взаимные услуги будут походить на обмен «психологическими подарками», в духе «экономики даров», утверждающей тяготение современного человека к получению чего-то большего, чем покупка, не обязательно материального, в дар, и к совершению таких даров. При этом свободный обмен дарами подразумевает взаимность, но не обязывает к ней (Horvach S., 2001; Maus M., 1990). «Принять что-либо от кого-то —означает принять часть его духовного существа, его души» (Maus M., 1990). 2.4. Тенденция четвертая: расслоение общества Рассмотренные тенденции касаются далеко не всего населения России. В России, как иногда говорят, существует три цивилизации: Москва, Санкт-Петербург и вся остальная Россия. Третья, самая многочисленная, российская цивилизация пока достаточно далека от проблем «прогуливающегося менеджмента», «виртуализации», «маркетинга внимания», «взаимного обслуживания» и т. п. Происходит новое расслоение общества, точнее, все большее отдаление тонкого слоя от всей его остальной части. Лишь условно можно назвать этот слой «верхним». Не менее условно можно назвать его «продвинутым». Для тех же, кто не входит в этот слой, это, может быть, слой «богатых». В действительности же это люди офиса, офисные жители — новый офисный класс. Чистая работа, хорошая одежда, благоустроенный офис, современная техническая оснащенность, а также сотрудничество с другими успешными российскими и международными компаниями, стажировки в западных фирмах, разнообразные формы обучения, в том числе и психологические тренинги, — это все больше и больше отдаляет этих людей от... народа.
Огромное количество людей в России не умеет работать на компьютере. Они вообще почти никогда ничего не пишут, не говоря уже о Переписке по электронной почте. Люди разговаривают на своем языке, и коммуникативные умения у них другие. И наши методы «активного слушания» и «регуляции эмоционального напряжения» им могут быть совершенно чужды. Рассказ Татьяны Плотниковой, аспирантки из Лесосибирска Я не смогу провести такого исследования в своем городке. Вы не представляете, насколько людей вообще не интересуют какие-то исследования, идеи... Никто даже не будет разговаривать со мной. Большинство людей думают только о том, как прожить, добыть еду, что бы им поесть, что приготовить, где раздобыть денег... В той мере, в которой интеллигенция приобщается к «офисному классу», она также отдаляется от всех остальных. Люди из разных миров сосуществуют иногда в одной семье. Рассказ Валентины Михайловны Кухаревой, петербургской пенсионерки Однажды мне надо было приехать с дачи очень рано. Я приехала к нашему дому, у Казанского собора, к семи часам утра. Набираю код, а он не срабатывает... Я не могла понять, в чем дело. И тут я подумала — ведь сейчас у всех есть мобильные телефоны, попрошу-ка я кого-нибудь из прохожих позвонить наверх, в квартиру. Прохожие на улице были, но почему-то все удивлялись и смотрели на меня как на сумасшедшую. «Какой телефон, бабуля?» И ни у кого — представляете! — ни у кого не оказалось мобильного телефона! Я не могла поверить... Ведь у всех же есть телефоны! Мне так жалко было будить своих. Дочь очень устает, она работает административным директором в иностранной компании. Внук тоже очень устает... Он долго по ночам сидит в Интернете. Но пришлось войти во двор и просто кричать, пока дочь меня не услышала. Но как же так? Я думала, что теперь уже у всех телефоны. У нас в семье у всех — и у дочери, и у внучки, и у зятя, и у младшего внука с двенадцати лет свой телефон... «Офисный житель», прочитав этот рассказ, скорее всего подумает «Странные люди! Почему до сих пор не купили бабушке телефон?!»[7] Человек, офисной жизни чуждый, возможно, скажет: «Вам бы наши заботы». А многие люди могли бы прореагировать и иначе. И тоже по-русски. Рассказ Андрея Коржакова, генерального директора петербургской компании В 1988-1991 я писал кандидатскую диссертацию по теме, имеющей отношение к содержанию железнодорожного пути. Для выполнения практической части диссертации мне приходилось неоднократно выезжать на участки дороги, где производились работы по ремонту и укладке железнодорожного полотна. Некоторые работы выполнялись группой путевых рабочих, где значительную часть составляли женщины. Их задача состояла в подгонке вывешенной краном плети к уже уложенной в путь. Выглядело это так: около двух десятков крупных русских красавиц, одетых в желтые жилеты, держали на тросах рельс и под звуки всеобщего клича «...к», разносившегося на километры в округе, били этим рельсом по уложенной плети. Только так им удавалось сплотить свои усилия и сдвинуть многотонную махину рельс и шпал. По окончании ЛИИЖТа Я попал по распределению вместе с выпускником того же ВУЗа на рельсосварочный завод, где 80% рабочего персонала составляли «люди с отсидкой» и с солидным опытом алкоголизма. Буквально на следующий день работы стало ясно, что для руководства таким коллективом и таким процессом в качестве мастера необходимо прибегать к «ненормативной лексике», т. к. в ином случае эффективность коммуникации снижалась, а иногда приводила к непониманию. Мой коллега, молодой специалист, мягкий и культурный человек, очень страдал, поскольку не мог перейти на более «краткий и доходчивый» язык общения с рабочими, был признан ими как слабый руководитель и после двух лет обязательной отработки покинул завод, успешно построил карьеру в агентстве недвижимости, а затем выехал в Германию. Рассказ Юрия Соловова, директора московского салона технического обслуживания автомобилей Простой народ просто тебя отторгает, если говоришь с ним не так, как они привыкли. Причем тут надо не нарочито это делать, а искренне: сразу начинать со специфического русского подхода. Не будешь так обращаться с ними — сочтут за слабака. Мы тренируем техники активного слушания и малого разговора, а в это время над Россией раздается: —...!.. —...!..!! Не как случайно вырвавшееся ругательство, а как рабочая команда. Как сигнал, возведенный в ранг принципа «делового взаимодействия». Но в офисном мире этого не слышат и не очень хотят об этом знать. А в тренинговом мире об этом редко задумываются. Конечно, нельзя исключить, что в некоторых офисах (и даже учебных организациях) еще и не такое услышишь. Но сути дела это не меняет. Просто эти офисы еще не до конца приобщились к офисному классу. Однако и здесь уже есть понимание, что так не надо, нельзя и т. п. А в Широком мире продолжает существовать убеждение, что не только надо, но и лучше всего, и для выражения чувств, и для коммуникативной ясности, и для стимуляции усилий... в деловом взаимодействии. А тренеры продолжают обучать офисным реверансам. Однако правомерно ли психологу быть только «офисным психологом»? Не шире ли его предназначение? 2.5. Как изменится тренинг коммуникативной
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|