Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа. 3 час.




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

 

Институт педагогики и психологии образования

 

Общеинститутская кафедра эстетического воспитания

 

Учебно-методический комплекс

Учебной дисциплины

Детская литература

 

Направление 050400: Педагогическое образование.

 

Профиль подготовки: Психология и педагогика дошкольного образования

Уровень подготовки: бакалавриат

.

2-й курс, 2-й семестр.

 

 

Москва, 2013

 

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

 

Институт педагогики и психологии образования

 

Общеинститутская кафедра эстетического воспитания

 

Учебно-методический комплекс

Учебной дисциплины

Детская литература

Программа учебной дисциплины

 

Направление 050400: Педагогическое образование.

 

Профиль подготовки: Психология и педагогика дошкольного образования

Уровень подготовки: бакалавриат

.

2-й курс, П-й семестр.

 

 

Москва, 2013

 

 

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры эстетического воспитания протокол №; утверждена и рекомендована к печати на заседании ученого совета Института педагогики и психологии образования протокол № …, от …………..

 

Директор Института педагогики

и психологии образования _______ А.И. Савенков

 

Заведующий кафедрой: _________ И.Н. Курочкина

 

 

Секретарь Ученого совета: _________

 

Составитель: _________ З.А.Гриценко

 

Рецензент: _________ Д.Г. Драгайцева

Часть П. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины

Описание учебно-методического комплекса дисциплины «Детская литература»

 

Данный учебно-методический комплекс составлен для дисциплины «Детская литература» и состоит из двух частей.

Часть 1 – программа учебной дисциплины. В ней содержится указании на Федеральный государственный стандарт ВПО, в соответствии с которым разработано содержание курса, определены цель и задачи курса, а также место учебной дисциплины в ООП, изложены требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся, сделаны ссылки на виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует данная дисциплина, компетенции, которыми должен овладеть обучающийся, и конечные результаты освоения курса. Здесь же раскрывается содержание основных разделов и тем дисциплины «Детская литература», приводится список рекомендованной основной и дополнительной литературы, указаны Интернет-ресурсы.

Часть П. Методические рекомендации. Здесь содержатся указания на виды учебной работы (аудиторные занятия и самостоятельная работа) и на их трудоёмкость. Названы темы лекционных и практических занятий. Разработаны задания для самостоятельной работы. Приводится примерная тематика дипломных, курсовых и контрольных работ, рефератов, дан список рекомендованной литературы, указаны Интернет-ресурсы, приведены вопросы к экзамену, а также требования к ответу обучающегося и критерии оценки.

Виды учебной работы

Виды учебной работы Кол-во час.
  Лекции  
  Практические занятия  
  Самостоятельная работа  
  Промежуточный контроль - экзамен  
  Всего  

 

Тематический план

Тема всего лекции практ. зан. сам. раб.
  Детская литература как вид искусства, объект научного исследования и учебная дисциплина.            
  Специфика фольклора. Русские народные сказки. Виды народных сказок            
  Поэтика русских народных сказок        
  Детский фольклор: история и современное состояние          
  Становление и развитие русской детской литературы .          
  Литературная сказка как явление культуры А. Погорельский «Чёрная курица…» - образец детской литературной сказки        
  Литературная сказка Х1Х века: от взрослых к детям: А. Пушкин, П. Ершов. Литературная сказка ХХ –ХХ1 вв.        
  Детское поэтическое чтение Х1Х в.: тематика, проблематика, художественное своеобразие Тема игры и игрушки в поэзии ХУШ – Х1Х вв.          
  Детская поэзия ХХ в.: К.Чуковский, С. Маршак, ОБЭРИу, С. Михалков, А. Барто, Е. Благинина, И. Токмакова Классические традиции в творчестве современных детских поэтов.          
  Процесс формирования человека в ребёнке: повести о детстве Х1Х – рубежа ХХ вв.          
  «Детство» Л. Толстого        
  Детская литература «серебряного века»        
  Изображение ребёнка в русской литературе Х1Х – начала ХХ века «Ангелочек» Л. Андреева в цикле рассказов о детстве            
  Природоведческая литература для детей Х1Х в.   «Кладовая солнца» М.М. Пришвина            
  Феномен Б. Житкова в детской литературе        
  В. Бианки и его «школа» в природоведческой литературе для детей        
  Рассказ как жанр детской литературы ХХ – ХХ1 веков        
  Детская литература ХХ1 в.: проблематика содержания и проблемы качества        
  Творчество Г.Х. Андерсена для детей. Г.Х.Андерсен и русская литературная сказка П половины ХХ в.        
  Современная зарубежная литературная сказка: отражение современной действительности в литературной сказке.        
  Экзамен        
  Итого        

 

Технологическая карта дисциплины

Направление подготовки «Педагогическое образование»,

Профиль подготовки «Педагогика и психология дошкольного образования»

Наименование дисциплины Уровень образования Статус дисциплины Кол – во час. в учебном плане Форма отчётности Курс, семестр
Детская литература бакалавриат основной (федеральный)   экзамен 1 курс, 1семестр
Смежные дисциплины по учебному плану
Дошкольная педагогика, возрастная психология, методика развития речи дошкольников

Вводный модуль

(проверка знаний и умений на входе)

Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущ. аттест. работы Аудит. или внеаудит. Мин. кол – во баллов Макс. кол – во баллов
Проверка имеющихся знаний опрос аудит.    
Итого        


Базовый модуль

(проверка знаний и умений по дисциплине)

Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущ. аттест. работы Аудит или внеаудит. Миним. кол- во баллов Макс. кол – во баллов
Присутствие на занятии Проверка посещаемости Ауд.    
Культура речи, умение вести диалог с преподавателем и другими участниками образов. среды, полнота и логичность ответа. Процесс общения в аудит. Ауд.    
Активность и содержательность работы на практ. занятиях Устные ответы Ауд.    
Овладение базовым понятийным аппаратом Устные ответы Ауд.    
Чтение и анализ художественных текстов. Приобретение навыков самост. работы с худож. текстом. Собеседование Внеауд.    
Отзыв о художественном произведении Письм. работа Внеауд.    
Выполнение заданий согласно УМКД Сам. работа Внеауд.    
Тема «Детский фольклор: история и современное состояние». Общение с преподавателем согласно заданию в УМКД Сам. работа Интернет - общение Внеауд.      
Умение работать с научной и научно-методической лит.(согласно заданиям в УМКД) конспект Внеауд.    
Умение анализировать тематику, проблематику, поэтику детских худож. текстов Контрольная работа, реферат, устный ответ Внеауд., ауд.    
Итого        

 

 

Дополнительный модуль

Тема или задание текущей аттест. работы Виды текущей аттест. Ауд. или внеауд. работа Миним. кол- во баллов Макс. кол-во баллов
Самост. разработка темы «Современная детская литература для дошкольников» дискуссия Внеауд.    
Посещение книжных выставок-ярмарок   Внеауд.    
Итого        
Всего (3 модуля)        

 

Тематический план дисциплины (четвёртый семестр, очная форма обучения)

 

Тема №1. Детская литература как вид искусства, объект научного исследования и учебная дисциплина.

Лекция. 2 час.

Программное содержание

Определение понятий «детская литература», «детское чтение», «круг детского чтения», «детское литературное творчество», «произведение, адаптированное для детского чтения», «художественный пересказ для детей», «литературная обработка фольклорных произведений» «произведение о детях». Смысловое значение понятий. Место каждого из них в понятийном аппарате учебной дисциплины. История развития детской литературы как научное понятие и процесс.

Детская литература как вид искусства, объект научного исследования и учебная дисциплина.

Детская литература как основа нравственного и культурного развития личности. Общечеловеческая ценность идей детской литературы.

Виды детской литературы. Детский писатель как особый тип писателя.

Детское книгоиздание: история и современность. Виды детских книг.

 

Литература к теме

1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005.- С. 17-25. Далее: Арзамасцева И., с указанием страниц.

2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению 3-е изд. – М.: Академия, 2008. – С. 7-9. Далее: Гриценко З. Учебник, с указанием страниц.

 

Самостоятельная работа. 3 час.

Программное содержание

Понятия функции и полифункциональности. Эстетическая функция – ведущая функция детской литературы. Основные функции детской литературы: познавательная, педагогическая (обучающая), нравственная, коммуникативная, воспитательная, компенсаторная, преобразующая. Особая роль гедонистической функции в развитии детского интереса к книге и чтению.

Вопросы для изучения

1. Функции словесного искусства, их общность и индивидуальный характер применительно к определённому виду искусства: фольклору, литературе для взрослых и литературе для детей.

2. Зависимость функции от времени её действия, социальных, педагогических, эстетических установок эпохи.

  1. Изучить содержание темы.
  2. Прочитать рассказ Л.Толстого «Косточка». Определить ведущие функции произведения.

Литература к теме

  1. Борев Ю. Эстетика. – М.: Высшая школа. – 2002. – С. 154-165.
  2. Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. – М.: Академия, 2008. – С.7-9. Далее: Путилова Е., с указанием страниц.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...