Отсутствие по уважительной причине
- Изучение лекционного материала и материала учебника по теме. Форма отчётности – собеседование с преподавателем.
- Выполнение заданий по самостоятельной работе по теме. Форма отчётности – представление преподавателю для проверки и оценки.
- Выполнение контрольной работы по теме. Форма отчётности – собеседование с преподавателем по теме работы.
Отсутствие по неуважительной причине
- Изучение лекционного материала и материала учебника по теме. Форма отчётности – собеседование с преподавателем.
- Выполнение заданий по самостоятельной работе по теме. Форма отчётности – представление преподавателю для проверки и оценки.
- Выполнение реферата по теме. Форма отчётности – собеседование с преподавателем по теме работы.
Примерная тематика рефератов и контрольных работ Примерная тематика рефератов и контрольных работ
- Рефераты
В случае пропуска двух и более занятий по неуважительной причине бакалавр выполняет реферат объёмом не менее 10 страниц текста, напечатанного по установленным правилам. В реферате должны быть план, содержание, изложенное строго по плану и состоящее из введения в тему, и выводы по теме, список использованной литературы и электронных материалов. Ссылки на использованную литературу обязательны.
Реферат состоит из введения, где даётся обоснование важности темы для детской литературы в целом, формулируются задачи, которые будут решены в основной части и которые покажут глубину понимания темы бакалавром. Введение пишется тогда, когда материал по теме собран и изучен, когда у бакалавра сформировалось представление о том, как следует излагать тему. Основная часть: здесь согласно плану раскрывается содержание работы. Выводы должны показать, к чему пришёл автор в результате постановки и решения задач, анализа собранного материала. Список литературы оформляется по общепринятым правилам.
При выполнении реферата бакалавр должен проявить самостоятельность, знание материала и умении логично излагать его.
Темы, списанные из учебников и Интернет-изданий, оцениваться не будут.
Тематика рефератов
- Детская литература как вид искусства: специфика, функции, критерии оценки. Особенности изданий произведений для детей дошкольного возраста.
- Виды народных сказок: содержание и поэтика. Анализ художественных текстов.
- Былина как оригинальный жанр русского фольклора. Анализ текстов.
- Современное состояние малых фольклорных жанров.
- Современное состояние детского фольклора.
- Становление и развитие жанровой системы русской детской литературы.
- Авторская сказка: фольклорная и литературная основа.
- Тематика детского поэтического чтения Х1Х в. Анализ текстов.
- Изображение ребёнка в русской детской литературе Х1Х – начала ХХ в. Анализ одного из художественных текстов (по в Максимализм как жизненный принцип юной Нины Джавахи (Л, Чарская. Княжна Джаваха).
- Творчество К. Чуковского для детей.
- Требования к детскому стиху как основа качества детской поэзии.
- Жанровое разнообразие детской поэзии ХХ в.
- Дошкольник в стихах В. Берестова.
- Исторический рассказ: прошлое и настоящее жанра.
- Творчество Н. Романовой для детей.
- Образ «почемучки» в произведении Б. Житкова «Что я видел».
- Тема семьи в современной зарубежной литературе для детей.
- Современная русская детская литература для дошкольников: тематика и проблематика.
- Жанровые особенности природоведческих произведений для детей. Анализ произведений.
Контрольные работы
Контрольная работа выполняется бакалавром в случае пропуска 1-2-х занятий по уважительной причине. Объём контрольной работы – не более 5 страниц текста. В работе бакалавр должен проявить знание темы, умение анализировать художественное произведение и логично излагать материал.
Темы, списанные из учебников и Интернет-изданий, оцениваться не будут.
Тематика контрольных работ
1. Художественные особенности детской литературы для дошкольников.
2. Требования к иллюстрациям в детской книге.
3. Специфические особенности фольклора, проявившиеся в народной сказке.
4. Сравнительный анализ сказки о животных и волшебной сказки.
5. Материнская поэзия: тематика, жанровые и художественные особенности.
6. Современное состояние жанра азбуки.
7. Сравнительный анализ текстов народной и литературной сказки (по выбору бакалавра).
8. Автобиографические мотивы в произведении А. Погорельского «Чёрная курица…»
9. Проблема «человек и власть» в сказках А. Пушкина.
10. Народно-поэтическая основа сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок».
11. А. Шишков – общественный деятель, писатель и создатель детских стихов.
12. «Детство» Л. Толстого: анализ глав, имеющих особое значение в развитии главного героя.
13. «Маленький каторжник»: поэтика образа главного героя (на примере двух произведений по выбору бакалавра).
14. Антропоморфизм как художественное средство, его отличие от анимизма (анализ 2-х художественных текстов по выбору бакалавра).
15. Авторская сказка с фольклорными традициями..
16. Взрослые поэты - детям.
17. Маленький герой произведения К. Чуковского «Крокодил».
18. «Чудаки» Ю. Владимирова как обэриутская книга.
19. Колыбельная песня как жанр в творчестве современных поэтов.
20. Суть споров Насти и Митраши (М. Пришвин. Кладовая солнца).
21. Птицы – герои произведений В. Бианки.
22. Тема «гадкого утёнка» в детской литературе.
Вопросы для самоконтроля по темам лекций и практических занятий.
- Почему детская литература является одним из видов искусства?
- Что такое «функция»?. Каким образом функции детской литературы связаны с возрастом читателя?
- В чём заключается возрастная специфика детской литературы?
- Чем определяется специфика фольклора?
- В чём заключается сходство и отличие русских народных сказок от сказок народов мира?
- Расскажите любую народную сказку, соблюдая элементы её поэтики.
- Найдите сходные и отличительные черты во всех видах народных сказок. На основе сходных и отличительных черт составьте игру – угадайку вида.
- Найдите сходные и отличительные черты в волшебных сказках и сказках бытовых.
- Чем специфика детского фольклора отличается от специфики общего фольклора?
- Почему жанр азбуки в детской литературе появился одним из первых? Чем современная азбука отличается от азбуки, изданной И. Фёдоровым?
- Чем литературная сказка отличается от народной сказки? Покажите отличия на примере двух текстов.
- Почему произведение А. Погорельского «Чёрная курица…» является эталоном в детской литературе?
- Какие темы и мотивы в сказках А.Пушкина и П.Ершова могут быть понятны и интересны современным дошкольниками? Найдите в сказках примеры описания реальной жизни.
- Что такое детское поэтическое чтение? Что не способствовало более раннему возникновению детской поэзии?
- Почему тема детской игры и игрушки является приоритетной в литературе для дошкольников? Каковы способы раскрытия темы?
- В чём заключается счастье детской жизни в изображении Л. Толстого?
- Что такое «психология детского характера»? По отношению к каким детским образам в литературе Х1Х – рубежа ХХ вв. можно применить это понятие?
- На примерах из текстов художественных произведений покажите особенности природоведческой детской литературы.
- Можно ли героев произведений Д.Мамина – Сибиряка назвать бедными людьми? В чём заключается их бедность?
- Почему Рубеж Х1Х – ХХ в. в русской литературе называется «серебряным веком»? Проведите аналогии между названиями предшествующего и последующего периодов. Можно ли говорить о том, что русская детская литература развивалась по тем же законам, что и литература для взрослых?
- Почему писательская судьба Л.Чарской считается феноменальной?
- Найдите романтические приёмы повествования в главе «Таинственные огоньки. Башня смерти» из романа Л. Чарской «Княжна Джаваха».
- Когда детская поэзия стала по-настоящему детской? Что тому способствовало?
- Согласитесь с К. Чуковским или опровергните его мысль о том, что детская поэзия – трудный вид искусства. Ответ аргументируйте.
- Как время отразилось в стихах С. Маршака для детей? Назовите те произведения автора, которые, по Вашему мнению, не следует читать современным детям?
- Что позволяет говорить о разнообразии жанров в поэзии С. Михалкова? Отличается ли тематика стихов С. Михалкова от тематики стихов К.Чуковского и С. Маршака?
- Почему детская поэзия ОБЭРИу считается игровой? Найдите игровые приёмы в стихах поэтов?
- Что объединяет поэзию для детей, написанную авторами - женщинами? Чем творческий стиль А. Барто отличается от творческого стиля Е. Благининой?
- Поэзия В. Лунина и М. Яснова: сходство и отличие в изображении ребёнка.
- Дидактический детский рассказ: его особенности. Какая литературная функция ему присуща более всего?
- Игровой (нонсенсный) рассказ: каким образом авторы играют с детьми?
- Что такое профессионализм в природоведческой литературе? Зачем он нужен авторам и читателям? Приведите примеры профессионального отношения автора к своим героям.
- М. Пришвин «Кладовая солнца»: Почему погиб Серый Помещик? Какую правду знала Травка?
- Что такое «школа» в литературе? Нужна ли она авторам и читателям»?
- Почему судьба Б. Житкова в детской литературе считается феноменальной? Что способствовало приходу Б.Житкова в детскую литературу?
- Что способствовало снижению качества детской литературы на современном этапе?
- Почему Г.Х.Андерсен выбрал для себя литературную сказку как один из основных жанров? Почему этот жанр прославил его имя?
- В чём заключается влияние сказок Андерсена на развитие русской литературной сказки?
- Какие проблемы реальной жизни отражены в современной зарубежной литературной сказке? С какими из них Вам хотелось бы познакомиться в процессе чтения? Какое произведение Вы для этого выберете?
Воспользуйтесь поиском по сайту: