Тема №2. Специфика фольклора. Русские народные сказки. Виды русских народных сказок.
Лекция. 2 час. Программное содержание Определение понятия «фольклор». Специфика фольклора; анонимность, устность, вариативность, коллективность. Народная сказка: определение понятия. История бытования и изучения. «Бродячий сюжет». Классификация. Видовые особенности сказок. Типы героев. «Урок молодцу» как смысловой стержень сказки. Влияние сказки на развитие личности ребёнка. Практическое занятие. 4 час. Программное содержание Сказки о животных, их своеобразие. Формы вымысла, отражение в них древних верований человека. Кумулятивные и этиологические сказки как разновидность сказок о животных. Особенности поэтики. Волшебные сказки. Их отличия от других видов сказок. Формы вымысла. Общечеловеческая значимость содержания. Особенности поэтики. Бытовые и авантюрные сказки: их сходство и различия. Форма вымысла. Особенности поэтики. Докучные сказки. Художественные особенности вида. Вопросы для обсуждения
Самостоятельная работа. 2 час.
Литература к теме
Тема №3. Поэтика русских народных сказок. Лекция. 2час. Программное содержание
Понятие «поэтика». Художественное время и художественное пространство сказки. Архитектоника и её элементы. Связь эстетического плана построения сказки с устной формой её бытования. Особенности художественного мира сказки: постоянные стилистические формулы, ретардация, портретные описания героев и их характеристика, интонация живого рассказа и др. Практическое занятие. 2 час.
Самостоятельная работа. 2 час.
Литература к теме
Тема №4. Детский фольклор: история и современное состояние. Практическое занятие. 2 час. Программное содержание Понятие о детском фольклоре, его специфика. Жанровая система. Колыбельная песня: научное и образное определение жанра. История появления и бытования. Содержание колыбельных песен. Магические мотивы в колыбельных песнях. Идея смерти ребёнка и её научное исследование. Философия отношений взрослого мира к детям. Художественные особенности колыбельных песен. Синкретический характер жанра. Литературная колыбельная песня. Потребность в сохранении и передаче традиции исполнения колыбельных песен. Современное состояние детского фольклора. Вопросы для обсуждения 1 Современное состояние колыбельной песни как жанра. Сохранилась ли традиция жанра в его содержании, исполнении, передаче? 2. Психофизическое воздействие песни на младенца. Роль содержания и мелодии в нём.
Самостоятельная работа. 2 час.
Литература к теме
Тема №5. Становление и развитие русской детской литературы. Лекция. 2 час. Программное содержание Древняя русская литература как особый вид литературы. Её значение в художественном развитии и воспитании детей. «Поучение» В. Мономаха. Возникновение литературы для детей. Её педагогическая и методическая направленность, художественные особенности. Первые русские детские книги. Детская литература ХУШ в. «Юности честное зерцало…» - художественный документ Петровской эпохи. Гипотетический круг детского чтения. Отражение в литературе для детей идей времени. Журнал Н.И. Новикова Детское чтение для сердца и разума. Самостоятельная работа. 2 час.
Литература к теме.
Тема №6. Литературная сказка как явление культуры. А. Погорельский. «Чёрная курица или Подземные жители» - образец детской литературной сказки. Лекция. 2 час. Программное содержание Литературная (авторская) сказка – ведущий жанр детской литературы. Определение понятия. История возникновения и развития, современное состояние жанра. Проблемы классификации. Тематика и проблематика сказок для дошкольников. Поэтика. Фольклорные и литературные традиции. Традиции зарубежной авторской сказки в творчестве русских писателей. Анализ художественных произведений.
Самостоятельная работа. 1 час. 1. Сказка Е. Шварца «Два брата»: сведения об авторе, вопросы для анализа произведения см.: Практикум. С. 22-25 Практическое занятие.2 час. Программное содержание, вопросы для анализа произведения А. Погорельского «Чёрная курица…» и другие необходимые материалы см.: Гриценко З. Практикум. – С. 16 – 22. Самостоятельная работа. 2 час.
Литература к теме
Тема №7. Литературная сказка: от взрослых - детям. А.Пушкин. П. Ершов. Литературная сказка ХХ-ХХ1 вв. Лекция. 2 час. Программное содержание Обогащение круга чтения детей за счёт перехода произведений, написанных для взрослых, в детское чтение. Новое звучание содержания произведений, новые смыслы, доступные детям. Сказки А. Пушкина. Тип героя, наделённого властью. Художественные особенности решения проблемы «власть и человек». История создания сказки П.Ершова «Конёк-Горбунок». Пушкинское влияние на сказку П. Ершова. Литературные и народные сюжеты и способы их переработки авторами. Композиционные особенности. Тип героя. Проблема авторства сказки «Конёк-Горбунок». Научные и околонаучные споры вокруг авторства сказки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|