Практическое занятие. 2 час.
Программное содержание Понятие «классическая традиция». Соотношение «традиция» - «новаторство» в детской литературе. Значение традиции в культуре. Проявление традиции в творчестве автора и конкретном произведении; тематика, художественные средства, концепции и идеи. Формы (родовые, жанровые, композиционные, речевые). Классические традиции в творчестве современных детских поэтов: В.Берестов, И. Пивоварова, а также В. Лунин, М.Яснов. Анализ художественных произведений. Особенности анализа стиха. Вопросы для обсуждения
Самостоятельная работа. 2 час. Выучить наизусть: В. Берестов «Как хорошо уметь читать», В. Лунин «Сметанопад», И. Пивоварова «Серенький денёк», М. Яснов «Горести-печалести». Литература к теме
Тема №10. Процесс формирования человека в ребёнке: повести о детстве Х1Х – начала ХХ века. Самостоятельная работа. 4 час. Программное содержание «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова как модель взросления ребёнка, попытка понять процесс формирования человека, определить нравственную картину мира. Интерес к внутренней жизни ребёнка. Психология детской души. Становление человеческой личности в пространстве быта и бытия, среди людей и событий.
Художественные приёмы создания образа Серёжи Багрова: мистификация читателя, «живость изустного повествования», психологический анализ внутреннего состояния, подлинность описаний. Психологический портрет ребёнка: возможности памяти, сила впечатлений, их эмоциональное выражение, возникновение потребности анализировать происходящее, наблюдения за жизнью и участие в «живой работе», умение стать на позицию другого, рождение и утверждение нравственных качеств личности, активный и осмысленный путь познания действительности. Педагогика воспитания в трактовке С.Т. Аксакова. Активное включение ребёнка в жизнь – одно из важнейших условий становления личности. Особая роль природы и чтения в период взросления человека. Условия формирования творческой личности в ребёнке: М. Горький «Детство». Роль бабушки в противостоянии мальчика «свинцовым мерзостям русской жизни». Колоритная речь героев и персонажей повести «Детство». Особое значение чтения и устных рассказов бабушки в становлении творческой личности Алёши Пешкова. Повесть М. Горького в советской и российской критике. Литература к теме
Тема №11 «Детство» Л. Толстого. Практическое занятие 2 час. Программное содержание «Детство» (1852 г.) – часть трилогии Л. Толстого о становлении человека в ребёнке. Автобиографические мотивы в произведении. Психологический анализ как понятие и основной метод работы Л. Толстого. Образная система «Детства»: Николенька и его ближайший круг – родители, бабушка, братья и сёстры, Наталья Савишна, Карл Иванович, друзья по играм, встречам, знакомствам.
Внутренний мир Николеньки: пути формирования. Процесс воспитания Николеньки. Дорога из детства в отрочество. Склонность мальчика к самоанализу.
Самостоятельна работа. 4 час.
Литература к теме Писатели нашего детства: 100 имён. Биографический словарь. Часть 3. – М.: Либерея. – 200. – С. 413-423. Далее: Писатели нашего детства, с указанием
Тема №12. Детская литература «серебряного века». Самостоятельная работа. 3 час. Программное содержание Эстетические поиски в русском искусстве рубежа Х1Х – ХХ вв. История понятия «серебряный век», его значение. Реальность происходящего и её отражение в искусстве для взрослых и детей. Новое открытие детства и ребёнка как самоценного субъекта общества. Социальная неоднородность детства и её изображение в литературе (Е. Сысоева, К. Лукашевич и др.). Охранительные тенденции в литературе для детей. Способы воздействия литературы на читателя – ребёнка: обращение автора к собственной биографии, реализм в сюжетосложении и романтизм в поэтике; тематика, близкая детям из разных социальных слоёв и разных типов семей; вставные легенды, сказки, сны и т.д. Разнообразие типов и характеров детей и взрослых. Учёт возрастных особенностей читателей. Пафос литературы для детей. Споры вокруг художественного уровня детских произведений. Оценка детской литературы «серебряного века» К. Чуковским, С. Маршаком, критиками нового времени.
Литература к теме
Тема №13. Изображение ребёнка в русской литературе конца Х1Х – начала ХХ в. «Ангелочек» Л. Андреева в цикле рассказов о детстве.
Практическое занятие. 2 час. Программное содержание Детство как «счастливая, счастливая невозвратимая пора…»: счастье детства в понимании авторов Х1Х – начала ХХ в. Мастерство А. Чехова в «изображении детей и детской психологии»: рассказ «Событие». Художественные особенности рассказа. Тип «маленького каторжника» в литературе конца Х1Х – начала ХХ в.: А. Чехов, И. Бунин, А. Серафимович и др. Социальные проблемы в произведениях и способы их решения. Поэтика детства. Общественная значимость произведений. Самостоятельная работа. 4 час. . Чтение рассказа А. Чехова «Событие» и рассказа Л. Андреева «Ангелочек». В каком случае можно говорить о психологическом подходе автора к изображению героев? Что такое «психологический подход в литературе»? Когда он стал возможным? Почему? Литература к теме
Тема №14. Природоведческая литература для детей Х1Х века. «Кладовая солнца» М.М.Пришвина. Лекция. 2 час. Природоведческая литература: определение понятия. Анимизм и антропоморфизм в детской литературе. Мысли В.Г. Белинского о природоведческой книге. Основные задачи природоведческой литературы. Антропоцентрический и экоцентрический типы мышления человека, их отражение в детской литературе.Значение природы для становления ребёнка. Пути развития природоведческой литературы. Художественное направление в исследовании темы природы в литературе Х1Х в.: Д.Н. Мамин-Сибиряк, А. Чехов. Новаторство А. Чехова в изображении природного мира. Ведущие темы в природоведческой литературе ХХ-ХХ1 в для детей. Отношение к ним детских авторов. Специализация и профессионализм писателей как обязательное условие создания настоящей природоведческой литературы. Задачи и способы их решения. Жанровое разнообразие. Художественные поиски и эксперименты. Писатели-природоведы – «переводчики с бессловесного» (В. Бианки). Образ повествователя в природоведческом произведении. Художественное направление в природоведческой литературе ХХ в.: М. Пришвин, К. Паустовский, Ю Коваль, Ю. Казаков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|